Migration48.ru

Вопросы Миграции
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Конституция Российской Федерации

Конституция Российской Федерации

  • +–Раздел первый
    • +–Глава 1. Основы конституционного строя (ст.ст. 1-16)
      • Статья 1
      • Статья 2
      • Статья 3
      • Статья 4
      • Статья 5
      • Статья 6
      • Статья 7
      • Статья 8
      • Статья 9
      • Статья 10
      • Статья 11
      • Статья 12
      • Статья 13
      • Статья 14
      • Статья 15
      • Статья 16
      • Статья 17
      • Статья 18
      • Статья 19
      • Статья 20
      • Статья 21
      • Статья 22
      • Статья 23
      • Статья 24
      • Статья 25
      • Статья 26
      • Статья 27
      • Статья 28
      • Статья 29
      • Статья 30
      • Статья 31
      • Статья 32
      • Статья 33
      • Статья 34
      • Статья 35
      • Статья 36
      • Статья 37
      • Статья 38
      • Статья 39
      • Статья 40
      • Статья 41
      • Статья 42
      • Статья 43
      • Статья 44
      • Статья 45
      • Статья 46
      • Статья 47
      • Статья 48
      • Статья 49
      • Статья 50
      • Статья 51
      • Статья 52
      • Статья 53
      • Статья 54
      • Статья 55
      • Статья 56
      • Статья 57
      • Статья 58
      • Статья 59
      • Статья 60
      • Статья 61
      • Статья 62
      • Статья 63
      • Статья 64
      • Статья 65
      • Статья 66
      • Статья 67
      • Статья 67.1
      • Статья 68
      • Статья 69
      • Статья 70
      • Статья 71
      • Статья 72
      • Статья 73
      • Статья 74
      • Статья 75
      • Статья 75.1
      • Статья 76
      • Статья 77
      • Статья 78
      • Статья 79
      • Статья 79.1
      • Статья 80
      • Статья 81
      • Статья 82
      • Статья 83
      • Статья 84
      • Статья 85
      • Статья 86
      • Статья 87
      • Статья 88
      • Статья 89
      • Статья 90
      • Статья 91
      • Статья 92
      • Статья 92.1
      • Статья 93
      • Статья 94
      • Статья 95
      • Статья 96
      • Статья 97
      • Статья 98
      • Статья 99
      • Статья 100
      • Статья 101
      • Статья 102
      • Статья 103
      • Статья 103.1
      • Статья 104
      • Статья 105
      • Статья 106
      • Статья 107
      • Статья 108
      • Статья 109
      • Статья 110
      • Статья 111
      • Статья 112
      • Статья 113
      • Статья 114
      • Статья 115
      • Статья 116
      • Статья 117
      • Статья 118
      • Статья 119
      • Статья 120
      • Статья 121
      • Статья 122
      • Статья 123
      • Статья 124
      • Статья 125
      • Статья 126
      • Статья 127 (исключена)
      • Статья 128
      • Статья 129
      • Статья 130
      • Статья 131
      • Статья 132
      • Статья 133
      • Статья 134
      • Статья 135
      • Статья 136
      • Статья 137
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 3
      • Часть 4
      • Часть 5
      • Часть 6
      • Часть 7
      • Часть 8
      • Часть 9

      КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года
      с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования
      1 июля 2020 года

      ГАРАНТ:

      См. комментарии к Конституции РФ

      Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

      соединенные общей судьбой на своей земле,

      утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,

      сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

      исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

      чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

      возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,

      стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

      исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,

      сознавая себя частью мирового сообщества,

      принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ .

      ГАРАНТ:

      См. комментарии к преамбуле Конституции РФ

      Конституция РФ принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года. Она состоит из преамбулы (определены ценности, занимающие ведущее положение во всей иерархии общественных ценностей, и цели, которые преследует Конституция) и двух разделов, первый из которых включает в себя 9 глав (137 статей). Второй раздел закрепляет заключительные и переходные положения (9 частей). Положения главы 1 Конституции составляют основы конституционного строя РФ. Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ.

      Российская Федерация (Россия; наименования равнозначны) есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

      Важное место Конституция РФ отводит человеку, его правам и свободам, которые являются высшей ценностью. Обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина закреплена в статье 2. Правам и свободам человека и гражданина (гражданским (личным), политическим, социальным, экономическим, культурным, экологическим) посвящена глава 2 Конституции.

      Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Он осуществляет свою власть непосредственно (референдум, свободные выборы), а также через органы государственной власти и органы МСУ. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ.

      РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономной области, автономных округов — равноправных субъектов РФ. Положения о федеративном устройстве РФ закреплены в главе 3 Конституции (состав РФ, территория РФ, денежная единица, государственные язык, флаг, герб и гимн, предметы ведения РФ, ее субъектов, совместного ведения и т.д.).

      РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (в т.ч. на землю и другие природные ресурсы).

      Закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы каждой из ветвей власти самостоятельны. Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ (глава 4), Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) (глава 5), Правительство РФ (глава 6) и суды РФ (7). В рамках соответствующих глав рассмотрены вопросы формирования органов власти, избрания лиц на соответствующие должности и освобождения лиц от соответствующих должностей, их полномочий и др. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

      В РФ признается и гарантируется местное самоуправление, которое обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственность (глава 8). МСУ в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы МСУ не входят в систему органов государственной власти.

      В РФ признаются идеологическое и политическое многообразие, многопартийность. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Общественные объединения равны перед законом. РФ является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

      Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции. Органы государственной власти, органы МСУ, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы.

      Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

      Глава 9 Конституции закрепляет нормы о поправках и пересмотре ее положений.

      Конституция РФ вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования.

      Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)

      Скачать Конституцию в PDF, ePUB, FB2

      Конституция вступила в силу с 25 декабря 1993 г.

      Текст Конституции опубликован в "Российской газете" от 25 декабря 1993 г. N 237 (первоначальный текст)

      Публикации текста Конституции с учетом поправок:

      Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ — "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 4 июля 2020 г., "Российская газета" от 4 июля 2020 г. N 144 (актуальная редакция)

      Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ — "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 1 августа 2014 г., Собрание законодательства Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 31 ст. 4398

      Новые субъекты Российской Федерации — Республика Крым и город федерального значения Севастополь — "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 11 апреля 2014 г., Собрание законодательства Российской Федерации от 14 апреля 2014 г. N 15 ст. 1691

      Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ — "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 26 февраля 2014 г., Собрание законодательства Российской Федерации от 3 марта 2014 г. N 9 ст. 851

      Законы РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ — "Российская газета" от 21 января 2009 г. N 7, "Парламентская газета" от 23 января 2009 г. N 4, Собрание законодательства Российской Федерации от 26 января 2009 г. N 4 ст. 445

      Изменение субъектного состава Российской Федерации:

      Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ — с 18 марта 2014 г. образованы новые субъекты Российской Федерации — Республика Крым и город федерального значения — Севастополь

      Федеральный конституционный закон от 21 июля 2007 г. N 5-ФКЗ — с 1 марта 2008 г. образован новый субъект Российской Федерации — Забайкальский край (объединены — Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ)

      Федеральный конституционный закон от 30 декабря 2006 г. N 6-ФКЗ — с 1 января 2008 г. образован новый субъект Российской Федерации — Иркутская область (объединены — Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ)

      Федеральный конституционный закон от 12 июля 2006 г. N 2-ФКЗ — с 1 июля 2007 г. образован новый субъект Российской Федерации — Камчатский край (объединены — Камчатская область и Корякский автономный округ)

      Федеральный конституционный закон от 14 октября 2005 г. N 6-ФКЗ — с 1 января 2007 г. образован новый субъект Российской Федерации — Красноярский край (объединены — Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ и Эвенкийский автономный округ)

      Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. N 1-ФКЗ — с 1 декабря 2005 г. образован новый субъект Российской Федерации — Пермский край (объединены — Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ)

      Указ Президента РФ от 27 марта 2019 г. N 130 — в часть первую статьи 65 Конституции включено новое наименование субъекта Российской Федерации — Кемеровская область — Кузбасс вместо наименования Кемеровская область

      Указ Президента РФ от 25 июля 2003 г. N 841 — в часть первую статьи 65 Конституции включено новое наименование субъекта Российской Федерации — Ханты-Мансийский автономный округ — Югра вместо наименования Ханты-Мансийский автономный округ

      Указ Президента РФ от 9 июня 2001 г. N 679 — в часть первую статьи 65 Конституции включено новое наименование субъекта Российской Федерации — Чувашская Республика — Чувашия вместо наименования Чувашская Республика — Чаваш республики

      Указ Президента РФ от 10 февраля 1996 г. N 173 — в часть первую статьи 65 Конституции включено новое наименование субъекта Российской Федерации — Республика Калмыкия вместо наименования Республика Калмыкия — Хальмг Тангч

      Указ Президента РФ от 9 января 1996 г. N 20 — в часть первую статьи 65 Конституции включены новые наименования субъектов Российской Федерации — Республика Ингушетия и Республика Северная Осетия — Алания вместо наименований Ингушская Республика и Республика Северная Осетия

      В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

      Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ

      Изменения вступают в силу с 4 июля 2020 г. (одобрены в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.)

      Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ

      Изменения вступают в силу с 22 июля 2014 г.

      Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ

      Изменения вступают в силу с 6 февраля 2014 г.

      Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ

      Изменения вступают в силу с 31 декабря 2008 г.

      Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ

      Изменения вступают в силу с 31 декабря 2008 г.

      Применяются в отношении Президента РФ и Государственной Думы, которые избраны после 31 декабря 2008 г.

      © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

      КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      Принята 12 дек. 1993 всенародным голосованием (референдумом). Необходимость принятия новой К. была обусловлена коренными преобразованиями в жизни Российского государства. Суть этих преобразований состоит прежде всего в переходе от социалистической системы хозяйства к рыночной экономике, от авторитарной политической системы к многопартийности, от централизованной власти Советов народных депутатов к разделению властей. К. по‑новому определила основополагающие принципы общественного устройства России. Так, РФ — Россия — провозглашается демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. К. в качестве основополагающего принципа определяет принцип законности. Суть его состоит в строгом соблюдении требований закона всеми субъектами общественных отношений. К. имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить К. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать К. и законы. Существенным является провозглашение в К. равноправия и полноправия граждан, а также гарантированность прав и свобод. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» К. перечислены основополагающие права и свободы человека и гражданина, а также гарантии осуществления прав и свобод. Последовательно раскрыт принцип гуманизма, который вытекает из принципа равноправия и полноправия человека и гражданина и означает заботу о человеке, всемерном развитии его духовных и физических качеств, материальных условиях жизни. Россия является федеративным и многонациональным государством, поэтому важнейшее значение имеет провозглашение в К. государственного единства. В преамбуле, а также в ряде статей установлено, что суверенитет РФ и верховенство К. распространяются на всю ее территорию. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Гарантируются единство экономического пространства, единство территории, единый государственный язык (русский), единая денежная единица (рубль) и т. д. Новым в российском конституционном законодательстве является принцип разделения властей, закрепленный в ст. 10 и 11 К. : государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В соответствии с К. законодательным и представительным органом РФ является двухпалатный парламент РФ — ФС РФ. Он состоит из двух палат — СФ и ГД. В СФ входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. ГД состоит из 450 депутатов.

      К., являясь основным законом государства, регулирует такие важнейшие общественные отношения, как основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, взаимоотношения органов государственной власти, органов местного самоуправления и т. д. В ней, таким образом, определены начала всех др. законодательных актов, всех отраслей права. Если любой др. акт содержит положения, противоречащие К., действует К. Важной юридической гарантией стабильности К. является особый порядок ее принятия и изменения. К. относится к так называемому типу «жестких» конституций. Это означает, что порядок ее изменения усложнен. Гл. 9 К. предусматривает, что гл. 1, 2 и 9 не могут быть пересмотрены ФС РФ. Поправки к гл. 3–8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Эти поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. Правовая охрана К. обеспечивается с помощью конституционного контроля. Он относится к ведению РФ. Обеспечение соответствия К. конституций (уставов) субъектов РФ входит в предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ. Особое место в защите К. и конституционного строя принадлежит Президенту РФ, который как глава государства является гарантом К. Обязанность соблюдать и защищать К. входит в содержание присяги Президента РФ. В целях защиты К. формируется Конституционный Суд РФ. Его судьи назначаются СФ по представлению Президента РФ. В решении задач конституционного контроля участвуют и др. государственные органы — Верховный Суд РФ, прокуратура РФ в пределах их компетенции, установленной законодательством РФ.

      Конституция Российской Федерации устремлена в будущее

      Невинский Валерий Валентинович
      Все мнения эксперта

      Принятие Конституции России на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года было обусловлено целым рядом экономических, социальных и политических причин. Этот процесс начинался ориентировочно с 1988-1989 годов. В 1990 году Съезд народных депутатов России принял решение: необходима новая Конституция. Тогда же Конституционной комиссией Съезда и был подготовлен первый проект новой Конституции. На протяжении почти 3 лет шла дискуссия. Все мы, старшее поколение, были свидетелями острой политической борьбы, в которой кое-где большие массы населения выходили на улицы. Естественно, тогда возникал вопрос – что россиянам нужно? Мы видели, что большая часть населения планеты живет по другим канонам. А у нас 80-е годы – годы острого кризиса в экономике, обнищания значительной части населения, политический тупик и так далее… Отсюда стремление радикально изменить уклад жизни людей. Но радикальные решения редко воспринимаются всеми одинаково. Часть населения приняла их позитивно, часть – отрицала. Конечно, в прошлые годы были и завоевания. Прежде всего, в социальной сфере – образование, наука, здравоохранение, культура. Но при этом экономика хромала на обе ноги. Поэтому, конечно, людям было сложно пережить введение частной собственности, конкуренцию, развитие предпринимательства. На этом фоне отказ от тотального господства государственной собственности, планирования, командования экономикой страны из Москвы привел к тому, что общество расслоилось в восприятии новых ценностей.

      В июне 1993 года мне посчастливилось принимать участие в работе Конституционного совещания в качестве эксперта от Алтайского края по выработке инициированного Президентом РФ Б.Н. Ельциным проекта Российской Конституции. Но уже в первый день работы, 5 июня, выяснились различные подходы и к вопросу о необходимости принятия новой Конституции, и к вопросу об ориентирах для развития России в Конституции.

      В результате сложных согласований в содержании текста Конституции нашли отражение и собственно российский конституционный опыт, и опыт ряда развитых зарубежных стран (США, Франция, Германия). Кроме того, ориентировались на признанные в мире международно-правовые стандарты в области прав человека, взаимоотношения человека и государства. Конечно, не могли не учитывать и острое социально-политическое противоборство внутри российского общества в тот период. В результате, с точки зрения содержания, при всех недоговоренностях, противоречиях отдельных положений Конституции, к октябрю 1993 года был подготовлен достаточно качественный и с точки зрения конституционализма, и с точки зрения реальной ситуации на тот период в России Основной Закон государства. Принятие Конституции на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года исторически обеспечило решение, по крайней мере, трех важнейших задач: оберегло общество от сползания к всеобщей тотальной розни, можно сказать, к гражданской войне; утвердило территориальную целостность и государственный суверенитет России; позволило выстроить обновленные социальные ориентиры развития общества и государства.

      Многие эксперты полагают, что по своему содержанию Конституция 1993 года – это конституция «навырост», рассчитанная на организованное, вставшее на стабильный путь развития общество, в котором человек, его права являются высшей ценностью. И это верно, так как Конституция – не только закон, регулирующий сложившиеся сегодня общественные отношения. Конституция Российской Федерации, как и основной закон любого другого государства, устремлена в будущее. То есть она одновременно является программой развития, ориентиром для общества.

      Думаю, нашу Конституцию нет смысла сравнивать с аналогичными документами других стран. В том числе, и по количеству внесенных в нее поправок. Конституция 1993 года – это уже пятая Конституция нашей страны, начиная с 1918 года. Хочу отметить, что есть страны, в которых Конституции принимали и по 20, и по 30 раз за 100-150 лет их истории. Внесение поправок или принятие новой Конституции всегда обусловлены серьезными шагами в экономике или политике, внутренней или внешней. Надо сказать, что предложения о внесении поправок в Конституцию стали поступать на следующий же год после ее принятия. Они касались статей, связанных с деятельностью президента и парламента в стране. Но только 30 декабря 2008 года были приняты два закона, вносивших поправки: об увеличении срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы РФ, а также об изменении полномочий Правительства Российской Федерации. Как известно, сегодня вновь подготовлены поправки к Конституции РФ в части реорганизации судебной системы и изменения в организации прокуратуры. Это точечные изменения. Одновременно твердо убежден, что радикальные изменения текста конституции сегодня не приведут ни к более рациональному управлению в государстве, ни к улучшению жизни граждан. Нам, всей системе органов публичной власти, должностным лицам, гражданам надо учиться жить по действующей Конституции России.

      Конституция Российской Федерации 2021

      Мы, многонациональный народ Российской Федерации,
      Соединенные общей судьбой на своей земле,
      Утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,
      Сохраняя исторически сложившееся государственное единство,
      Исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,
      Чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,
      Возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,
      Стремясь обеспечить благополучие и процветание России,
      Исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,
      Сознавая себя частью мирового сообщества,
      Принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

      Ныне действующая Конституция была принята в 1993 году, когда образовалось новое государство под названием Российская Федерация. До этого она находилась в статусе союзной республики, входившей в Советский Союз (СССР). В 2008, 2014 и 2020 годах в этот документ были внесены поправки. Были изменены некоторые функции Госдумы и судебной системы, утвердили верховенство российского права и новый порядок назначения правительства, появились новые требования к чиновникам. Был зафиксирован статус русского языка как языка государствообразующего народа. Браком в Конституции, согласно тексту поправок, признается союз мужчины и женщины, а важнейшим приоритетом госполитики являются дети.

      Принятие поправок позволяет президенту Путину обнулить сроки правления и избираться еще два раза. В целом Конституция РФ сохранила свою неизменность с периода формирования нового государства.

      Функции

      Любая Конституция является базовым юридическим документом, на основе которого формируется вся правовая система страны. Базовый характер проявляется в декларации основных прав и свобод граждан, принципов устройства государства и отдельных его структур. Описать в одном документе все правовые механизмы реализации декларируемых норм невозможно, поэтому вся правовая система страны строится по принципу детализации системы защиты конституционных прав, свобод и обязанностей.

      Конституция РФ делится на три части:

      • описание строя как принципиальной основы формирования общества;
      • устройство системы управления;
      • защищаемые властью права людей.

      Российская Федерации и Россия – это равнозначные понятия, которые используются в любых официальных документах. Главным носителем власти в стране является население, которое реализует свои полномочия непосредственно (через выборы и референдум), а так же опосредованно, делегируя властные полномочия государственным и муниципальным органам.

      Таким образом, Конституция создаётся для того, чтобы обозначить основные права и обязанности граждан. Обычно именно это считается главным. Однако не менее значимым является построение государственной системы, которая и должна защищать права граждан.

      Что гарантировано гражданам России

      Теме гарантий посвящена Глава вторая, состоящая из 47 статей. В каждой из них содержится перечень прав, которые принадлежат всем гражданам от их рождения при условии, что их реализация не нарушает конституционных прав других людей. На словосочетании «при условии» и построена юридическая система страны. Например, человек, лишивший жизни другого человека, теряет своё право на свободу или даже на жизнь.

      Это «условное» наделение граждан правами отражается и в некоторых статьях Конституции. Например, статья 20 каждому человеку (гражданство не уточняется) гарантирует право на жизнь. Это означает, что все государственные структуры обязаны защищать каждого человека, находящегося в зоне юрисдикции России, от посягательств на его жизнь.

      Однако это не касается тех, кто за лишение жизни другого человека приговорён к смертной казни. Выходит, что при определённых условиях государство намеренно не выполняет взятых на себя обязанностей. И хоть в России давно действует мораторий на смертную казнь, это не является основанием для отмены второй части статьи 20.

      Аналогичное противоречие содержится и в ст. 22, дающей людям право на личную свободу. Однако, если кто-то по отношению к другим людям нарушил это право, то он может быть лишён свободы на 48 часов (без суда) или, если по решению суда, то на длительный срок.

      Кроме того Конституция гарантирует людям права на:

      • личную тайну;
      • свободу слова как выражение мысли;
      • неприкосновенность своего жилища;
      • свободу передвижения;
      • произвольный выбор места проживания;
      • произвольный выбор вероисповедания и родного языка;
      • передачу информации, за исключением сведений, составляющих гостайну;
      • защиту от цензуры;
      • свободу экономической деятельности, не нарушающую антимонопольное законодательство;
      • частную собственность;
      • наследование имущества;
      • владение земельными участками;
      • труд в безопасных условиях;
      • отдых;
      • пенсии и соцобеспечение;
      • защиту материнства и детства;
      • собрания и шествия мирного характера;
      • жилище через предоставление квартир по договорам соцнайма;
      • охрану здоровья;
      • бесплатную медпомощь;
      • благоприятную среду;
      • участие в управлении обществом и государством;
      • возмещение вреда, нанесённого экологической среде;
      • информацию о состоянии экологической среды;
      • бесплатное образование на дошкольном, основном общем и среднем профессиональном уровне;
      • творческую самореализацию;
      • охрану интеллектуальной собственности;
      • защиту в суде.

      Самостоятельно свои права люди могут осуществлять с 18 лет. До этого заботу об обеспечении конституционных гарантий берут на себя родители, опекуны и другие законные представители несовершеннолетних граждан.

      Устройство общества и власти

      Данной теме посвящены семь глав, в которых описываются:

      • основные принципы устройства общества;
      • структура и устройство страны;
      • основные нормы реализации президентской власти;
      • устройство властных структур;
      • принципы деятельности судебной власти;
      • основы местного самоуправления.

      Россия декларируется как федеративное демократическое государство с республиканской формой правления. Страна состоит из 85 субъектов федерации. Среди ни 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округа, 3 города. Главой государства считается президент.

      Законодательная власть представлена Федеральным Собранием. Её исполнительная часть сконцентрирована в Правительстве, состоящем из Председателя, его заместителей и министров. Правосудие может быть реализовано только с помощью судов разных инстанций. На местном уровне управление обществом осуществляется органами самоуправления.

      Конституцию можно сравнить с портретом страны, описанным в общих чертах, но с максимальной достоверностью. Существует ещё сравнение со скелетом организма. От формы и функций его структурных частей зависит и формирование всех остальных органов. Можно представить ещё немало образных определений, которые способны проиллюстрировать роль конституции в жизни страны. Однако достаточно только назвать этот документ основой все правовой системы страны.

      Основные положения Конституции РФ

      Пункт 1. ст.5 Конституции РФ
      «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.»

      Пункт 2 ст. 11 Конституции РФ
      «Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.»

      Пункт 2 ст. 66 Конституции РФ
      «Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации.»>

      Пункт 3 ст. 67 Конституции РФ
      «Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.»

      Пункт 1 ст. 72 Конституции РФ
      «В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
      а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
      б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
      в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
      г) разграничение государственной собственности;
      д) природопользование; сельское хозяйство; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
      е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики;
      ж) координация вопросов здравоохранения; в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранения и укрепления общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение;

      ж.1) защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях;
      з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
      и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
      к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
      л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
      м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
      н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
      о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.»

      Ст. 73 Конституции РФ
      «Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.»

      Пункт 2 ст. 76 Конституции РФ
      «По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.»

      Пункт 5 ст. 76 Конституции РФ
      «Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.»

      Пункт 1 ст. 77 Конституции РФ
      «Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.»

      Пункт 2 ст. 77 Конституции РФ
      «В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.»

      Пункт 2 ст. 78 Конституции РФ
      «Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.»

      Пункт 3 ст. 78 Конституции РФ
      «Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.»

      голоса
      Рейтинг статьи
      Читайте так же:
      Депутат Государственной думы Википедия
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector