25 Участники организации отношений и страхового рынка
25 Участники организации отношений и страхового рынка
Страховой рынок – это особая социально-экономическая среда, определенная сфера экономических отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируются спрос и предложение на нее.
1) по отраслевому признаку (рынок страхования жизни, рынки страхования имущества, страхования ответственности и страхования предпринимательских рисков)
2) по масштабам (национальный, региональный и международный страховые рынки)
3) в зависимости от масштабов спроса и предложения на страховые услуги (внутренний, внешний и мировой страховые рынки)
Участники страховых отношений:
— страхователи (юридические или физические лица, имеющие страховой интерес и вступающие в отношения со страховщиком в силу закона или на основе двустороннего соглашения, оформленного договором страхования)
— страховщики (юридические лица любой определенной законом организационно-правовой формы, имеющие лицензию на проведение операций страхования, ведающие созданием и расходованием средств страхового фонда. Страховщиками могут быть: государственные страховые организации, акционерные страховые общества, общества взаимного страхования, перестраховочные компании)
— страховые агенты (физические и юридические лица, действующие от имени и по поручению страховщика в соответствии с предоставленными полномочиями. Они представляют интересы одной компании и получают за работу комиссионное вознаграждение)
— страховые брокеры (юридические или физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляющие независимую посредническую деятельность по страхованию от своего имени и представляющие интересы страхователя или страховщика)
. | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | . |
22 |Формы организации страхового фонда — Финансы и кредит 24 |Развитие страхового рынка в РФ — Финансы и кредит
Разделы библиотеки |
Проблемы и перспективы развития страхового рынка региона обсуждены на круглом столеУчастники круглого стола пришли к пониманию, что необходимо стремиться к балансу интересов страховщиков и страхователей, достижению равновесия между максимальным удовлетворением потребностей в страховании и устойчивым функционированием страхового рынка, содействующего развитию экономики. Круглый стол «Проблемы и перспективы развития страхового рынка Курганской области», организованный Департаментом экономического развития, торговли и труда Курганской области, состоялся 25 июля 2014 года и прошел в формате рабочей встречи страхового сообщества с представителями власти, мегарегулятора — Банка России, Роспотребнадзора. Цель круглого стола – предоставить страховому сообществу дискуссионную площадку для обсуждения актуальных проблем и перспектив развития страхового рынка региона и ведения публичного диалога с властью и надзорными органами. Стабильный и динамично развивающийся страховой рынок — один из факторов устойчивого развития экономики и общества. Участники круглого стола отметили, что положение дел на страховом рынке Курганской области требует взаимодействия органов власти, органов надзора и страхового сообщества. Это вызвано недостаточным охватом страховой защитой экономики Зауралья, низким уровнем страховой культуры населения области, а также системными проблемами страхового рынка, особенно ОСАГО и КАСКО — эти виды страхования вызвали наиболее острые дискуссии. Заместитель Губернатора Курганской области — директор Департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области Сергей Пугин отметил: «Эффективность работы страховых компаний, в конечном итоге, определяет потребитель страховых услуг. И мы должны учитывать его потребности и ожидания, которые, к сожалению, не всегда оправдываются положительным эффектом. Основные пожелания клиентов страховых компаний — чтобы услуги страхования можно было получить в удобное время, без очереди, без навязывания дополнительных платных услуг, в шаговой доступности, по приемлемой цене и по более упрощенной процедуре, а выплаты — своевременно и в адекватном объеме. Главная задача — повышение качества и доступности страховых услуг для населения Курганской области.». Участники круглого стола обсудили принятые Государственной Думой поправки в федеральный закон об ОСАГО, которые носят глобальный характер. Количество новшеств в законе об ОСАГО впечатляет. Участники выразили надежду, что результаты будут положительными. Круглый стол прошел в конструктивном режиме. Страховые компании получили от власти и надзорных органов направляющие сигналы для формирования векторов развития страхового рынка Зауралья.
Федеральный закон принят Государственной Думой 4 июля 2014 года и одобрен Советом Федерации 9 июля 2014 года. Цена огняУчастники страхового рынка считают необходимым и актуальным введение «пожарного» страхованияС момента трагических событий в пермском клубе «Хромая лошадь», где во время пожара в декабре прошлого года погибло 155 человек, чиновники и страховой бизнес активно обсуждают необходимость введения обязательного страхования гражданской ответственности за ущерб, причиненный пожаром третьим лицам. Соответствующий законопроект уже созрел в недрах МЧС. Альтернативную версию готовит Всероссийский союз страховщиков (ВСС). В феврале МЧС подготовило и обнародовало законопроект о введении обязательного страхования противопожарной ответственности. Его сразу же прозвали «пожарным ОСАГО», так как этот законопроект предусматривает обязательное страхование собственниками недвижимости гражданской ответственности за ущерб, причиненный пожаром третьим лицам. При наступлении страхового случая ущерб потерпевшим будут выплачивать страховые компании, страхующие ответственность собственников. Страхование от пожара имущества, квартиры собственника, по-прежнему останется добровольным. Теперь альтернативный документ разрабатывает и Всероссийский союз страховщиков (ВСС). По версии МЧС, размер страховых выплат по договору обязательного противопожарного страхования составит 1 млн рублей в части возмещения вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти каждого потерпевшего. До 25 тыс. рублей предлагается выплачивать в счет возмещения расходов на погребение каждого потерпевшего. В случае причинения вреда жизни и здоровью страховая компания будет выплачивать 1 млн рублей. Лимит по имуществу предлагается установить до 3 млн рублей, но не более 500 тыс. рублей на имущество одного потерпевшего. Предполагается, что тарифы установит правительство. Но страховые компании в случае принятия закона получат право увеличивать страховой тариф для владельцев объектов, где используется устаревшее противопожарное оборудование. Страховщики предлагают установить страховую сумму в 100 млн рублей на один договор страхования, выплата по вреду жизни и здоровью пострадавших — 2 млн рублей, по вреду имуществу — без ограничений. В своей версии закона ВСС хочет уйти от регулирования тарифов постановлением правительства, то есть тарифы будут устанавливать сами компании. Как заявлялось в СМИ, этот законопроект не будет затрагивать физических лиц и жилые помещения, а только места массового скопления. Документ сначала будет рассмотрен рабочей группой ВСС с целью определения консолидированной позиции страховщиков, затем с учетом замечаний будет предложен на рассмотрение рабочей группе МЧС, куда также входят представители страховых компаний. По существующему законодательству, ответственность за соблюдение норм пожарной безопасности несет собственник. Однако, как правило, компенсации пострадавшим после пожаров выплачиваются из госбюджета, и выплаты не всегда достаточны. Введение страхования ответственности в обязательной форме будет означать прежде всего гарантию выплаты понесенных убытков всем пострадавшим, компенсацию расходов на восстановление здоровья потерпевшим. Сейчас это чаще всего зависит от субъективных факторов: насколько крупный пожар, сколько пострадавших, каково финансовое состояние причинителя вреда. Если трагедия носит масштабный характер и имеет широкий общественный резонанс, то подключается государство и дополнительные выплаты могут быть увеличены. А если пожар произошел по вине соседа и без вреда здоровью, то компенсации от этого соседа можно ждать годами. Страхование ответственности перед третьими лицами по «огневым» рискам чрезвычайно распространено не только в странах Европы и США, но также в Китае и Японии. Большинство объектов недвижимости сдаются в эксплуатацию или берутся в аренду с обязательным условием наличия соответствующего страхового полиса, рассказывает Андрей Александров, директор филиала ОСАО «Ингосстрах» в Санкт-Петербурге. «В США адвокаты потерпевших разорят любого предпринимателя если будет хоть какая-то причина для иска. Там не нужно вводить обязательное страхование законом. Предприниматель страхует свою ответственность не из страха нарушить закон и заплатить штраф, а защищаясь от возможных миллионных исков потерпевших», — говорит госпожа Гуляева. Участники страхового рынка согласны, что в России необходимость введения такого страхования сейчас актуальна как никогда. Новый закон поможет создать легитимную инфраструктуру защиты интересов граждан при «огневых» страховых случаях и способствовать формированию более цивилизованного рынка. «В целом покрытие расходов на восстановление имущества за счет страховой компании является наиболее экономически выгодным и цивилизованным способом защиты от непредвиденных ситуаций», — отмечает Андрей Богданов, генеральный директор ЗАО «Иф Страхование». Обязательные виды, как это произошло с ОСАГО, помимо как такового источника дохода, становятся локомотивом для классических программ. Однако нельзя упускать из виду сопутствующие проблемы. Пока до конца не понятно, затронет ли законодательство простых граждан или только юридических лиц. Если закон будет распространяться на всех, то осложнений не избежать, считает Алексей Кузнецов, генеральный директор страховой компании «Капитал-полис». «»Автогражданка» вызывает бурю недовольства, здесь же справиться с потоком претензий будет гораздо сложнее. Кроме того, даже донести элементарные правила страхования до некоторых слоев населения достаточно сложно — одиноким пенсионерам преклонного возраста справиться с процедурой получения выплаты представляется практически невозможным. Даже многие автомобилисты долгое время не могли отличить страхование собственной ответственности от собственного имущества», — говорит господин Кузнецов. Страхование имущества и ответственности — разные понятия: свое имущество страхует от пожара достаточно малый процент собственников, а ответственность — еще меньше, отмечают эксперты. В основном страховой защитой свое имущество обеспечивают владельцы квартир бизнес-класса, с нетиповой планировкой или дорогостоящим ремонтом и предметами интерьера. Для них любой «огневой» страховой случай может обернуться колоссальными финансовыми потерями. Таких же правил придерживаются и владельцы загородных коттеджей. По договорам страхования имущества в Санкт-Петербурге застраховано менее 10% жилья, оценивает заместитель генерального директора ОСАО «РЕСО-Гарантия» в Санкт-Петербург Дмитрий Большаков. А по мнению Людмилы Лавровой, директора управления страхования ответственности и имущества физических лиц филиала компании «Росгосстрах» в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, доля частных собственников, страхующих недвижимость и имущество, и того меньше — порядка 5%. В обязательном порядке сегодня страхуется недвижимость, приобретаемая в ипотеку. Однако этот рынок невелик, а кризис только сократил число таких страхователей. Таким образом, формирование алгоритма действия закона в отношении физических лиц может стать основной сложностью при принятии законопроекта об обязательном противопожарном страховании. Если предприятия и организации можно обязать приобретать полисы обязательного страхования ответственности через новые правила лицензирования или ведения бизнеса, то физических лиц, которые, например, не совершают сделок с недвижимостью, а просто живут в своих квартирах, обязать купить страховой полис будет проблематично. «Рассчитывать на сознательное отношение граждан пока не приходится, все-таки уровень страховой культуры у нас в стране еще достаточно низок, и большинство россиян воспринимают обязательное страхование как дополнительную финансовую нагрузку, а не как инструмент защиты их интересов», — говорит господин Александров. Среди недостатков законопроекта МЧС эксперты выделяют и трудность осуществления контроля за страхованием. «Это и дополнительная нагрузка на органы, регистрирующие сделки с недвижимостью», — отмечает директор по страхованию ЗАО «Страховая компания «Авеста»» Андрей Шуйский. Кроме того, понадобится масштабная работа страхового сообщества по организации бизнес-процессов данного страхования, добавляет он. «Нужно учитывать, что полис страхования ответственности за пожар будет покрывать очень узкий ряд случаев», — обращает внимание Андрей Богданов из «Иф Страхования». Для того, чтобы страховая защита сработала, необходимо стечение целого ряда обстоятельств: имущество должно пострадать именно от пожара, который должен возникнуть именно по вине лица, ответственность которого застрахована. Страховая компания должна признать случай страховым, и, наконец, возмещения должно хватить на полное восстановление пострадавшего имущества или здоровья. Сложности внедрения таких законов связаны с необходимостью выстроить слаженную систему государственного регулирования тарифов, учитывающую многообразие условий эксплуатации недвижимости, правил формирования финансовых резервов, условий допуска страховых компаний к этому виду обязательного страхования, отмечает госпожа Лаврова. Да и многообразие собственников (частные, корпоративные, государственные, муниципальные, общественные) создает очевидные трудности при разработке технологии реализации закона. «Проект МЧС будет более привлекательным, если список рисков будет расширен. Гораздо чаще происходят такие банальные вещи, как залив — в этом случае само население будет чувствовать более ощутимую пользу от обязательного полиса», — добавляет господин Кузнецов. Внесены изменения в Закон об организации страхового делаПрезидент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Федеральный закон принят Государственной Думой 15 июня 2021 года и одобрен Советом Федерации 23 июня 2021 года. Справка Государственно-правового управления В Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон) и ряд иных законодательных актов вносятся изменения, устанавливающие порядок и условия допуска на российский страховой рынок иностранных страховых (перестраховочных) организаций – членов Всемирной торговой организации. Федеральный закон направлен на выполнение обязательств, принятых Российской Федерацией при присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года (протокол от 16 декабря 2011 года). Согласно положениям статьи 7 части II «Секторальные обязательства» раздела «Перечень специфических обязательств Российской Федерации по услугам» приложения II к названному протоколу в течение девяти лет после присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО) иностранным страховщикам будет разрешено коммерческое присутствие в форме филиала иностранной страховой организации при условии выполнения требований по лицензированию, финансовой устойчивости и гарантийному депозиту. Федеральным законом определено, что иностранная страховая организация – это иностранное юридическое лицо, осуществляющее коммерческое присутствие на территории Российской Федерации путём создания филиала (филиалов) и получившее лицензию на осуществление соответствующего вида страховой деятельности на территории Российской Федерации в установленном Законом порядке. Для осуществления страховой (перестраховочной) деятельности на территории Российской Федерации иностранная страховая организация, в частности, должна: быть зарегистрированной и иметь право на осуществление страховой деятельности на территории государства (на территории) – члена ВТО в соответствии с национальным законодательством этого государства (этой территории) по видам страхования, которые она намерена осуществлять на территории Российской Федерации, и (или) перестрахованию в течение не менее восьми лет по страхованию жизни либо в течение не менее пяти лет по иным видам страхования и (или) перестрахованию, а также иметь опыт осуществления соответствующей деятельности через филиал в ином государстве, чем государство – член ВТО, не менее пяти лет; иметь активы бухгалтерского баланса, стоимость которых по состоянию на конец отчётного года (при подаче заявления о предоставлении лицензии – на конец отчётного года, предшествующего дате подачи указанного заявления) должна быть эквивалентна не менее чем пяти миллиардам долларов США; не иметь регистрации в государствах (на территориях), предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны). Иностранная страховая организация не может осуществлять в Российской Федерации обязательное страхование (за исключением обязательного страхования, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»), страхование, связанное с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций, страхование объектов, требующих наличия лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также иное страхование за счёт средств, выделяемых на эти цели из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Федеральным законом устанавливаются: порядок и условия получения иностранной страховой организацией лицензии на осуществление страховой (перестраховочной) деятельности, основания для отказа в выдаче лицензии и (или) аккредитации её филиала, ограничения или приостановления действия лицензии, возобновления действия лицензии, отзыва лицензии; порядок аккредитации филиала иностранной страховой организации и порядок прекращения действия такой аккредитации; требования к наименованию филиала иностранной страховой организации; размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций (не должна превышать 50 процентов уставного капитала, в ином случае Банк России прекращает выдавать лицензии на осуществление страховой деятельности); требования к размеру и порядку формирования гарантийного депозита филиала иностранной страховой организации, к размещению денежных средств гарантийного депозита; перечень сведений о деятельности иностранной страховой организации, порядок доведения иностранной страховой организацией до страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей, лиц, имеющих намерение заключить договор страхования, информации о своей деятельности; порядок установления страховых тарифов (иностранные страховые организации вправе применять страховые тарифы, которые рассчитываются в соответствии с требованиями национального законодательства государства (территории), где они зарегистрированы, если иное не установлено федеральными законами); требования к квалификации должностных лиц субъекта страхового дела, в том числе руководителя, его заместителя, лица, на которое возложена обязанность по ведению бухгалтерского учёта, внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита). Федеральным законом также вносится изменение в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», согласно которому исключается необходимость проведения государственного технического осмотра или технического осмотра транспортного средства при заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Adblock detector |