Migration48.ru

Вопросы Миграции
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бюджетный кредит: изменения законодательства и судебная практика

Бюджетный кредит: изменения законодательства и судебная практика

Бюджетный кредит: изменения законодательства и судебная практика

Предоставление бюджетного кредита непосредственно государством — одно из перспективных направлений кредитования. Льготные условия выдачи займа, возможность реструктуризации задолженности делают его привлекательным для получателя. В то же время для государства это эффективный способ управления денежной ликвидностью.

Тема предоставления бюджетных кредитов сегодня достаточно актуальна и с точки зрения законодательства, и с точки зрения судебной практики. Бюджетное законодательство в части предоставления бюджетных кредитов меняется и совершенствуется с учетом не только результатов, связанных непосредственно с выдачей и возвратом бюджетных кредитов, положительного европейского опыта, но и правоприменительной практики. В статье рассмотрен вопрос предоставления бюджетного кредита с учетом изменений бюджетного законодательства и сложившейся судебной практики, а также приведен анализ норм бюджетного и гражданского права по вопросу, касающемуся заключения договора по предоставлению бюджетного кредита.

Бюджетный кодекс, введенный в действие с 1 января 2000 года в соответствии с Федеральным законом от 9 июля 1999 года № «О введении в действие Бюджетного кодекса РФ», установил возможность предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными предприятиями, а также государственным и муниципальным предприятиям (статьи 76, 77). Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63‑ФЗ в БК РФ были внесены изменения, в соответствии с которыми статьи 76 и 77 признаны утратившими силу и в кодексе появились статьи 93.2, 93.3, 93.4 и 93.5, в которых регламентирован порядок предоставления бюджетных кредитов.

В статьях 76 и 77 предусматривалась возможность предоставления кредитов юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными предприятиями, либо государственным и муниципальным предприятиям. Кредит мог предоставляться Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием и носил строго целевой характер. Такой кредит предоставлялся на условиях возмездности и возвратности.

Закон № в том числе изменил само понятие «бюджетный кредит». В ранее содержащейся формулировке Бюджетного кодекса определялось, что это форма финансирования бюджетных расходов, которая преду­сматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе. В настоящей редакции Бюджетного кодекса определение бюджетного кредита сформулировано как «предоставление денежных средств бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основе».

Соотношение норм бюджетного и гражданского законодательства

Исключение из Бюджетного кодекса статей 76, 77 и введение статей 93.2, 93.3, 93.4, 93.5 не только связано с изменениями, коснувшимися условий предоставления бюджетного кредита и субъектного состава, но и вызвано требованиями, сложившимися в условиях применения законодательства на практике. Если обратиться к судебной практике в период действия статей 76 и 77, то видно, что суды сталкивались с проблемой соотношения бюджетного и гражданского законодательства. При этом судами выносились различные решения в части применения норм Бюджетного или Гражданского кодексов. Так, в постановлении Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 года № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» были даны разъяснения, которые заключались в том, что при рассмотрении споров, возникших в связи с предоставлением юридическому лицу публично-правовым образованием или уполномоченной кредитной организацией бюджетных средств на возвратной и возмездной основе (статья 76 БК РФ), судам необходимо исходить из того, что эти отношения в силу статьи 2 Гражданского кодекса, пункта 1 статьи 76 Бюджетного кодекса носят гражданско-правовой характер, поскольку не основаны на административном или ином властном подчинении одной стороны другой.

Соотношение норм гражданского и бюджетного законодательства имело место не только в случаях предоставления бюджетных кредитов, но и в иных случаях применения норм Бюджетного кодекса на практике. Так, в постановлении Президиума ВАС РФ от 2 ноября 2010 года № 7971/10 по делу № Ф24‑4621/2008 был сделан вывод о том, что в части признания договора заимствования ничтожным нормы Бюджетного кодекса не должны быть применены, поскольку на возникшие правоотношения распространяются нормы Гражданского кодекса. Это отличалось от решений, вынесенных судами первой, апелляционной и кассационной инстанций, которые признавали спорный договор заимствования ничтожной сделкой, не соответствующей нормам Бюджетного кодекса.

По применению сроков исковой давности к возврату кредитов и, соответственно, применению норм гражданского законодательства к возникшим правоотношениям по предоставленному кредиту оценка также была дана в указанном постановлении Пленума ВАС РФ № 23. В нем определено применение сроков исковой давности, установленных нормами Гражданского кодекса к бюджетным правоотношениям. Применимо к правоотношениям, возникшим:

  • в связи с предоставлением на возвратной и (или) возмездной основе бюджетных денежных средств, в том числе бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) и иных бюджетных кредитов (ссуд), включая требования по уплате процентов и (или) иных платежей, предусмотренных законом и (или) договором (соглашением), в том числе требования о неосновательном обогащении и возмещении убытков;
  • по обязательствам целевого финансирования юридических лиц, условием предоставления которого являлась передача акций в собственность Российской Федерации;
  • из договоров и иных сделок об обеспечении исполнения указанных в настоящем пункте обязательств.
Читайте так же:
Образец письма о правопреемственности организации

В соответствии с пунктом 4 статьи 93.4 БК РФ срок исковой давности, установленный гражданским законодательством, не применяется и временными параметрами не ограничивается. В статье 93.4 БК РФ к вышеперечисленным правоотношениям, возникшим между Российской Федерацией и заемщиками, был определен порядок применения сроков исковой давности, отличный от сроков, установленных гражданским законодательством, в том числе применение сроков исковой давности к отношениям, возникшим до момента вступления в силу пункта 4 статьи 93.4, что привело к появлению постановления Конституционного суда РФ от 20 июля 2011 года № по делу о проверке конституционности, в том числе положений пункта 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса, в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда РФ. В соответствии с ним «отмена сроков исковой давности или закрепление в законе чрезмерно длительных сроков исковой давности в отношении возврата средств, полученных из государственного бюджета, влечет неоправданное ограничение имущественных прав заемщиков, нарушение баланса публичных и частных интересов и в результате — нарушение конституционно-правового режима». Федеральным законом от 12 ноября 2012 года № 189‑ФЗ в пункте 4 статьи 93.4 был установлен срок исковой давности — 5 лет.

Таким образом, с учетом анализа действующего законодательства и сложившейся судебной практики в период действия статей 76, 77 Бюджетного кодекса можно сделать вывод, что к правоотношениям, возникшим в результате предоставления бюджетного кредита, применяются сроки исковой давности, установленные Гражданским кодексом, за исключением правоотношений, указанных в пункте 4 статьи 93.4 БК РФ, в которой установлен срок давности, отличный от общегражданских, указанных в статье 196 Гражданского кодекса. Это, в свою очередь, не противоречит статье 197 Гражданского кодекса, где говорится о специальных сроках исковой давности, устанавливаемых законом. Кроме того, в статье 93.2 Бюджетного кодекса нашла отражение норма о том, что к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении бюджетного кредита, применяются нормы гражданского законодательства РФ, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом.

Изменения, внесенные Законом №

Также хотелось бы провести анализ существенных изменений Бюджетного кодекса в части предоставления бюджетного кредита, внесенных Федеральным законом № вступившим в силу 8 мая 2013 года. Так, пункт 1 статьи 93.2 БК РФ был дополнен абзацем 6 — отсылочной нормой к статье 93.6 БК РФ — в части особенностей предоставления Российской Федерацией бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов). Был дополнен новыми абзацами пункт 5 статьи 93.2 БК РФ, в соответствии с которыми для предоставления бюджетного кредита является обязательным включение в договор в качестве требования получение согласия от получателя кредита на проверку соблюдения им условий, целей и порядка предоставления кредита. И в отличие от предыдущей редакции пункта 5 установлены органы, которые будут осуществлять настоящий контроль — финансовые органы, предоставляющие бюджетные кредиты, и орган государственного (муниципального) финансового контроля. Существенным отличием от предыдущей редакции стало то, что предполагается проверка не только юридического лица, а всех получателей бюджетного кредита, причем с прописанным в договоре согласием на контроль за соблюдением условий, целей и порядка предоставленных кредитов.

И, конечно же, существенным является появление в Бюджетном кодексе статьи 93.6 «Бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов)». Указанная статья внесла ряд особенностей в части предоставления бюджетного кредита. Во-первых, преду­смотрена сама возможность предоставления кредита Российской Федерацией субъекту РФ (муниципальному образованию) на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) за счет остатка средств на едином счете федерального бюджета. Во-вторых, бюджетный кредит предоставляется субъекту РФ (муниципальному образованию) на основании договора, заключаемого территориальным органом Федерального казначейства с субъектом РФ (муниципальным образованием), на срок, не превышающий 30 дней, при условии его возврата не позднее 25 ноября текущего финансового года.

Читайте так же:
Счет 19 в бухгалтерском учете: проводки, характеристика, субсчета

В-третьих, бюджетный кредит на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) дается без предоставления обеспечения исполнения обязательства по возврату, уплате процентов, штрафов и пеней. В-четвертых, если предоставленный бюджетный кредит не погашен в установленный срок, взыскание задолженности по нему, включая штрафы и пени за нарушение срока возврата, обозначенного договором, осуществляется территориальным органом Федерального казначейства за счет доходов от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, подлежащих распределению территориальным органом Федерального казначейства в бюджет субъекта РФ (местный бюджет). В-пятых, не допускается реструктуризация обязательств (задолженности), а также заключение мировых соглашений, устанавливающих условия урегулирования задолженности по бюджетному кредиту на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов). Это условие отличается от норм, предусмотренных частью 10 статьи 93.2 Бюджетного кодекса, в которой установлена возможность реструктуризации обязательств (задолженности). При этом условия реструктуризации устанавливаются соответствующими законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации муниципального образования.

Бюджетный кредитный договор

В соответствии со статьей 93.2 БК РФ бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ с учетом особенностей, установленных настоящим кодексом и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства РФ. Однако глава 42 Гражданского кодекса «Заем и кредит» в отличие от Бюджетного кодекса, который не разграничивает понятие «договор кредита» и «договор займа», выводит договор кредита в отдельный параграф, обозначая определенные признаки, присущие конкретному виду договора.

Преподаватель МГЮА, юрист С. П. Гри­шаев в своей статье «Кредитный договор: содержание, виды, исполнение», подготовленной для системы КонсультантПлюс в 2010 году, указывает на то, что кредитный договор можно рассматривать в качестве важнейшей разновидности договора займа. Однако такая точка зрения разделяется не всеми юристами. Разграничение между этими двумя договорами имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Были случаи, когда юридические лица, предоставившие взаймы денежные суммы другим юридическим лицам, обвинялись в нарушении законодательства о банковской деятельности и предоставлении кредита без лицензии, хотя по существу речь шла о заключении договора займа.

Данной проблеме посвящено достаточно много трудов. Из их анализа можно сделать вывод о том, что по существу договор по предоставлению бюджетного кредита обладает скорее признаками кредитного договора, нежели договора займа, либо является отдельным видом договора — бюджетный кредитный договор, включающий в себя признаки договоров зай­ма и кредита.

В соответствии со стать­ей 819 Гражданского кодекса по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты. Однако, используя в Бюджетном кодексе понятие «предоставление кредита», а не займа, законодатель приравнивает государственные органы, органы субъекта РФ, выступающие от имени РФ или субъекта РФ, предоставляющие кредит от имени публично-правового образования, к кредитным организациям. Поскольку Бюджетный кодекс в статье 93.2, регулирующей порядок заключения договора и соотношения с нормами гражданского законодательства, говорит о предоставлении кредита, а не займа, решить вопрос об отнесении договора по предоставлению кредита к кредитным договорам было бы возможно в случае внесения изменений в статью 819 Гражданского кодекса. Необходимо определить в качестве кредитора не только банк и иную кредитную организацию, но и публично-правовое образование, что не противоречит статье 124 ГК РФ. Согласно этой статье Российская Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. Однако проект Федерального закона № 475386 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса, а также отдельные законодательные акты РФ» (принятый Госдумой в первом чтении еще 27 апреля 2012 года) не предусматривает внесение изменений в статьи, касающиеся договоров займа и кредита, с учетом положений бюджетного законодательства.

Читайте так же:
Льготный северный отпуск

Бюджетный кредит. Условия предоставления, как получить

  • Eng

Глава Минэкономразвития России Максим Решетников провел совещание в режиме видеоконференцсвязи с представителями регионов и федеральных ведомств для обсуждения распределения инфраструктурных бюджетных кредитов. В совещании приняли участие глава Калининградской области Антон Алиханов, Челябинской области — Алексей Текслер, Ивановской области — Станислав Воскресенский, Новгородской области — Андрей Никитин, Камчатского края — Владимир Солодов, Магаданской области — Сергей Носов, а также представители Минфина России, Минстроя России, Минстранса России и ДОМ.РФ.

Участники совещания обсудили основные условия и порядок распределения инфраструктурных кредитов, а также критерии для отбора проектов, которые могут быть профинансированы за счёт таких кредитов. Ранее Президентом в послании Федеральному собранию объявлено решение о стимулировании развития инфраструктуры в регионах за счёт предоставления бюджетных инфраструктурных кредитов по льготной ставке не более 3% сроком на 15 лет. Общий объем кредитов составит до 500 млрд рублей.

Как отметил глава Минэкономразвития, порядок распределения инфраструктурных кредитов должен быть справедливым, чтобы у каждого региона была возможность ими воспользоваться. В то же время, должна быть конкуренция, чтобы все выделенные средства были востребованы. «Предлагаемый нами подход – распределить лимиты между регионами с учетом озвученного Президентом требования об ответственной бюджетной политике, в рамках которых регионы смогут предложить свои проекты», — заявил Максим Решетников.

«Инфраструктурные кредиты – это важнейшая тема, которая была озвучена Президентом России в послании Федеральному собранию. Говоря про инфраструктурные кредиты, мы должны ставить во главу угла основные эффекты, которые мы хотим достичь – социальные и демографические, поэтому правила получения с одной стороны должны быть максимально просты и понятны, а с другой, отражали те основные принципы, которые озвучил Владимир Владимирович в своем послании», — отметил губернатор Челябинской области Алексей Текслер.

Губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский подчеркнул важность прозрачных правил распределения средств на инфраструктурные кредиты между регионами. «Как сказал Президент в Послании — обязательно учитывать ответственность проводимой бюджетной и долговой политики, чтобы мы могли внятно планировать, вкладываться в проектно-сметную документацию и своевременно начать проекты по преображению инфраструктуры в регионах в целях создания новых рабочих мест, роста доходов наших жителей», — заявил Станислав Воскресенский.

Губернатор Новгородской области Андрей Никитин отметил, что в регионе стоит вопрос обеспечения инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой ряда территорий для комплексного освоения и ввода жилья. «Одним из оптимальных способов обеспечения финансирования строительства и модернизации таких объектов считаем использование инфраструктурных бюджетных кредитов. Это позволит уже в 2022 году начать работу по комплексному освоению территорий. Новгородская область заинтересована в использовании инфраструктурных бюджетных кредитов, которые являются важным инструментом достижения национальных целей», — отметил глава региона.

Озвученные на совещании предложения регионов и федеральных ведомств будут доработаны и вынесены на решение рабочей группы Госсовета. В заключение, Максим Решетников отметил, что предложенные кредиты – это один из доступных для регионов инструментов финансирования инфраструктуры. Помимо него, в прошлом году был запущен механизм финансирования инфраструктуры за счет высвобождаемых средств после реструктуризации бюджетных кредитов в рамках Постановления Правительства №1704. В рамках механизма уже были одобрены 158 проектов, на которые регионы направят порядка 50 млрд рублей.

Статья 93.3 БК РФ. Предоставление бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации, местным бюджетам

1. Бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до пяти лет, за исключением бюджетных кредитов, выдаваемых за счет средств целевых иностранных кредитов, бюджетных кредитов для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов и случаев реструктуризации обязательств (задолженности), в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также за исключением бюджетных кредитов, предоставляемых в соответствии со статьей 93.6 настоящего Кодекса.

Читайте так же:
Как выписаться из квартиры через МФЦ

Цели предоставления бюджетных кредитов и размеры платы за пользование бюджетными кредитами устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете.

Субъект Российской Федерации, получивший бюджетный кредит из федерального бюджета, за исключением бюджетного кредита на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, а также случаев реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту не вправе размещать средства бюджета субъекта Российской Федерации на банковских депозитах на срок, превышающий один месяц.

В случае, если предоставленные бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенных кредитов, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, за счет межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета), а также за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации.

Предоставление, использование и возврат субъектами Российской Федерации указанных бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Предоставление, использование и возврат субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, бюджетных кредитов, полученных на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов должен предусматривать в том числе направления использования.

Отбор инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты, предоставляемые на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Федеральное казначейство осуществляет государственный финансовый контроль за соблюдением условий предоставления и использованием бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, условий соглашений об их предоставлении, условий контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения которых являются указанные бюджетные кредиты, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Проекты правовых актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих порядки, указанные в абзацах седьмом — девятом настоящего пункта, и распределение бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов направляются в Совет Федерации и Государственную Думу и в установленных пунктом 9 статьи 130 настоящего Кодекса случаях и порядке подлежат рассмотрению трехсторонней комиссией по вопросам межбюджетных отношений.

2. Местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до пяти лет.

Цели предоставления бюджетных кредитов и размеры платы за пользование бюджетными кредитами устанавливаются законами субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации.

В случае, если предоставленные местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенного кредита, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается за счет дотаций местному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации, а также за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в местный бюджет.

Предоставление, использование и возврат муниципальными образованиями указанных бюджетных кредитов, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

3. Бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов) из бюджетов муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до трех лет.

Цели предоставления бюджетных кредитов и размеры платы за пользование бюджетными кредитами устанавливаются решением представительного органа муниципального района (городского округа с внутригородским делением) о бюджете муниципального района (городского округа с внутригородским делением).

Читайте так же:
Ограничение отца в родительских правах

В случае, если предоставленные бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов) из бюджетов муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенного кредита, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается за счет дотаций бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов) из бюджета муниципального района (городского округа с внутригородским делением) в случае передачи муниципальному району (городскому округу с внутригородским делением) полномочия субъекта Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности городских, сельских поселений (внутригородских районов), а также за счет доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты городских, сельских поселений (внутригородских районов).

Предоставление, использование и возврат городскими, сельскими поселениями (внутригородскими районами) указанных бюджетных кредитов, полученных из бюджета муниципального района (городского округа с внутригородским делением), осуществляются в порядке, установленном муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального района (городского округа с внутригородским делением).

4. Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) устанавливают в соответствии с общими требованиями, определяемыми Министерством финансов Российской Федерации, порядок взыскания остатков непогашенных кредитов, включая проценты, штрафы и пени.

Бюджетный кредит. Условия предоставления, как получить

Минстроем России подготовлен проект[1] постановления Правительства РФ об утверждении правил отбора инфраструктурных проектов, на реализацию которых могут быть предоставлены инфраструктурные кредиты (далее – Правила). Правила проходят этап общественного обсуждения.

Поправки в Бюджетный кодекс РФ, создающие правовую основу инфраструктурных кредитов, Линия Права также анализировала в одном из материалов.

Цели и формы реализации проектов, финансируемых за счет инфраструктурных кредитов

Инфраструктурные кредиты могут быть направлены на:

Правилами установлены формы реализации финансируемых проектов. В этой части Правила определяют широкий перечень форм реализации проектов, в том числе:

Следовательно, Правила позволяют применять наиболее распространенные модели реализации инвестиционных проектов «с государственным плечом».

Инфраструктурный кредит может быть направлен в бюджет муниципального образования как целевой трансферт на реализацию инвестиционного проекта. Таким образом, финансирование проектов не ограничивается региональным уровнем.

Ряд полномочий в сфере отбора проектов реализуется президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации (далее – Президиум)[2].

В частности, Президиум:

Таким образом, именно Президиум осуществляет регулирование «третьего уровня» (первый – Бюджетный Кодекс РФ, второй – анализируемые Правила) и определяет судьбу заявок субъектов РФ на предоставление инфраструктурных кредитов.

Лимиты инфраструктурных кредитов

Лимиты бюджетных кредитов устанавливаются Президиумом по предложению Минфина России для каждого конкретного субъекта РФ.

В пределах лимитов субъект РФ вправе получить кредит без конкурса, если проект соответствует Правилам и получает одобрение Президиума.

Субъект РФ может потерять предусмотренные для него лимиты, если:

Лимит, который потерял регион, может быть направлен на финансирование инфраструктурных проектов других регионов, в этом случае распределение осуществляется на конкурсном отборе.

Отбор проектов в рамках лимитов

В рамках такого отбора участвуют проекты, кредит на которые не превышает установленного для региона лимита.

Для получения инфраструктурного кредита в рамках лимитов проект должен соответствовать следующим требованиям:

Из данного требования следует ряд важных выводов:

Конкурсный отбор проектов

Как следует из правил, на конкурсе подлежат распределению лимиты, «потерянные» другими регионами. При этом в отборе могут участвовать проекты региона, объем кредита по которым превышает установленные для этого региона лимиты.

Правилами установлены следующие конкурсные критерии:

Президиум может установить иные критерии, учитывающие специфику отраслей проектов.

При этом сохраняются требования к проектам, предусмотренные для отбора в рамках лимитов.

Как подать заявку

Высшее должностное лицо субъекта РФ должно направить заявку на получение кредита до 01 октября 2021 года.

Тем не менее, методика оценки проекта на соответствие требованиям социально-экономической эффективности еще подлежит разработке Минэкономразвития России, а Минстрой России еще должен утвердить форму соглашения с субъектом РФ о предоставлении кредита.

Следовательно, целесообразно дождаться утверждения методики оценки, и только потом, предварительно проверив проект на соответствие, направлять заявку.

До октября еще достаточно времени, чтобы даже с нуля структурировать проект.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector