Migration48.ru

Вопросы Миграции
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Камера́льная нало́говая прове́рка — деятельность уполномоченных налоговых органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов и страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ), посредством налоговой проверки, проводящейся по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчётов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Содержание

Порядок проверки [ править | править код ]

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трёх месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчёта) [1] .

Согласно статье 88 НК РФ камеральная налоговая проверка на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, документов, представленных в налоговый орган, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, проводится в течение двух месяцев со дня представления такой налоговой декларации.

В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость налоговым органом установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки. Срок камеральной налоговой проверки может быть продлен до трех месяцев со дня представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.

При проведении проверки сотрудники налоговой инспекции не только проверяют правильность исчисления того или иного налога, но также сопоставляют показатели, отражаемые в разных отчётностях, для выявления возможных ошибок. Также особое внимание уделяется проверке «свежих» показателей, то есть тех, которые были введены в налоговое законодательство за непродолжительное время до проведения проверки.

Если проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчёте) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчёте) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учёта и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесённых в налоговую декларацию (расчёт).

Согласно вступившему в силу 1 января 2014 года абзацу 3 пункта 3 статьи 88 НК РФ (в ред. пп. «а» п. 8 ст. 10 Федерального закона № 134-ФЗ), при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчёта), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчётном (налоговом) периоде убытка, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение 5 дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка.

Оформление результатов налоговой проверки [ править | править код ]

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки (согласно статье 100 НК РФ).

Не позднее 5 дней с даты составления акт налоговой проверки вручается налогоплательщику, который, в свою очередь, в течение 1 месяца вправе подать в налоговую инспекцию письменные возражения на акт камеральной проверки. В течение 10 дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения [1] .

Читайте так же:
Восстановление прав при утере - помощь в ГИБДД

Как составить возражение на акт камеральной проверки

Возражения по акту налоговой проверки — это документ, который составляется при несогласии с выводами инспекции ФНС о выявленных нарушениях, с начисленными штрафами. В нем очень важно аргументированно изложить свою точку зрения, предоставить доказательства собственной правоты, что позволит отстоять свое мнение.

Нормативная база

Правовые основы

Если вы получили письменный результат камеральной проверки и не согласны с его выводами, то можете изложить свою точку зрения в ИФНС. Подача возражений в ответ на акт камеральной налоговой проверки — это право налогоплательщика, гарантированное п. 6 ст. 100 НК РФ. Приведение доводов способно повлиять на вынесение решения и освободить от доначисления штрафа.

Доводы компании ИФНС обязана рассмотреть и учесть при вынесении решения. Подается письменное пояснение в тот контролирующий орган ФНС, который проводил проверку.

Сроки предоставления и рассмотрения

Установленный Налоговым кодексом РФ срок подачи возражений на акт камеральной проверки составляет один месяц с даты его получения налогоплательщиком. Можно изложить свою точку зрения устно в момент рассмотрения материалов и вынесения решения, но ИФНС примет к сведению только изложенные в письменной форме пояснения. К тому же если мнение налогоплательщика не учтет контролирующий орган, пояснения станут хорошей основой для подачи жалобы в вышестоящие органы и в суд.

Если не успеваете предоставить в срок возражения на акт камеральной налоговой проверки, вы вправе взять их с собой на рассмотрение и предоставить комиссии в день вынесения решения.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как проводится камеральная налоговая проверка. Используйте эти инструкции бесплатно.

Что отражается в возражении

Как любой документ переписки с контролирующим органом, письменный протест в инспекцию ФНС обязательно содержит общую и описательную части. Как написать возражение на акт камеральной налоговой проверки, чтобы соответствовать всем требованиям переписки с ФНС? В общей части необходимо правильно указать:

  • реквизиты налогоплательщика — наименование, ИНН, адрес;
  • данные ИФНС, проводившей проверочные мероприятия;
  • вид проведенной налоговой ревизии;
  • номер и дату заключения инспекции.

Описательная часть предназначена для отражения мнения составителя. В ней приводятся факты, с которыми не согласен налогоплательщик, доказательства правоты выражаемого им мнения. Очень важно делать ссылки на нормативные документы, разъяснения Минфина, судебные решения. Для подтверждения своей точки зрения следует приложить документы, подтверждающие доводы налогоплательщика.

Какую форму использовать

ФНС в своем информационном письме привела рекомендуемый бланк:

Наименование налогового органа, составившего

акт, и адрес его местонахождения

Наименование лица, подающего возражения,

ИНН (при наличии), адрес места его

нахождения (места его жительства)

по акту налоговой проверки

от «__» _____________ 20__ г. № _______

_______________________________________ в отношении __________________

Наименование налогового органа, наименование лица,

___________________________________________________________________________ в отношении которого проведена налоговая проверка

проведена ______________________________ налоговая проверка, по результатам

которой составлен акт налоговой проверки от __ _________ 20__ г. № ___.

Налогоплательщик не согласен с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в связи с чем на основании пункта 6 статьи 100 части первой Налогового кодекса РФ представляет свои возражения по акту налоговой проверки.

Читайте так же:
Как отказ от кредита повлияет на кредитную историю

Факты, изложенные в акте налоговой проверки, не соответствуют следующим обстоятельствам:

(излагаются обстоятельства со ссылками на документы, их подтверждающие)

Таким образом, выводы проверяющих не соответствуют ________________________

и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению налогоплательщика,

не соответствуют выводы проверяющих)

Учитывая вышеизложенное, в соответствии со статьями 100, 101 Налогового кодекса РФ прошу по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки:

  1. Вынести решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
  2. Не доначислять налог и не начислять пени за его несвоевременную уплату.
  1. Документы (заверенные надлежащим образом их копии), подтверждающие обоснованность возражений.
  2. Документы, подтверждающие полномочия представителя в случае подписания возражений представителем по доверенности.

__ _________ 20__ г.

Но если он вас не устраивает рекомендованная форма, вы вправе составить возражения на акт камеральной налоговой проверки в произвольном виде. Этот бланк не является обязательным, поскольку его форма законодательно не утверждена, хотя и предполагает наличие стандартных реквизитов. Подписывает составленный документ руководитель компании или ее уполномоченный представитель. Пример возражения по акту камеральной проверки выглядит следующим образом:

Образец возражения по акту налоговой проверки имущества

Если на уровне ИФНС доводы налогоплательщика не будут учтены, он вправе оспорить вынесенное решение в вышестоящем органе ФНС либо в суде. Но подаче в суд искового заявления обязательно должна предшествовать работа по досудебному урегулированию спора. Если ваши доводы напрямую указывают на ошибки инспекторов и их неверные выводы, они подкреплены доказательной базой, их непременно учтут, если не ИФНС по месту нахождения компании, то Управление ФНС по региону.

Камеральная проверка: возражения на акт налоговой проверки

Получив акт камеральной проверки, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган письменные возражения (п. 6 ст. 100 НК РФ). Это можно сделать в том случае, если:
— налогоплательщик не согласен с выводами и предложениями налогового инспектора по существу;
— если есть необходимость указать руководителю инспекции (его заместителю) на ошибки, неточности в акте и (или) нарушение прав налогоплательщика в ходе проверки.

Примечание. Налогоплательщик имеет право представить возражения на акт камеральной проверки. И таким образом повлиять на принятие решения в целом по итогам камеральной проверки.

Представление возражений — это право налогоплательщика, т.е. возражения можно не подавать. Причем непредставление возражений не означает того, что налогоплательщик полностью согласен со всем изложенным в акте. НК РФ дает налогоплательщику право в любом случае представлять пояснения по актам проверок (пп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ):
— в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки (абз. 1 п. 4 ст. 101 НК РФ);
— при обжаловании решений по таким актам в вышестоящий налоговый орган и в случае судебного разбирательства (ст. ст. 137 — 138 НК РФ).

Когда правом надо воспользоваться

Своим правом на представление возражений следует воспользоваться, например, если налогоплательщик категорически не согласен с выводами, сделанными налоговиками, и намеревается отстаивать свою позицию перед руководителем налогового органа, в вышестоящем органе или суде.
Практика показывает, что не имеет смысла акцентировать внимание лишь на формальных нарушениях при проведении камеральной проверки (например, нарушение срока проверки). И подавать возражения, основываясь лишь на формальных нарушениях, нет смысла. Более того, это нецелесообразно, поскольку налоговики получат возможность своевременно исправить мелкие недочеты. Соответственно, налогоплательщик лишится дополнительных "козырей", ведь на формальные недочеты можно будет указать и в суде.
Таким образом, возражать следует лишь относительно тех выводов, которые сформулированы в описательной и итоговой частях акта камеральной проверки.
Налогоплательщик должен понимать, что лишь нарушение срока составления акта или трехмесячного срока проведения камеральной проверки не будет препятствовать вынесению решения ИФНС.

Читайте так же:
Как получить налоговый вычет, если не работаешь

По форме

Возражения подаются в письменной и произвольной форме. Они могут быть поданы:
— на акт камеральной проверки в целом;
— на его отдельные части (п. 6 ст. 100 НК РФ).
Во вводной части указываются:
— дата представления возражений;
— наименование организации или Ф.И.О. физического лица;
— адрес местонахождения для организации или адрес места жительства для физического лица;
— ИНН, КПП;
— наименование налогового органа, в который представляются возражения;
— Ф.И.О. и должность налогового инспектора, который проводил камеральную проверку;
— по какой декларации (расчету) проводилась проверка (налог, период);
— даты начала и окончания проверки.
Указываются:
— возражения относительно конкретных выводов и (или) предложений;
— сумма, с взысканием которой налогоплательщик не согласен;
— аргументы обеих сторон — налогоплательщика и инспектора.
Аргументы следует высказывать кратко, четко, со ссылками на НК РФ.
Ставится подпись руководителя либо физического лица, а также представителя (при наличии). Проставляется печать (при наличии).

Необходимые приложения

Усилить позицию налогоплательщика могут:
— судебные решения. Это могут быть решения соответствующих ФАС или решения Высшего Арбитражного Суда РФ;
— письма Минфина России, ФНС России, УФНС по субъекту РФ или письменные разъяснения ИФНС России.
Но лучше всего подтверждают правоту налогоплательщика соответствующие документы — регистры учета, "первичка" и т.д. Документы прилагаются в виде заверенных копий.
Необходимое уточнение: налогоплательщик имеет право прилагать документы, но не обязан это делать (п. 6 ст. 100 НК РФ). Однако наличие документов может существенно повлиять на вынесение положительного решения.
Насколько правомерно представлять недостающие документы в вышестоящий орган или суд? Налогоплательщик в обоснование своих возражений по акту может представить в суд документы и иные доказательства независимо от того, были ли они представлены в налоговый орган в установленные сроки (п. 6 ст. 100 НК РФ).
ВАС РФ указал, что суд обязан принять и оценить представленные в судебное заседание документы (п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5). Это решение актуально до сих пор, но эта позиция неприменима, если документы уже были истребованы ИФНС в ходе проверки, но не были представлены в инспекцию до вынесения решения без уважительной причины. Уважительными причинами непредставления документов могут считаться, например, следующие:
— нет доказательств, что налоговый орган направлял налогоплательщику требование о представлении документов;
— нет доказательств надлежащего вручения требования;
— документы были изъяты;
— требование не получено по вине сотрудников почты и т.д.

Подаем возражения

Для составления и подачи возражений налогоплательщику отводится 15 рабочих дней со дня получения экземпляра акта камеральной проверки (ст. 100 НК РФ). Срок для представления возражений исчисляется со дня, следующего за днем, когда вы получили акт камеральной проверки (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).
Если налогоплательщик не является за актом, уклоняется от его получения и т.д., то 15 дней будут исчисляться начиная с седьмого дня после даты отправки акта по почте (абз. 2 п. 5 ст. 100, п. 2 ст. 6.1 НК РФ).
Представить возражения можно в любой день, в том числе и в последний. Но, конечно, лучше не тянуть.
Возражения подаются в налоговый орган, который осуществлял проверку и составлял соответствующий акт.
Возражения рассматриваются в течение 10 дней (п. 1 ст. 101, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Читайте так же:
Договор беспроцентного займа между физическими лицами образец бесплатно

Примечание. Если нет возможности представить документ одновременно с возражениями, то можно согласовать срок их представления с ИФНС (п. 6 ст. 100 НК РФ). Строго говоря, и согласование не обязательно, поскольку налоговый орган при принятии решения обязан учитывать все имеющиеся у него материалы (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Целесообразнее изготовить возражения в двух экземплярах — один остается в ИФНС, другой, с отметкой канцелярии ИФНС (отметка о приеме, дата приема, подпись и Ф.И.О. принявшего), — у налогоплательщика.
Не следует направлять возражения на акт камеральной проверки по почте, поскольку есть вероятность того, что ИФНС России не получит их до вынесения решения по итогам проверки.
К сожалению, возможности продления срока представления возражений НК РФ не предусматривает.
Срок, в течение которого руководитель инспекции (его заместитель) должен вынести решение, отсчитывается от даты окончания 15-дневного срока для представления возражений (п. 1 ст. 101 НК РФ).
Однако возражения, поданные позже установленного срока, но до вынесения решения по итогам проверки, должны быть учтены при вынесении решения.
То есть в любом случае у налогоплательщика остается право давать свои объяснения в процессе рассмотрения материалов камеральной проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ). То есть свои аргументы можно привести при обжаловании решения по итогам камеральной проверки в вышестоящем налоговом органе или суде.

Если право на возражения нарушено

Одно из наиболее распространенных нарушений права налогоплательщика — вынесение решения до истечения срока подачи возражений.
Решение, которое принято до истечения срока подачи возражений, будет отменено, если налогоплательщик:
— не был уведомлен о дате рассмотрения материалов и
— не участвовал при их рассмотрении.
К существенным условиям процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки относятся (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ):
— обеспечение возможности проверяемого налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя;
— обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
В данном случае налицо нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки, что является безусловным основанием для отмены решения по итогам проверки.
Часто налогоплательщик лишается возможности представить возражения, поскольку не вручается акт камеральной проверки до рассмотрения ее материалов. Например, акт пришел по почте после того дня, на который было назначено рассмотрение материалов проверки.
Можно с уверенностью утверждать, что суд примет решение в пользу налогоплательщика, если он был не извещен о дате рассмотрения материалов проверки и не присутствовал на нем.
Если же налогоплательщик присутствовал при рассмотрении, то, скорее всего, суд не станет отменять решение. Процедура рассмотрения предполагает оглашение акта и то, что налогоплательщик может дать объяснения (ст. 101 НК РФ).
Случается, что вовремя представленные возражения не включаются в материалы проверки. Причины могут быть самые разнообразные, но ситуация складывается всегда одна:
— налогоплательщик, будучи уверенным, что высказал свою позицию в возражениях, не является на рассмотрение материалов проверки;
— руководитель инспекции (его заместитель), не "встретив" возражений, принимает решение без учета возражений и объяснений налогоплательщика.

Примечание. Целесообразно присутствовать при рассмотрении материалов проверки или направить представителя. На тот случай, если выяснится, что возражения налогоплательщика не поступали, рекомендуется запастись доказательствами того, что они были своевременно представлены:
— копией с отметкой о принятии ИФНС;
— почтовыми документами — квитанцией и описью вложения (если возражения направлялись по почте).

С учетом того что праву налогоплательщика представить возражения на акт корреспондирует обязанность фискалов принять и рассмотреть их в составе материалов налоговой проверки, скорее всего, решение ИФНС будет отменено в судебном порядке. Однако это возможно в том случае, если в возражениях содержалась информация, которая однозначно подтверждает правоту налогоплательщика.

Читайте так же:
Подоходный налог с зарплаты - как посчитать НДФЛ, формула

Камеральная проверка: возражения на акт налоговой проверки

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Прошла камеральная налоговая проверка, составлен акт проверки, в котором выявлено нарушение о несвоевременном перечислении НДФЛ.
Каков порядок представления возражений на акт налоговой проверки? Каковы обстоятельства, смягчающие ответственность по ст. 123 НК РФ?

В соответствии с п. 2 ст. 123 НК РФ налоговый агент, допустивший просрочку в уплате налога, может быть освобожден от ответственности при одновременном соблюдении следующих условий:
— налоговый расчет (расчет по налогу) представлен своевременно, в сроки, установленные НК РФ;
— в расчете отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению;
— необходимые суммы налога и пени самостоятельно уплачены налоговым агентом до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки.
Применение выявленных при рассмотрении дела смягчающих обстоятельств является обязанностью налогового органа и суда (п. 4 ст. 112 НК РФ; постановление Президиума ВАС РФ от 12.10.2010 N 3299/10).
Таковыми могут являться:
1) добровольное погашение задолженности (постановления Тринадцатого ААС от 12.03.2019 N 13АП-2808/18, Шестого ААС от 23.09.2019 N 06АП-5230/19);
2) признание факта правонарушения, принятие мер к погашению выявленной задолженности по налоговым обязательствам (постановления Шестнадцатого ААС от 20.09.2019 N 16АП-5245/18, ФАС Уральского округа от 25.12.2012 N Ф09-12691/12);
3) совершение правонарушения вследствие затруднительного финансового положения (постановления Восьмого ААС от 11.06.2019 N 08АП-5032/19, АС Волго-Вятского округа от 19.07.2018 N Ф01-2563/18)
4) и иные.
Письменные возражения составляются в свободной форме. ФНС России на своем сайте привела рекомендуемую форму (смотрите информацию ФНС России от 25.05.2018).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шестова Юлия

Ответ прошел контроль качества

5 февраля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в рамках услуги Советы экспертов. Проверки, налоги, право.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector