Migration48.ru

Вопросы Миграции
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

А вы кто? » — «А что, не видно? » Что за анонимы в форме проводят задержания на митингах

«А вы кто?» — «А что, не видно?» Что за анонимы в форме проводят задержания на митингах

В последнее время — особенно в последний год — участились случаи, когда на массовых мероприятиях граждан задерживает неизвестно кто — люди, которые носят вроде бы полицейскую форму, но не имеют или не показывают жетонов и отвечают отказом на просьбу представиться и предъявить документы. Что происходит и как с этим быть, выясняла Настик Грызунова.

При задержании на митинге простая просьба «представьтесь и покажите ваши документы», обращенная к сотрудникам полиции, отнюдь не всякий раз встречает у них понимание. Хотя, казалось бы, правила прозрачны: во-первых , «на форменной одежде сотрудника полиции, несущего службу в общественных местах, размещается нагрудный знак, позволяющий идентифицировать сотрудника полиции», во-вторых — «при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения». Закон «О полиции» недвусмысленно обязывает сотрудников не скрывать ни жетонов, ни имен, ни документов.

Полицейский — официальное лицо, его нагрудный знак — первый и самый очевидный способ опознать в том, кто говорит «Пройдемте», человека, с которым возможно взаимодействовать на понятных условиях, ясно описанных в действующем законодательстве. Это формальная гарантия того, что человек, производящий задержание и, возможно, применяющий при этом силу, имеет основания и право так поступать, не превышает полномочий — и не превысит полномочий в дальнейшем. Но люди в форме без нагрудных жетонов, имен и документов, осуществляющие (зачастую незаконно) задержания на массовых мероприятиях, не опознаются как полицейские, а следовательно, поведение их непредсказуемо и логично воспринимается как угроза (и органы охраны правопорядка не делают ничего для того, чтобы рассеять это нелестное впечатление).

В последнее время задержанные на массовых мероприятиях то и дело сообщают, что люди, производившие задержание, нагрудные знаки скрывали (или просто не имели никаких нагрудных знаков). Понять, что эти люди находятся в позиции власти и имеют право предъявлять некие требования к гражданам, можно разве что по их форме, которую не всем легко опознать. (Еще эти люди, конечно, транслируют позицию власти на словах, и »соблюдать и уважать права и свободы человека и гражданина» им при этом удается отнюдь не всегда.) В конечном итоге о тех, кто производил задержание, достоверно известно только одно: они были в форме, похожей на полицейскую.

  • Ко мне подошли два человека в форме сотрудников полиции без жетонов, не представившись, с требованием предъявить документы, что мною и было сделано. (9 мая 2018 г., Тула)
  • Иду я по 50 лет Октября, с одной руки веду трансляцию в «Перископ», в другой несу Конституцию РФ. Начинается гул, я пробираюсь посмотреть, и тут на меня внезапно набрасывается ниндзя с погонами. Естественно, он не представился и не сказал, что вообще происходит. (12 июня 2017 г., Благовещенск)
  • Через три минуты на меня неожиданно сзади напали неизвестные в бронежилетах, касках и, с применением грубой физической силы, заломали руки за спину и без каких бы то ни было объяснений, не представившись, повели меня из центра Марсового поля. На мои просьбы представиться и объяснить, за что меня задерживают, объяснений не дали. Их нагрудные знаки полицейских были закрыты, ФИО и должности не сообщили, установить личности не удается. (12 июня 2017 г., Санкт-Петербург )
  • 26 марта около 16:30 какие-то люди в костюмах сотрудников полиции скрутили меня у выхода из метро «Чеховская». Противоправных действий я не совершал, законных причин для задержания не было, оно прошло с многочисленными нарушениями ФЗ «О полиции» (не представились, не назвали основание для задержания, не предупредили о применении физической силы, применили физическую силу без законных оснований). (26 марта 2017 г., Москва)
  • Нас окружили полицейские, и один из них сказал проследовать в специальный автобус. Никто мне не представлялся и никто не объяснял причину этого требования. (11 ноября 2016 г., Химки)

Если задержанные просят представиться, сообщить номер жетона, показать документы — проще говоря, соблюсти закон, — эти предположительные сотрудники правоохранительных органов нередко реагируют несерьезно: игнорируют, насмехаются или отвечают не слишком завуалированными угрозами.

  • Несколько раз я спрашивал, почему меня задерживают, в ответ меня били и орали: «Заткнись, @%ь! Язык вырву!» (26 марта 2017 г., Москва)
  • Где-то в это время ко мне подошел чувак в форме полицейского и спрашивает, чем я тут занимаюсь. Я у него спрашиваю: «А вы кто?» Он говорит: «А что, не видно?» (8 июля 2017 г., Москва)
  • Зашла в автобус после долгих препирательств. Желала услышать фамилии людей, меня укравших с этого праздника жизни. В ответ прилетела угроза: «Девушка, вы что хотите, чтобы мы вас скрутили?» (12 июня 2017 г., Санкт-Петербург )

Затем, уже при составлении протоколов в ОВД, если задержанный хочет зафиксировать, что задержание происходило с нарушением закона «О полиции», временами приходится преодолевать сопротивление, а в результате все то же: не предъявляются ни жетоны, ни документы.

  • В участке я попросил сотрудников полиции представиться, показать свои служебные удостоверения в соответствии с законом о полиции, так как я намеревался обжаловать их действия. Этого сделано не было. (Март 2016 г., Иваново)

То же самое периодически происходит и при обысках — в дома и офисы врываются некие люди, не предъявляющие никаких документов, не имеющие нагрудных знаков и не всегда в форме.

  • Я не видела, чтобы предъявляли какие-то документы об обыске, по какому делу, кто и по какому праву врывается в наш дом. Ни единого документа несмотря на то, что я спрашивала много раз у разных людей. (Обыск и задержание Святослава Речкалова, 14 марта 2018 г., Москва)
  • Сотрудница полиции отказывается представляться и предъявлять жетон, ссылаясь на то, что ОНА ЕГО ЗАБЫЛА. (Обыск в штабе Навального, 7 марта 2018, Санкт-Петербург )
Читайте так же:
Апелляционная жалоба по уголовному делу: порядок рассмотрения

Сотрудник одного из московских УВД, которого мы попросили объяснить, что происходит и почему, признал, что подобное поведение сотрудников полиции нарушает закон, но отнесся к этому скорее философски и улучшения ситуации не прогнозировал:

— Почему это происходит, может ответить только тот, кто их (сотрудников полиции — ОВД-Инфо ) туда посылает. Аналогичная ситуация была с казаками, которые в последний раз там (на Пушкинской площади — ОВД-Инфо ) отличились. То же самое: люди непонятные, без жетонов, непонятно в какой форме, кто такие?

А в полиции существуют какие-то внутренние представления о том, что сотрудникам просто не надо предъявлять документы при задержаниях на массовых мероприятиях?

— Нет. Если [сотрудник] в форме, он обязан представиться и показать документы. Если они не представляются, — это, понятно, нарушение, не обсуждается. Если заламывают руку [при отсутствии сопротивления] — это непонятная ситуация абсолютно. При спецоперациях, если они в ОМОНовской форме, с дубинками, при всей амуниции — тогда они не представляются. У них особый случай, особое распоряжение по этому поводу, и они работают очень жестко.

А в ситуациях несогласованного мероприятия объявляется режим спецоперации?

— Ничего подобного. Это мы говорим про какие-то чрезвычайные ситуации. Допустим, есть разработка каких-то бандитов и мы знаем, что они вооружены.

Но тут-то ситуация «мирные граждане собрались на Пушкинской площади». Мирно, без оружия, 31-я статья Конституции. Не очень понятно, с чего бы спецоперация.

— Ну, сотрудники, наверное, уже расслабились и привольно себя вели, считали нужным не представляться, не показывать документов. Может, и была спецоперация, но кто вам что скажет? Если была, [сотрудник] не обязан вам представляться. То есть с одной стороны, было нарушение, с другой стороны, его, возможно, и не было. …У каждого своя жизненная позиция, я все это прекрасно понимаю, в одной стране живем. Но если вы придерживаетесь какой-то позиции, сейчас все это будет достаточно сильно и жестко пресекаться.

После массовых акций, когда задержания ставятся на конвейер и добиться от сотрудников полиции соблюдения закона особенно сложно, имена тех, кто задерживал, если и выясняются, то окольными путями и не сразу. Нередко случается это только в суде, когда привлекаемый к административной ответственности наконец получает возможность ознакомиться с материалами дела и узнает много нового о себе и своем поведении из рапортов людей, якобы его задержавших и подписавшихся некими фамилиями и должностями, которые он видит впервые в жизни.

  • В протоколах написано, что меня задержали два омоновца 1993 и 1994 года рождения. Но меня задержал один высокий усатый за сорок — и свидетель это подтвердит. (12 июня 2017 г., Москва)

И на рапортах никому не знакомых полицейских — написанных под копирку документах, под которыми стоят подписи, вызывающие серьезные вопросы, — судьи строят потом свои решения по административным делам участников публичных мероприятий и пишут в постановлениях, что показания привлекаемых опровергаются в том числе этими рапортами, «ставить под сомнение которые оснований не имеется». А если при задержании протоколы не составлялись и не заводилось дело, полицейские, осуществлявшие задержание, так и остаются безымянными.

Впрочем, юристы, к которым ОВД-Инфо обратился с просьбой прокомментировать такое положение вещей, скорее склоняются к мысли, что хотя полицейские безусловно обязаны представляться, отказ это делать — наименьшая из существующих проблем. А если даже рапорты в административных делах задержанных подписаны полицейскими, это не означает, что полицейские и производили задержание, — задерживать вполне могла Росгвардия (что, заметим, усложняет задачу мирного гражданина, собравшегося на публичное мероприятие: выходит, ему нужно научиться распознавать и различные покрои формы, отчего, впрочем, данных о том, кто именно его задерживал, у него особо не прибавится).

«В законе „О полиции“ требование носить жетон есть, в законе „О войсках национальной гвардии“ этого нет, — поясняет юрист Московской Хельсинкской Группы Александр Передрук. — Сотрудники Росгвардии вообще не обязаны носить жетоны — закон их не обязывает. У них должна отличаться форма. Сотрудники Росгвардии одно время носили ОМОНовскую форму, а сейчас у них должна быть нашивка „Росгвардия“ и так далее. У них свое служебное удостоверение. И, кстати говоря, в отличие от полицейских, они и удостоверение не обязаны демонстрировать — не только в случае, когда человек к ним подошел, но и когда они человека задерживают. Такая дифференциация в законе. Полная анонимность при общении с гражданами.

Сейчас — по крайней мере, в Петербурге — людей на публичных мероприятиях очень часто задерживает не Росгвардия, а именно полицейские. Но если речь о публичных мероприятиях, нужно понимать, насколько задержание необходимо и насколько есть возможность представиться и объяснить причину задержания. Я думаю, ни для кого не секрет: если полицейские проводят спецоперацию, они не будут бежать за подозреваемым и кричать ему вслед: „Меня зовут прапорщик Иванов!“ Обычно они ограничиваются тем, что все объясняют в мегафон.

Читайте так же:
Декретный отпуск совместителя. Как оформить, оплата

Но вообще массовые задержания последних двух лет в целом объективно неадекватны. Как правило, происходят мирные, никому не мешающие публичные мероприятия, нет никакой необходимости задерживать, и когда мы говорим, что полицейские должны представляться при задержаниях… Ну, наверное, должны. Но когда у нас есть труп, важно ли, что у него болел палец? Тут то же самое. С одной стороны — серьезные нарушения: сам факт задержания, все дальнейшие процессуальные аспекты; с другой — просто тот факт, что полицейские не представляются. Имеет ли это ключевое значение — большой вопрос.

Тут можно судить в категориях „политически мотивированный“ (или наоборот) либо „обоснованный/необоснованный“. Я склоняюсь к тому, чтобы оценивать, насколько действие обосновано. При необоснованных задержаниях понятно, почему они не представляются. Им, по сути, дан карт-бланш на все действия. Они могут бить людей дубинками, хотя федеральное законодательство четко и вполне однозначно запрещает применение спецсредств в отношении лиц, которые задержаны на публичном мероприятии (ну, за некоторыми исключениями). Если, как 5 мая или 12 июня, полицейский (не представившись) может задержать людей и побить их дубинкой сегодня, почему он не может сделать это завтра? Это входит в привычку. Сегодня разрешили — значит, и завтра разрешат.

И это имеет отложенный эффект: чем больше мы им позволяем каждый раз, тем они больше будут это делать. И нет никакого контроля со стороны других правоохранительных органов. Прокуратура молчит — она ни разу не дала, например, оценку законности применения спецсредств. Суды в лучшем случае занимают выжидательную позицию, но, как правило, просто отказываются признавать незаконными те или иные действия полицейских. И эффект у такого карт-бланша , к сожалению, только негативный».

Адвокат Московской коллегии адвокатов, правовой эксперт Анастасия Саморукова отмечает, что если у людей, производивших задержание, не было жетонов, с немалой вероятностью это были сотрудники не полиции, а Росгвардии: «Как с этим быть, я пока не знаю. Вроде бы задерживают сотрудники Росгвардии — там иногда не то что фамилию не увидишь, там и лица порой не видно, потому что они могут быть в этих своих космонавтских шлемах. Да, подходят, берут сзади, не представляются, тащат куда-то , а потом в материалах дела появляются рапорты, которые суд признает допустимыми доказательствами. Хотя зачастую бывало так, что в суде, например, если в виде исключения вызывали сотрудников, составивших рапорт, те не могли сказать, кого задерживали, потому что просто не помнили, либо говорили по написанному: мол, я тогда написал — вот так оно и было. „А почему у вас все рапорты совершенно одинаковые, слово в слово?“ — „Ну, потому что ситуация была одинаковая“. И суд считает, что это нормально.

Понимаете, возмущаться, потому что они не представились, уже просто смешно. Возмущаться надо потому, что они вообще не имеют права задерживать мирных людей, которые никому не причинили вреда. Конечно, это тоже проблема, сотрудники полиции обязаны представиться, но в данной ситуации, при нынешнем комплексе нарушений прав… Право на свободу собираться мирно, без оружия настолько попрано, что если они еще и не представляются, когда нас задерживают… Ну, о’кей, не представляются. Когда мы решим все проблемы, будет, конечно, здорово, но я бы начинала не с этого».

Общение с милицией. Советы правозащитников

Эта памятка поможет вам быть чуть более подготовленными к общению с милицией. Как показывает практика, лучшие помощники в коммуникации с представителями любых государственных служб – внимательность, четкое знание своих прав и дружелюбие.

К вам подошел милиционер…

Если инициатор коммуникации сотрудник милиции, он должен представиться, показать удостоверение и сообщить причину обращения. Если он не сделал этого, вы вправе попросить его сообщить эту информацию.

В случае, если милиционер откажется сообщить свои данные, помните, что большинство из них носят на груди специальные жетоны, постарайтесь разглядеть и запомнить номер.

Если сотрудник милиции некорректно и оскорбительно обращается к вам, обратите его внимание на то, что его действия незаконны и вы будете их обжаловать. Можно сослаться на Правила профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел (утверждены приказом МВД от 04.03.2013 № 67).

Если милиционер продолжает вести себя некорректно, ни в коем случае не вступайте с ним в конфликт, не оскорбляйте его и не вырывайтесь, если он решил вас задержать. Данные действия могут быть расценены как неповиновение законным требованиям должностного лица (ст. 23.4 КоАП – влечет наложение штрафа от 2 до 50 базовых величин или административный арест), либо как оскорбление должностного лица при исполнении им служебных полномочий (ст. 23.5 КоАП – влечет наложение штрафа от 20 до 50 БВ), либо как насилие в отношении сотрудника милиции (ст. 364 УК – влечет уголовную ответственность вплоть до лишения свободы до 6 лет).

Проверка документов и личных вещей

Если сотрудник милиции просит вас предъявить документы, удостоверяющие личность, попросите его сообщить об основаниях для этого. Сотрудники органов внутренних дел имеют право проверять у граждан документы, удостоверяющие личность, только при подозрении в совершении ими преступлений, административных правонарушений либо при входе на охраняемый объект – абз. 2 ч. 1 ст. 25 Закона «Об органах внутренних дел».

Если сотрудник милиции подозревает вас в совершении противоправных действий, он обязан сказать вам, в чем вы подозреваетесь – п. 1 ч. 1 ст. 4.1. ПИКоАП.

Если у вас при себе не будет документов, сотрудник милиции вправе задержать вас на срок до 3 часов.

Если сотрудник милиции просит вас показать личные вещи (сумку, содержимое карманов), помните, что сотрудники милиции вправе проводить личный досмотр граждан и их вещей на входах в здания аэропортов, железнодорожных вокзалов, на объектах метрополитена и в иных местах, определенных законодательными актами Республики Беларусь (спортивные, особо опасные, охраняемые и другие объекты) – абз. 6 ч. 1 ст. 25 Закона «Об органах внутренних дел». Но в любом другом общественном месте без серьезных оснований проводить личный досмотр нельзя.

Читайте так же:
Как подать жалобу в Роспотребнадзор

Задержание. 3 и 72 часа

*касается ситуаций, когда вас задерживают по подозрению в совершении административного правонарушения

Вас могут задержать на срок до 3-х часов при совершении административного правонарушения или для установления личности. Этот срок может быть продлен до 72-х часов, если вас задерживают за правонарушение, за которое предусмотрен арест/депортация или если вы в состоянии опьянения или выраженного психического расстройства и представляете опасность.

Срок исчисляется с момента задержания, а не с момента доставления в отделение милиции. При доставлении в отделение милиции настаивайте на немедленной фиксации задержания в специальном журнале с указанием времени фактического задержания.

Задержание может быть применено только для:

пресечения противоправной деятельности;

составления протокола об административном правонарушении, если составление его на месте выявления (совершения) административного правонарушения не представляется возможным – т.е. если милиционер предлагает вам проследовать в отделение для составления протокола, настаивайте на составлении протокола на месте (но это только в том случае, если у вас есть с собой документы, удостоверяющие личность);

обеспечения участия при рассмотрении дела об административном правонарушении;

пресечения сокрытия или уничтожения доказательств;

обеспечения исполнения административного взыскания в виде административного ареста или депортации.

На срок свыше трех часов, но не более чем на семьдесят два часа могут быть задержаны:

физическое лицо, если ему вменяется в вину совершение административного правонарушения, за которое в качестве административного взыскания предусмотрены административный арест либо депортация;

физическое лицо, находящееся в общественном месте в состоянии алкогольного или наркотического опьянения – до вытрезвления;

физическое лицо, имеющее признаки выраженного психического расстройства и создающее своими действиями явную опасность для себя и окружающих, – до передачи его в организацию здравоохранения.

Права человека при задержании

*касается ситуаций, когда вас задерживают по подозрению в совершении административного правонарушения

Самое важное: вы можете отказаться давать любые объяснения, которые касаются вас или ваших близких родственников – согласно ст.27 Конституции.

С момента задержания (а не доставления в отделение!) вы имеете следующие права:

Коротко:

знать, в чем именно вас подозревают или обвиняют;

не давать никаких объяснений, особенно если вам кажется, что они могут быть использованы против вас;

получить копию протокола об административном правонарушении;

иметь защитника с момента задержания;

милиционеры в течение трех часов обязаны по вашей просьбе уведомить о задержании ваших близких или нанимателя;

потребовать письменные принадлежности и подать жалобу дежурному милиционеру, если вам кажется, что ваши права нарушены, – жалобу адресуйте надзирающему прокурору или начальнику отделения милиции;

потребовать при необходимости медицинскую помощь и направление на медицинское освидетельствование.

Ваши права подробно:

знать, совершение какого административного правонарушения вменяется в вину;

давать объяснения или отказаться от дачи объяснений;

заявлять отводы и ходатайства;

иметь защитника с начала административного процесса, а в случае задержания – с момента объявления о задержании;

беспрепятственно общаться с защитником наедине и конфиденциально, прекратить полномочия защитника, отказаться от защитника, защищать себя самостоятельно;

пользоваться родным языком или языком, которым владеете, либо услугами переводчика;

возражать против действий должностного лица органа, ведущего административный процесс, и требовать внесения возражений в протокол об административном правонарушении или в протокол процессуального действия;

знакомиться с протоколом об административном правонарушении, а также материалами дела об административном правонарушении по окончании подготовки его к рассмотрению и в иных случаях по своему ходатайству, делать выписки из них, с разрешения органа, ведущего административный процесс, снимать копии с этих материалов;

участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении;

подавать жалобы на действия должностного лица органа, ведущего административный процесс;

получать возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органа, ведущего административный процесс.

В Беларуси не работает правило «одного звонка» – вы не можете требовать, чтобы вам дали позвонить. Но если милиционер позволит вам это сделать, это не будет нарушением с его стороны.

Права иностранных граждан при задержании

Задержанные иностранные граждане пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и граждане Беларуси. Кроме того, иностранцы без промедления должны быть информированы на понятном им языке о причинах их задержания и правах, которые они имеют.

По требованию иностранца о факте его задержания в течение одних суток должно быть сообщено в Министерство иностранных дел, а оно, в свою очередь, должно уведомить дипломатическое представительство или консульское учреждение государства, чей гражданин задержан.

Права и обязанности милиционера при задержании

*касается ситуаций, когда человека задерживают по подозрению в совершении административного правонарушений

Сотрудник милиции при задержании обязан:

Сообщить, совершение какого правонарушения вменяется задержанному в вину;

Разъяснить права задержанному, в том числе право не свидетельствовать против себя и своих близких родственников, а также право на защитника;

Обеспечить участие защитника. Защитником может быть как адвокат, так и близкий родственник – по просьбе задержанного;

По просьбе задержанного в течение трех часов с момента задержания уведомить близких задержанного или нанимателя о его месте нахождения;

Составить протокол об административном задержании, если задержание длилось более 3-х часов.

Сотрудник милиции при задержании имеет право:

Читайте так же:
Жилье матери одиночке

На личный обыск – только для обнаружения на теле или в одежде задержанного орудий и средств правонарушения, предметов, документов и ценностей, имеющих значение для административного процесса.

Обыск проводится лицом того же пола, что и задержанный, с участием двух понятых того же пола.

Без понятых обыск может быть проведен только при наличии достаточных оснований полагать, что у задержанного есть оружие или другие предметы, которые могут причинить вред окружающим.

Наложить арест на имущество – для обеспечения исполнения возможного штрафа.

Должен быть составлен протокол описи арестованного имущества.

Изъять имущество (орудия или средства совершения правонарушения; вещи, изъятые из оборота; имущество, полученное вследствие совершения правонарушения).

Должен быть составлен протокол описи изъятого имущества.

Составление и подписание процессуальных документов

Внимательно читайте документы, которые вам предлагается подписать.

При составлении протокола:

Вы вправе записывать свои показания собственноручно – и лучше делать именно так или тщательно проверять, что пишет с ваших слов сотрудник милиции;

Подписывайте каждую страницу. Не подписывайте пустые протоколы, а если соответствующие графы протокола не заполнены, поставьте в них прочерк;

При несогласии с протоколом не отказывайтесь его подписывать – это никак не повлияет на юридическую силу документа. Лучше собственноручно укажите свою позицию (как было дело), замечания и жалобы и подпишите;

Потребуйте выдачи копии протокола, если вам ее не вручили. Сверьте копию с оригиналом. Если найдете несоответствия – отметьте это в протоколе и потребуйте внести в протокол исправления.

Фиксация на видео действий сотрудника органов внутренних дел

По нашему мнению вы имеете право производить фото и видео фиксацию действий сотрудников милиции, потому что согласно ст. 5 Закона «Об органах внутренних дел» деятельность милиции является гласной, открытой для граждан в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Республики Беларусь о защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны, а также потому что ст. 34 Конституции гарантирует право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов.

Если сотрудник милиции запрещает вести видеозапись, попробуйте сослаться на вышеназванные статьи.

Кроме того, объясните, что при некорректном поведении милиционера вы имеете право участвовать в сборе доказательств, для того чтобы в последующем приложить видеозапись к жалобе на действия сотрудника милиции.

*** Этот материал — краткая выжимка из памятки, подготовленной при поддержке Еврокомиссии в Беларуси в рамках проекта «Содействие гражданскому обществу в инициативах, способствующих большей открытости и прозрачности в деятельности правоохранительных органов Республики Беларусь»

Полицейским хотят разрешить досматривать россиян и вскрывать их машины

Новые полномочия призваны не только добавить решимости правоохранителям, но и защитить в случае угрозы жизни и здоровью

Полицейским хотят разрешить досматривать россиян и вскрывать их машины

Правительство России 13 мая внесло в Госдуму законопроект о расширении полномочий полицейских. Поправки позволят правоохранителям досматривать подозрительных граждан, вскрывать автомобили и оцеплять жилые дома. Дополнительные основания появятся и для применения оружия.

Досматривать станут чаще

Согласно документу, полицейским разрешается при блокировании территорий (например, в случае крупной аварии, при розыске беглых преступников или пресечении массовых беспорядков) досматривать граждан, проходящих в эти зоны, и не пропускать их, если они отказываются от досмотра. Сейчас полиция имеет право проверять россиян и находящиеся при них вещи только при входе в общественные места, где проводятся публичные и массовые мероприятия (пункт 18 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции»).

Законопроектом также предусматривается, что досмотр может проводиться и для пресечения хищений. Полицейский сможет обыскать гражданина, если есть основания полагать, что тот скрывает при себе предметы кражи.

Вскрытие покажет

В полицейской практике нередки случаи, когда подозреваемые в совершении преступления (например, в краже автомобиля) пытаются скрыться, а при их обнаружении блокируют двери транспортного средства. Тогда его вскрытие — единственный способ задержать правонарушителей. Также бывает, что родители на длительное время оставляют детей в салоне автомобиля и тем самым подвергают их опасности. И в этом случае спасти ребёнка можно только вскрыв транспортное средство.

Законопроектом полицейским разрешено вскрывать автомобили в отсутствии их владельцев. Сделать это можно, если речь идёт о спасении жизни граждан, предотвращении преступлений или обеспечении общественной безопасности при массовых беспорядках. Следует отметить, что предлагаемая норма обязывает полицейских сообщить собственнику в течение суток о взломе его автомобиля и обеспечить на это время охрану машины.

При этом отдельной нормой устанавливается, что полицейский не подлежит преследованию за действия, совершённые при выполнении обязанностей, возложенных на правоохранителей. Это положение призвано стать дополнительной гарантией правовой защиты сотрудника полиции.

Представиться можно позже…

«При пресечении терактов и в ряде других критических ситуаций, когда счёт идёт на минуты и секунды, такие полномочия полиции помогут спасти жизнь десяткам, а может быть, и сотням людей, а также усилить защищённость сотрудников правопорядка, закрепить в более чётких и понятных для граждан формулировках порядок их действий», — прокомментировал новую норму глава Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев.

…А стрелять раньше

Сегодня сотрудник полиции имеет право достать огнестрельное оружие и применить его только в определённых статьёй 23 закона «О полиции» случаях. К примеру, если при задержании злоумышленник отказывается подчиниться и стремится приблизиться к полицейскому с оружием либо пытается прикоснуться к пистолету. Однако закон не учитывает такой фактор, как угроза нападения. Когда, несмотря на все предупреждения сотрудника полиции, правонарушитель замахивается на него ножом или другим опасным для жизни предметом. Законопроектом разрешается полицейскому не дожидаться наступления тяжких последствий и применять огнестрельное оружие.

Читайте так же:
Как расторгнуть договор ипотеки - причины, условия, последствия

Аналогичная норма уже действует для сотрудников органов государственной охраны (пункт 1 статьи 27 Закона «О государственной охране»).

Права и обязанности полиции в ходе массовых акций. Справка

Полномочия и обязанности сотрудников полиции в ходе массовых акций и митингов в первую очередь регламентированы главным нормативным актом для любого человека в серой форме – федеральным законом «О полиции», вступившим в силу в текущем году.

Общение с гражданами

Закон требует от полицейского соблюдения и уважение прав и свобод любого гражданина. Поэтому, согласно статье 5 документа, при обращении к человеку сотрудник полиции обязан представиться, назвать свои должность, звание, предъявить служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения.

Гражданин осмелился обратиться к сотруднику полиции по собственной инициативе? Закон требует не просто представиться по всей форме, но и «внимательно выслушать» простого человека, после чего «принять соответствующие меры в пределах своих полномочий, либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса».

В случае же, если гражданин в одночасье превратился в подозреваемого, полицейский должен «разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности». Понятное дело, что прав у такого человека становится меньше, а обязанностей – больше.

Право на оцепление

Статья 16 закона «О полиции» говорит о том, что данный орган внутренних дел имеет полное право по решению руководства оцеплять или блокировать любой участок местности независимо от его местонахождения или площади. Делается это для пресечения массовых беспорядков «и иных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций».

При этом полиция обязана принять меры, чтобы население не чувствовало себя ущемленным. В частности, полицейские должны показывать гражданам наиболее удобные в создавшейся обстановке маршруты передвижения.

Задержание

Главная причина задержаний граждан в ходе массовых акций – подозрения полиции в том, что те совершают правонарушения или преступления.

При этом по статье 14 закона «О полиции», до судебного решения никто не может задерживаться на срок более 48 часов.

В случае каждого задержания полицейский обязан не только представляться, но и разъяснять задержанному его права. Их несколько. Это право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право один раз позвонить в течение первых трех часов после задержания близким и родственникам, чтобы сообщить о факте задержания (к слову, это за гражданина может сделать и сотрудник полиции). Имеется у задержанного также полное право отказаться давать любые объяснения. Проще говоря, право на молчание.

По части 4 статьи 14, срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. При этом задержанный может рассчитывать на услуги адвоката (защитника) и переводчика, причем с самого момента задержания.

О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей (часть 8 статьи 14 закона).

Полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также должна устранять любые угрозы жизни и здоровья граждан, возникшие в ходе задержания.

В протоколе задержания, который составляется в обязательном порядке, указываются дата, время и место заполнения данной бумаги, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица. Документ подписывается как полицейским, так и задержанным. В случае если последний отказывается ставить автограф, в протоколе делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

Пойманные в ходе массовых акций лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Помимо прочего граждане данной категории перед водворением в специальные помещения (по простонародному – «обезьянники» и камеры) и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся во все тот же протокол.

Применение физической силы

Лично или в составе группы полицейских сотрудник органов внутренних дел вправе применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если мирные способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей (статья 20 закона «О полиции»). Применение силы возможно для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания и доставления в помещения полиции преступников или правонарушителей, преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

Часть 2 статьи 20 указывает, что «сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия».

Впрочем, по статье 53 закона «О полиции», действия (либо бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, могут быть обжалованы как его начальству, так и в органы прокуратуры РФ либо в суд.

Защита полиции

Сотрудники органов внутренних дел косвенно защищены статьями сразу двух кодексов.

Во-первых, по статье 19.3 кодекса РФ об административных правонарушениях. неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток.

Во-вторых, уже в Уголовном кодексе РФ имеется статья 317. Она гласит, что за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, если тот находится на службе (а также с целью отомстить за что-либо), виновный должен отправиться за решетку на срок от 12 до 20 лет. Если же подобное посягательство повлекло тяжкие последствия, преступнику может грозить даже пожизненное лишение свободы.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector