Migration48.ru

Вопросы Миграции
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто по закону относится к чиновникам в России?

Кто по закону относится к чиновникам в России?

Российская таможенная академия Владивостокский филиалherb2020_

Разъяснение законодательства на тему «Чем взятка отличается от подарка?»

Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственным служащим запрещено получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения) (пп. 6 п. 1 ст. 17).

Данный запрет не распространяется на подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными событиями. Они признаются государственной собственностью, передаются в орган, где замещает должность госслужащий, только после этого у должностного лица появляется возможность его выкупить.

Разделяя обычные подарки, получаемые гражданами в повседневной жизни, от подарков, неправомерно вручаемых госслужащим, и тем более взяток, необходимо обратить внимание на несколько важных критериев.

Вручая подарок, даритель не должен зависеть от одаряемого, в том числе от его должностного положения, исполнения им должностных обязанностей.

Подарок вручается гражданину и не связан с выполнением или невыполнением им какого-либо действия (бездействия) по работе, службе.

Получение подарка в связи с занимаемой должностью или служебным положением является неправомерным и влечет для государственного служащего дисциплинарную ответственность.

Основным отличием подарка от взятки является его безвозмездность ‒ передавая подарок, даритель ничего не пытается получить взамен, в том числе какие-либо ответные действия (бездействие) в его интересах со стороны должностного лица в связи с его служебным положением.

Взятка даётся за конкретное действие (бездействие) по службе или за общее благоприятное отношение в пользу дающего. Вопреки распространенному заблуждению у взятки фактически нет минимального размера.

Разграничение между подарком и взяткой следует проводить по мотивации дарения. При этом основным признаком выступает не стоимость вещи или материальная выгода, а то, за что она вручается и принимается.

Когда у одаряемого возникает обязанность выполнить в обмен на подарок определённые действия, связанные с его служебным положением, подарок будет расценён как взятка.

Уголовный кодекс Российской Федерации рассматривает получение взятки как преступление, которое состоит в получении должностным лицом лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за незаконные действия (бездействие), за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (ст. 290 УК РФ).

Уголовная ответственность также установлена за дачу взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (ст. 291 УК РФ) и за посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ).

С 2016 года отдельно введена ответственность за мелкое взяточничество – дача, получение взятки в размере, не превышающем десяти тысяч рублей (ст. 291.2 УК РФ).

«Закон о запрете просвещения» чиновники готовили на пиратском ПО Microsoft

Сотрудники Минпросвещения России использовали пиратскую версию текстового редактора Microsoft Word (входит в пакет Microsoft Office) при подготовке подзаконного акта и сопровождающей документации к нему, разработанных в рамках исполнения недавно принятого закона «О просветительской деятельности», который в народе получил ироническую характеристику «закон о запрете просвещения». Об этом сообщил директор АНО «Информационная культура» и инициатор негосударственного проекта повышения общественной осведомленности в области расходования государственных средств «Госзатраты» Иван Бегтин в своем Telegram-канале.

Читайте так же:
Основания наследования по закону: ст. 1142 ГК РФ

Вывод об использовании пиратского ПО был сделан на основе анализа метаданных официальных документов в формате .docx, опубликованных на федеральном портале нормативных правовых актов (regulation.gov.ru) для общественного обсуждения.

«По умолчанию пиратское ПО оставляет метки в метаданных файлов о том, какая пиратская группа разместила сборку MS Office, неопытные пользователи на этом попадаются», – пояснил Бегтин.

Проведенное в 2019 г. Иваном Бегтиным масштабное исследование выявило долю использования российскими государственными органами пиратского софта на уровне почти 7%. Лидерами по числу документов с пиратскими метаданными, опубликованных в период с 2011 по 2017 гг., стали Минтруда, Минспорта, Росморречфлот, Росавтодор и Росгидромет.

Что выдало пиратское происхождение софта

Индикатором пиратского происхождения использованного ведомством при составлении документов ПО, в частности, является явно несоответствующее реальному название организации, которое «зашито» редактором внутри файла документа. К примеру, в метаданных файла с проектом постановления в качестве организации значится “Yegor”, а в пояснительной записке к нему – “SPecialiST RePack”.

Наличие в файле метки “SPecialiST RePack” может указывать на то, что программный продукт, задействованный при его создании, был предварительно модифицирован и переупакован для последующей беспрепятственной установки и активации, без необходимости для конечного пользователя приобретать лицензию.

photox.jpg

Подобной нелегальной деятельностью занимаются десятки различных пиратских команд. Распространяются так называемые репаки, как правило, через файлообменные сети, например, по широко применяемому в России p2p-протоколу BitTorrent.

«Я бы сказал, что смешно, не будь это так грустно. Когда-то я не стал продолжать копать в этой теме исходя из того, что все давно или избавились от пиратского ПО, или перешли на облачную версию MS Office или на «импортозамещенные продукты»», – отметил Иван Бегтин.

Закон «О запрете просвещения»

Новый закон дает определение понятия «просветительская деятельность» и фактически запрещает заниматься ею без разрешения органов власти. Под просветительской подразумевается деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Закон также наделяет Правительство России полномочиями по определению порядка и условий ведения просветительской деятельности и форм контроля за ней. Документ запрещает использование такой деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, в частности с помощью доведения до учащихся недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях. Он также обязывает вузы получать заключения Минобрнауки или Минпросвещения для подписания соглашений о международном сотрудничестве. Это, по мнению, авторов инициативы позволит не допустить негативного иностранного вмешательства в образовательный процесс.

Поскольку новый закон имеет рамочный характер, ожидалось, что особенности его применения на практике будут раскрыты в подзаконном акте Правительства.

Читайте так же:
Выписка ЕГРН через интернет заказать онлайн

Такой подзаконный акт, разработанный Минпросвещения, был обнародован 24 апреля 2021 г. Документ определяет формы и направления просветительской деятельности, а также требования к просветителям. Так, к участию в подобного рода деятельности причисляются распространение в интернете информационной продукции, видео- и аудиоматериалов, создание просветительских интернет-порталов. Не смогут вести просветительскую деятельность юридические лица, признанные российскими властями иностранными агентами. Физлицам для получения одобрения со стороны властей потребуется не менее чем двухлетний опыт в сфере просвещения. Таким образом, под запретом оказываются любые несогласованные с чиновниками лекции, мастер-классы, вебинары, затрагивающие любые темы.

Напомним, что закон, известный в народе как «закон о запрете просвещения» был подписан Президентом России Владимиром Путиным в начале апреля 2021 г. Его инициатором в ноябре 2020 г. стала группа парламентариев Госдумы и Совета Федерации по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России. Инициатива подверлась критике со стороны экспертного сообщества. В частности, как сообщило 17 марта 2021 г. агентство «Интерфакс», отрицательное заключение в его отношении вынесла Счетная палата. «Реализация законопроекта приведет к ограничениям деятельности организаций гражданского общества, в том числе социальных некоммерческих организаций, дискуссионных площадок, клубов по интересам, культурных центров, сообществ, созданных по интересам и прочее», – отметили в ведомстве.

"Чиновник — это на всю жизнь". Зачем Путин снимает возрастные ограничения для госслужащих?

Сегодня предельный возраст чиновника составляет 70 лет

Президент России Владимир Путин внес в Госдуму законопроект, который отменяет ограничения по возрасту для назначаемых им госслужащих. Документ опубликован в пятницу в электронной базе нижней палаты парламента.

В пояснительной записке к документу говорится, что он подготовлен "в целях повышения эффективности регулирования государственной гражданской службы".

Согласно действующей редакции закона о госслужбе, предельный возраст пребывания на гражданской службе составляет 65 лет, однако для высокопоставленных руководителей он может быть продлен до 70 лет. При этом возрастные ограничения не распространяются на главу государства.

Согласно внесенным поправкам, при необходимости срок пребывания в должности могут дополнительно продлить "наиболее опытным и высококвалифицированным руководителям".

В 2010 году президент Дмитрий Медведев выступал с инициативой снизить предельный возраст для госслужащих до 60 лет — соответствующие поправки вступили в силу в декабре 2010 года. Однако эта инициатива продержалась недолго. Через два года — в январе 2013 года — президент Владимир Путин разрешил высокопоставленным чиновникам работать до 70 лет.

Русская служба Би-би-си спросила экспертов, насколько ожидаемой и логичной выглядит новая законодательная инициатива Путина о возрасте чиновников, как относится к этому общество и нет ли в этом признаков геронтократии.

Алексей Макаркин, первый вице-президент Центра политических технологий

Нужно вспомнить, что запрос на эти ограничения возник еще в 1990-х годах для того, чтобы не допустить ситуации поздних брежневских времен. К тому же тогда происходила смена элит. Например, нынешний министр иностранных дел [Сергей] Лавров стал замминистра, когда ему было чуть больше 40 лет, а в 54 стал уже министром. Теперь, когда тому же Лаврову уже за 70, мы видим, что идет игра на удержание — элиты, пришедшие к власти в 90-е, теперь заинтересованы в том, чтобы оставаться там как можно дольше.

Читайте так же:
В каких случаях приходят судебные приставы домой

Кроме того, отношение в обществе к такого рода геронтократии изменилось. В начале 1990-х это воспринималось как что-то однозначно плохое, но уже в конце 1990-х люди были готовы проголосовать за Евгения Примакова, который был очень популярным политиком и воспринимался как один из основных претендентов на пост президента, но которому тогда было уже почти 70 лет.

Да и к Брежневу отношение постепенно поменялось — для многих людей старшего поколения брежневское время сегодня воспринимается как своего рода "золотой век", когда люди получали новые квартиры, активно строились театры и больницы. Отношение к геронтократии как-то смягчилось.

Евгений Минченко, президент холдинга "Минченко консалтинг"

Все объясняется очень просто: элиты не молодеют, а медицина не стоит на месте. Сегодня можно сказать, что 70 [лет] — это новые 50. К тому же любому лидеру всегда удобнее работать с теми людьми, которых он давно знает.

В США средний возраст политиков тоже увеличивается. Давайте вспомним, кто в последнее время боролся за президентское кресло: Дональд Трамп, Берни Сандерс, Джо Байден — всем им уже за 70.

Недавно мы проводили большое исследование и, в частности, тестировали тему регулярной сменяемости власти, но люди в целом отвечали в таком духе: "Если человек справляется, если он на своем месте, то зачем его менять?"

Я думаю, что сегодня нет такого массового требования в обществе: "Давайте нам молодых". Оно, естественно, есть у самих молодых карьеристов, но запрос на это со стороны общества не является доминирующим, он уравновешивается более консервативными настроениями.

Чиновники вне конкурса

Документ имеет и еще один изъян, позволяющий бюрократии обретать реальное политическое влияние. Закон делит всех госслужащих на четыре категории: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты. Из определений, которые даны каждой категории, можно понять, что к руководителям относятся президент, назначаемый им премьер и министры, к советникам — заместители министров. Все они приходят во власть на тот срок, на который их назначил президент. Специалисты и обеспечивающие специалисты — это те самые функционеры-профессионалы, которые работают на своих должностях независимо от того, кто стал руководителем или советником.
Важно то, что закон не делит чиновников на публичных и карьерных, в отличие от пока еще действующей классификации по трем категориям — А, Б и В. Категория А — это государственные деятели, занимающие должности президента, премьера, губернатора, министра и т. п. В категорию Б входят чиновники из ближнего круга государственного деятеля: глава президентской администрации, его замы, вице-премьеры, заместители министров и т. д. Это люди команды, с которой тот или иной человек приходит к власти. Все остальные — карьерные чиновники — отнесены к категории В. «Люди команды», относящиеся к категории Б, в частности, имеют право публично высказываться и от имени своего начальника, и от себя лично. Карьерным же чиновникам категории В это запрещено.
Новый закон такого ограничения не содержит. А это может привести либо к тому, что абсолютно все чиновники уподобятся карьерным и будут воздерживаться от публичных заявлений, сосредоточившись на подковерной борьбе, либо, наоборот, все чиновники станут пользоваться полномочиями, которые полагаются лишь «людям команды», что чревато бесконечными публичными интригами и войной компроматов. Общество же будет в проигрыше в любом случае.

Читайте так же:
Перевод через увольнение беременной

Цифра закона
За первые четыре года президентства Владимира Путина бюрократов в стране стало больше. Если в 2000 году, по сведениям Госкомстата, их было 1 млн 163 тыс. человек, то к концу 2003 года — уже 1 млн 259 тыс. Отряд чиновников федерального уровня разрастался быстрее, чем на уровне субъектов федерации. В 2002 году в федеральных органах власти трудилось 404,7 тыс. человек, а в региональных — 179,8 тыс. К началу 2004 году федеральных чиновников было уже 593,1 тыс. человек, а региональных — 217,4 тыс.
И это без учета госслужащих Минобороны, МВД и других органов правопорядка, которых также относят к категории федеральных чиновников. По данным Минэкономразвития, в результате реформы федеральных органов исполнительной власти количество чиновников сократится на 10-15%.
Средний возраст российского чиновника составляет 39 лет. Количество людей пенсионного возраста — 3,7%. Средний стаж работы в органах власти составляет от 5 до 15 лет.

История вопроса
Первый закон, регламентирующий деятельность российских чиновников, появился в 1995 году. Это был рамочный закон «Об основах государственной службы РФ», который фактически стал первой попыткой изъять правовое регулирование деятельности чиновников из рук самих чиновников. Во исполнение его положений должна была последовать серия специальных законов, однако в Думу они так и не были внесены.
После избрания президентом Владимира Путина Кремль вернулся к этой проблеме. В 2002 году президент утвердил концепцию административной реформы. Работу по ее подготовке возглавил тогдашний премьер Михаил Касьянов, а межведомственную группу по подготовке реформы госслужбы — нынешний глава президентской администрации Дмитрий Медведев. Группа Медведева разработала новый рамочный закон «О системе государственной службы РФ», который был принят федеральным парламентом и вступил в силу 31 мая 2003 года. В развитие его положений был подготовлен законопроект «О государственной гражданской службе РФ», внесенный в Думу президентом и принятый в первом чтении в ноябре 2003 года. Завершить реформу госслужбы должно принятие еще двух готовящихся в Кремле законопроектов — о государственной военной службе и о государственной службе в правоохранительных органах.

«Воспроизведена система сталинских времен»
Новый закон, говорят его авторы, необходим, чтобы начать наконец реформу госслужбы. На самом деле, считает член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров, реформа уже давно завершилась.

— Закон о госслужбе нужен для укрепления исполнительной вертикали власти?
— Вертикаль не самое принципиальное достижение Путина в первые четыре года президентства. Важнее то, что при нем практически полностью обновилась когорта региональных руководителей ФСБ, МВД, прокуратуры, в значительной степени главные федеральные инспекторы, которые теперь есть в каждом субъекте федерации. Прежде руководители таких структур вырастали в региональной элите и назначались федеральным центром с подачи местных властей. Теперь это в большинстве своем «варяги» из других регионов.
— Как в советские времена?
— Верно. Реконструирована прежняя система кадровых назначений и практически прежняя же система ротации кадров. Получив силовую инфраструктуру, не контролируемую местной политической элитой, центр вернул себе рычаги воздействия на регионы. Меняя и перемешивая представительство в правоохранительных органах, президент получил в свое распоряжение «силовую горизонталь». Вместе с исполнительными вертикалями она теперь образует своеобразный каркас, скрепляющий государство.
В какой-то мере воспроизведена система сталинских времен, когда контроль над региональными элитами достигался с помощью и при поощрении противостояния между партийными органами и чекистами. При таком конфликте центр всегда был хорошо информирован о происходящем у каждой из контролировавших друг друга сторон. Теперь есть конфликт силовиков и региональных элит. Чиновники чувствуют себя все-таки под надзором и уже не позволяют себе того, что позволяли еще в совсем недавнем прошлом.
— Но для такого надзора вроде бы есть суд?
— Нет, суда как независимой ветви власти, которая могла бы ограничить любые конфликтующие стороны, любые кланы, у нас нет. И независимой законодательной власти нет. С 1993 года у нас существует единая исполнительная власть, победившая и подмявшая под себя все остальные. Поэтому и приходится сейчас строить систему суррогатных сдержек и противовесов.
— А если внутри исполнительной власти силовики победят всех остальных?
— Тогда каркас из горизонталей и вертикалей может сыграть роль клетки, в которую посажены политические элиты и граждане. В таком контексте созданная вертикаль — это плита, которая при отсутствии общественного контроля и независимой судебной власти имеет тенденцию усиливаться, расширяться и давить на все, что под ней. Впрочем, плита не монолитна. Она состоит из конфликтующих между собой ведомств — УВД и УФСБ, прокуратуры и УВД и так далее.
— Значит, надо поощрять конфликты — к примеру, между милицией и прокуратурой?
— Система, конечно, суррогатная. Потому она требует построения очень сложных схем. К примеру, выстроена еще одна президентская вертикаль, пока не особо привлекающая внимание: «полпред в округе—главный федеральный инспектор в регионе—система общественных приемных на местах». В эти приемные приходят не только старушки, чтобы жаловаться на местную власть. Вокруг них собираются и бизнесмены (которые финансируют эти приемные), и достаточно деятельные люди. Во главе приемных часто стоят депутаты региональных законодательных собраний. При приемных уже формируется актив, из числа которого со временем можно будет рекрутировать людей в региональные и федеральные структуры власти. Это уже некий эрзац административной партии центра.
— А не проще не мешать партиям пробиваться во власть, чтобы они рекрутировали в нее чиновников, которых потом сами и контролировали бы?
— Если вы не строите нормальную демократическую систему с представительной властью, с партиями, то вынуждены делать модифицированную сталинскую систему — абсолютно непрозрачную и непубличную. Представительная власть демонтирована. Партий нет. В Думу прошла «Единая Россия», которая не партия. Ее могли превратить в партию, но решили этого не делать. И пошел Владимир Путин на президентские выборы не от «Единой России». А это печально.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Документы для оформления и ведения ИП
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector