Migration48.ru

Вопросы Миграции
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Налогообложение доходов Россиян-нерезидентов

Налогообложение доходов Россиян-нерезидентов

Налоговый нерезидент — это не обязательно иностранец, приехавший жить и работать в Россию. Нерезидентом может стать и гражданин Российской Федерации, выехавший из нашей страны, например, в длительную служебную командировку.

Многие граждане России время от времени выезжают за рубеж по личной и служебной необходимости: кто-то отправляется в краткосрочную загранкомандировку, кто-то выезжает на стажировку, а кто-то, являясь работником российской организации, выполняет свои обязанности на территории иностранного государства, например строит железную дорогу.

Рассмотрим, как такие граждане платят налог на доходы физических лиц.

Плательщиками НДФЛ согласно п. 1 ст. 207 НК РФ признаются не только граждане, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, но также и физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, но при этом не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Иначе говоря, нерезиденты должны платить НДФЛ только с доходов, полученных в России. Платить налог с доходов, полученных от источников за пределами нашей страны, нерезиденты не должны.

Подпунктом 6 п. 3 ст. 208 НК РФ определено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами нашей страны для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

В первую очередь выясним, кто из россиян, выезжающих трудиться за рубеж, с точки зрения налогового законодательства является резидентом, а кто — нерезидентом.

Пункт 2 ст. 207 НК РФ устанавливает, что налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы нашей страны для краткосрочного (менее 6 месяцев) лечения или обучения.

Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации ее налоговыми резидентами признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы нашей страны. Иных исключений из общего правила ст. 207 НК РФ не содержит, поэтому рабочие и служащие обычных организаций, отправляясь на работу за рубеж на долгий срок, рискуют утратить статус налоговых резидентов.

Если гражданин находится на территории России менее 183 дней в налоговом периоде, он не признается налоговым резидентом Российской Федерации в данном налоговом периоде (Письмо Минфина России от 06.04.2011 N 03-04-05/6-228).

"Долгосрочная загранкомандировка"

Представим себе ситуацию: российская организация направляет своих сотрудников в иностранное государство на длительный период времени (на год и больше) для выполнения трудовых обязанностей, предусмотренных трудовыми договорами, например для строительных работ.

Принято считать, что такая поездка является командировкой, однако на самом деле это не совсем так.

Фактически в рассматриваемом случае место работы сотрудников находится в иностранном государстве, и они не могут считаться находящимися в командировке, поскольку в соответствии со ст. 166 ТК РФ служебная командировка представляет собой поездку работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

При направлении работников на работу за границу на длительный период времени, когда они все свои обязанности, предусмотренные трудовым договором, выполняют по месту работы в иностранном государстве, получаемое ими вознаграждение является вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей на территории иностранного государства, которое относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

Минфин России в Письме от 05.04.2011 N 03-04-06/6-73 разъяснил, как нужно уплачивать НДФЛ с доходов таких работников. До момента, пока сотрудники организации будут признаваться налоговыми резидентами Российской Федерации (пока срок их отсутствия в России не составит 183 дня), рассматриваемые доходы будут облагаться НДФЛ по ставке 13%.

В Письме отмечено, что в отношении доходов сотрудников организации, полученных от источников за пределами Российской Федерации, организация-работодатель не признается налоговым агентом. Физические лица — налоговые резиденты, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исчисление, декларирование и уплату НДФЛ производят самостоятельно по завершении календарного года.

После того как в течение налогового периода статус выехавшего на работу за границу сотрудника меняется на нерезидента (причем статус остается таким до конца календарного года), меняются и его обязанности. А именно после потери статуса налогового резидента граждане уже не обязаны декларировать доходы от источников за пределами Российской Федерации, в том числе полученные до приобретения статуса нерезидента. Платить НДФЛ такие лица тоже не должны (Письма Минфина России от 15.03.2011 N 03-04-06/6-41, от 31.03.2011 N 03-04-06/6-63).

Однако есть одна существенная деталь: согласно ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение среднего заработка. И если организация все-таки оформляет отправленных за рубеж для выполнения работ сотрудников как командированных, ей следует выплачивать им суммы среднего заработка. Эти суммы не являются вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей за пределами Российской Федерации. К указанным выплатам норма пп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ не применяется, а сами выплаты относятся к доходам от источников в Российской Федерации. Соответственно, в данном случае с этих доходов будет удерживаться НДФЛ (Письмо Минфина России от 05.04.2011 N 03-04-06/6-73).

Итак, сотрудники, отправленные российским работодателем для выполнения служебных обязанностей за рубеж, через 183 дня пребывания за пределами нашей страны в течение 12 идущих подряд месяцев утрачивают статус налогового резидента. Заметим, что есть профессии, предполагающие постоянное перемещение работника в иностранные государства. В качестве примера можно привести экипажи воздушных судов, направляемые российскими компаниями для выполнения работ разъездного характера на продолжительный период. Такие работники, имея фактическое место жительства в России, могут, исполняя служебные обязанности, находиться вне территории нашей страны больше 183 дней в течение 12 месяцев. Такие работники, по мнению Минфина России, также становятся нерезидентами (Письмо от 28.03.2011 N 03-04-06/6-58).

Налогообложение после возвращения из-за границы

Итак, работник после длительного отсутствия в России и утраты статуса налогового резидента вернулся на Родину и продолжает работу в компании. По какой ставке станут удерживать НДФЛ с его доходов?

Пока время нахождения физического лица на территории нашей страны за 12 месяцев, предшествующих дате выплаты дохода, будет меньше 183 дней, такое лицо не будет являться налоговым резидентом Российской Федерации. Его вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей на территории России, в соответствии с п. 3 ст. 224 НК РФ, будет облагаться НДФЛ по ставке 30% (Письмо Минфина России от 21.03.2011 N 03-04-05/6-156).

После того как на дату получения очередной заработной платы работник будет признан налоговым резидентом, с его дохода на основании п. 1 ст. 224 НК РФ налог должен удерживаться по ставке 13%.

Окончательный налоговый статус физического лица за налоговый период устанавливается по его итогам, соответственно, определяется порядок налогообложения доходов этого лица, полученных за данный налоговый период.

При окончательном определении статуса налогоплательщика должен производиться перерасчет сумм налога в связи с изменением его налогового статуса с начала года (налогового периода), в котором такое изменение произошло. Причем это не означает, что перерасчет и возврат сумм переплаченного налога сделает бухгалтерия по месту работы. В соответствии с п. 1.1 ст. 231 НК РФ, положения которого вступили в силу с 1 января 2011 г., возврат НДФЛ налогоплательщику в связи с перерасчетом по итогам налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента производится налоговой инспекцией по месту жительства (пребывания) данного гражданина.

Читайте так же:
Налог с продажи подаренной квартиры в 2022 году

Налогоплательщик должен подать декларацию о доходах по окончании налогового периода, в котором произошла смена его статуса. Также он должен представить документы, подтверждающие статус налогового резидента Российской Федерации в этом налоговом периоде (Письмо Минфина России от 21.03.2011 N 03-04-06/6-48).

По вопросу перечня документов, подтверждающих статус налогового резидента, налогоплательщикам следует обращаться в налоговый орган по месту жительства (пребывания). Такое разъяснение было дано Минфином России в Письме от 14.04.2011 N 03-04-05/6-258.

Уехать на ПМЖ, но работать на российского работодателя

В настоящее время граждане России свободно перемещаются по всему миру и многие имеют возможность выбирать страну для проживания. Немалое количество наших сограждан, постоянно проживая за рубежом, сотрудничают с российскими компаниями, средствами массовой информации, научными организациями и пр.

Россияне, постоянно проживающие в иностранных государствах (например, по видам на жительство), не являются налоговыми резидентами Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 209 НК РФ объектом обложения НДФЛ для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, признается доход только от источников в Российской Федерации. Если физическое лицо работает по трудовым договорам с российскими организациями, выполняет работы, оказывает услуги по гражданско-правовым договорам на территории иностранного государства, получаемое им вознаграждение относится к доходам от источников за пределами Российской Федерации.

Такие доходы не признаются объектом обложения налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации (Письма Минфина России от 26.01.2011 N 03-04-06/6-10, 08.12.2010 N 03-04-06/6-292 и др.).

"Нетрудовые" доходы нерезидента

Россиянин, уехав на долгое время по личной или рабочей необходимости за рубеж, может сдать в аренду или вообще продать свое жилье в Российской Федерации.

Придется ли в этом случае платить НДФЛ и можно ли будет получить имущественный налоговый вычет в случае продажи жилья?

Для нерезидентов в состав базы для исчисления НДФЛ включается доход от продажи находящегося в Российской Федерации недвижимого имущества (пп. 5 п. 1 ст. 208, п. 2 ст. 209 НК РФ). Данный доход нерезидента облагается налогом на доходы физических лиц по ставке 30%.

Согласно п. 3 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов (в том числе имущественного налогового вычета в сумме, полученной налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи квартир). Вместо использования права на получение имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых НДФЛ доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.

Однако для доходов, в отношении которых установлены иные налоговые ставки, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению. Иначе говоря, вычеты, предусмотренные ст. ст. 218 — 221 НК РФ, не применяются (Письмо Минфина России от 03.06.2009 N 03-04-05-01/411).

Что касается доходов от сдачи жилья в аренду, то налогоплательщику-нерезиденту придется платить налог на доходы физических лиц по ставке 30%. Зачастую нерезиденты сдают принадлежащее им жилье в аренду не самостоятельно, а через доверенных лиц. Минфин России в Письме от 14.09.2010 N 03-04-06/10-214 разъяснил, что права и обязанности, в том числе и доход, по договору аренды возникают непосредственно у арендодателя, а не у его представителя. Соответственно, именно арендодателю-нерезиденту придется платить НДФЛ.

Двойное налогообложение

Двойное налогообложение — одновременное обложение в разных странах одинаковыми налогами доходов. Двойное налогообложение вызвано тем, что налоговый нерезидент (физическое и юридическое лицо, не проживающее постоянно на территории страны, гражданином или субъектом которой оно является) должен платить налоги от общемировой прибыли одновременно и по месту своего фактического нахождения и по месту своего гражданства. Для избегания подобных коллизий, страны подписывают соглашения об избежании двойного налогообложения.

Различают международное экономическое двойное налогообложение (два различных субъекта облагаются налогом в отношении одного и того же дохода) и международное юридическое двойное налогообложение (один и тот же доход одного и того же субъекта облагается более чем одним государством).

У каждого государства при конструировании системы налогов существует два принципиальных подхода: либо облагать налогами все мировые доходы своих резидентов (принцип резидентности), либо взимать налоги по месту осуществления экономических операций (принцип территориальности).

Если бы все страны мира договорились и стали использовать один из этих двух подходов, основываясь на одних и тех же критериях определения источников дохода и места деятельности, проблем бы не возникало. Но так как в разных странах различаются уровень развития и тяжесть налогообложения, большинство государств пользуется и тем и другим принципами одновременно. Это приводит к международному двойному налогообложению — взиманию сопоставимых налогов в двух государствах с одного и того же налогоплательщика в отношении одного и того же объекта за один и тот же период, возникающему вследствие коллизии налогового законодательства двух и более стран.

Проблема решается двумя путями. Первый — зачет в инициативном порядке своим резидентам налогов, уплаченных за рубежом. Второй — разработка правил, по которым будут разделены юрисдикции между страной, где компания является резидентом, и страной, откуда она этот доход получает [ источник не указан 3182 дня ] .

Содержание

Защита от двойного налогообложения в отношении недвижимости [ править | править код ]

Соглашения об избежании двойного налогообложения между странами в отношении недвижимости, как правило, основаны на следующем принципе: недвижимость облагается налогом как актив, доходы от неё облагаются налогом как доход в стране, где она находится. Вторая страна — участница соглашения (страна проживания собственника недвижимости) или освобождает недвижимость от своих налогов, или производит зачет налогов, взимаемых другой страной [1] .

Договор об устранении двойного налогообложения [ править | править код ]

Договоры об избежании двойного налогообложения представляют собой международные межправительственные соглашения, призванные не допустить неограниченное налогообложение одного и того же дохода в нескольких государствах. Договоры, как правило, заключаются в целях поощрения экономического сотрудничества между разными странами.

При этом надо понимать, что подобные договоры распространяются на ограниченный круг лиц (резидентов договаривающихся сторон) и действуют в отношении чётко определённых видов налогов. На компании, работающие в офшорном секторе или пользующиеся льготными налоговыми режимами, действие договоров об устранении двойного налогообложения обычно не распространяется. Таким образом, воспользоваться преимуществами договора об устранении двойного налогообложения могут только компании, зарегистрированные в офшорах (например, на Кипре, в Великобритании, Нидерландах и так далее), и только в отношении так называемых «прямых» налогов: на прибыль, на прирост капитала и на имущество. Правила обложения «косвенными» налогами, например НДС, договоры не регулируют.

Чтобы воспользоваться преимуществами договора об устранении двойного налогообложения, офшорная компания должна получить по месту своей регистрации свидетельство из налогового органа, подтверждающее, что она действительно считается налоговым резидентом этой страны [ источник не указан 3182 дня ] .

Устранение двойного налогообложения в России [ править | править код ]

В России достаточно много собственников недвижимости, которые:

  • являются иностранными гражданами, постоянно проживающими за пределами России;
  • граждане России, которые уехали за рубеж на ПМЖ и постоянно проживают за границей;
  • являются иностранными гражданами (бывшие граждане России и сменившие фамилию).

Все эти лица по законам РФ являются налоговыми нерезидентами.

Налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) облагаются все доходы, полученные налоговыми нерезидентами от источников в РФ, в том числе от реализации недвижимого имущества. НДФЛ для налоговых резидентов составляет 13 %, в то время как для нерезидентов — 30 % (за исключением случаев получения дивидендов — 15 %, за работу по патенту или являясь высококвалифицированными специалистами, беженцами, моряками и пр. — 13 % [2] ).

Читайте так же:
Как определить время и место открытия наследства

При этом на налоговых нерезидентов не распространяются правила:

  • о налоговых льготах, предусмотренных пунктом 17 статьи 217 Налогового кодекса (правило об освобождении от уплаты НДФЛ с дохода, полученного от продажи недвижимости, которая находилась в собственности налогоплательщика — продавца три года (пять лет) и более);
  • об имущественных вычетах при продаже имущества и покупке жилой недвижимости, предусмотренных статьей 220 НК.

Надо учитывать и то, что доходы, полученные иностранцем (нерезидентом или резидентом) в России, являются также объектом налогообложения и в стране его проживания, т.е. налог в этом случае уплачивается дважды: в первый раз по законам РФ, во второй — по законам страны проживания иностранца (где, как правило, уплачивается налог на всемирный доход).

Для того, чтобы не платить налоги дважды, государства заключают друг с другом международные соглашения об избежании двойного налогообложения, так как международные договоры и соглашения имеют приоритет над национальными нормами любой страны. Список стран, с которыми заключены соглашения об избежании двойного налогообложения, приведен на официальном сайте Федеральной налоговой службы РФ [1].

Правовое регулирование осуществляется в соответствии со статьёй 232 НК РФ: «Устранение двойного налогообложения».

В марте 2019 года Минфин разработал поправки в Налоговый кодекс, которые дают новые возможности для урегулирования споров по международным сделкам. Согласно поправкам, если действия налоговиков за рубежом противоречат положениям договора об избежании двойного налогообложения, налогоплательщик вправе в течение трех лет подать заявление в Минфин [3] .

Избежание двойного налогообложения на Украине [ править | править код ]

Резиденты Украины, имея дело с контрагентами из других стран, должны помнить о возможности оптимизации налоговой нагрузки с помощью механизма избежания двойного налогообложения. Для реализации этого механизма достаточно получить справку от компетентного органа, которую даже не во всех случаях необходимо легализировать. Аналогичная ситуация и с доходами нерезидентов, полученными из Украины.

Основным документом для реализации резидентами своего права на избежание уплаты двойного налогообложения является Приказ ГНА Украины № 173 от 12.04.2002 «О подтверждении статуса налогового резидента Украины» [4] .

К странам Европы с которыми действуют соглашения об избежании двойного налогообложения относятся: Австрия, Бельгия, Беларусь, Болгария, Великобритания, Греция, Дания, Эстония, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Македония, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Сербия, Республика Черногория, Российская Федерация, Румыния, Словакия, Словения, Турция, Венгрия, Финляндия, Франция, ФРГ, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция. Среди других стран мира следует выделить следующие: Азербайджан, Алжир, Бразилия, Вьетнам, Грузия, Египет, Израиль, Индия, Индонезия, Иран, Казахстан, Канада, Китай, Республика Корея, Кувейт, Малайзия, ОАЭ, ЮАР, Сирия, Сингапур , США, Туркменистан, Япония и др. [5]

Применения международного договора Украины в части освобождения от налогообложения или применения сниженной ставки налога разрешается только при условии предоставления нерезидентом лицу (налоговому агенту) документа, который подтверждает статус налогового резидента. Основанием для освобождения от налогообложения доходов с источником их происхождения из Украины является предоставление нерезидентом лицу (налоговому агенту), которое выплачивает ему доходы, справки (или её нотариально заверенной копии), которая подтверждает, что нерезидент является резидентом страны, с которой заключен международный договор Украины, а также других документов, если это предусмотрено международным договором Украины.

Повышение НДФЛ до 15% с 2021 года: на кого распространяется и как считать налог

Повышение НДФЛ до 15% с 2021 года: на кого распространяется и как считать налог

С 2021 года ставка НДФЛ для некоторых видов дохода выросла с 13 до 15%. Это не касается случаев, когда доход меньше 5 млн рублей в год.

Рассмотрим, кто будет платить НДФЛ по увеличенной ставке. Объясним, как налоговому агенту — например, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, адвокату, которые выплачивают доход физическим лицам, — рассчитать сумму к уплате с учетом изменений в законодательстве.

Из этой статьи вы узнаете:

На какие доходы распространяется повышение ставки НДФЛ

До 2020 года включительно доходы физических лиц в большинстве случаев облагались НДФЛ по ставке 13%. С 2021 года те, кто зарабатывает больше 5 млн рублей в год, будут при определенных условиях платить НДФЛ по ставке 15%.

Ставку НДФЛ 15% нужно применять, если выполняются сразу два условия:

  1. Годовой доход физического лица превысил 5 млн рублей. Повышенная ставка применяется только к сумме, превышающей эту цифру.
  2. Вид дохода входит в один из двух списков: для резидентов и нерезидентов.

Налоговый резидент — это тот, кто находился в России как минимум 183 дня в течение 12 месяцев, идущих подряд. Нерезидент — тот, кто находился в России меньше 183 дней за 12 месяцев.

Но есть исключения. Например, если вы выезжали за границу для лечения или обучения на срок до 6 месяцев, ваш период пребывания в РФ не прерывается и вы остаетесь резидентом (ст. 207 НК РФ).

При достижении годового лимита облагаться налогом по повышенной ставке будут следующие доходы.

  • все доходы, связанные с трудовой деятельностью, либо за период отсутствия на рабочем месте по уважительным причинам: зарплата, премии, отпускные, больничные и т. п.;
  • выигрыши в азартных играх и лотереях;
  • доходы от участия в организациях, инвестиционных товариществах или в виде прибыли контролируемых иностранных компаний;
  • доходы от операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами.

Если доходы резидентов не входят в этот перечень, то их нужно облагать НДФЛ вне зависимости от суммы. Ставка в этом случае будет зависеть от вида дохода (п. 1.1 и 2 ст. 224 НК РФ):

  • 13% для стоимости полученных подарков (от всех, кроме близких родственников, например от работодателей, партнеров и пр.) и доходов от продажи имущества (кроме ценных бумаг), а также для страховых и пенсионных выплат;
  • 35% для выигрышей и призов, полученных в рамках рекламных акций, дороже 4 000 рублей;
  • 35% для экономии на процентах при использовании кредитов и займов. Для рублевых кредитов — если процентная ставка по договору ниже, чем 2/3 действующей ставки рефинансирования ЦБ. Для валютных кредитов — если ставка по договору ниже 9% годовых. Например, рублевый кредит взят под 3%, а ставка рефинансирования составляет 6% (значит, 2/3 от нее — это 4%). Ставка кредита ниже, чем 2/3 от ставки рефинансирования, на 1%. Этот 1% и есть экономия, которую нужно обложить НДФЛ.

У нерезидентов (п. 10 ст. 1 закона № ):

  • доходы иностранных работников, которые трудятся по патенту;
  • доходы от трудовой деятельности иностранцев, которые признаны высококвалифицированными специалистами;
  • доходы участников госпрограммы по содействию переселению соотечественников;
  • доходы моряков, которые плавают на судах под государственным флагом РФ;
  • доходы иностранцев, которые получили статус беженца или временное убежище на территории РФ.

Доходы нерезидентов, которые не входят в приведенный выше список, облагаются по ставке 30% независимо от суммы. Исключение — дивиденды нерезидентов, полученные от российских компаний. Они облагаются налогом по ставке 15% при любой сумме (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Примеры

  1. Резидент РФ получил зарплату 4 млн рублей. Так как доход не превышает лимит, то всю сумму нужно облагать НДФЛ по ставке 13%.
  2. Резидент РФ получил дивиденды от участия в ООО в сумме 6 млн рублей. В этом случае 5 млн рублей нужно облагать НДФЛ по ставке 13%, а к сумме сверх лимита (1 млн рублей) следует применить ставку 15%.
  3. Резидент РФ получил доход от продажи имущества в сумме 7 млн рублей. Так как на продажу имущества повышение ставки не распространяется, то все 7 млн рублей следует облагать НДФЛ по ставке 13%.
  4. Резидент РФ взял рублевой кредит под 3%, при этом ставка рефинансирования равна 6%, а 2/3 от нее — это 4%. Ставка кредита ниже, чем 2/3 от ставки рефинансирования, на 1%. Этот 1% — экономия, которую нужно обложить НДФЛ 35%.
  5. Нерезидент РФ — высококвалифицированный специалист, получил доход от трудовой деятельности в сумме 8 млн рублей. В этом случае 5 млн рублей нужно облагать НДФЛ по ставке 13%, а 3 млн рублей — по ставке 15%.
  6. Нерезидент РФ выиграл в лотерею 6 млн рублей. Так как этот доход не входит в приведенный выше список для нерезидентов, то его нужно в полном объеме облагать НДФЛ по ставке 30%.
Читайте так же:
Как вернуть налоговый вычет за покупку гаража

Как налоговому агенту рассчитать и перечислить в бюджет НДФЛ по увеличенной ставке

Налоговые агенты по НДФЛ — это организации, ИП, нотариусы или адвокаты, которые выплачивают доходы физическим лицам: зарплату, дивиденды, проценты по депозитам и т. п. Налоговые агенты обязаны удерживать НДФЛ при выплатах в пользу физических лиц и перечислять его в бюджет.

Повышенная ставка НДФЛ применяется к сумме, превышающей 5 млн рублей в год. А к той части, которая меньше или равна 5 млн рублей в год, применяется стандартная 13%-ная ставка.

Зарплата директора за год составила 8 млн рублей. По ставке 15% нужно облагать только 3 млн рублей, а к сумме в 5 млн рублей нужно применить ставку 13%. Общая сумма налога за год будет равна:

НДФЛ = 5×13% + 3×15% = 0,65 + 0,45 = 1,1 млн рублей

В первые два года после увеличения ставки НДФЛ действует «переходное» правило расчета лимита. Выше мы перечислили виды доходов налоговых резидентов и нерезидентов, для которых нужно применять повышенную ставку. В 2021 и 2022 году ставка 15% будет применяться только в случае, когда лимит в 5 млн рублей превышен по каждому виду дохода отдельно (п. 3 ст. 2 закона № ).

Для применения повышенной ставки достаточно того, чтобы хотя бы один из видов дохода превысил лимит. При этом, если другой вид дохода остался в рамках лимита, то эта сумма в годах полностью облагается по ставке 13%.

Например, бывает, что директор компании одновременно владеет долей в ее уставном капитале. В таком случае он будет получать и зарплату, и доходы в виде дивидендов от участия в бизнесе.

Зарплата директора за 2021 год составила 4 млн рублей, а дивиденды от той же компании — 3 млн рублей. Общая сумма дохода за год превысила 5 млн рублей. Но т. к. по каждому из видов сумма не превышает лимит, то весь доход директора (7 млн рублей) в 2021 году нужно будет облагать по ставке 13%.

НДФЛ = 7×13% = 0,91 млн рублей

Но если такая же ситуация возникнет в 2023 году или позднее, то порядок расчета станет другим. Превышение лимита будет считаться по совокупному доходу. Организация должна будет удержать налог по ставке 13% с 5 млн рублей и по ставке 15% — с 2 млн рублей.

НДФЛ = 5×13% + 2×15% = 0,95 млн рублей

Если директор в 2021 году получит зарплату 6 млн рублей и дивиденды 3 млн рублей, то 6 млн рублей нужно облагать НДФЛ с учетом превышения лимита, а 3 млн рублей — по ставке 13%.

НДФЛ = 5×13% + 1×15% + 3×13% = 1,19 млн рублей

Каждый из налоговых агентов платит налог только за тот доход, который перечисляет сам. То есть, если физлицо получает доходы от нескольких источников, каждый налоговый агент при расчете налога учитывает только тот доход, который сам выплатил физлицу. Проверять доходы работника от других источников и суммировать их не надо.

Такую проверку проведут сами налоговики. Все налоговые агенты по НДФЛ должны по итогам года не позднее 1 марта направить в ФНС информацию о выплатах в пользу физических лиц и удержанном налоге.

Специалисты ФНС соберут вместе и проанализируют информацию о каждом налогоплательщике. Если окажется, что общий доход из разных источников превысил 5 млн рублей и нужно доплатить НДФЛ, то налоговики направят уведомление об уплате самому физическому лицу. Налоговых агентов эти расчеты уже не касаются (п. 15 ст. 1 закона № ).

Петров А. В. за 2021 год получил зарплату в 3 млн рублей в ООО «Импульс» и зарплату в 1 млн рублей в ООО «Полет». Обе компании при выплате зарплаты удержали НДФЛ по ставке 13%:

НДФЛ = 3×13% + 1×13% = 0,52 млн рублей

Так как общая сумма дохода Петрова за 2021 год не превысила 5 млн рублей, то он не должен ничего доплачивать в бюджет.

Смирнов С. А. получил в 2021 году зарплату в 4 млн рублей от ООО «Старт» и зарплату в сумме 3 млн рублей в ООО «Ракета». Каждая из компаний удержала при выплате зарплаты Смирнову НДФЛ по ставке 13%:

НДФЛу = 4×13% + 3×13% = 0,91 млн рублей

Но общая сумма зарплаты Смирнова за 2021 год (7 млн рублей) превысила лимит. Поэтому налоговики, получив информацию от работодателей, пересчитали налог:

НДФЛн = 5×13% + 2×15% = 0,95 млн рублей

Таким образом, Смирнов должен сам доплатить в бюджет по уведомлению:

НДФЛд = 0,95 — 0,91 = 0,04 млн рублей = 40 тыс. рублей

НДФЛ, рассчитанный по повышенной ставке, нужно перечислить в бюджет отдельной платежкой на специальный код бюджетной классификации (КБК), введенный для 15%-ного налога:

  • налог: КБК 182 1 01 02080 01 1000 110;
  • пени: КБК 182 1 01 02080 01 2100 110;
  • штрафы: КБК 182 1 01 02080 01 3000 110.

Штраф за неполное удержание НДФЛ составляет 20% от суммы недоимки. Ставка пени зависит от организационно-правовой формы бизнесмена и длительности просрочки:

  1. Для ИП ставка пени всегда равна 1/300 в день от действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ.
  2. Для юридических лиц ставка пени равна:
    • при просрочке до 30 дней — 1/300 ставки ЦБ РФ в день;
    • начиная с дня просрочки — 1/150 ставки ЦБ РФ в день.

В квартале 2021 года можно избежать штрафов и пени за неверный расчет повышенного НДФЛ. Для этого налоговый агент должен сам найти ошибку и доплатить налог до 01.07.2021 (п. 4 ст. 2 закона № ).

Что запомнить о повышении ставки НДФЛ на доходы свыше 5 млн рублей в год

  1. Налоговые агенты должны удерживать НДФЛ по ставке 15% с выплат в пользу физических лиц, превышающих 5 млн рублей в год. Повышенная ставка применяется только к доходам из списка, определенного законом.
  2. У резидентов и нерезидентов РФ отличаются перечни видов доходов, на которые распространяется повышение НДФЛ. В обоих случаях в список входят доходы от трудовой деятельности.
  3. В 2021 и 2022 годах лимит в 5 млн рублей в год следует определять отдельно по каждому виду дохода. Начиная с 2023 года, для расчета лимита нужно будет суммировать все доходы физического лица из утвержденного законом перечня.
  4. Если физическое лицо получает доходы из нескольких источников, то каждый налоговый агент должен определять лимит только по своим выплатам. Если в итоге суммарный годовой доход физического лица превысит лимит, то ФНС пришлет ему уведомление, и налогоплательщик сам доплатит НДФЛ.
  5. НДФЛ по ставке 15% следует перечислять в бюджет на отдельные КБК. Ошибки в расчете повышенного НДФЛ, допущенные в квартале 2021 года, можно без штрафов исправить до 01.07.2021.
Читайте так же:
Арест расчетного счета налоговой

© 1995–2021, ПАО БАНК «СИАБ». Базовая лицензия №3245 от 10.12.2019.
196 084, г. Санкт-Петербург, Черниговская ул.,
д.8, лит. А, пом. 1-Н

Особенности налогообложения доходов физических лиц в отношениях с иностранным элементом

В статье рассмотрены проблемы налогообложения физических лиц – нерезидентов в российском налоговом праве. Освещены проблемы реализации принципа запрета дискриминации в российском налоговом праве. Показана важная роль судебной практики в развитии механизмов налогообложения нерезидентов.

Ключевые слова

Об авторе

Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального права

Список литературы

1. Гриценко В.В. Ставка налога на доходы физических лиц в контексте принципа справедливости налогообложения / В.В. Гриценко // Ленинградский юридический журнал. – 2013. – № 3. – С. 64–71.

2. Терехина А.П. Система и принципы налогообложения доходов физических лиц в наиболее развитых странах / А.П. Терехина // Финансовое право. – 2010. – № 11. – С. 36–39.

3. Шахмаметьев А.А. Международное налоговое право / А.А. Шахмаметьев. – М.: Международные отношения, 2014. – 824 c.

4. Налоговое право: учебник для вузов / под ред. С.Г. Пепеляева. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 796 c.

5. Чибинев В.М. Иностранный элемент в налоговых правоотношениях / В.М. Чибинев // Налоги. – 2006. – № 42. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Григорьев А.С. Конструкция налогового обязательственного правоотношения и проблемы устранения международного двойного налогообложения / А.С. Григорьев // Российский юридический журнал. – 2011. – № 5. – С. 148–155.

7. Казакова Т.В. Особенности налогообложения иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации / Т.В. Казакова // Налоги. – 2016. – № 4. – С. 13–16.

8. Тютин Д.В. Налоговое право: курс лекций / Д.В. Тютин. – М.: Эксмо, 2008. – 432 с.

9. Подчуфарова И.В. Принципы правового регулирования двойного налогообложения (международно-правовой аспект) / И.В. Подчуфарова // Актуальные проблемы российского права. – 2015. – № 9 (58). – С. 174–182.

10. Ахметшин Р.И. Понятие дохода: проблемы правоприменения / Р.И. Ахметшин // Налоговед. – 2010. – № 3. – С. 59–67.

11. Пучкова О.Г. Об уменьшении базы подоходного налога для нерезидентов Российской Федерации / О.Г. Пучкова // Налоговед. – 2015. – № 11. – С. 67–71.

12. Налогообложение доходов и прибыли: учеб. пособие / под общ. ред. С.Г. Пепеляева. – М.: Статут, 2015. – 796 с.

13. Хаванова И.А. Недискриминация в налоговой сфере: отдельные аспекты международного правового регулирования / И.А. Хаванова // Финансовое право. – 2013. – № 3. – С. 35–38.

14. Юлгушева Л.Ш. Налоговая дискриминация физических лиц в России – миф или реальность? / Л.Ш. Юлгушева // Налоговед. – 2015. – № 11. – С. 72–79.

15. Савицкий А.И. Режим недискриминации в налоговом праве Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан (сравнительно-правовое исследование): автореф. дис. . канд. юрид. наук / А.И. Савицкий. – М., 2012. – 30 c.

Для цитирования:

Пономарева К.А. Особенности налогообложения доходов физических лиц в отношениях с иностранным элементом. Правоприменение. 2017;1(2):85-93. https://doi.org/10.24147/2542-1514.2017.1(2).85-93

For citation:

Ponomareva K. Specific features of taxation of in-dividuals in relationships with foreign elements. Law Enforcement Review. 2017;1(2):85-93. https://doi.org/10.24147/2542-1514.2017.1(2).85-93

alt=»Creative Commons License» width=»» />
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Нерезидентам в Казахстане придётся платить налоги с дивидендов

С 1 января 2021 в Казахстане введены в действие поправки в Налоговый кодекс, направленные на изменение налоговой политики государства в отношении налогообложения дивидендов, распределяемых казахстанскими компаниями иностранным акционерам. Детально о этом рассказывают эксперты Deloitte

В целом, налогообложение доходов нерезидентов в Казахстане регулируется нормами национального законодательства с учетом положений международных договоров, заключенных Казахстаном с иностранными государствами. Дивиденды, получаемые нерезидентами от юридического лица-резидента, облагаются в Казахстане по ставке 15% (или 20% в случае регистрации нерезидента в стране с льготным налогообложением) согласно Налоговому кодексу и могут облагаться по сниженной ставке налога, предусмотренной международным договором.

На протяжении более чем десяти последних лет государство предоставляло нерезидентам (как юридическим, так и физическим лицам) освобождение от налогообложения доходов, полученных в виде дивидендов из источников в Казахстане. Применение такого освобождения направлено, в том числе, на привлечение долгосрочных инвестиций в Казахстан и возможно при соблюдении определенных условий. Среди ключевых – регистрация нерезидента в стране с высоким и средним уровнем налогообложения, трехлетний минимальный период владения акциями или долями участия, отсутствие связи с активами недропользователя в Казахстане и соблюдение требований по доле последующей переработки минерального сырья на собственных производственных мощностях, при выплате дивидендов недропользователями.

Поправки в Налоговый кодекс, принятые и подписанные президентом Казахстана 10 декабря 2020, расширяют перечень ограничений. Так, с 1 января 2021 освобождение от налогообложения дивидендов, выплачиваемых нерезидентам применяется только в отношении доходов, ранее обложенных корпоративным подоходным налогом (при соблюдении прочих условий).

Введенная поправка, на наш взгляд, кардинально меняет налоговую политику государства в отношении налогообложения дивидендов, выплачиваемых казахстанскими компаниями учредителям-нерезидентам в сторону ужесточения и оставляет открытым ряд вопросов, связанных с применением данной нормы на практике.

Противоречия принятой концепции «доходов, ранее обложенных КПН»

Законодатель не предлагает детальных инструкций по определению случаев, когда полученные доходы могут считаться «ранее обложенными КПН», предоставляя обширные возможности для различных толкований и интерпретаций. Как нам кажется, очевидна неоднозначность в отношении следующих вопросов.

Определение лица, на уровне которого требуется налогообложение дохода КПН

В качестве примера приведем ситуацию, когда дивиденды распределяются в пользу нерезидента с уровня казахстанской холдинговой компании, которая, в свою очередь, получает дивиденды от операционных дочерних предприятий в Казахстане. Учитывая законодательную норму в отношении корректировки совокупного годового дохода на сумму полученных дивидендов, холдинговая компания может не иметь налогооблагаемого дохода для целей КПН, при этом доходы, послужившие источником для полученных дивидендов, были полностью обложены КПН на уровне дочерних предприятий.

Следовательно, с экономической точки зрения, такие дивиденды можно было бы рассматривать как ранее обложенные, но на уровне операционных предприятий. Отсутствие четкой нормы, позволяющей признавать такие доходы «ранее обложенными», очевидно приведет к двойному экономическому налогообложению одного и того же объекта налогообложения – на уровне как дочерних операционных компаний, так и холдинговых компаний.

Определение чистого дохода, распределяемого юридическим лицом-резидентом, а также периода, когда такой доход должен быть «ранее обложен КПН»

На наш взгляд, рассматриваемые изменения не учитывают случаи возникновения у налогоплательщиков неизбежных разниц в бухгалтерском и налоговом учете из-за различных принципов признания доходов и расходов. Пожалуй, самым значимым и важным с позиции инвесторов и производственных компаний моментом в этом отношении является объективная разница между налоговым и бухгалтерским учетом в расходах по амортизации фиксированных активов, обусловленная различными методами начисления амортизации, различными ставками и возможностью дополнительных налоговых вычетов по фиксированным активам в виде инвестиционных налоговых преференций. Таким образом, из-за временных разниц, обусловленных различиями в правилах по ведению налогового и бухгалтерского учета, казахстанская компания, выплачивающая дивиденды, может иметь в налоговом учете убытки при сформированной чистой прибыли по данным финансовой отчетности в периоде, за который осуществляется выплата дивидендов.

Читайте так же:
Регистрация лицензионного договора на товарный знак в Москве

Почему юридическую службу в Казахстане не удается автоматизировать

Почему юридическую службу в Казахстане не удается автоматизировать

В других случаях, налогоплательщик, выплачивающий дивиденд, может иметь источником распределения чистый доход (прибыль), полученный в прошлом: три, пять, десять и более лет назад. Непонятно, каким образом, с учетом ограничений по сроку исковой давности, налоговые органы намереваются в таких случаях проводить анализ на предмет того, применялся ли КПН к распределяемому чистому доходу (прибыли), и к какой именно части применялся.

Иными словами, доходы могли быть обложены КПН в предыдущем налоговом периоде (либо будут обложены в будущих налоговых периодах), однако освобождение от налогообложения может быть не применимо на основании введенной поправки.

Отметим далее, что налоговое законодательство не содержит дефиниции чистого дохода для целей налогообложения дивидендов.

В соответствии с общепринятым подходом источником для выплаты дивидендов служит чистый доход (или чистая прибыль), определяемый по данным бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Согласно казахстанскому законодательству о ТОО такой чистый доход, полученный по результатам деятельности за год, распределяется на основании решения очередного общего собрания, посвященного утверждению результатов деятельности товарищества за соответствующий год.

Учитывая, что дивиденды не формируются по результатам налоговой отчетности компании, мы считаем некорректным приравнивать чистый доход, распределяемый в пользу учредителя в соответствии с данными бухгалтерского учета к налогооблагаемому доходу, отраженному в налоговой декларации компании.

Как компании могут снизить риски в условиях форс-мажора

Как компании могут снизить риски в условиях форс-мажора

Кроме того, непонятно, для чего делать такое приравнивание и на каких методологических аспектах основывается закладываемая в измененный Налоговый кодекс логика. Если предположить, что логика нового подхода направлена на то, чтобы не допустить предусмотренное Налоговым кодексом освобождение дивидендов от налога в случаях, когда чистый доход не подвергался налогообложению в Казахстане или, так сказать, не был очищен от налогов, то такая концепция не учитывает, что по правилам бухгалтерского учета такого не может произойти, поскольку законодательство Казахстана в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности предполагает признание доходов и расходов по методу начисления, в том числе и в отношении расходов по налогу на прибыль. Метод начисления приводит к тому, что даже если в текущем налоговом периоде налогоплательщик не имеет налогооблагаемого дохода и текущих расходов по КПН, его финансовая отчетность тем не менее должна отражать расходы по отложенному налогу на прибыль, которые уменьшают его чистый доход, подлежащий распределению между акционерами / участниками. Такой механизм признания расходов по отложенному налогу исключает ситуации, при которых в качестве дивидендов распределялся бы чистый доход (прибыль), не подверженный налогообложению. Таким образом, отказ в освобождении от налогообложения на основании отсутствия налогооблагаемого дохода в текущей редакции поправки основан на смешении понятий налогооблагаемого дохода после уплаты КПН по налоговому учету и чистого дохода (чистой прибыли) по финансовой отчетности, что приводит, соответственно, к искажению общего принципа формирования дивидендов.

На наш взгляд, применение новых правил освобождения дивидендов будет создавать неравные условия для разных налогоплательщиков: например, те из них, которые воспользовались инвестиционными налоговыми преференциями и получили за счет этого дополнительный вычет по КПН, в вопросе налогообложения дивидендов будут находиться в дискриминирующем их положении в части применения в этом же периоде льготы по дивидендам, то есть такие налогоплательщики будут обязаны заплатить лишние 15% налога. Такие же налогоплательщики, не применившие дополнительный вычет в текущем периоде (сохранившие его для будущего), применят освобождение от налога на дивиденды. Сигнал, который в данном случае получают инвесторы, можно сформулировать так: капитальные инвестиции в производственные активы, для которых собственно и предусматривались дополнительные налоговые вычеты, более не выгодны, поскольку могут привести к обратному эффекту в виде появления дополнительного налога на дивиденды.

Ретроспективное применение новой концепции налогообложения дивидендов

До принятия рассматриваемых поправок мы не встречали на практике случаи, когда нерезиденту отказывали в применении локального освобождения на основании того, что полученные доходы ранее не были обложены КПН в Казахстане (за исключением предусмотренных случаев по уменьшению КПН на 100% по определенным видам деятельности).

Отметим, что комментарий к Налоговому кодексу, изданный НПП «Атамекен» и представляющий собой постатейное научно-практическое разъяснение норм Налогового кодекса (по состоянию на 19 апреля 2019) также не содержит каких-либо указаний на особенности налогообложения в Казахстане доходов нерезидента в виде дивидендов в зависимости от обложения или необложения таких доходов КПН на уровне лица, выплачивающего дивиденды нерезиденту.

Как Трудовой кодекс Казахстана трактует дистанционную работу

Как Трудовой кодекс Казахстана трактует дистанционную работу

Однако в недавних разъяснениях налоговых органов, опубликованных до принятия поправок в Налоговый кодекс, выражена позиция, согласно которой освобождение дивидендов от налогообложения не применяется в случае отсутствия налогооблагаемого дохода у лица, выплачивающего дивиденды. Насколько мы понимаем, такая позиция основана на определении чистого дохода, распределяемого учредителю-нерезиденту, как дохода после налогообложения, что, как мы отмечали выше, не соответствует основным принципам формирования дивидендов.

Несмотря на то, что разъяснения налоговых органов не носят обязательный характер, подобное толкование положений Налогового кодекса может иметь далеко идущие последствия и позволяет налоговым органам рассматривать поправки, введенные с 1 января 2021, как носящие уточняющий характер. Таким образом, выраженное в разъяснениях мнение налоговых органов может выступать инструментом для легализации ретроспективного применения вводимых ограничений и обусловить доначисления в ходе налоговых проверок, в том числе, за прошедшие периоды.

Интересно также, что такая позиция ставит под сомнение освобождения, которые применялись при выплате дивидендов не только иностранным акционерам, но и физическим лицам-резидентам Казахстана.

Учитывая, что уже инициируются первые камеральные проверки по данному вопросу и негативные последствия могут возникнуть, в первую очередь, для компаний, выплативших дивиденды нерезидентам, мы рекомендуем казахстанским компаниям, распределявшим дивиденды иностранным акционерам в прошлые периоды подготовить защитную линию по данному вопросу.

Уточняющая vs ухудшающая поправка в Налоговый кодекс

Как известно, Налоговый кодекс предусматривает возможность внесения изменений, среди прочего:

  • в части изменения объекта налогообложения или налоговой базы и отмены льготы по уплате налогов в бюджет, которые могут быть приняты не позднее 1 июля текущего года и введены в действие не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, а также
  • в части дополнений по налоговому администрированию, особенностям установления налоговой отчетности, улучшению положения налогоплательщика (налогового агента), которые могут быть приняты не позднее 1 декабря текущего года.

Принятие ограничений для освобождения от налогообложения в качестве улучшающих или уточняющих изменений после 1 июля 2020, а также введение их в действие с 1 января 2021, на наш взгляд, не является обоснованным, так как фактически данные поправки изменяют объект налогообложения и отменяют предусмотренные Налоговым кодексом льготы.

Таким образом, во исполнение принципа определенности налогообложения вопрос ограничения налоговых льгот в отношении доходов нерезидента требует, на наш взгляд, дальнейших дискуссий и выработки пруденциальных решений в части формирования механизма и порядка определения возникновения налоговых обязательств.

Назира Нурбаева, партнер, департамент налогов и права

Андрей Захарчук, партнер, департамент налогов и права

Карина Калимжанова, менеджер, департамент налогов и права

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector