Migration48.ru

Вопросы Миграции
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что делать при отказе на приватизацию земельного участка

Что делать при отказе на приватизацию земельного участка

Приватизация земельных участков, процедура оформления земельных участков в собственность, сегодня очень популярна. Все землепользователи поняли, что земельные участки, находящиеся у них на праве пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренде или просто пользовании (без документов) необходимо оформлять в собственность для того, чтобы иметь возможность распоряжаться своим недвижимым имуществом.

В Московскую областную земельную компанию обращаются граждане, которым органы местного самоуправления отказали в приватизации используемых земельных участков, ссылаясь на то, что эти граждане ранее (до принятия Земельного кодекса РФ) уже приватизировали другие участки земли.

Следует учитывать, что случаи бесплатной приватизации земли, если они имели место до 25 октября 2001 года, не могут приниматься во внимание, при применении однократности приватизации. Граждане имеют право на бесплатную приватизацию земельных участков, находящихся у них в пользовании, даже если он приобретал землю до введение в действие Земельного кодекса (25 октября 2001 года).

Сегодня новая фишка в органах местного самоуправления при обращении к ним с вопросом приватизации земли. Так гражданин Федорко Н. И. обратился в Администрацию района с просьбой передать ему в собственность земельный участок под жилым домом в деревне. Дом гр. Федорко достался по наследству, а на земельный участок никаких документов не было. В Администрации района, где был расположен дом и земельный участок ему отказали в бесплатной приватизации и предложили оформить земельный участок в аренду. Кстати, кто соглашается и оформляет свои участки под жилыми домами в аренду, наверняка не знают, что стоимость аренды земельного участка в год сейчас значительно поднялась. Так, например, житель Пушкинского района за земельный участок 1500 кв.м. будет платить в год от 100 000 рублей до 300 000 рублей. В других районах цены не меньше, иногда даже больше.

Несколько примеров из практики Московской областной земельной компании.

Гражданка Л. обратилась в администрацию одного из районов Московской области, а администрация отказала в приватизации части приусадебного земельного участка по причине того, что она ранее уже воспользовался своим правом. При изучении документов, юристами Московской областной земельной компании было выявлено, что в 1991 году гражданке Л. в пределах установленных норм было выделено бесплатно в собственность 900 кв. м. земли. Оставшиеся 600 кв. м. Администрация предложила выкупить. Юристы компании обратились в суд с иском, и Красногорский городской суд обоснованно удовлетворил жалобу.

Жительнице д. Торговцево Дмитровского района гр. Н. в 1992 году был предоставлен земельный участок общей площадью 1200 кв. м. на праве постоянного (бессрочного) пользования для личного подсобного хозяйства, более того, на земельном участке расположен жилой дом. В 2007 году гр. Н обратилась в администрацию с заявлением о приватизации земельного участка, но оформление в собственность земельного участка произведено не было в связи со смертью гр. Н. Наследником гражданки Н. — сын Д. оформил право собственности по наследству на жилой дом. Земельный участок оформить не смог, так как право постоянного (бессрочного) пользования не передается по наследству. Юристы Московской областной земельной компании обратились в суд с иском о признании права собственности на земельный участок, и Дмитровский городской суд принял правильное решение об удовлетворении иска.

В случае отказа органов местного самоуправления в бесплатной приватизации земли, гражданам необходимо обращаться в суд за защитой своих нарушенных прав. При наличии тех или иных оснований, можно признать незаконными действия (бездействия) государственного или муниципального органа и обязать их устранить допущенные недостатки; признать право собственности на земельный участок.

Оспаривание отказа в приватизации государственной и муниципальной собственности

Для облегчения ведения предпринимательской деятельности и более эффективного экономического развития государством для физических и юридических лиц предусмотрена возможность приватизации (приобретения в собственность) государственного и муниципального имущества (ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон о приватизации). Несмотря на относительно несложную с точки зрения закона процедуру приватизации, зачастую со стороны государственных органов и предприятий выносится отказ в приватизации государственной собственности лицу, желающему его приобрести. И, конечно же, данное решение можно оспорить, такое дело будет подведомственно арбитражному суду на основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса, согласно которой организации и физические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов публичной власти. В данной колонке я рассмотрю причины отказа в приватизации, логике суда по такому делу и методах оспаривания такого отказа.

Начнем с того, какие объекты физические лица и организации вправе приватизировать. Согласно ст. 5 Закона о приватизации может быть приватизировано имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности. Исключения составляют объекты, перечисленные в ч. 2 ст. 3 Закона о приватизации. К ним относятся, например, природные ресурсы, государственный и муниципальный жилищный фонд, государственный резерв, государственное и муниципальное имущество на основании судебного решения и т. д. Нужно отметить, что наиболее популярными объектами приватизации являются нежилые помещения, имущественные комплексы, объекты недвижимости на стадии строительства и земельные участки. Сразу хочу отметить, что отношения, связанные с приобретением земельных участков, которые принадлежат на праве собственности государству или муниципальным образованиям, не регулируются Законом о приватизации, нормы и порядок получения земельных участков закреплены в Земельном кодексе. Однако, в случае приобретение объектов недвижимости, строительство которых не завершено, одновременно передаются в собственность и земельные участки, которые данные объекты занимают и которые необходимы для их эксплуатации (ч. 1 ст. 28 Закона о приватизации).

Читайте так же:
Компенсация морального вреда: как взыскать моральный вред

Порядок приватизации представляет собой довольно-таки сложный процесс, состоящий из следующих этапов: разработка прогнозного плана приватизации государственного имущества (ст. 7-8 Закона о приватизации), далее – принятие решения о приватизации и исполнение решения о приватизации имущества, предусмотренным законом способом (ст. 14 Закона о приватизации).

Почему необходимо знать и учитывать этот порядок? Потому что условия приватизации в следующем финансовом году могут отличаться от того, что предыдущем году, это касается способов приватизации государственного имущества, нормативной цены, сроков рассрочки платежа и другое.

Что касается способов приватизации, то законодательно закреплен закрытый перечень данных способов в ст. 13 и гл. IV Закона о приватизации. Подавляющее большинство способов – это продажа государственного и муниципального имущества. К ним относятся продажа имущества на аукционе, конкурсе, продажа имущества без объявления цены, продажа находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ за пределами Российской Федерации, продажа имущества посредством публичного предложения. Помимо продажи также существуют способы преобразования унитарного предприятия в акционерное общество, а также внесения акций в качестве вклада в уставной капитал акционерного общества.

Особо хотелось бы обратить внимание на способ приватизации, закрепленный в Федеральном Законе от 22 июля 2008 г. №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности» (далее – Закон № 159-ФЗ). В соответствии с данным нормативно-правовым актом субъекты МСП пользуются преимущественным правом приватизации арендуемого имущества из государственной собственности по цене, равной их рыночной стоимости (ст. 3).

Рассмотрим некоторые ситуации из арбитражной практики для того, чтобы разобраться, какие проблемы происходят и могут произойти при приватизации государственной и муниципальной собственности.

Ситуация 1. Отказ в представлении земельных участков

Для начала рассмотрим возможные отказы в предоставлении земельных участков. Согласно действующему Закону о приватизации, владелец земельного участка (государственный или муниципальный орган) может отказать в предоставлении участка в собственность в случае, если на данном земельном участке находятся объекты недвижимости в стадии строительства или имущественные комплексы, участок является изъятым из оборота, находится в резерве, на участке имеются постройки, принадлежащие на праве собственности третьим лицам и т.д. (исчерпывающий перечень оснований приведен в ст. 39.16 Земельного кодекса РФ).Чаще всего отказывают в следующих двух случаях:

  • местная администрация оставляет участок в резерве для будущего строительства инженерных коммуникаций и иных нужд;
  • нахождение на приватизируемом земельном участке объектов недвижимости в стадии строительства, однако в этом случае, если именно владелец данных недостроенных объектов обратится с заявлением о приватизации участка, на котором они находятся, то уполномоченный орган обязан предоставить данный участок обратившемуся лицу в случае, конечно же, исполнения последний иных обязательных условий, предусмотренных законодательством.

Из судебной практики можно привести пример решения Арбитражного суда Мурманской области от 30 ноября 2017 г. по делу №А42-8768/2016. В данном случае истец (ИП) обратился с заявлением о предоставлении ему земельного участка из государственной собственности по договору купли-продажи на основании ст. 39.17 Земельного кодекса РФ. Основанием для этого служит тот факт, что истец является собственником сооружений, расположенных на данном участке, что дает ему право на приобретение земельных участков (подп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ). Уполномоченный государственный орган оставил без рассмотрения данное заявление на основании того, что заявитель не выполнил все требования, предусмотренные ст. 36.16 Земельного кодекса (а именно, ответчик ссылается на неполный объем предоставленных документов), в связи с этим заявитель вынужден был обратиться в суд. Соответственно суд вынес решение в пользу истца, признав решение ответчика незаконным и нарушающим права истца.

Сложнее ситуация обстоит, если оспаривается отказ в предоставлении земельного участка на основании того, что данный участок зарезервирован для государственных и муниципальных нужд. Можно привести в пример Постановление Восьмого Апелляционного арбитражного суда от 25 мая 2016 г. по делу №А46-8230/2015.В данном деле ИП выдвигает требования о предоставлении ему в пользование земельного участка, при этом он является владельцем недвижимого имущества, расположенного на данной территории. Суд первой инстанции, а также апелляционный арбитражный суд исковые требования оставили без удовлетворения. Исходя из материалов дела, можно сделать вывод, что суд, в первую очередь, руководствуется ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, на основании которой разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным ИП в заявлении о предоставление земельного участка.

Читайте так же:
Рекомендации по противодействию корпоративному мошенничеству

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что резервирование земли под государственные и муниципальные нужды является весомым основанием для отказа в предоставлении юридическим и физическим лицам права на данный земельный участок. Например, раньше была возможность оспаривать подобное решение на основании ст.28, ст. 36 Земельного кодекса РФ по вопросу предоставления в аренду сроком на три года земельного участка, необходимого в целях эксплуатации объекта недвижимости, находящегося на данном участке. Однако, с 1 марта 2015 года данные статьи утратили силу и теперь не имеется возможности основывать требования на этих нормах. Собственно, в приведенном мной последнем примере, Апелляционный суд также обосновал свое решение именно из-за утраты юридической силы данных статей, в противном случае суд, возможно, был бы на стороне истца.

Также, хочу обратить внимание на еще одну возможную (но часто встречающуюся) причину отказа в предоставлении земельных участков, а именно наличие разногласий с уполномоченным органом по площади или границам участка, а также площади максимальной застройки. Примером подобного спора можно привести решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга от 22 июня 2017 г. по делу № А56-61466/2016. В данном случае отказ в предоставлении участка по договору купли-продажи был основан на двух причинах: наличие на участке недвижимого имущества, принадлежащего третьим лицам и факт того, что площадь земельного участка превышает площадь, необходимую для функционирования и использования объекта недвижимости, который на нем расположен. Подобный отказ возможно оспорить с помощью проведения судебной экспертизы по оценке необходимой площади для функционирования объекта недвижимости, а также о статусе объекта, принадлежащего третьим лицам. В данном деле с помощью экспертизы установлено, что объект, принадлежащий третьим лицам, является движимым имуществом (трансформаторная подстанция), а наличие подобных объектов, согласно Земельному кодексу РФ, не является причиной для отказа в предоставлении участка. Также эксперт установил, что площадь, на которую претендует заявитель является необходимой для функционирования объекта недвижимости, который ему принадлежит. В итоге суд удовлетворил заявление истца в полном объеме и признал решение уполномоченного органа (ответчика) незаконным. Впоследствии ответчик обратился с апелляционной жалобой по данному делу, которая Постановлением Тринадцатого апелляционного суда от 31 октября 2017 г. по делу № А56-61466/2016 осталась без удовлетворения.

Подводя итог рассмотрения возможных отказов в предоставлении земельных участков можно сделать вывод, что уполномоченные государственные органы, а впоследствии и арбитражный суд, требуют выполнение от заявителя норм, предусмотренных ст. 39.16-39.17 Земельного кодекса РФ. Наиболее частыми причинами отказа являются: нахождение земель в резерве, наличие на спорном участке возведенных построек, принадлежащих третьим лицам, а также разногласия по площади или границам участка, а также площади максимальной застройки. Данные решения можно (а иногда и необходимо) обжаловать через арбитражный суд.

Ситуация 2. Отказ в приватизации нежилых помещений и имущественных комплексов

В практике арбитражных судов очень часто встречаются споры о приватизации нежилых помещений и имущественных комплексов, являющихся государственной и муниципальной собственностью. Предметом данных споров является чаще всего необъективно завышенная цена на данное имущество, что, естественно, затрудняет процесс приватизации и заключения сделки.

При составлении договора купли-продажи имущества с уполномоченным органом, при несогласии с ценой приватизируемого имущества, необходимо ответным письмом направить протокол разногласий. В случае, если уполномоченный орган не согласится с данным протоколом, данный спор необходимо разрешить в судебном порядке. Можно привести пример подобного спора, а именно Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 октября 2017 г. по делу № А40-5650/2017-28-45. Данный спор возник по причине, которую я описал выше. Следует отметить, что суд в данном случае будет руководствоваться следующими нормативно-правовыми актами: Законом № 159-ФЗ, определяющий порядок отчуждения государственного и муниципального имущества, Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», а также Законом о приватизации.

Цена приватизируемого государственного и муниципального имущества на основании ст. 12 Закона о приватизации должна устанавливаться на основании отчета об оценке составленного в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.В данном споре истец ссылался на оценку рыночной стоимости выкупаемого объекта, в соответствии с которой рыночная стоимость объекта ниже, чем стоимость, заявленная уполномоченным органом. Поэтому суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме.

Теперь проанализируем преимущественное право приватизации арендуемого имущества согласно ст. 3 Закона № 159-ФЗ. В качестве примера можно привести Решение Арбитражного суда Тюменской области от 31 октября 2017 г. по делу № А70-11965/2017. В данном деле ООО является арендатором нежилого помещения, являющимся государственной собственностью. На основании ч. 1 ст. 3 Закона № 159-ФЗ Общество подало заявление в уполномоченный государственный орган на приватизацию данного помещения. Однако, по данному заявлению был вынесен отказ на основании того, что заявителем не выполнены требования, предусмотренные вышеуказанной статьей, из-за чего Общество подало исковое заявление в арбитражный суд. В процессе рассмотрения дела заявитель предоставил документы, подтверждающие тот факт, что Общество временно владеет данным имуществом более двух лет по состоянию на 1 июля 2015 г. (в соответствии с ч.1 ст. 3 Закона № 159-ФЗ). Соответственно, заявитель имеет объективное преимущественное право на приватизацию данного объекта недвижимости. Также истец подтвердил, что является субъектом МСП. Суд также согласился с доводами истца и удовлетворил его требования в полном объеме.

Читайте так же:
Претензия на возврат денежных средств, образец

Из вышеприведенного анализа судебной практики можно сделать вывод, что зачастую решения или бездействия уполномоченных органов необъективны и незаконны в отношении предпринимателей. Чтобы выиграть данный спор, необходимо четко проанализировать нормы Закона № 159-ФЗ и Закона о приватизации, так как именно на нормы данных нормативно-правовых актов опирается суд. Оценочная экспертиза также играет ключевую роль в подобных делах особенно, когда разногласия касаются стоимости приватизируемого имущества.

В заключении хочу отметить, что арбитражная практика знает довольно большое количество споров, возникающих при приватизации государственного и муниципального имущества. Объектами данных споров могут выступать нежилые помещения, земельные участки, имущественные комплексы, объекты в стадии строительства. Разногласия возникают из-за того, что многие объекты недвижимости являются спорными, многие организации и физические лица не выполняют условия, при которых они получают право на приватизацию, а также, как указано выше, часто уполномоченные органы выносят немотивированное и незаконное решение относительно заявителя, что дает право на основании ч. 1 ст. 198 АПК РФ обратиться за защитой своих прав и интересов в арбитражный суд. Оспорить отказ в приватизации государственного и муниципального имущества можно, главное, определить соответствующие основания и доказательную базу.

Как поступить, если пришел отказ в приватизации участка

Можно ли что-то сделать, если отказали в приватизации земельного участка? Вообще, на каком основании власти вправе выносить отказ? Именно такими вопросами задаются люди, которые никак не могут реализовать свое право на приватизацию земли. В этой статье разберемся в причинах отказа, вариантах их оспаривания. Также объясним, почему следует спешить с приватизацией и обжаловать отказ в обязательном порядке.

  1. Основания для отказа в приватизации участка
  2. Оспоримые основания для отказа в приватизации ЗУ
  3. Что делать, если отказали в приватизации участка
    1. Досудебный порядок обжалования отказа в приватизации ЗУ
    2. Как в суде обжаловать отказ в приватизации земли

    Основания для отказа в приватизации участка

    Земельным законодательством предусматривается строго определенный перечень оснований для отказа в приватизации земельного участка (далее – «ЗУ»).

    1. Участок расположен в красных линиях. То есть он располагается на территории общего пользования (включая лесопарковые зоны), в том числе в пределах ЛЭП, коммуникационных сетей связи, трубопроводов, железных, автомобильных и пешеходных дорог, проездов и проходов.
    2. ЗУ полностью или частично расположен в природоохранной зоне. Это может быть территория заповедника и пр.
    3. Участок располагается в зоне, которая в недалеком будущем будет отнесена к особо охраняемым или подвергнута реорганизации.
    4. ЗУ частично или полностью располагается на территории частного владения физического или юридического лица.
    5. На участок или зону его расположения наложено ограничение или исключение из оборота.
    6. ЗУ располагается на территории земель, входящих в государственный резервный перечень и может потребоваться для реализации государственных (муниципальных) проектов.
    7. Участок запрещен к выкупу, иной передаче в частную собственность действующим федеральным законом или муниципальным правовым актом.
    8. На участке возведена незаконная постройка.

    Это предельный перечень оснований для отказа. При этом основания, по которым отказывают в приватизации квартиры (о них читайте здесь), в данном случае действуют лишь частично:

    • гражданин однажды уже приватизировал ЗУ;
    • участок не имеет определенных границ (о межевании можно узнать здесь);
    • не соблюдение формальных требований к приватизации (участок ранее не передавался гражданину);
    • отсутствуют определенные документы, необходимые для приватизации участка;
    • не соблюдение регламента приватизации (о нем можно узнать из этой статьи).

    Оспоримые основания для отказа в приватизации ЗУ

    Но чиновники не ограничиваются перечнем оснований для отказа, который определен действующим законодательством. И довольно часто выносятся неправомерные отказы, которые, тем не менее, формально могут быть истолкованы как обоснованные. Чаще всего люди, желающие приватизировать надел, сталкиваются со следующей отказной мотивировкой.

    • Недостаточно документов. Определенные бумаги могут быть утеряны или пришли в негодность. Органы, которые ответственны за них, могут быть уже расформированы, а архивы пропасть. Но при этом забывается, что чиновники в ряде случаев обязаны самостоятельно делать необходимые запросы.
    • Ошибки в обработке сведений из отчетной документации. В итоге наблюдается расхождение между сданными документами и данными, которыми располагает муниципалитет. Несмотря на явную ошибку муниципалитета или 3-х лиц, «виновником» объявляется человек, желающий приватизировать ЗУ.
    • На участке расположены незаконно возведенные строения. При этом власти не учитывают капитальность постройки. Ведь некапитальные конструкции не являются основанием к отказу в приватизации.
    • Имеется задолженность по налогам, перед коммунальщиками. Это, как и в случае с квартирой, не может рассматриваться как основание для отказа в безвозмездной передаче земли на основании приватизации.

    Что делать, если отказали в приватизации участка

    За отказом в приватизации участка часто следует несогласие человека, собиравшегося обрести право собственности на обрабатываемый надел. Но можно ли как-то оспорить вынесенное муниципалитетом решение? При наличии оснований – вполне реально. Вариантов 2 – досудебное обжалование решения, либо обращение в суд. Рассмотрим оба варианта.

    Досудебный порядок обжалования отказа в приватизации ЗУ

    Жалоба составляется на тот орган, который вынес необоснованное решение. В тексте обращения необходимо указать:

    • обстоятельства дела – кто, куда и с какой целью обратился, и что случилось в итоге;
    • обоснованность претензий – почему заявитель считает вынесенное решение в отказе в приватизации ЗУ необоснованным;
    • конкретные требования.

    Важно! К обращению прикладывается ответ на заявление о приватизации земли.

    Жалобу проще всего направить в прокуратуру. Это избавит от лишней мороки, связанной с определением вышестоящей инстанции. Прокуратура обязана провести проверку по факту обращения, и при выявлении несоответствия законодательству, вынести предписание об устранении нарушений.

    Но чаще всего ответом будет стандартная «отписка». И в таком случае «приватизатору» остается либо пойти вверх по инстанции (пожаловаться на прокурора), либо обратиться в суд.

    Как в суде обжаловать отказ в приватизации земли

    По факту отказа в приватизации ЗУ необходимо подать исковое заявление в районный суд по местонахождению участка (исключительная подсудность). Иск составляется по правилам ст. 131 ГПК РФ (об этом читайте здесь). Но в теле иска нужно указать:

    • обстоятельства дела – по сути, то же самое, что и при составлении жалобы;
    • ссылка на вынесенный отказ и отсылка к приложениям (решение муниципалитета прикладывается к иску);
    • аргументированная позиция истца, со ссылками на имеющиеся документы и нормы законодательства;
    • конкретные требования о передаче земли в собственность истца.

    Важно! К исковому заявлению обязательно прикладываются все документы, связанные с приватизируемой землей.

    Почему отказ в приватизации обязательно нужно оспорить

    К сожалению, мы живем в несовершенном мире. И за отказом в приватизации ЗУ может стоять вполне приземленный расчет – передать огромную территорию в собственность 3-го лица, которое решит построить на ней очередной жилой комплекс или коттеджный поселок.

    Именно поэтому нужно тщательно проверить аргументацию муниципалитета и при наличии малейших нестыковок требовать передачи земельного надела, в том числе и через суд. И лучше доверить это дело юристу, который установит законность вынесенного решения и подскажет, как правильно поступить в сложившихся обстоятельствах. Подробней о юридической помощи в приватизации можно узнать в этом материале.

    В связи с частым обновлением законодательства и юридической уникальностью каждой ситуации,
    мы рекомендуем получить бесплатную телефонную консультацию юриста. Свой вопрос Вы
    можете задать по номеру горячей линии 8 (800) 555-40-36 или написать его в форме ниже.

    Как приватизировать участок под домом?

    – Что нужно для приватизации участка под домом, с чего начинать?

    Отвечает старший аналитик компании BSA Алексей Зубик:

    Если Вы собираетесь именно приватизировать землю, а не покупать ее за собственные деньги, то это достаточно энергозатратный и хлопотный процесс. Приватизация проводится бесплатно только в двух случаях:

    • вы пользуетесь землей постоянно и на бессрочной основе;
    • земельный участок является пожизненно наследуемым владением.

    Значит, бесплатная приватизация возможно только с землей, находящейся в общем обороте, в том числе и с частными домами, но Вам стоит досконально изучить всю документацию по вашему участку.

    Итак, Вы решили приватизировать землю на безвозмездной основе. Начнем с того, что это не будет совсем бесплатно для Вас. Хотя Вы и не платите за площадь участка, но на Ваши плечи ложится оплата измерения участка, его оценка, подготовка документации и регистрация. Все эти процессы занимают не более 45 дней, и могут обойтись Вам в сумму порядка 10-15 тысяч рублей.

    Начать приватизацию стоит с обращения в органы местного самоуправления: нужно написать заявление в муниципалитет и приложить кадастровый план участка. Муниципалитет примет решение о приватизации и передаче участка в частную собственность в течение двух недель с момента подачи заявления. Если Вам будет отказано, то поступит предложение землю выкупить.

    Из документов Вам понадобятся:

    • ксерокопия паспорта РФ гражданина, оформляющего участок;
    • выписка из ЕГРП о праве собственности на постройки на участке и на право владения им;
    • кадастровый паспорт;
    • информация о постройках и сооружениях на участке;
    • заявление от хозяина, написанное по образцу.

    Отвечает ведущий юрист юридической компании «Юристо» Владимир Константинов:

    До начала процедуры приватизации участка под домом определитесь, на основании чего Вам принадлежит земельный участок и дом.

    Какие могут быть варианты:

    • дом приобретен до введения в действие Земельного кодекса РФ;
    • дом построен на земельном участке, принадлежащем на правах аренды;
    • дом построен на земельном участке, принадлежащем на праве наследуемого владения;
    • дом построен на земельном участке в СНТ, ДНП.

    Это самые распространенные случаи, когда оформить право собственности на земельный участок под домом можно. Если Вашего случая нет в этом перечне, рекомендуется обратиться к юристу для получения юридической консультации по Вашему вопросу.

    Теперь необходимо обратить внимание на наличие кадастрового учета земельного участка, если земельный участок учтен (поставлен на кадастровый учет), то можно приступать к оформлению права собственности. Если нет для начала придется провести постановку земельного участка на кадастровый учет.

    После кадастрового учета можно приступать непосредственно к оформлению права собственности на землю. Для этого в уполномоченный государственный орган подается заявление с приложением правоустанавливающих документов и личных документов заявителя. Таким образом, после оформления права собственности на земельный участок можно будет приступить к оформлению прав на дом, расположенный на земельном участке.

    Отвечает адвокатов краснодарской коллегии адвокатов «Юнита» Роман Кабанов:

    Для приватизации земельного участка под индивидуальным жилым домом необходимо, прежде всего, обратить внимание на документы, выданные на земельный участок. Бесплатная приватизация земельного участка возможна в том случае, если лицо ранее не приватизировало бесплатно какое-либо имущество.

    Право на приватизацию земельного участка дает нахождение у лица в собственности дома, но только по площади, необходимой для эксплуатации и обслуживания такого дома. Если же у собственника дома имеются правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположен дом, то приватизировать можно земельный участок той площади, которая указана в этих правоустанавливающих документах.

    Для того чтобы запустить процедуру, необходимо поставить земельный участок на кадастровый учет в Кадастровой палате. Для этого собственник дома должен обратиться к кадастровому инженеру и заказать изготовление межевого плана. Кадастровый инженер устанавливает границы земельного участка, акт согласовывается и подписывается всеми смежными землепользователями. После этого документы подаются на утверждение в Кадастровую палату через МФЦ. В случае, если нарушений при изготовлении документов кадастровым инженером кадастровая палата не выявит, земельный участок будет поставлен на кадастровый учет, а сведения о кадастровом учете будут внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

    После этого необходимо собрать документы, подтверждающие, что лицо ранее не использовало право на бесплатную приватизацию. Такие документы выдаются также в МФЦ. Затем лицо, претендующее на приватизацию земельного участка, обращается с соответствующим заявлением к собственнику земельного участка (обычно это администрация муниципального образования). Орган государственной власти или местного самоуправления, в чьей собственности находится земельный участок, разрабатывает проект договора о передаче земельного участка в собственность владельцу дома. Стороны договора подписывают его и сдают на государственную регистрацию в территориальный орган Росреестра через многофункциональный центр.

    После государственной регистрации собственник дома становится собственником земельного участка. Данные сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости, выдается подтверждающая это выписка.

    Отвечает руководитель проекта «Рамблер/финансы» Rambler&Co Николай Косяк:

    «Дачная амнистия» будет действовать до марта 2018 года на частные дома, и до конца 2020 года на земельные участки. При этом в вопросе приватизации важно, когда был выделен дачный участок. «Дачная амнистия» распространяется только на земельные участки, которые были получены до 30.10.2001 года.

    Также важно, на каком праве был предоставлен дачный участок. Если сведения об этом в документах отсутствуют, то участок считается предоставленным на праве собственности. Если же на землю нет документов, то нужно запросить у местной администрации выписку из хозяйственной книги. Эта выписка будет правоустанавливающим документом на землю. В том случае, если и в книге отсутствуют данные о наделе, тогда землю придется выкупать.

    Для приватизации земельного надела гражданину понадобятся документы, подтверждающие право владения земельным участком. Также потребуется кадастровый план участка. Если его нет, тогда нужно обращаться в земельный комитет и определять границы участка. Со всеми документами и заявлением необходимо обратиться в территориальный орган Росеестра. В течение 14 дней заявление будет рассматриваться. После рассмотрения документов с заявителем заключается либо договор купли-продажи земельного участка либо договор о безвозмездной передаче земельного участка в собственность.

    Текст подготовила Мария Гуреева

    Не пропустите:

    Присылайте свои вопросы о недвижимости, ремонте и дизайне. Мы найдем тех, кто сможет на них ответить!

    Редакция оставляет за собой право выбирать темы из числа вопросов, которые прислали пользователи.

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector