Migration48.ru

Вопросы Миграции
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Товарно-транспортная накладная

Товарно-транспортная накладная

Товарно-транспортная накладная (ТТН) — накладная, предназначенная для учёта движения товарно-материальных ценностей при их перемещении с участием транспортных средств и является основанием для списания у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя.

Содержание

Определение [ править | править код ]

Товарно-транспортная накладная — документ, сопровождающий груз, предназначенный для учёта движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Состоит из двух разделов:

  • Товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей;
  • Транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей заказчиков автотранспорта с организациями-владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов и служащего для учёта транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями-владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.

Товарно-транспортная накладная выписывается в нескольких экземплярах, количество зависит от формы накладной:

  • первый — остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей;
  • второй — предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза (сдается водителем грузополучателю);
  • третий (передаётся организации-владельцу автотранспорта) — служит основанием для расчетов, организация-владелец автотранспорта прилагает его к счету за перевозку и высылает плательщику-заказчику автотранспорта;
  • четвёртый (передаётся организации-владельцу автотранспорта) — прилагается к путевому листу и служит основанием для учёта транспортной работы и начисления заработной платы водителю.

Транспортная накладная — перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза. Транспортная накладная составляется на одну или несколько партий груза, перевозимую на одном транспортном средстве, в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. Транспортная накладная подписывается грузоотправителем и перевозчиком.

Виды товарно-транспортных накладных [ править | править код ]

Существует несколько видов товарно-транспортных накладных, имеющих унифицированные формы. Основная форма (Типовая межотраслевая форма № 1-Т), утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78, используется в отношении большинства товаров. Кроме того, существуют формы ТТН, специально введенные для оформления операций по отправке-приемке зерна, животных, молочного сырья, плодово-ягодной продукции, шерсти. Все они утверждены постановлением Госкомстата РФ от 29.09.1997 № 68.

С 25 июля 2011 года вступает в силу новая форма транспортной накладной. [1] Она введена Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272. Транспортная накладная новой формы подтверждает факт заключения договора грузоперевозки, а полей для списания и оприходования грузов в ней нет.

Функции товарно-транспортных накладных [ править | править код ]

Товарно-транспортная накладная предназначена для учёта движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом, подтверждает заключение договора перевозки груза, определяет условия перевозки груза, фиксирует сведения о стоимости услуг перевозчика и порядке расчета провозной платы.

Учёт товарно-транспортных накладных [ править | править код ]

Некоторые организации используют ТТН для списания/оприходования товарно-материальных ценностей (вместо товарной накладной ТОРГ-12). Как правило, оформляется грузоотправителем. Однако по согласованию сторон документ может составляться и перевозчиком.

Транспортная и товарно-транспортная накладные: правила использования

Транспортная накладная — это важнейший документ , который, собственно, подтверждает сам факт заключения договора на перевозку груза, регулирует процесс ее осуществления, служит основанием для учета транспортной работы и для расчетов с перевозчиком.

Однако на сегодняшний день применяются две формы сопровождающего груз транспортного документа: старая — товарно-транспортная накладная (форма 1-Т) и новая — транспортная накладная.

Дело в том, что с 25-го июля 2011-го года вступили в силу «Правила перевозок грузов автомобильным транспортом» , которые утвердили новую форму транспортного документа — транспортную накладную. Вместе с тем Постановление Госкомстата РФ №78 от 28.11.1997 г., до того регламентировавшее использование товарно-транспортной накладной, тоже никто не отменял. И в итоге — действующими сейчас одновременно являются две формы. И транспортная, и товарно-транспортная накладные.

Когда же необходимо использовать одну, а когда — другую?

Теоретически, товарно-транспортная и транспортная накладные взаимозаменяют друг друга. Ведь они обе выполняют одинаковые функции: доказывают факт осуществления грузоперевозки, определяют ее условия, служат основанием для расчета с перевозчиком, подтверждают расходы на доставку товара. И обе содержат сведения о грузе и условиях его транспортировки.

И хотя товарно-транспортная накладная шире по содержанию (в нее входят два раздела — товарный и транспортный), ее товарный раздел предназначен для бухгалтерского учета (списание и оприходование груза) и, по сути, к самому процессу транспортировки не относится. В этом смысле больше важен транспортный раздел, а в нем, в принципе, отражаются все те же необходимые сведения о перевозке груза и оказанных транспортных услугах, что и в отдельной транспортной накладной.

То есть: две формы документа повторяют друг друга, а потому при заключении договора на перевозку груза можно использовать либо транспортную, либо товарно-транспортную накладную.

Однако это — теоретически. Потому что практически, к сожалению, путаница в применении документа окончательно не разрешена (и разрешена она, видимо, будет только тогда, когда одна из форм накладной законодательно утратит силу). Некоторые компании продолжают заполнять на один рейс и транспортную, и товарно-транспортную накладные, аргументируя это тем, что у этих документов все равно разные назначения. Мол, товарно-транспортная накладная нужна для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их доставку автомобильным транспортом , а транспортная выполняет другую функцию — просто подтверждает расходы на перевозку и устанавливает порядок ее организации.

Читайте так же:
Договор с участием третьих лиц - Абсолютное право

Впрочем, Федеральная налоговая служба в письме от 21.03.2012 №ЕД-4-3/4681@ уже разъяснила это противоречие, признав оформление двух документов избыточным и установив, что для подтверждения затрат на перевозку груза может использоваться либо товарно-транспортная, либо транспортная накладная.

Кроме того, есть еще мнение, что для транспортной и товарно-транспортной накладных определены разные сферы применения. Первая оформляется только тогда, когда к перевозке груза привлекается сторонняя транспортная компания, а вторая — и в случае заключения договора с перевозчиком, и в случае, если в качестве перевозчика выступает сам грузоотправитель или грузополучатель.

Хотя на самом деле в ситуации, когда роль перевозчика берет на себя поставщик либо покупатель, транспортные документы (ни транспортная накладная, ни товарно-транспортная) могут вообще не потребоваться.

Почему? И какие тогда документы сопровождают перевозку груза?

С транспортной накладной все предельно ясно: она подтверждает факт заключения договора на перевозку груза. Если таковой договор отсутствует (а доставка товара собственными силами его не подразумевает), то и оснований для оформления транспортной накладной нет.

Тогда что вместо нее? Товарно-транспортная накладная?

Не обязательно. Покупателю, который на собственном транспорте осуществляет самовывоз груза, для оприходования товара понадобится только товарная накладная (форма ТОРГ-12), а для учета транспортных расходов — путевые листы и документы на приобретение горюче-смазочных материалов.

То же самое, кстати, разъясняло и Министерство финансов РФ (в письмах от 02.09.2011 №03-03-06/1/540 и от 22.12.2011 №03-03-10/123 ), подтверждая, что в таком случае достаточно путевого листа на транспортное средство.

Что касается поставщика, осуществляющего доставку товара покупателю собственными силами, то все зависит от того, на каких именно условиях проходит доставка. Если по договору покупатель обязуется возместить транспортные расходы, то в таком случае поставщик выступает в роли перевозчика, а значит, оформление товарно-транспортной накладной (или просто транспортной) действительно необходимо. Для поставщика этот документ станет основанием для возмещения транспортных расходов. В то время как в соответствии с товарной накладной (ТОРГ-12) он сможет списать, а покупатель — оприходовать товар.

Однако если доставка груза покупателю осуществляется за счет поставщика и на его транспорте, то транспортный документ не требуется: только товарная накладная (ТОРГ-12), путевой лист и подтверждение расходов на горюче-смазочные материалы.

Кстати, товарная накладная (ТОРГ-12) оформляется каждый раз, когда доставка груза подтверждается транспортной накладной. Единственное, накладная ТОРГ-12 не обязательно должна сопровождать груз: поставщик может переслать ее покупателю через интернет (или почтой) или передать непосредственно водителем.

Чем же отличаются транспортная и товарно-транспортная накладные?

В первую очередь, естественно, количеством заполняемых разделов. Причем если транспортную накладную должен полностью заполнять грузоотправитель, то товарно-транспортную — грузоотправитель (товарный раздел) и перевозчик (транспортный раздел).

Товарно-транспортная накладная предполагает четыре экземпляра: по одному для поставщика и для покупателя и два — для перевозчика (один он прикрепляет к счету по оплате транспортных услуг, а второй оставляет себе для учета выполненной работы). Транспортная же накладная выписывается только в трех экземплярах: для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика.

Так как транспортная накладная регулирует только процесс грузоперевозки и порядок ее выполнения, она не требует таких сведений, как стоимость доставляемого товара. Единственное, в 5-й графе среди указаний грузоотправителя может быть отмечена объявленная стоимость груза. Делается это чаще всего тогда, когда груз является особо ценным, и для того, чтобы в случае его порчи, потери и пр. по вине перевозчика рассчитать причитающуюся с него сумму ущерба.

В отличие от товарно-транспортной, транспортная накладная хотя и не предполагает, например, детального описания погрузочно-разгрузочных работ (с перечислением операций, использованных механизмов, способов и т.д.), однако включает в себя все сведения, необходимые для лучшей организации перевозки и контроля за ее выполнением.

Согласовывает предельные сроки доставки, погрузки и разгрузки, устанавливает штрафные санкции за простой, невывоз груза, несвоевременное предоставление транспортного средства , контейнера и др. Содержит указания грузоотправителя: желательные вместимость и грузоподъемность транспортного средства, рекомендованные сроки и температурный режим перевозки (для скоропортящегося груза ), запрет на перегрузку, информацию по каждому опасному веществу , изделию и материалу в соответствии с ДОПОГ. Определяет порядок измерения массы груза, выполнения погрузочно-разгрузочных работ, опломбирования транспортных средств и контейнеров, необходимость их промывки и дезинфекции. Подтверждает разрешение на проезд по автомобильным дорогам с описанием установленного маршрута (для опасных, крупногабаритных и(или) тяжеловесных грузов ), а также закрепляет режим труда и отдыха водителя .

Кроме того, транспортная накладная не требует детального перечисления того, из чего складывается стоимость перевозки (тариф за тонну, за тонно-километр, разбивка пройденного расстояния в зависимости от категории дорог, время простоя под погрузкой и разгрузкой, доплата за срочность и пр.), как это делается при оформлении товарно-транспортной накладной. В транспортной накладной выставляется конечная стоимость услуги, однако вместе с тем прозрачны дополнительные расходы перевозчика: отдельно указываются траты на получение разрешения (для опасных, крупногабаритных и(или) тяжеловесных грузов), на оплату проезда по платным автомобильным дорогам , на выполнение погрузочно-разгрузочных работ, промывку и дезинфекцию транспортного средства. Плюс, включены графы, специально предназначенные для фиксирования нарушений со стороны грузоотправителя, грузополучателя или перевозчика и установления размера штрафных санкций.

Читайте так же:
Генеральная доверенность на распоряжение недвижимым имуществом

Порядок заполнения транспортной накладной

Вообще же, порядок заполнения транспортной накладной регулируется Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (Приложением №4 «Транспортная накладная (Форма)») и достаточно прост: все разделы пронумерованы, озаглавлены, а их назначение ясно и доступно изложено в соответствующих подписях к графам.

Что еще нужно знать, так это то, что число транспортных накладных зависит от количества транспортных средств, перевозящих груз (на каждый автомобиль — по накладной). При этом одна транспортная накладная может быть составлена на несколько партий разных товаров, но только в том случае, если они едут от одного продавца (или из одного консолидационного склада) к одному покупателю. Вообще же, при сборных грузоперевозках оформляются отдельные товарные накладные на каждую партию груза.

Как оформляется товарно-транспортная накладная

Раздел 6. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПЕРЕВОЗОЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ

§ 1. Перевозка грузов товарного характера должна оформляться товарно — транспортными накладными. Перевозка грузов нетоварного характера оформляется актом замера или актом взвешивания.

Использование автомобилей с оплатой по повременному тарифу оформляется записями в путевом листе с указанием пробега и времени нахождения автомобиля в распоряжении клиента за вычетом времени обеденного перерыва шофера.

Использование автомобилей с оплатой его работы из покилометрового расчета оформляется записями грузоотправителя (грузополучателя) в путевом листе.

§ 2. Грузоотправитель должен представить автотранспортному предприятию или организации на предъявленный к перевозке груз товарного характера товарно — транспортную накладную, составляемую в четырех экземплярах, которая является основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем.

По соглашению автотранспортного предприятия (организации) и грузоотправителя товарно — транспортная накладная может составляться в пяти экземплярах.

Порядок заполнения путевых листов установлен Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152.

§ 3. Типовая форма товарно — транспортной накладной и форма путевого листа, а также правила их заполнения утверждаются в порядке, установленном Советом Министров СССР.

Министерства и ведомства — грузоотправители устанавливают формы товарно — транспортных накладных в соответствии с типовой формой товарно — транспортной накладной.

Форма и порядок заполнения товарно — транспортной накладной при междугородных перевозках устанавливаются Правилами междугородных перевозок грузов.

§ 4. Товарно — транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем на имя каждого грузополучателя в четырех экземплярах с обязательным заполнением следующих реквизитов: наименование получателя, наименование груза, количество, вес перевозимого груза, способ определения веса (взвешивание, по трафарету, стандарту, обмеру), род упаковки, способ погрузки и разгрузки, время подачи автомобиля под погрузку и время окончания погрузки.

Грузоотправитель и грузополучатель несут ответственность за все последствия неправильности, неточности или неполноты сведений, указанных ими в товарно — транспортной накладной. Автотранспортные предприятия и организации имеют право проверять правильность этих сведений.

§ 5. Прием грузов к перевозке от грузоотправителя удостоверяется подписью шофера — экспедитора во всех экземплярах товарно — транспортной накладной.

Первый экземпляр остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно — материальных ценностей. Второй, третий и четвертый экземпляры грузоотправителем вручаются шоферу.

Второй экземпляр шофером сдается грузополучателю и предназначается для оприходования товарно — материальных ценностей.

Третий и четвертый экземпляры сдаются автотранспортному предприятию или организации. Третий экземпляр прилагается к счету за перевозку и служит основанием для расчета с грузоотправителем (грузополучателем), а четвертый прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы.

Грузоотправитель при необходимости может выписывать дополнительные экземпляры товарно — транспортных накладных, число которых устанавливается соглашением между грузоотправителем и автотранспортным предприятием или организацией.

§ 6. Во всех экземплярах товарно — транспортной накладной грузоотправитель проставляет время прибытия и убытия автомобиля, указывает способ погрузки, вес груза, количество мест и другие реквизиты, которые он должен заполнить в соответствии с Инструкцией о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом, и заверяет товарно — транспортные накладные подписью, печатью или штампом.

В товарно — транспортной накладной грузоотправителем (грузополучателем) указываются виды услуг, выполняемых автотранспортным предприятием или организацией. Грузоотправитель не вправе требовать, чтобы шофер осуществлял прием груза по каким-либо другим документам, кроме товарно — транспортной накладной, в том числе по документам, определяющим взаимоотношения поставщика и покупателя (сертификаты, удостоверения, свидетельства и т.д.).

При выдаче грузоотправителем документов, определяющих качество груза и взаимоотношения поставщика и покупателя (сертификаты, удостоверения, свидетельства и т.д.), шофер обязан принять эти документы и передать их вместе с грузом грузополучателю. При этом грузополучатель не вправе требовать сдачи груза по этим документам.

§ 7. При сдаче груза шофер предъявляет три экземпляра товарно — транспортной накладной грузополучателю, который удостоверяет в накладной прием груза своей подписью и печатью (штампом), одновременно указав во всех экземплярах время прибытия и убытия автомобиля.

§ 8. Графы «Время прибытия автомобиля под погрузку (разгрузку)» и «Время окончания погрузки (разгрузки)» должны заполняться грузоотправителем (грузополучателем) в товарно — транспортных документах, исходя из времени фактического прибытия автомобиля и окончания указанных работ.

При нарушении грузоотправителем или грузополучателем этого порядка (отказ от производства указанных отметок или проставления времени прибытия автомобиля под погрузку, разгрузку и окончания выполнения погрузочно — разгрузочных работ не в соответствии с фактическими данными) с грузоотправителя (грузополучателя) взыскивается штраф, предусмотренный частью второй статьи 145 Устава автомобильного транспорта РСФСР.

Читайте так же:
Реестр банкротов: официальный сайт. Физические и юридические лица

В случаях, когда грузоотправитель или грузополучатель неправильно указал время прибытия под погрузку (разгрузку), шофер обязан во всех экземплярах товарно — транспортной накладной указать в присутствии грузоотправителя или грузополучателя о том, что время проставлено неправильно. В этом случае грузоотправитель или грузополучатель обязаны совместно с шофером составить акт. При отказе грузоотправителя или грузополучателя от составления акта с них взыскивается штраф согласно ст. 145 Устава автомобильного транспорта РСФСР.

При наличии на территории грузоотправителя или грузополучателя диспетчерского пункта автотранспортного предприятия или организации для составления акта о неправильной отметке времени прибытия вызывается диспетчер указанного пункта.

§ 9. Акт замера или акт взвешивания перевезенных грузов нетоварного характера составляется грузоотправителем в трех экземплярах, из которых:

— первый экземпляр остается у грузоотправителя и служит основанием для учета выполняемых объемов перевозок;

— второй и третий экземпляры сдаются автотранспортному предприятию или организации. Второй экземпляр служит основанием для расчетов автотранспортного предприятия или организации с грузоотправителем и прилагается к счету, а третий прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы.

§ 10. Перевозки однородных грузов от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя могут оформляться одной товарно — транспортной накладной, одним актом замера или одним актом взвешивания суммарно за всю работу, выполненную в течение смены. При этом оформление может производиться путем выдачи грузоотправителем шоферу талона на каждую отдельную ездку.

Талон действителен только на день выдачи и заполняется в трех экземплярах, из которых:

— первый остается у грузоотправителя;

— второй — у шофера;

— третий — у грузополучателя.

При перевозке грузов нетоварного характера третий экземпляр талона не выписывается.

При выполнении последней ездки грузоотправитель вместо выданных талонов оформляет товарно — транспортную накладную, акт замера или акт взвешивания на все количество перевезенного груза, а талоны, на основании которых составляется товарно — транспортная накладная, акт замера или акт взвешивания, подлежат уничтожению.

Реквизиты талона устанавливаются по согласованию между автотранспортным предприятием или организацией, грузоотправителем и грузополучателем и должны содержать сведения, необходимые для учета количества перевозимого груза и времени работы автомобиля.

Оформление товарно-транспортной накладной

Перевозка грузов товарного характера оформляется товарно-транспортными накладными.
Грузоотправитель представляет автотранспортному предприятию на предъявленный к перевозке груз товарного характера товарно-транспортную накладную, которая является основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем. Таким образом, товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.

Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов:

  • товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителя и грузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей;
  • транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей заказчиков автотранспорта с организациями-владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей организациями-владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.

Товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую ездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов.
При централизованном вывозе грузов со станций железных дорог, портов, пристаней, аэропортов перевозка оформляется товарно-транспортными накладными, составляемыми совместно с работниками организаций-владельцев автотранспорта, станций железных дорог, пристаней, аэропортов.
В условиях, когда на одном автомобиле одновременно перевозится несколько грузов в адрес одного или нескольких получателей, товарно-транспортная накладная выписывается на каждую партию грузов и каждому грузополучателю в отдельности.

Товарно-транспортная накладная выписывается в четырех экземплярах:

  • первыйостается у грузоотправителя и предназначен для списания ТМЦ, второй, третий и четвертый экземпляры, заверяемые подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю;
  • второйсдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования ТМЦ у получателя груза, третий и четвертый экземпляры, заверяемые подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации-владельцу автотранспорта;
  • третийэкземпляр, служащий основанием для расчетов, транспортная организация прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику-заказчику;
  • четвертыйприлагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.

Грузоотправитель при необходимости может выписывать дополнительные экземпляры товарно-транспортных накладных, число которых устанавливается соглашением между грузоотправителем и автотранспортным предприятием.

По грузам нетоварного характера, по которым не ведется складской учет ТМЦ, но организован учет путем замера, взвешивания, геодезического замера, товарно-транспортная накладная выписывается в трех экземплярах:

  • первый и второй передаются организации-владельцу автотранспорта. Первый экземпляр служит основанием для расчетов организации-владельца автотранспорта с грузоотправителем и прилагается к счету, второй — прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы;
  • третий экземпляр остается у грузоотправителя и служит основанием для учета выполненных объемов перевозок.

В зависимости от особенностей товаров к товарно-транспортной накладной могут прилагаться другие документы, следующие с грузом.
При выдаче грузоотправителем документов, определяющих качество груза и взаимоотношения поставщика и покупателя (сертификаты, счета, счета-фактуры, удостоверения, свидетельства и т. д.), шофер обязан принять эти документы и передать их вместе с грузом грузополучателю. При этом грузополучатель не вправе требовать сдачи груза по этим документам.

Читайте так же:
Приватизация квартиры в браке супругами

При сдаче груза шофер (экспедитор) предъявляет три экземпляра товарно-транспортной накладной грузополучателю.

Если количество и качество товара соответствуют указанному в товаросопроводительных документах, то на товарно-транспортной накладной и иных документах, удостоверяющих количество или качество поступивших товаров, накладывается штамп грузополучателя, что подтверждает соответствие принятых товаров данным, указанным в сопроводительных документах. Материально ответственное лицо, осуществляющее приемку товара, ставит свою подпись на товаросопроводительных документах и заверяет ее круглой печатью торговой организации.

В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, должен составляться акт, который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику. В сопроводительном документе следует сделать отметку об актировании.

Заполнение товарно-транспортной накладной (ТТН) осуществляется по определенным правилам. Следует отметить, что по действовавшей ранее форме ТТН, такие правила были утверждены совместной инструкцией Минфина СССР, Минавготранса РСФСР и Госбанка СССР 1983 г. «Проецируя» правила заполнения на новую форму ТТН, можно выделить следующие этапы и условия заполнения:

Заполнение ТТН грузоотправителя

1.1. До прибытия автомобиля грузоотправитель обязан:

а) в заголовочной части ТТН указать дату выписки ТТН;

б) в строках, посвященных субъектам перевозки, указать свои реквизиты, а также реквизиты грузополучателя и плательщика. Плательщиком может быть сам грузоотправитель, или грузополучатель, или же третье лицо;

в) в строках «пункт погрузки» и «пункт разгрузки» транспортного раздела указать адреса соответственно пунктов погрузки и разгрузки;

г) в разделе «Сведения о грузе» привести данные о грузе (коды, номенклатуру, количество, цену, наименование, единицы измерения, упаковку, количество мест и массу, сумму, пр.). В строке раздела «Всего отпущено на сумму» прописью записать общую стоимость отгруженных товарно-материальных ценностей. В строке «Отпуск разрешил» указывается должностное лицо, ответственное за отгрузку товарно-материальных ценностей, которое своей подписью удостоверяет правильность сделанных записей и разрешает произвести отправку груза грузополучателю.

1.2. После прибытия автомобиля и погрузки товарно-материальных ценностей грузоотправитель:

а) в транспортном разделе:

  • в строке «К путевому листу» записывает номер путевого листа, к которому прикладывается ТТН;
  • в строке «Организация» на основе предъявленного водителем путевого листа записывает наименование автопредприятия, на подвижном составе которого производится перевозка груза;
  • в строке «Автомобиль» записывает марку и государственный номер автомобиля, прибывшего под погрузку;
  • в строке «Водитель» указывает фамилию и инициалы водителя;

б) в разделе «Сведения о грузе» транспортного раздела:

  • в графе 2 «С грузом следуют документ» записывает наименования и номера документов, прилагаемых к ТТН (железнодорожных накладных, сертификатов, удостоверений, свидетельств и т.д.). Указанные документы водитель-экспедитор обязан принять и передать вместе с грузом грузополучателю;
  • в графе 3 «Вид упаковки» записывает сокращенно вид тары, в которой перевозится груз (например, «ящ.», «боч.», пр.). При предъявлении к перевозке неупакованного груза указывается сокращенно «н/у»;
  • в графе 4 «Количество мест» указывают количество мест отдельно по каждому из приведенных в графе 1 наименованию груза и каждому виду упаковки. При перевозке грузов пакетами на поддонах указывает количество пакетов. При перевозке грузов навалом, насыпью или наливом вносится соответствующая запись и количество мест не указывается;
  • в графе 5 «Способ определения массы» записывает, каким способом определена масса груза. При взвешивании груза на весах должен быть указан тип весов («тов. весы», «авт. весы», др.). Если вес груза определен по стандарту, замеру или расчетным путем, в графе производится соответствующая запись;
  • в графе 9 «Масса брутто, т» записывает массу груза в тоннах с точностью до 0,01 т по видам наименований перевозимых грузов и общую массу груза;
  • при оформлении нескольких ездок с грузом одной ТТН в графе «Количество ездок» указывается общее количество выполненных ездок;

в) в строках, отражающих прием-передачу груза, материально ответственным лицом, производящим отпуск товаров, указываются образец (или номер) оттиска пломбы (при перевозке груза в контейнерах, цистернах и т.п. под пломбой), которой произведена опломбировка груза, общее количество мест груза или контейнеров (прописью), общая масса сданного для перевозки по данной товарно-транспортной накладной груза в тоннах с точностью до 0,01 т (прописью). В строке «Отпуск груза произвел» записываются должность, фамилия, имя, отчество представителя грузоотправителя, выдавшего груз к перевозке. Подписью этого представителя в той же строке и штампом предприятия-грузоотправителя удостоверяется правильность всех данных, записанных в товарно-транспортной накладной, а также выдача груза к перевозке. Графы, в которых нет записей, прочеркиваются. В строке «Груз к перевозке принял» записывается фамилия, имя, отчество водителя или водителя-экспедитора, который своей подписью удостоверяет образец оттиска пломбы, записи количества мест, массы принятого к перевозке груза и номеров принятых к перевозке контейнеров. Прием грузов к перевозке теряет своей подписью правильность заполнения перечисленных реквизитов.

Разгрузка считается оконченной после вручения водителю надлежащим образом оформленной товарно-транспортной накладной;

а) в графе 32 раздела «Прочие сведения» указать время простоя под разгрузкой;

Читайте так же:
Жалоба на дороги – образец

б) в строках, отражающих прием-передачу груза, материально ответственным лицом, производящим прием товаров, указывается образец (или номер) оттека пломбы, которой произведено опломбирование доставленного груза (при перевозке груза в контейнерах, цистернах и т.п. под пломбой), общее количество мест груза или контейнеров (прописью), общая масса доставленного по данной товарно-транспортной накладной груза в тоннах с точностью до 0,01 т (прописью). В строке «Принял» записывается должность, фамилия, имя и отчество материально ответственного лица, принявшего груз, подписью которого в той же строке и штампом предприятия-грузополучателя удостоверяется прием груза. В строке «Сдал» водитель-экспедитор своей подписью удостоверяет сдачу груза грузополучателю.

Заполнение ТТН в автопредприятии

Третий и четвертый экземпляры товарно-транспортной накладной, заверенные подписями и печатями грузоотправителя и грузополучателя, вместе с путевым листом водителем сдаются диспетчеру автотранспортного предприятия.

а) в заголовочной части транспортного раздела ТТН:

  • заполняет строки «Маршрут N», «Прицепы» и «Гаражные номера»;
  • в строке «Вид перевозки» записывает наименование вида перевозки, учитывающее разновидности этих перевозок, например, сдельный тариф, повременный тариф, покилометровый тариф, оплата за ездку, работа по групповому акту замера (взвешивания), бригадному подряду, системе тяговых плеч, централизованные перевозки, сборно-раз-возочные маршруты, маневровые тягачи, попутная загрузка, завоз-вывоз грузов с железнодорожных станций и т.п;

б) в разделе «Сведения о грузе» в графах 6, 8 записываются код и класс груза
в) в разделе «Прочие сведения»:

  • в графах 20-24 записывает расстояние перевозки груза с разбивкой по группам дорог;
  • в графе 25 указывает код экспедирования груза;
  • в графах 26 и 27 указываются суммы, причитающиеся с клиента и водителю за оказанные транспортные услуги;
  • в графах 29 и 30 записываются поправочные коэффициенты к зарплате водителя (для изменения расценок водителю в соответствии с условиями перевозок согласно положениям) и к основному тарифу (для изменения основного тарифа в случаях, предусмотренных Едиными тарифами);

г) в разделах «Расчет стоимости» и «Таксировка» таксировщиком автопредприятия производится расчет стоимости автоуслуг и зарплаты водителю по данной ТТН.
Грузоотправитель и грузополучатель несут ответственность за все последствия неправильности, неточности или неполноты сведений, указанных ими в товарно-транспортной накладной. Автотранспортные предприятия имеют право проверять правильность этих сведений.

Оформление товарно-транспортной накладной

Нашим предприятием заключен договор транспортной экспедиции с индивидуальным предпринимателем (экспедитор). Экспедитор выставляет в наш адрес акты оказанных услуг (на автоперевозки) с приложением корешков путевых листов и товарно-транспортных накладных.

Товар мы получаем на складе поставщика и там же передаем его представителю зкспедитора для доставки его до нашего склада. В данной ситуации в графах «Грузоотправитель», «Грузополучатель» и «Плательщик» товарно-транспортной накладной мы указываем наименование и адрес нашего предприятия, поскольку мы сами являемся заказчиком данных перевозок. В транспортном разделе в графе «Пункт погрузки» указываем адрес склада поставщика, а в графе «Пункт разгрузки» – адрес нашего склада.

Правильно ли заполняется нами товарно-транспортная накладная? Обязательно ли в данной ситуации ее наличие или будет достаточно только акта на автоперевозку и корешка путевого листа?

М. Прокопенко

Форма товарно-транспортной накладной (№ 1-Т) утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте».

Товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.

Она включает в себя два раздела: товарный и транспортный.

Товарный – определяет взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей, а также служит основанием для списания материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя.

Транспортный – определяет взаимоотношения между грузоотправителями-заказчиками и организацией-перевозчиком, служит для учета работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями-перевозчиками за оказанные им услуги по перевозке грузов.

Грузоотправитель для каждого грузополучателя отдельно на каждую поездку автомобильного транспорта заполняет товарно-транспортную накладную с указанием всех необходимых реквизитов.

Таким образом, наличие товарно-транспортной накладной является обязательным при осуществлении перевозки груза автомобильным транспортом.

Что же касается порядка заполнения граф товарно-транспортной накладной, то в соответствии с вышеупомянутым Постановлением Госкомстата России товарно-транспортная накладная заполняется юридическими лицами, осуществляющими эксплуатацию автотранспортных средств и являющимися отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом. По общему правилу товарно-транспортная накладная составляется отправителем груза.

В изложенной в вопросе ситуации поставщик по товарной накладной отгружает со своего склада товар покупателю, который сразу же на этом складе передает его экспедитору. Таким образом, покупатель в этот момент становится грузоотправителем. Перевозчик осуществляет доставку груза по назначению, то есть покупателю, который является и грузополучателем.

Следовательно, вы правильно заполняете графы товарно-транспортной накладной «Грузоотправитель», «Грузополучатель» и «Плательщик», указывая в них адрес вашего предприятия.

Однако при проверке у налоговых органов могут возникнуть вопросы. Ведь учитывать затраты на товар придется по товарной накладной, а стоимость перевозки – по товарно-транспортной. Впрочем, если и та и другая оформлены правильно и по ним четко прослеживается движение товара, его номенклатура, количество и т.д., то никаких санкций со стороны инспекции быть не должно.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector