Migration48.ru

Вопросы Миграции
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации II созыва

Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации II созыва

Государственная дума России II созыва, или VI Государственная дума.

Полное официальное название: Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва.

  • Дата начала: 17 декабря1995 года. Избрана сроком на четыре года.
  • Дата окончания: 18 января2000 года.

Председатель: Селезнёв, Геннадий Николаевич, фракция КПРФ. Избран 17 января 1996 года Постановлением Государственной думы № 7-II ГД.

Содержание

Выборы [ править | править код ]

В выборах 1995 года участвовали 69 избирательных объединений (блоков), из которых 43 были зарегистрированы Центральной избирательной комиссией. От избирательных объединений в выборах по единому федеральному избирательному округу баллотировались 5700 кандидатов на 225 депутатских мандатов. На выборах в одномандатных округах на остальные 225 мест баллотировались более 2600 зарегистрированных кандидатов в депутаты.

В выборах участвовали более 69,5 миллионов человек, или 64,7 процента от общего числа избирателей. Пятипроцентный барьер преодолели четыре избирательных объединения: Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), «Наш дом — Россия» (НДР), Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) и «Яблоко».

Известные депутаты [ править | править код ]

Деятельность Думы [ править | править код ]

За четыре года работы депутаты приняли 1036 федеральных законов (715 из них на данный момент обрели юридическую силу) и ратифицировали 212 законов, двусторонних договоров и соглашений, международных конвенций. Всего депутаты этого состава рассмотрели 1730 законопроектов.

Законодательная деятельность отличалась вниманием к внешнеполитическим и социальным делам. Государственная дума также приняла пять федеральных конституционных законов: «О судебной системе Российской Федерации», «О Правительстве Российской Федерации», «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации». Кроме того, депутатами Думы второго созыва приняты Бюджетный кодекс РФ, II часть Гражданского и I часть Налогового кодексов. Экономические законы, которые принимала Дума, были преимущественно направлены на усиление вмешательства государства в экономику. В основном принимались законы, увеличивающие госрасходы. Многие решения Государственной думы носили политический характер и были рассчитаны на общественный резонанс [2] .

«Нынешняя Дума оставляет депутатам следующего созыва внушительный портфель законодательных инициатив, среди которых особое место занимает инициатива об укреплении международной системы безопасности»,

 — заявил журналистам РИА «Новости» на пресс-конференции спикер Госдумы второго созыва Геннадий Селезнев. По его мнению, Государственной думе третьего созыва в приоритетном порядке предстоит рассмотреть вопрос о ратификации Договора СНВ-2. Думе также предстоит принять Земельный кодекс РФ и завершить работу над общей частью Налогового кодекса.

В августе 1996 года Госдума утвердила премьером Виктора Черномырдина, в апреле 1998 года Сергея Кириенко, сентябре 1998 года Евгения Примакова, мае 1999 года Сергея Степашина, августе 1999 года Владимира Путина.

В мае 1999 года коммунистами была предпринята попытка импичмента президента России Бориса Ельцина, но левая оппозиция потерпела поражение.

24 декабря 1999 года в Москве состоялось заключительное пленарное заседание Государственной думы Российской Федерации второго созыва. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, 18 января 2000 года на первое пленарное заседание собрались депутаты Думы третьего созыва.

Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации III созыва

Государственная дума России III созыва, или VII Государственная дума.

Полное официальное название: Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва. Избрана 19 декабря 1999 года.

  • Дата начала: 18 января2000 года. Избрана сроком на четыре года.
  • Дата окончания: 29 декабря2003 года.

Председатель: Селезнёв, Геннадий Николаевич, фракция КПРФ (с 4 июня 2002 года — независимый депутат). Избран 18 января 2000 года Постановлением Государственной думы № 6-III ГД.

Содержание

Деятельность Думы [ править | править код ]

Избиралась на 4 года. Большинство депутатов входили в состав центристского большинства. За период работы палаты было принято 805 законов, из них президентом России подписано свыше 700 [2] .

В 2000 году Госдума приняла внесённые президентом Путиным решения об изменении порядка формирования Совета Федерации (вместо руководителей исполнительной и законодательной властей регионов в палату были делегированы их представители), ввела единый плоский налог на доходы физических лиц в размере 13 % (ранее действовала прогрессивная шкала). В последующие годы были приняты Трудовой кодекс и Земельный кодекс. В мае 2000 года утверждён премьер-министр Михаил Касьянов. Приняты поправки к избирательному законодательству (утверждено увеличение проходного барьера для избирательных списков до 5 % после выборов 2003 года). В декабре 2000 года Государственная дума также приняла законы о государственной символике: официально утвердила в качестве государственного флага бело-сине-красное полотнище, в качестве государственного гимна — вновь написанные слова С. В. Михалкова на музыку советского гимна, в качестве герба — золотого двуглавого орла в червлёном щите, в качестве военно-морского флага — андреевский флаг. Принят Федеральный закон № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Важным событием стала ратификация российско-американского Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов [3] .

Неудачей закончилась попытка вынести ноту недоверия правительству Михаила Касьянова, инициированный фракцией КПРФ и поддержанный «Яблоком» [4] .

Состав [ править | править код ]

Фракции и группы [ править | править код ]

Список фракций Государственной думы России 3 созыва [5] [ уточнить ]

ФракцияЧисло депутатовВ процентах
Коммунистическая партия Российской Федерации11325,11 %
Единство7316,22 %
Отечество — Вся Россия6614,67 %
Союз правых сил296,44 %
Либерально-демократическая партия России173,77 %
«Яблоко»204,44 %

Руководство [ править | править код ]

Председатель Государственной думы — Геннадий Селезнев;

Первые заместители председателя Государственной думы — Любовь Слиска (Единство)

Заместители председателя Государственной думы [6] —

    (Народный депутат), (ОВР), (ЛДПР) с 19 января 2000, (16 февраля — 31 мая 2000) СПС,
  • Романов Петр (КПРФ), (с 16 февраля 2000) Яблоко, (КПРФ), (с 31 мая 2000) СПС, , РР.

Комитеты Государственной думы [ править | править код ]

В Государственной Думе III созыва существовали 28 постоянных комитетов и Мандатная комиссия, обладающая статусом Комитета. На постоянной основе действовала также Счетная комиссия и Комиссия по этике [7] .

  • Комитет по законодательству (П.В.Крашенинников)
  • Комитет по государственному строительству (А.И.Лукьянов)
  • Комитет по труду и социальной политике (В.Т.Сайкин)
  • Комитет по бюджету и налогам (А.Д.Жуков)
  • Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам (А.Н.Шохин)
  • Комитет по экономической политике и предпринимательству (С.Ю.Глазьев)
  • Комитет по собственности (В.А.Пехтин)
  • Комитет по промышленности, строительству и наукоемким технологиям (Ю.Д.Маслюков)
  • Комитет по энергетике, транспорту и связи (В.С.Катренко)
  • Комитет по обороне (А.И.Николаев)
  • Комитет по безопасности (А.И.Гуров)
  • Комитет по международным делам (Д.О.Рогозин)
  • Комитет по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками (Б.Н.Пастухов)
  • Комитет по делам Федерации и региональной политике (Л.А.Иванченко)
  • Комитет по вопросам местного самоуправления (В.С.Мокрый)
  • Комитет по Регламенту и организации работы Государственной Думы (Н.И.Локтионов)
  • Комитет по информационной политике (К.В.Ветров)
  • Комитет по охране здоровья и спорту (Н.Ф.Герасименко)
  • Комитет по образованию и науке (И.И.Мельников)
  • Комитет по делам женщин, семьи и молодежи (С.П.Горячева)
  • Комитет по аграрным вопросам (В.Н.Плотников)
  • Комитет по природным ресурсам и природопользованию (А.С.Беляков)
  • Комитет по экологии (В.А.Грачев)
  • Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций (В.И.Зоркальцев)
  • Комитет по делам национальностей (А.Н.Ткачев)
  • Комитет по культуре и туризму (Н.Н.Губенко)
  • Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока (В.Н.Пивненко)
  • Комитет по делам ветеранов (В.Г.Куликов)
  • Мандатная комиссия (В.И.Севастьянов)
  • Счетная комиссия (Р.Г.Гостев)
  • Комиссия по этике (Г.И.Стрельченко)
Читайте так же:
Трудовой договор с директором: образец

Депутатские объединения [ править | править код ]

  • «Центристы»: Единство (в 2003 году — «Единство-Единая Россия»), Отечество — Вся Россия (в 2003 году — «Отечество — Единая Россия»), Регионы России (депутатская группа), Народный депутат (депутатская группа)
  • «Левые»: фракция КПРФ, Агропромышленная депутатская группа
  • «Демократы»: Яблоко
  • «Патриоты»: ЛДПР (сформирована из депутатов, прошедших в Госдуму по списку «Блока Жириновского»)
  • «Правые»: СПС[8]

Известные депутаты [ править | править код ]

Коалиции [ править | править код ]

В истории работы Государственной думы 3 созыва в разное время работали две коалиции большинства, в обоих случаях сформировавшиеся по инициативе фракции «Единство». Первое большинство было образовано непосредственно после обнародования результатов голосования, во время подготовки к первому заседанию нового состава парламента. Фракции «Единство» и КПРФ, самые большие в Госдуме, заключили пакетное соглашение, в соответствии с которым разделили между собой высшие должности Думы и посты председателей парламентских комитетов. Часть постов досталась также образовавшимся депутатским группам — «Народный депутат», Агропромышленной группе и фракции ЛДПР. Поскольку для «Единства» главным было не допустить к рычагам управления парламентом своих главных на тот момент конкурентов — фракцию «Отечество-Вся Россия», коммунисты совершили раздел на выгодных условиях. Они сохранили за собой в том числе посты Председателя Государственной думы (Геннадий Селезнёв) и Руководителя аппарата парламента (Николай Трошкин), которые контролировали в Госдуме 2 созыва. В общей сложности, образовавшееся большинство разделило между собой 25 комитетов, оставив своим оппонентам только 4. Обделённые фракции ОВР, СПС и Яблоко активно протестовали против пакетного соглашения и покинули первое заседание парламента.

В процессе работы парламента произошла консолидация проправительственных сил вокруг президента Путина: было объявлено о слиянии общественных движений «Единство» и «Отечество» [9] [10] [11] , что привело к соответствующим изменениям в Думе. Сложилась новая коалиция большинства в составе фракций «Единство», ОВР, депутатских групп «Регионы России» и «Народный депутат». В апреле 2002 года вновь сформированное большинство провело чистку аппарата Думы (новым руководителем стал член группы «Регионы России» Александр Лоторев) и лишило коммунистов полученных в начале работы преференций. Они были лишены большинства руководящих постов. Это вызвало кризис внутри фракции КПРФ — Председатель Государственной думы Геннадий Селезнёв, а также руководители двух комитетов (Светлана Горячева и Николай Губенко) предпочли покинуть фракцию, но сохранить свои должности [12] .

Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации VIII созыва

Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации восьмого созыва была избрана 19 сентября 2021 года. Её полномочия в соответствии с частью 1 статьи 96 Конституции Российской Федерации продлятся до сентября 2026 года [3] [ нет в источнике ] . Дума может быть досрочно распущена президентом, но не ранее, чем через год после начала работы.

Всего было избранно 11 заместителей председателя Государственный думы, включая 2 первых заместителей.

Первое заседание Госдумы VIII созыва прошло 12 октября 2021 года.

Содержание

Выборы [ править | править код ]

Выборы VIII созыва состоялись 17—19 сентября 2021 года с завершением в единый день голосования 19 сентября. На июнь 2021 года 32 российских политических партии имели право участвовать в выборах [4] [5] . При этом партии, которые на предыдущих выборах получили мандаты по партийному списку или набрали более 3 % голосов, либо те, кто представлен хотя бы в одном из региональных парламентов, допускались к участию в выборах без сбора подписей. После выборов VII созыва льготы лишились партии ПАРНАС и «Гражданская сила», ещё две партии с льготой — «За правду» и «Патриоты России» — объединились со «Справедливой Россией», образовав единую партию «Справедливая Россия — За правду». Таким образом, осталось 14 партий, которые могли выдвигаться на выборы без сбора подписей:

Остальные 18 партий для участия в выборах 2021 года должны были собрать не менее 200 тысяч подписей в свою поддержку.

Прогнозы и реальность [ править | править код ]

Согласно ряду докладов, публиковавшихся агентством ИНСОМАР, Фондом развития гражданского общества и Экспертным институтом социальных исследований (ЭИСИ) в марте 2021 года, «Единая Россия» должна была сохранить в парламенте VIII созыва конституционное большинство [6]  — что и произошло. Мысль о том, что новый созыв не будет качественно отличаться от прежнего, высказывал также политолог М. Виноградов [7] . По прогнозу, в результате голосования по спискам «Единая Россия» была способна получить 111 мест из 225, то есть 49,3 % депутатских мандатов [8]  — фактически по списку она получила 126 мест [9] , то есть 56 % депутатских мандатов.

Многие депутаты от партии «Единая Россия», с которыми ассоциируются запретительные и непопулярные законы последнего пятилетия, как предполагалось, не будут переизбираться [10]  — так и оказалось: не менее ста депутатов не стали претендовать на место в восьмом созыве [11] [12] . Одной из причин может быть то, что эти депутаты не считали себя имеющими моральное право претендовать на переизбрание после того как они, повинуясь фракционной дисциплине, проигнорировали мнение народа и поддержали пенсионную реформу. Эксперты предполагали, что Вячеслав Володин может оставить пост спикера — но он остался на посту.

Эксперты не сомневались, что вместе с «Единой Россией» в Госдуму пройдут КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия — За правду» (и эти партии снова представлены в Думе), а главная интрига выборов усматривалась в том, появятся ли ещё фракции. Как варианты называлось прохождение Российской партии пенсионеров «За справедливость», партии «Яблоко», партии «Новые люди» и «Зелёной альтернативы» [13] [14] . Высказывались мнения, что фракций может стать до шести [15]  — по факту, в Госдуму, хотя и на грани, прошли «Новые люди» (и стало пять фракций).

Политолог Илья Гращенков предсказывал, что новый парламент будет руководствоваться идеологией «осаждённой крепости» или «транзита» [10]  — с этим пока ясности нет.

Читайте так же:
Договор на ремонтные работы - бланк образец 2022

Ещё до выборов, в июле 2021 года, в Европарламенте прозвучало предложение признать VIII созыв Госдумы нелегитимным, если голосование пройдёт с нарушениями. Эту инициативу поддержал комитет Европарламента по международным делам [16] .

Состав [ править | править код ]

21 сентября 2021 года ЦИК России опубликовал распределение мест по итогам выборов: Единая Россия — 324 места, КПРФ — 57, Справедливая Россия — за правду — 27, ЛДПР — 21, Новые люди — 13, Партия роста, Гражданская платформа и Родина — по одному месту, пять самовыдвиженцев по мажоритарным округам [17] Официальные итоги Центризбирком подвёл в пятницу 24 сентября [18] . При этом КПРФ не признала результаты выборов в Москве, считая их искажёнными в пользу «Единой России» за счёт электронного голосования [19] .

Избранные самовыдвиженцы, а также представители партий «Родина» и «Гражданская платформа» сразу присоединились к основным фракциям [20] , в результате чего «партийный» расклад стал таким: «Единая Россия» — 326, КПРФ — 57, «СРЗП» — 28, ЛДПР — 23, «Новые люди» — 15, Партия роста — 1.

Фракции [ править | править код ]

Список фракций Государственной думы VIII созыва

ФракцияЧисло депутатов
Фракция «Единая Россия»325
Фракция КПРФ57
Фракция «Справедливая Россия — За правду»28
Фракция ЛДПР23
Фракция «Новые люди»15
Депутаты, не входящие во фракции2

Спустя полтора месяца после избрания один депутат был исключён из фракции Единой России [21] и стал внефракционным — это изменение уже отражено в таблице.

Руководство [ править | править код ]

  • Председатель Государственной думы — Вячеслав Володин[22] ;
  • Первые заместители председателя Государственной думы — Александр Жуков (ЕР), Иван Мельников (КПРФ) [22] ;
  • Заместители председателя Государственной думы — Алексей Гордеев (ЕР), Анна Кузнецова (ЕР), Ирина Яровая (ЕР), Петр Толстой (ЕР), Сергей Неверов (ЕР), Шолбан Кара-Оол (ЕР), Александр Бабаков (СРЗП), Борис Чернышов (ЛДПР), Владислав Даванков (Новые люди) [22] .

Комитеты Государственной думы [ править | править код ]

Государственная Дума VIII созыва на первом пленарном заседании 12 октября 2021 года образовала 32 комитета и избрала их председателей [22] :

  • Комитет по государственному строительству и законодательству — председатель Павел Крашенинников (ЕР);
  • Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов — председатель Ярослав Нилов (ЛДПР);
  • Комитет по бюджету и налогам — председатель Андрей Макаров (ЕР);
  • Комитет по финансовому рынку — председатель Анатолий Аксаков (СРЗП);
  • Комитет по экономической политике — председатель Максим Топилин (ЕР);
  • Комитет по промышленности и торговле — председатель Владимир Гутенев (ЕР);
  • Комитет по защите конкуренции — председатель Валерий Гартунг (СРЗП);
  • Комитет по малому и среднему предпринимательству — председатель Александр Демин (Новые люди);
  • Комитет по собственности, земельным и имущественным отношениям — председатель Сергей Гаврилов (КПРФ);
  • Комитет по энергетике — председатель Павел Завальный (ЕР);
  • Комитет по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры — председатель Евгений Москвичев (ЕР);
  • Комитет по обороне — председатель Андрей Картаполов (ЕР);
  • Комитет по безопасности и противодействию коррупции — председатель Василий Пискарёв (ЕР);
  • Комитет по международным делам — председатель Леонид Слуцкий (ЛДПР);
  • Комитет по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками — председатель Леонид Калашников (КПРФ);
  • Комитет по региональной политике и местному самоуправлению — председатель Алексей Диденко (ЛДПР);
  • Комитет по развитию Дальнего Востока и Арктики — председатель Николай Харитонов (КПРФ);
  • Комитет по контролю — председатель Олег Морозов (ЕР);
  • Комитет по охране здоровья — председатель Дмитрий Хубезов (ЕР);
  • Комитет по науке и высшему образованию — председатель Сергей Кабышев (СРЗП);
  • Комитет по просвещению — председатель Ольга Казакова (ЕР);
  • Комитет по вопросам семьи, женщин и детей — председатель Нина Останина (КПРФ);
  • Комитет по аграрным вопросам — председатель Владимир Кашин (КПРФ);
  • Комитет по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды — председатель Дмитрий Кобылкин (ЕР);
  • Комитет по культуре — председатель Елена Ямпольская (ЕР);
  • Комитет по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений — председатель Ольга Тимофеева (ЕР);
  • Комитет по делам национальностей — председатель Геннадий Семигин (СРЗП);
  • Комитет по физической культуре и спорту — председатель Дмитрий Свищёв (ЛДПР);
  • Комитет по туризму и развитию туристической инфраструктуры — председатель Сангаджи Тарбаев (Новые люди);
  • Комитет по молодёжной политике — председатель Артём Метелев (ЕР);
  • Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству — председатель Сергей Пахомов (ЕР);
  • Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи — председатель Александр Хинштейн (ЕР).

Комиссии Государственной думы [ править | править код ]

  • Комиссия по Регламенту и обеспечению деятельности Государственной думы — председатель Виктор Пинский;
  • Комиссия по вопросам депутатской этики — председатель Валентина Терешкова;
  • Комиссия по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности — сопредседатели Андрей Картаполов, Андрей Макаров, Василий Пискарёв;
  • Комиссия по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Государственной Думы, и мандатным вопросам — председатель Отари Аршба;
  • Счетная комиссия.

Список депутатов [ править | править код ]

Деятельность [ править | править код ]

14 октября 2021 года фракция «Единой России» заблокировала предложение КПРФ провести парламентское расследование пыток заключённых.

  • За предложение КПРФ проголосовали 96 депутатов (из них 1 депутат фракции «Единая Россия» — Александр Поляков, 53 депутата фракции КПРФ, 23 депутата фракции «Справедливая Россия — За правду», 12 депутатов фракции ЛДПР, 7 депутатов фракции «Новые люди»);
  • против проголосовал 261 депутат (из них 258 депутатов фракции «Единая Россия», 2 депутата фракции КПРФ — Сергей Гаврилов и Александр Ющенко, 1 депутат фракции ЛДПР — Иван Мусатов);
  • воздержался 1 депутат (Оксана Дмитриева, не входит во фракции) [23][24] .

25 ноября 2021 года был лишён депутатской неприкосновенности депутат фракции КПРФ Валерий Рашкин [25] .

  • За лишение его депутатской неприкосновенности и согласие на возбуждение в отношении него уголовного дела проголосовал 341 депутат (из них 287 депутатов фракции «Единой России», 20 депутатов фракции «Справедливой России», 21 депутат фракции ЛДПР, 12 депутатов фракции «Новых людей» и 1 депутат, не входящий во фракции — Евгений Марченко);
  • против проголосовали 55 депутатов (из них 54 депутата фракции КПРФ и 1 депутат фракции «Справедливой России» — Дмитрий Кузнецов);
  • воздержались 2 депутата (оба из фракции «Справедливой России» — Вадим Белоусов и Николай Бурляев) [26] .

Оценки [ править | править код ]

В отношении состава Госдумы, основной бросающийся в глаза и требующий объяснения момент заключается в том, что партийное представительство не соответствует истинной картине предпочтений в российском обществе, зафиксированной многочисленными предвыборными соцопросами [27] . А именно, за «Единую Россию» собирались голосовать примерно 30 % граждан [28]  — проголосовали 49%, по результатам же «ЕР» получила 72 % кресел (324/450).

Фундаментальная причина искажений — в специфике мажоритарной системы относительного большинства при выборах по одномандатным округам [29] , не оставляющей оппозиционерам шансов из-за статистического фактора. Политик Сергей Цыпляев констатировал, что из-за «дикого непропорционального варианта мажоритарки без второго тура» получают мандаты те, кто набирает 30 % голосов, что колоссальным образом увеличивает представительство одной партии в парламенте [30] . Если грубо предположить, что правящая партия получает все одномандатные кресла и 40 % списочных (эффективно рейтинг «ЕР» составлял около 40 % (30/(100-25)): при опросах примерно 25 % респондентов заявляли, что не имели позиции или не намеревались участвовать [28] ), то итоговая цифра 72 % объяснима.

Читайте так же:
Налогообложение доходов Россиян-нерезидентов

Некоторые эксперты считали, что имели место массовые фальсификации в пользу «Единой России». Например, Сергей Гуриев оценивал объём вбросов в размере 16 млн голосов, а реальную долю голосов за «ЕР» — около 30 % [31] . Сходные данные озвучил и Сергей Шпилькин, заявив, что по его данным было 13,8 млн вброшенных голосов, а за «Единую Россию» проголосовали суммарно лишь 31—33 % избирателей [32] [33] . Политолог Дмитрий Орешкин подтвердил выводы Шпилькина, заявив, что тот «в значительной степени справедливо» интерпретирует полученные данные как признак фальсификаций: «Можно спорить о том, 14 млн приписали „Единой России“ или 12», но статистические методы Шпилькина очень убедительно показывают вбросы или дописывания голосов за одну партию (где больше явка, там и больше процент голосов за «Единую Россию»). Также Орешкин подтвердил, что объективный результат «Единой России» при честном голосовании — 30 % [34] .

Политолог Константин Костин отметил, что в основе успеха «Единой России» лежит поддержка Президента и его вовлечённость в работу партии — он принимал участие и в работе съездов и в формировании её программы. Удачным решением стало и то, что предвыборная программа была написана с учётом мнений обычных граждан. Ещё один фактор — продуманная конструкция избирательных списков ЕР. В первой пятерке («паровозе») [35] были популярные министры, которые пользуются доверием граждан [36] . По мнению Костина политическая сила «Новые люди», преодолевшая 5-процентный барьер, смогла ответить на запрос электората на обновление, а ЛДПР, сильно снизившая результат в регионах, которые считала своей вотчиной, не преуспела в дебатах. Её лидер Владимир Жириновский был не столь убедителен и ярок на них, как обычно [37] . Руководитель научного совета Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков считает очень удачным решение с пятеркой «Единой России» и в целом тщательный отбор кандидатов. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов не донес свой месседж до избирателей. «Заявленная борьба с ЕР не была видна», — констатирует Чеснаков [37] .

Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации IV созыва

Государственная дума Российской Федерации 4 созыва — российский высший законодательный и представительный орган, палата Федерального собрания Российской Федерации, избранная 7 декабря 2003 года.

Полное официальное название: Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации четвёртого созыва.

  • Дата начала: 29 декабря2003 года. Избрана сроком на четыре года.
  • Дата окончания: 24 декабря2007 года.

Председатель: Грызлов, Борис Вячеславович, фракция «Единая Россия». Избран 29 декабря 2003 года Постановлением Государственной Думы № 5-IV ГД.

Содержание

Состав [ править | править код ]

Фракционный состав [ править | править код ]

Список фракций Государственной думы России 4 созыва

ФракцияЧисло депутатовДоля голосов
Фракция «Единая Россия»30467.56%
Фракция Коммунистической партии Российской Федерации4710.44%
Фракция «Справедливая Россия — „Родина“ (народно-патриотический союз)»337.33%
Фракция ЛДПР306.67%
Социалистическая единая партия России — «Патриоты России»81.78%
Депутаты, не входящие в зарегистрированные депутатские объединения235.11%

Руководство [ править | править код ]

  • Председатель ГД — Борис Грызлов (Единая Россия) [1]
  • Первые заместители председателя ГД — Любовь Слиска (Единая Россия), Александр Жуков (Единая Россия)
  • Заместители председателя ГД — Георгий Боос (с 21 сентября2005 года — Юрий Волков, Единая Россия), Артур Чилингаров (Единая Россия), Вячеслав Володин (Единая Россия), Владимир Пехтин (Единая Россия), Олег Морозов (Единая Россия), Валентин Купцов (КПРФ), Дмитрий Рогозин (Родина), Владимир Жириновский (ЛДПР)

Деятельность [ править | править код ]

Подавляющее большинство (более ⅔) депутатов входили в состав фракции Единая Россия.

Победив на выборах 2003 года и приняв в свой состав большинство независимых депутатов, прошедших по одномандатным округам, всех депутатов от Народной партии и «перебежчиков» из других партий, «Единая Россия» получила конституционное большинство, что позволило ей проводить в Думе свою собственную линию, не принимая во внимание никакие возражения оппозиции (КПРФ, Родина, ЛДПР).

Представители фракции «Единой России» занимают все руководящие посты в Государственной думе. В связи с многочисленностью фракции и для повышения эффективности управления ею, в составе фракции созданы четыре группы, руководителями которых были Олег Морозов, Валерий Рязанский, Владимир Пехтин, Владимир Катренко.

В начале лета 2005 года раскол внутри партии «Родина» дошёл до логического завершения — оформления двух одноимённых фракций под руководством Дмитрия Рогозина и Сергея Бабурина. При этом Совет Государственной думы отказал «Родине» Рогозина в праве иметь своего заместителя председателя ГД, то есть фактически лишил его решающего голоса в Совете палаты. Этот пост остался за Сергеем Бабуриным, хотя его фракция состоит из 11 человек, а фракция Рогозина — из 30.

Совет Госдумы (не предусмотренный Конституцией орган) возник в 1993 по инициативе самих депутатов только для того, чтобы облегчить подготовку повестки дня пленарных заседаний. Поэтому в совет с правом решающего голоса вошли председатель Государственной думы, заместители председателя Государственной думы и лидеры всех фракций. Каждая фракция имела право на одного заместителя председателя Государственной думы. Таким образом, каждое депутатское объединение независимо от численности было представлено в Совете Думы двумя решающими голосами, что позволяло им всем на равных формировать повестку дня пленарных заседаний.

В марте 2004 года Госдумой был утверждён Председателем Правительства России Михаил Фрадков, а в сентябре 2007 года — Виктор Зубков.

Приняты законы о переходе на полностью пропорциональную систему выборов в Госдуму, о монетизации льгот, об отмене выборов глав регионов.

Попытка утверждения «символа Знамени Победы» и его отмена [ править | править код ]

Попытка утверждения [ править | править код ]

14 июня 2005 года на заседании Совета Государственной думы был рассмотрен проект федерального закона «О Знамени Победы», внесённый депутатом Государственной думы от фракции «Единая Россия» А. А. Сигуткиным. 7 сентября 2005 года на пленарном заседании Государственной думы были рассмотрены два альтернативных проекта федерального закона «О Знамени Победы», внесённых соответственно группой депутатов от фракций КПРФ и «Родина», включая участника штурма Берлина В. И. Варенникова, и второй — депутатом А. А. Сигуткиным. В ходе обсуждения законопроектов разгорелась бурная дискуссия о символе Знамени Победы. Группа депутатов в своём законопроекте предлагала, соблюдая историческую правдивость, сохранить в символе Знамени Победы главную символику оригинала — серп и молот и пятиконечную звезду.

Читайте так же:
Калькулятор расчет штрафов и пени

Внесённым [3] Сигуткиным А. А. законопроектом предусматривалось, что в отдельных случаях (в частности, в дни воинской славы России, связанные с датами Великой Отечественной войны 1941—1945 годов, а также в иные дни при поминовении погибших в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов и погребении участников Великой Отечественной войны 1941—1945 годов на Федеральном военном мемориальном кладбище) могут выноситься символы Знамени Победы. Согласно проекту символ Знамени Победы должен был представлять собой «полотнище красного цвета с отношением длины к ширине 2:1, на обеих сторонах которого в верхнем углу у древка расположено изображение пятиконечной звезды». 9 сентября 2005 года законопроект с предложенными положениями о символе Знамени Победы, в котором на символе Знамени Победы изображается только пятиконечная звезда, был принят Государственной думой в первом чтении.

Критика, протесты [ править | править код ]

Данный факт вызвал протесты общественности и ряда представительных органов субъектов России. Так, по мнению Мурманской областной Думы, изложенной в постановлении от 14 октября 2005 г. N 2144, был «сделан первый шаг на пути законодательного закрепления искажения символа боевого Знамени Победы», с чем «нельзя согласиться». Депутатами Мурманской областной Думы было также отмечено:

«конституционное большинство в Государственной думе депутатов — членов фракции „Единая Россия“ гарантированно обеспечивает принятие проекта федерального закона <…> без учёта мнения оппозиции и большого числа россиян. А это неминуемо приведёт впоследствии к росту гражданского противостояния и никому не нужным акциям неповиновения. Отношение к Великой Победе до последнего времени было единственным, что объединяло всех граждан России. Не сумев в ходе празднования 60-летия Победы дать надлежащий отпор переписчикам мировой истории на Западе, а также всевозможным доморощенным псевдоисторикам, стремящимся своей ненавистью ко всему советскому переплюнуть своих западных коллег, Россия, в лице федеральных органов государственной власти, сама начинает искажать свои главные исторические реликвии и ценности. Тогда какой памяти к тем славным событиям нашей Родины и какого уважения к себе можно требовать от других? Но все же большинство россиян „не иваны, не помнящие родства“, а люди, свято чтящие своих предков, и они не простят неуважительного отношения к своему недавнему прошлому. Поэтому депутаты Мурманской областной думы просят вас и требуют не допустить принятия и подписания федерального закона „О Знамени Победы“ искажающего историческую реальность.»

Ко второму чтению законопроекта в положения о символе Знамени Победы были внесены изменения. Предложенные ко второму чтению изменения также вызвали протест общественности. Так, в Обращении Московской городской думы от 10 мая 2006 г. № 10 «О Знамени Победы» Президенту России В. В. Путину и Председателю Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации Б. В. Грызлову, в частности, значится:

«Особое недоумение вызывает часть <…> законопроекта, где дано описание символа Знамени Победы, в соответствии с которым на прямоугольном полотнище красного цвета на обеих сторонах должно быть „расположено изображение пятилучевой звезды белого цвета“. Предлагается <…> убрать изображение перекрещенных Серпа и Молота с пятиконечной звездой золотистого цвета над ними. Данные изменения символа Знамени Победы полностью отвергают историческую правду о победе Красной Армии над „коричневой чумой“ XX века. Это надругательство над памятью миллионов погибших.

Депутаты Московской городской Думы считают недопустимым тиражирование и изменение символики Знамени Победы и предлагают проект федерального закона <…> во втором чтении отклонить.»

Утверждение [ править | править код ]

Непринятый символ Знамени Победы, несмотря на протесты, 21 марта 2007 года [4] законопроект был принят во втором чтении со следующей формулировкой о символе Знамени Победы: «Символ Знамени Победы представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета, на обеих сторонах которого расположено изображение пятилучевой звезды белого цвета.» С такой формулировкой 23 марта 2007 года законопроект был принят в третьем — окончательном — чтении и передан для одобрения Советом Федерации [5] .

С учётом мнения ветеранских и иных организаций, представительских органов субъектов России (в числе которых также: Волгоградская областная Дума, Законодательное Собрание Ульяновской области, Государственное Собрание Республики Саха, Белгородская областная Дума, Тульская областная Дума, Смоленская областная Дума), называвших нововведения «полностью отвергающими историческую правду о победе Красной Армии над фашизмом», «кощунственными», «глумлением над светлой памятью миллионов советских людей, павших за свободу и независимость Родины, унижающим оставшихся в живых ветеранов-фронтовиков и работников тыла, послевоенное поколение русских людей, способствующими активизации профашистских и реваншистских настроений в ряде стран Европы, в том числе Прибалтики» и т. п., 30 марта 2007 года проект Советом Федерации был отклонён и возвращён в Государственному думу. 6 апреля 2007 года большинство депутатов Государственной думы не согласилось с решением Совета Федерации, и [6] федеральный закон со спорной формулировкой («Символ Знамени Победы представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета, на обеих сторонах которого расположено изображение пятилучевой звезды белого цвета») был принят квалифицированным большинством голосов, при котором не требуется одобрения Советом Федерации (при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной думы), и направлен на подписание Президентом России [7] .

Вето Президента на принятый закон [ править | править код ]

В своём письме от 20 апреля 2007 года Президент России Владимир Путин в связи с многочисленными обращениями ветеранских организаций счёл необходимым проведение по закону дополнительных консультаций [8] , а 24 апреля 2007 года наложил вето на закон.

25 апреля 2007 года закон без упоминания символа Знамени Победы был принят Государственной думой в редакции специальной комиссии, одобрен Советом Федерации Федерального собрания 4 мая и подписан Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 7 мая 2007 года, накануне Дня Победы.

Государственная дума Российской империи I созыва

Государственная дума Российской империи I созыва — первый в России избранный населением представительный законосовещательный орган. Стал результатом попытки преобразовать Россию из самодержавной в парламентскую монархию, вызванной стремлением стабилизировать политическую обстановку в условиях многочисленных волнений и революционных выступлений. Дума I созыва провела одну сессию и просуществовала 72 дня, с 27 апреля (10 мая) по 9  (22) июля 1906 год, после чего была распущена императором Николаем II.

Содержание

Полномочия [ править | править код ]

Начало определению полномочий Государственной думы и её места в системе органов власти было положено Манифестом Императора Николая II, разработанным в основном министром внутренних дел А. Г. Булыгиным, Государственной думе отводилась роль не законодательного, а законосовещательного учреждения с весьма ограниченными правами, избираемого ограниченными категориями лиц: крупными собственниками недвижимых имуществ, крупными плательщиками промыслового и квартирного налога и, на особых основаниях, крестьянами (так называемая «Булыгинская дума»). Однако, недовольство данными предложениями вылилось в многочисленные акции протеста, стачки и забастовки по всей стране, следствием чего стала выработка новых принципов формирования и работы Государственной думы [1] .

Читайте так же:
Налоговая амнистия для ИП: кому и как спишут налоги и взносы

Корректировка полномочий Думы и наделение её законодательными функциями была осуществлена Манифестом «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 года [2] :

Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы, и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность избирательного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей.

Полномочия Думы были окончательно определены законом от 20 февраля 1906 года, регулирующим порядок работы Думы и «Основными государственными законами» от 23 апреля 1906 года. Этими документами существенно сокращались полномочия Думы. Дума избиралась на 5 лет, причём Императору предоставлялось право её роспуска. Дума могла принимать предложенные ей правительством законы, а также утверждать государственный бюджет. В период между сессиями император мог единолично принимать законы, которые затем подлежали утверждению Думой во время сессий [3] . Государственная дума была нижней палатой парламента. Роль верхней палаты исполнял Государственный совет, который должен был одобрять или отклонять законы, принятые Думой.

Вся исполнительная власть оставалась в руках монарха, он также единолично руководил Вооружёнными силами, определял внешнюю политику, решал вопросы объявления войны и мира, введения чрезвычайного или военного положения на любой территории Империи.

Выборы [ править | править код ]

Закон о выборах в Государственную думу был опубликован 11 декабря 1905. Выборы были непрямые и должны были проходить по куриальной системе: всего было создано 4 курии — землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая, которые получили возможность выбирать определённое число выборщиков. Были установлены следующие квоты: один выборщик на 2 тысячи населения в землевладельческой курии, на 4 тысячи — в городской, на 30 тысяч — в крестьянской, на 90 тысяч — в рабочей.

Избирательное право имели не все жители империи. Для того, чтобы иметь избирательное право необходимо минимум за год до выборов соответствовать следующим критериям:

  • по землевладельческой курии — быть владельцем от 100 до 650 десятин земли в зависимости от местности, иметь недвижимую собственность стоимостью не менее 15 тыс. рублей.
  • по городской курии — быть владельцем городской недвижимости и торгово-промышленных заведений, квартиросъемщиком или служащим.
  • по крестьянской курии — иметь домовладение;
  • по рабочей курии — быть рабочим предприятия с не менее 50 рабочими мужского пола.

Кроме того, имелись категории населения, вообще лишённые избирательных прав. К ним относились иностранные подданные, лица моложе 25 лет, женщины, учащиеся, военные состоящие на действительной службе, бродячие инородцы, признанные виновными в преступлениях, отрешённые от должности по суду (в течение 3 лет после отрешения), состоящие под судом и следствием, банкроты (до определения причины — все кроме несчастных), состоящие под опекой (под опекой помимо малолетних состояли глухонемые, душевнобольные и признанные расточителями), лишённые духовного сана за пороки, исключённые из сословных обществ по их приговорам, а также губернаторы, вице-губернаторы, градоначальники и их помощники (во вверенных им территориях) и полицейские (работающие в избирательном округе).

Выборы проходили в несколько ступеней:

  • для городской курии двухступенчатые: в Москве, Санкт-Петербурге и 24 крупных указанных в избирательном законе городах избиратели выбирали выборщиков на городское собрание, которое затем избирало членов Думы.
  • для землевладельческой курии (в уездах и всех других городах) двух- или трёхступенчатые: лица, чья собственность была равно или больше установленного для данной местности ценза на уездном съезде землевладельцев избирали делегатов на губернское собрание, которое затем избирало членов Думы. Владельцы 1/10 ценза и священнослужители на предварительных уездных съездах избирали уполномоченных, которые затем на уездных съездах вместе с крупными землевладельцами избирали выборщиков для губернского избирательного собрания.
  • для рабочей курии трёхступенчатые: 1) выборы одного уполномоченного от рабочих от предприятия с численностью рабочих 50-1000 человек или по 1 уполномоченному от каждой тысячи рабочих на крупных предприятиях, 2) избрание выборщиков на губернских сходах уполномоченных, 3) выборы членов Думы на губернском избирательном собрании;
  • для крестьянской — четырёхступенчатые: 1) выборы выборных от 10 дворов, 2) выборы уполномоченных от волости на волостном сходе, 3) избрание выборщиков на уездном съезде уполномоченных, 4) выборы членов Думы на губернском или областном избирательном съезде) [4] .

Таким образом, эти курии (в 26 городских округах выборщиков избирали только городская и рабочая курии) избирали выборщиков в собрание избирателей округа, которое затем уже на избирательном съезде избирали столько депутатов, сколько полагалось законом избирать от данного округа.

Сословно-куриальная система была признана более предпочтительной, чем общие, прямые, равные и тайные выборы, так как и император, и председатель правительства С. Ю. Витте опасались, что «в крестьянской стране, где большинство населения не искушено в политическом искусстве, свободные и прямые выборы приведут к победе безответственных демагогов и в законодательном органе будут заседать по преимуществу адвокаты» [5] .

Было создано 135 избирательных округов в том числе 26 городских (избирали 34 депутата), 33 территориально-сословных, конфессиональных, территориально-конфессиональных и этнических округов (40 депутатов). От губернии избиралось от 2 до 15 депутатов, от города — от 1 до 6. Европейская Россия избирала 412 депутатов (79 %), Польша — 37 депутатов (7 %), Кавказ — 29 (6 %), Сибирь и Дальний Восток — 25 (4 %), Средняя Азия и Казахстан — 21 (4 %) [6] .

Выборы проводились в основном в феврале-марте 1906 года, а в национальных районах и окраинах и позже, так что к началу работы из 524 депутатов были избраны около 480, поэтому состав первой Думы постепенно дополнялся подъезжающими избранными депутатами. Во многих районах Сибири, например, выборы проводились в мае—июне 1906 года, кроме того властями отрабатывался механизм проведения выборов в условиях военного положения, поэтому военное положение было введено во всех уездах, прилегавших к линии Сибирской железной дороги [4] .

Представители левых и крайне правых партий бойкотировали выборы, левые считали, что Дума не обладает никакой реальной властью, а крайне правые вообще относились отрицательно к самой идее парламентаризма, выступая за незыблемость Самодержавия. Несмотря на это, в выборах участвовали меньшевики и социалисты-революционеры, как независимые кандидаты. В. И. Ленин впоследствии вынужден был признать, что бойкот выборов в I Государственную Думу «был ошибкой» [7] .

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector