Migration48.ru

Вопросы Миграции
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ассоциация международныхавтомобильных перевозчиков

Налогообложение в РФ услуг иностранного перевозчика

При заключении договоров на перевозку грузов с иностранными транспортными компаниями грузовладельцам необходимо знать, что при расчетах за перевозку с такими компаниями они будут являться налоговыми агентами по уплате налога на прибыль иностранного лица не осуществляющего деятельность в России через постоянные представительства, но получающего доходы от источников в Российской Федерации.

Российские компании , которые выплачивают такие доходы, признаются налоговыми агентами не зависимо какую систему налогообложения они применяют.

Согласно ст. 310 НК РФ налоговые агенты обязаны исчислить и удержать налог с доходов, выплаченных иностранной организации от источников в Российской Федерации, а также перечислить сумму налога в бюджет.

Налоговый агент, выплативший доход иностранной организации , должен уплатить налог с такого дохода не позднее дня, следующего за днем его выплаты.

Что такое доходы от международных перевозок (в том числе плата за простой и прочие платежи, возникающие при перевозках) для налогообложения налогом на доходы иностранного лица.

Под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации.

Исчисление налога на прибыль производится с общей стоимости перевозки, выплачиваемой иностранной организации, без деления указанной стоимости на стоимость перевозки на территории Российской Федерации и стоимость перевозки вне территории Российской Федерации.

Указанные доходы подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты, по ставке, предусмотренной пп. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ и равной 10 процентам.

Международным соглашением РФ с соответствующим иностранным государством об избежании двойного налогообложения могут быть установлены иные правила налогообложения доходов (прибыли) организаций этих государств. В таких случаях необходимо применять правила и нормы международного договора РФ (ст. 7 НК РФ).

Как правило в заключенных РФ договорах об избежании двойного налогообложения доходы от международных перевозок освобождены от уплаты налога в РФ, но для этого иностранному партнеру необходимо вам предоставить документ подтверждающий его регистрацию на территории иностранного государства.

Налоговый кодекс РФ не устанавливает обязательной формы подтверждения. Документом, подтверждающим постоянное местопребывание, может быть, например, справка о местонахождении по форме, которая установлена законодательством иностранного государства или составлена в произвольном виде с указанием необходимых данных. Подтверждающий документ должен быть заверен компетентным органом иностранного государства. Такой орган определен в соглашениях об избежании двойного налогообложения, которые заключены Россией с иностранными государствами.

Также на нем должен быть проставлен апостиль — штамп, подтверждающий подлинность подписей (если иностранное государство является членом Гаагской конвенции от 05.10.1961, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов). В ином случае такой документ должен быть легализован в дипломатическом представительстве или консульстве РФ, находящемся за рубежом (п. 8 ч. 2 ст. 5, ч. 1, 2 ст. 27 Консульского устава РФ).

Если документы надлежащим образом не заверены, вы обязаны удержать с иностранной организации налог.

В отношениях с некоторыми государствами достигнута договоренность о принятии документов без проставления апостиля или консульской легализации. Если ваш иностранный контрагент является налоговым резидентом одного из таких государств, подтверждение его постоянного местонахождения, выданное уполномоченным органом соответствующего государства, не требует легализации или проставления апостиля.

К таким государствам относятся Республики Беларусь, Украина, Молдова, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Армения, Азербайджан, а так же Соединенные Штаты Америки, Кипр, Словакия, Германия.

Если в документе указан период, в отношении которого подтверждается постоянное местопребывание, то, он должен соответствовать финансовому году, за который налоговый агент выплачивает доход. В случае не указания такого периода им признается календарный год, в котором выдана справка

Если документ о местонахождении составлен на иностранном языке, налоговый агент дожжен выполнить его перевод на русский язык.

На практике налоговые агенты в качестве подтверждения постоянного местонахождения нередко получают от иностранного контрагента свидетельства о государственной регистрации (сертификаты об инкорпорации), выписки из торговых реестров и другие аналогичные документы. Контролирующие органы не признают указанные документы в качестве подтверждающих резидентство

Согласно международным соглашениям РФ об избежании двойного налогообложения к числу компетентных органов относятся руководители финансовых или налоговых ведомств иностранных государств. Например в Белоруссии право подтверждения постоянного местонахождения резидентов Республики Беларусь предоставлено городским (районным) налоговым инспекциям по месту регистрации организаций. Такие подтверждения подписываются начальником или заместителем начальника соответствующей инспекции и заверяются гербовой печатью с наименованием налоговой инспекции (Письмо ФНС России от 08.08.2007N ГИ-6-26/636@)

А в Польше уполномоченными представителями, являются органы казначейства Республики Польша.

Данные документы у вас имеет право запросить банк при переводе средств иностранному партнеру.

Если документ отсутствует или с данным государством РФ не заключало договор об избежании двойного налогообложения, то вам необходимо исчислять и удерживать налог.

При этом налог подлежит удержанию независимо от формы, в которой выплачивается доход: в натуральной форме, путем погашения обязательств этой организации, в виде прощения долга или зачета требований к этой иностранной организации.

При выплате дохода в натуральной или иной не денежной форме сначала производится уменьшение получаемого иностранной организацией дохода на сумму исчисленного налога, а затем налог перечисляется в бюджет (абз. 8 п. 1 ст. 310 НК РФ).

Следует учитывать, что налоговый агент не вправе уплачивать налог с доходов иностранной организации за счет собственных средств (Письма Минфина России от 30.09.2011 N 03-08-05, от 14.10.2008 N 03-08-05, УФНС России по г. Москве от 30.10.2008 N 20-12/101953). В том числе это относится и к тем случаям, если налог в свое время не был удержан из доходов иностранной организации.

Налоговые агенты удерживают сумму налога из доходов иностранной организации при каждом перечислении ей денежных средств или ином получении дохода иностранной организацией.

Читайте так же:
Налог на выигрыш в букмекерской конторе Лига ставок

Независимо от того, какие доходы и какой организации выплачивает налоговый агент, перечислить налог в бюджет он должен не позднее дня, следующего за днем выплаты дохода.

Налог перечисляется налоговым агентом в бюджет в рублях по курсу Центрального банка РФ на дату перечисления налога.

Если вы выплачиваете иностранной организации доходы, которые подлежат налогообложению у источника выплаты, вы должны представить по месту своего нахождения Налоговый расчет (информацию) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов (п. 4 ст. 310 НК РФ). В Налоговом расчете нужно отразить доходы, фактически выплаченные иностранной организации, независимо от того, удерживали вы налог при их выплате или нет.

Налоговый расчет нужно представлять в налоговый орган в порядке и в сроки, установленные для представления декларации по налогу на прибыль

Если перевозка иностранным контрагентом была выполнена по договору транспортной экспедиции?

Согласно ст. 247 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль для иностранных организаций, получающих доходы от источников в Российской Федерации, признаются поступления от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 309 НК РФ установлен перечень таких доходов.

Согласно пп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ к таким доходам относятся доходы от международных перевозок. При этом под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации.

В соответствии с положениями НК РФ в доходы от международных перевозок не включаются доходы от оказания экспедиторских услуг и к таким доходам не применяется порядок налогообложения у источника выплаты.

Согласно ст. 801 Гражданского кодекса РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Таким образом, доходы, полученные иностранной организацией от оказания услуг по договору транспортной экспедиции, не подлежат налогообложению на территории Российской Федерации.

Облагается ли НДС доход полученный иностранным перевозчиком или иностранным экспедитором на территории России?

Нет не облагается в силу положений п.4.1 ст.148, т.к услуги выполненные иностранным лицом когда пункт отправления или пункт назначения расположен на территории РФ не признается услугами выполненными на территории России.

Налогообложение пассажирских перевозок

Пассажирские перевозки в Германию на автобусах,
зарегистрированных в Украине:
уплатите немецкий налог с оборота

В Германии пассажирские перевозки на автобусах, зарегистрированных в странах, не входящих в Европейский Союз, облагают налогом с оборота (подобным украинскому НДС). Это регулируют Закон о налоге с оборота от 09.06.99 г. (далее — Закон о налоге с оборота), инструкции по его применению, а также Закон о пассажирских перевозках от 08.08.90 г. (далее Закон о ПП).

Закон о ПП подразумевает под понятием «автобус» транспортное средство, предназначенное по своей конструкции и оборудованию для перевозки более 9 лиц, включая водителя ($ 4), и предусматривает два вида перевозок пассажиров: регулярные и нерегулярные ($ 42 и $ 46).

Сперва рассмотрим, как облагают налогом с оборота первый вид. Сразу скажем: процедура ничем не отличается от налогообложения пассажирских перевозок на транспорте, зарегистрированном в любой из стран ЕС.

Базой налогообложения является часть оплаты (за вычетом налога с оборота), которая приходится на проезд по территории Германии. Его стоимость распределяют пропорционально протяженности маршрута в этой стране и за ее пределами (директива 42а Общих административных предписаний к выполнению Закона о налоге с оборота от 10.12.99 г., далее — Общие предписания). Основная ставка налога — 16% ($ 12 Закона о налоге с оборота), но если маршрут по Германии не более 50 км, то применяют сниженную ставку — 7% (норма действует до 31.12.04 г. согласно $ 28 Закона о налоге с оборота). В течение 10 дней по окончании налогового периода (см. ниже) предприниматель, осуществляющий перевозку, подает в финансовое ведомство справку о сумме подлежащих к уплате авансовых платежей. Исчисленную сумму налога уплачивают в течение 10 дней после окончания срока подачи справки ($ 18 Закона о налоге с оборота). По завершении же календарного года, но не позднее 31 мая следующего года предприниматель должен сдать годовую декларацию, где и рассчитывает окончательную сумму налога с оборота за отчетный год ($ 149 Положения о сборах от 16.03.76 г., далее — Положение).

Продолжительность налогового периода зависит от суммы налога, определенной за предыдущий год ($ 18 Закона о налоге с оборота). Так, если налог:

— менее 6136 евро, налоговый период — 1 квартал;

— более чем 6136 евро — 1 месяц.

Кстати, для предпринимателя, только начавшего заниматься хозяйственной деятельностью, налоговый период в текущем и следующем годах также составляет 1 месяц. К тому же есть два особых правила:

1) предприниматель имеет возможность самостоятельно выбрать месячный налоговый период, если по итогам предыдущего годау него получилась переплата более 6136 евро;

2) при годовой сумме налога не более 512 евро финансовое ведомство может освободить предпринимателя от уплаты авансовых платежей в течение года.

Налог, подлежащий уплате, определяют так же, как украинский НДС: в справке указывают оборот по перевозке пассажиров внутри страны и рассчитывают сумму налога. Затем из последней вычитают суммы налога, уплаченные в связи с названными операциями. Если в декларации по итогам календарного года образуется разница в пользу финансового ведомства, то ее погашают в течение месяца со дня подачи декларации ($ 18 Закона о налоге с оборота). Когда разница возникнет в пользу налогоплательщика, то ее возвращают ему или учитывают в будущих расчетах по согласованию с финансовым органом (директива 225 Общих предписаний).

Читайте так же:
Куда жаловаться на налоговую инспекцию (ИФНС)?

Рассмотрим в таблице различные виды ответственности за нарушения, связанные с декларированием и уплатой налога.

Будьте внимательны, ведь существует вероятность того, что эти нарушения расценят как сокрытие налогов и предпринимателя лишат лицензии на пассажирские перевозки.

По-другому происходит налогообложение нерегулярных поездок:

— во время отпуска (каникул);

— на арендованных автобусах;

Такое налогообложение проводит на границе уполномоченная таможня при каждом въезде в страну или выезде из нее. Упрощенно налог начисляют исходя из средней оплаты за перевозку, составляющей 4,43 цента за каждый пассажиро-километр в Германии ($ 25 Постановления о порядке осуществления Закона о налоге с оборота от 09.06.99 г.).

Таким образом, применив к ней ставку налога 16%, получаем налог — 0,7 цента. Количество пассажире-километров, как вы уже догадались, получают очень просто: умножают количество пассажиров на количество километров пути по стране. В число пассажиров не включают водителей, сопровождающий персонал (например, переводчика), а также бесплатно перевозимых детей до 4 лет (директива 221 Общих предписаний). Итак, непосредственно на границе предпринимательперевозчик предъявляет таможенной службе налоговую декларацию в двух экземплярах. На ее основании таможенная служба устанавливает сумму налога, подлежащую уплате. После уплаты выдают квитанцию и один экземпляр декларации (их нужно иметь во время поездки по Германии). В дальнейшем при проезде через границу третьей страны предоставляют новую налоговую декларацию, если количество пассажиро-километров изменилось ($ 18 Закона о налоге с оборота).

Допустим, вы не согласны с начисленной суммой налога. Значит, в течение 1 месяца вам следует подать возражение таможенному органу. Если же он оставит свое решение в силе, обращаются в финансовое ведомство, в округе которого расположена таможня.

Отметим еще, что при данном методе налогообложения не учитывают сумм налога, уплаченных в сумме стоимости товаров (работ, услуг) третьим лицам ($ 16 Закона о налоге с оборота).

Если предприниматель полагает, что установленная средняя ставка оплаты за проезд слишком высока, он может после окончания календарного года в общем порядке задекларировать выполненные пассажироперевозки в уполномоченном финансовом ведомстве*. Тогда налог рассчитают так, как предусмотрено для регулярных перевозок ($ 16 Закона о налоге с оборота).

Но есть нерегулярные перевозки, которые не облагаются налогом с оборота. Так, если члены иностранного объединения граждан (ученики, студенты) путешествуют на принадлежащем объединению граждан (учебному заведению) автобусе, то эту перевозку, скорее всего, не расценят как предпринимательскую деятельность и уплачивать налог не потребуется (директива 221 Общих предписаний). В таком случае подтверждающим документом послужит регистрационное свидетельство автобуса.

К налогооблагаемым операциям не относят и поездок членов объединения граждан (учеников, студентов) на арендованном автобусе, когда поездку осуществляет непосредственно это объединение (учреждение, учебное заведение). Здесь важны документы, четко указывающие на характер правовых отношений между нанимателем и арендодателем: если водитель автобуса работник арендодателя, то этого достаточно для обложения перевозки налогом с оборота.

Поскольку вопрос о том, подлежит ли перевозка налогообложению, решают на месте работники таможни, полезно иметь при себе договор найма (с переводом на немецкий язык). В документе должно быть ясно обозначено, какие именно услуги предоставляет предприятие, сдающее транспортное средство в наем. Чтобы облегчить процедуру таможенного оформления, нанимающее лицо может еще до начала поездки направить документы в уполномоченное финансовое ведомство и при выполнении всех условий получить свидетельство, что речь идет о перевозке, освобожденной от налогообложения. Затем при пересечении границы это свидетельство предъявляют таможенному органу.

И наконец, обратите внимание, что сдача украинским предпринимателем автобуса в аренду для использования в Германии согласно немецкому законодательству считается услугой, оказанной на территории этой страны. Поэтому саму операцию аренды облагают налогом с оборота (директива 221 Общих предписаний).

* В соответствии с постановлением о местной компетентности в вопросах по налогу с оборота для иностранных предпринимателей от 20.12.01 г. для предпринимателей, имеющих юридический адрес в Украине, уполномоченным налоговым органом является финансовое ведомство Finanzamt Magdeburg II, Tessenowstrasse 6, 39114 Magdeburg.

Международные перевозки и НДС

Налоги & бухучет

Поставка услуг международных перевозок* пассажиров, багажа и грузов железнодорожным, автомобильным, морским, речным и авиационным транспортом является объектом обложения НДС (п.п. «е» п. 185.1 НКУ). Но п.п. «а» п.п. 195.1.3 НКУ диктует нам применять к таким операциям не общую (20 %), а специальную, льготную ставку НДС:

* Международные перевозки пассажиров и грузов — перевозка пассажиров и грузов с пересечением государственной границы (ст. 1 Закона об автотранспорте).

международные перевозки грузов, пассажиров и багажа железнодорожным, автомобильным, морским, речным и авиатранспортом облагают НДС по ставке 0 %

Ни для кого не секрет: для того, чтобы воспользоваться какой-либо льготой, обязательно выполнить целый ряд правил и условий ее применения. Поэтому от общих норм НКУ сразу же переходим к особенностям применения нулевой ставки для международных перевозок**.

** Учтите, что в этой статье мы не касаемся вопросов налогообложения транзитных перевозок, о которых мы поговорим в отдельной статье (см. статью «Транзитные перевозки: что с НДС?» этого номера).

Нюансы применения ставки 0 %

Статус поставщика услуг (резидент/нерезидент). Здесь работает общий принцип, по которому облагаемыми являются услуги, предоставляемые зарегистрированными на территории Украины резидентами и представительствами нерезидентов, а необлагаемыми — услуги нерезидентов, которые не имеют постоянного представительства на территории Украины***. Поэтому:

*** По общему правилу из п. 186.4 НКУ местом поставки услуг (кроме перечисленных в пп. 186.2 и 186.3 НКУ) является место регистрации поставщика.

Читайте так же:
Коэффициент выслуги лет по регионам военнослужащим 2022 год

1. Если услуги перевозки предоставляет перевозчик-резидент, то их стоимость облагают НДС по ставке 0 % (независимо от резидентского статуса заказчика).

В этом случае перевозчик на дату возникновения НДС-обязательств (по правилу «первого события» из п. 187.1 НКУ : (1) получения оплаты от заказчика или (2) оформления документа, подтверждающего факт предоставления международной перевозки) оформляет налоговую накладную (НН) с НДС по ставке 0 %. Подробности заполнения такой НН вы найдете в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 96, с. 44. Здесь напомним лишь, что графу 9 «Код пільги» такой НН не заполняют. Даже несмотря на то, что в Справочнике № 93/2 прочих налоговых льгот по состоянию на 01.07.2019 г. ставка 0 % для международных перевозок расценивается как льгота и имеет свой код «14060400». Основания для такого вывода дает п. 16 Порядка № 1307, который предписывает заполнять эту графу только на освобожденные от НДС поставки (см. 101.16 БЗ).

Также не забудьте показать объемы международных перевозок в стр. 3 НДС-декларации. А вот в приложение Д5 их не включают.

В НДС-декларации заказчика стоимость «нулевой» международной перевозки попадает в стр. 10.3.

2. Если услуги перевозки оказывает перевозчик-нерезидент, то стоимость таких услуг не является объектом обложения НДС, а «нулевые» правила не применяют (см. ОНК № 610, письмо ГФСУ от 11.07.2019 г. № 3210/6/99-99-15-03-02-15/ІПК). Казалось бы, не велика разница: «ставка 0 %» или «не объект» — на поставщика услуг это никак не влияет. А вот для заказчика-резидента это вопрос принципиальный: благодаря «необъектности» таких операций он не применяет правила «нерезидентской» ст. 208 НКУ и не (!) начисляет НДС по ставке 0 % исходя из стоимости услуг нерезидента, а также не (!) выписывает «нулевую» НН. Не попадет стоимость международных транспортных услуг, полученных от нерезидента, и в НДС-декларацию заказчика. Подведем итог (см. таблицу).

НДС-учет международных транспортных услуг

Кто предоставляет услуги международных перевозок

НДС

НДС по ставке 0 % (независимо от резидентского статуса заказчика)

Перевозчик составляет НН со ставкой НДС 0 % и кодом ставки налога «902», и указывает объем поставки в стр. 3 НДС-декларации. Кроме того, придется составить Отчет о льготах.

Заказчик стоимость международной перевозки показывает в строке 10.3 Декларации по НДС

Не являются объектом обложения НДС

Заказчик транспортных услуг не составляет НН на стоимость «нерезидентских» услуг, не показывает объемы приобретения таких услуг в НДС-декларации

Обязательный документ. Обязательное требование для признания перевозки международной, а значит, применения ставки 0 % — ее должен подтверждать единый международный перевозочный документ (п.п. «а» п.п. 195.1.3 НКУ). Таким документом может быть (ст. 9 Закона № 1955, разд. II ОНК № 610, подкатегория 101.09 БЗ):

— международная автомобильная накладная (CMR);

— железнодорожная накладная СМГС (накладная УМВС) и накладная ЦІМ (CIM);

— авиационная грузовая накладная (Air Waybill);

— коносамент (Bill of Lading);

— грузовая ведомость (Cargo Manifest) и

— другие документы, установленные законами Украины.

Перечень первичных документов, которые используют при осуществлении международных перевозок конкретными видами транспорта, вы найдете в письме Мининфраструктуры от 19.09.2011 г. № 7885/11/10-11 (ср. 025069200).

Маршрут «нулевой» перевозки. Единый перевозочный документ оформляют на весь маршрут перевозки, независимо от отрезка пути («украинского»/«заграничного»). Отсюда еще одно важное условие применения льготной ставки НДС: право на нее не зависит от территории предоставления услуг. То есть ставку 0 % применяют ко всему маршруту международной перевозки: и к «заграничной», и к «украинской» его части (см. вопрос 6 разд. II ОНК № 610, письма ГФСУ от 20.03.2019 г. № 1118/6/99-99-15-03-02-15/ІПК, от 11.02.2019 г. № 480/6/99-99-15-02-02-15/ІПК, 101.20 БЗ).

Виды транспорта. Ставку 0 % применяют к операциям перевозки перечисленными в п.п. «а» п.п. 195.1.3 НКУ видами транспорта — железнодорожным, автомобильным, морским, речным и авиационным. А вот в случае перевозки грузов без фактического использования соответствующих видов транспорта, например, перевозки тягачей и прицепов «своим ходом», облагают НДС по общей ставке 20 % (см. письмо ГФСУ от 05.02.2019 г. № 402/6/99-99-15-03-02-15/ІПК).

Услуги, сопутствующие международной перевозке

Параллельно с услугами по международной перевозке грузов поставщик услуг, как правило, предоставляет и другие транспортно-вспомогательные услуги. Например, сопутствующими перевозке являются погрузка, разгрузка, перегрузка, складская обработка грузов и т. д. Причем правила НДС-учета таких услуг несколько отличаются от описанных нами правил налогообложения международных перевозок. О том, как определить место их поставки, мы говорили в статье «Услуги перевозки и Ко: место поставки» этого номера. Здесь лишь уточним, что услуги, предоставленные:

на территории Украиныявляются объектом обложения по ставке 20 %* независимо от того, кто их оказывает — резидент или нерезидент (см. письмо ГФСУ от 26.12.2018 г. № 5400/6/99-99-15-03-02-15/ІПК). Причем, если поставщик — нерезидент, включается ст. 208 НКУ, которая определяет особые правила налогообложения услуг от нерезидентов. Поэтому заказчик нерезидентских услуг — плательщик НДС должен:

* Транспортно-вспомогательные услуги, связанные с транзитом, освобождены от налогообложения п. 197.8 НКУ.

(а) на дату первого события (абзац третий п. 187.8 НКУ) начислить НДС-обязательства, выписать НН и зарегистрировать ее в ЕРНН (п. 208.2 НКУ);

(б) показать сумму начисленных НДС-обязательств в отчетном периоде их возникновения в строке 6 Декларации по НДС и приложении Д1 к ней;

(в) на основании своевременно зарегистрированной НН показать сумму НК в строке 13 Декларации по НДС и приложении Д1 к ней (п. 198.2 НКУ);

за пределами Украиныне являются объектом обложения НДС независимо от того, кто их оказывает — резидент или нерезидент (см. письмо ГУ ГФС в Одесской обл. от 20.12.2018 г. № 5322/ІПК/15-32-12-02-22, ГФСУ от 09.08.2018 р. № 3500/6/99-99-15-03-02-15/ІПК). Поставку таких услуг резидент показывает в стр. 5 НДС-декларации и приложении Д6 к ней. А вот предприятие-заказчик покупку необъектных услуг за пределами Украины в декларации по НДС вообще не показывает.

Читайте так же:
Образец объяснительной записки 2022 года

Другие международно-перевозочные льготы

Еще целый ряд международно-перевозочных НДС-льгот предусмотрен и другими нормами НКУ. Вкратце вспомним и о них.

1. НДС по ставке 0 % облагают:

(а) услуги по обслуживанию воздушных судов, выполняющих международные рейсы по перечню из п.п. «в» п.п. 195.1.3 НКУ;

(б) поставку товаров для заправки или обеспечения морских и воздушных судов, которые выполняют международные рейсы для навигационной деятельности или перевозки пассажиров или грузов за плату (пп. «а», «б» п.п. 195.1.2 НКУ).

2. Освобождены от обложения НДС операции по поставке услуг, которые предоставляются иностранным и отечественным судам, осуществляющим международные перевозки грузов, пассажиров и багажа, и оплачиваются ими в соответствии с законодательством Украины портовыми сборами (п. 197.9 НКУ).

Основное условие для применения НДС-льготы — наличие в порту документов, подтверждающих осуществление судном международных перевозок (см. письмо ГНСУ от 11.01.2013 г. № 247/5/15-3416). Среди прочего эта НДС-льгота распространяется на морские суда, перевозящие груз c его перегрузкой (выгрузкой) в нейтральных водах на другое судно (см. письмо ГФСУ от 31.12.2015 г. № 28324/6/99-99-19-03-02-15), а также на морские суда, следующие при международной перевозке в морской порт/из морского порта балластом (без груза) для последующей нагрузки/разгрузки. А вот на внутренние перевозки льгота из п. 197.9 НКУ не распространяется. Поэтому при внутренних перевозках операции по поставке судам услуг, оплачиваемых портовыми сборами, облагают НДС по ставке 20 % (см. письмо Миндоходов от 19.12.2013 г. № 17866/6/99-99-19-04-02-15).

3. Не являются объектом обложения НДС операции по предоставлению услуг по агентированию и фрахтованию морского торгового флота судовыми агентами в пользу нерезидентов, предоставляющих услуги по международным перевозкам пассажиров, их багажа, грузов или международных отправлений (п.п. 196.1.11 НКУ). Однако при предоставлении аналогичных услуг резидентам начисляют 20 % НДС.

А вот на фрахт, как вознаграждение резиденту за международную морскую перевозку грузов (п.п. 14.1.260 НКУ), распространяются нормы «международного» п.п. «а» п.п. 195.1.3 НКУ. То есть стоимость фрахта в этом случае облагают НДС по ставке 0 %.

Ну и наконец, фрахт, как плату нерезиденту за наем судна без экипажа (бербоут-чартер) и с экипажем (тайм-чартер), налоговики квалифицируют как операции аренды. Это значит, что к ним применяют общие правила определения места поставки из п. 186.4 НКУ (по месту регистрации поставщика). Поэтому аренду у резидента облагают НДС по ставке 20 %, а аренда у нерезидента не является объектом налогообложения (см. 101.05 БЗ).

Как рассчитать ЕНВД по транспортным услугам

Согласно ст. 346.26 НК РФ, организации и ИП, которые осуществляют деятельность по перевозке грузов или пассажиров, вправе стать плательщиками ЕНВД. Этот специальный налоговый режим освобождает от уплаты некоторых видов налогов, а налогооблагаемой базой выступает не реальный доход, а вмененный — предполагаемый доход. Как перейти на вмененку по транспортным услугам, условия перехода и основные критерии можно узнать в нашей предыдущей статье.

Переходите с ЕНВД? Подключите Контур.Бухгалтерию

Скидка 45% в ноябре: 7 590 р. вместо 13 800 р. за год работы

ЕНВД по транспортным услугам уплачивается в бюджет ежеквартально — четыре раза в год. При расчете вмененки по виду деятельности «транспортные услуги» нужно учитывать целый ряд различных показателей — от вида деятельности до региона, в котором эта деятельность осуществляется. Подробнее о том, как провести расчет налога для перевозок, расскажем в нашей статье.

Что нужно знать для расчета налога

Чтобы приступить к расчету налога, определите основные показатели. Рассмотрим их подробнее:

1. Физический показатель — для грузоперевозок это количество машин, задействованных в получении прибыли при перевозке грузов. А в случае с перевозками пассажиров — количество мест для пассажиров в автотранспорте;

Важно! Применять ЕНВД могут только организации и ИП, у которых в собственности, аренде или лизинге находится не более 20 транспортных средств, используемых для оказания услуг по перевозке (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

2. Базовая доходность – это вмененный доход на единицу физического показателя, который выступает объектом налогообложения:

  • для грузоперевозок — 6000 рублей на одну машину,
  • для перевозки пассажиров — 1500 рублей на одно посадочное место;

Как рассчитать ЕНВД по транспортным услугам?

3. Корректирующие коэффициенты К1 и К2, которые не зависят от вида деятельности (согласно Минэкономразвития РФ в 2020 году коэффициент К1 равен 2,005. Значение коэффициента К2 варьируется в зависимости от региона от 0,1 до 1, однако в большинстве регионов используется максимальное значение);

4. Налоговая ставка ЕНВД (имеет разное значение в зависимости от региона, может быть от 5 до 15 %, почти во всех регионах используется максимальный размер налоговой ставки).

Некоторые регионы снижают размер налоговой ставки вплоть до минимальной для определенной группы лиц: начинающих предпринимателей или предпринимателей с инвалидностью.

С 1 января 2021 года вмененку отменяют. Для транспортных услуг пора выбирать новый налоговый режим. Подберите для себя выгодную систему налогообложения с помощью нашего онлайн-калькулятора . Эксперты Контура объяснили, как перевести на новый режим транспортные услуги и другие направления. Мы собрали самые частые вопросы и ответы на них в статье . Если не нашли ответ на свой вопрос — задайте его в комментариях, мы обязательно ответим.

Расчет ЕНВД по транспортным услугам

В общем виде формула, которая позволит рассчитать размер налога за отчетный период (т.е. за квартал), выглядит следующим образом:

Читайте так же:
ДТП с пешеходом: ответственность водителя и действия пострадавшего

ЕНВД за квартал = (Налоговая база за отчетный период × Налоговая ставка) × 3, при этом:

  • налоговая база = базовая доходность × количество автомобилей или посадочных мест × К1 × К2;
  • К1 — коэффициент-дефлятор = 2,005;
  • К2 — корректирующий коэффициент = от 0,1 до 1;
  • Налоговая ставка = от 5 до 15 %.

В формуле присутствует умножение полученного результата на 3, так как ЕНВД уплачивается ежеквартально — сразу за 3 месяца. Полученную сумму к выплате можно уменьшить на сумму страховых взносов вмененщика в различные фонды или сумму расходов на покупку и установку онлайн-кассы, о чем мы поговорим далее. А пока рассмотрим расчет данного налога на примере.

Пример расчета ЕНВД по перевозкам

Предприниматель занимается перевозкой пассажиров в Санкт-Петербурге и имеет в распоряжении 1 автомобиль. Перевозки осуществляет сам, наемных работников нет. Количество посадочных мест равно 3. Воспользуемся формулой:

ЕНВД за квартал = (БД × ФП × К1 × К2 × Налоговая ставка) × 3

Налоговая база = 1500 (базовая доходность при перевозках пассажиров) × 3 (количество посадочных мест) × 2,005 (К1) × 0,25 (К2) = 1500 × 3 × 2,005 × 0,25 = 2 255,63 рубля;

налоговая ставка = 15%;

ЕНВД за месяц = 2 255,63 × 15% = 338,34 рубля;

ЕНВД за квартал = 338,34 × 3 = 1015,02 рубля.

При расчете налога для грузоперевозок будем использовать базовую доходность в 6 000 рублей, а физическим показателем будет не количество мест для пассажиров, а количество автомобилей, которые задействованы в получении прибыли. Машины, которые находятся в ремонте или запасе, при расчете налога не учитываются.

Как уменьшить ЕНВД на сумму страховых взносов

Согласно ст. 346.32 НК РФ организации и ИП могут уменьшить размер ежеквартальных выплат по вмененке на сумму страховых взносов. Рассмотрим случаи, когда это возможно:

  • если ИП работает без найма сотрудников — можно уменьшить размер уплачиваемого налога на полный объем взносов за себя — в ПФР, а также в фонд медицинского страхования;
  • если ИП или организация используют труд наемных работников — можно уменьшить размер налога по вмененке на сумму взносов за ИП и за работников, но уменьшенная таким образом сумма не должна превышать 50 % от общего объема ЕНВД за квартал.

Таким образом, для расчета реальной суммы к уплате в бюджет, необходимо из ЕНВД за квартал, рассчитанного по формуле, представленной выше, вычесть сумму страховых взносов за себя или трудящихся по найму работников. Важное условие: взносы должны быть не только начислены, но и уже уплачены в отчетном квартале.

Автор статьи: Арина Гюлметова

Легко рассчитывайте налог ЕНВД в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Сервис подходит для малого бизнеса: простой учет, зарплата, отчетность через интернет. Первые 14 дней работы — бесплатно.

Налогообложение перевозок

Перевозки, грузовые и пассажирские, являются специфическими видами деятельности. Налогообложение перевозок в ООО в каждом случае имеет свои особенности. Для выбора оптимальной системы налогообложения важно учитывать вид перевозок и масштабы бизнеса.

Каждый перевозчик, согласно действующему законодательству, обязан уплачивать определенные налоги и обязательные взносы. Ставка налогообложения, а также виды и суммы взносов определяются видом деятельности налогоплательщика, спецификой организации бизнеса.

Для современных перевозчиков предусмотрено два рабочих налоговых режима. Общий предусматривает уплату основных обязательных налогов и сборов, ведение бухгалтерского, налогового учета в полном объеме. Перевозчик, работающий на общей системе, платит НДС, налоги на имущество и прибыль. Если перевозчик является индивидуальным предпринимателем, им уплачиваются НДС и НДФЛ.

Упрощенная система налогообложения предусматривает возможность работать с одним из двух предусмотренных действующим законодательством размеров процентной ставки (15%, 6%). Налоговый режим также позволяет упростить бухучет. Но при этом его ведение остается обязательным. Решена задача может быть силами налогоплательщика или с помощью аутсорсинга.

Хотите передать налоговый и бухучет на внешнее управление? Компания «ПрофБизнесУчет» к вашим услугам.

При выборе режима налогообложения для перевозчика крайне важно учитывать масштабы бизнеса. Обусловлена важность вопроса спецификой функционирования систем налогообложения. Так, для предприятий, работающих с крупными поставщиками, контрагентами может быть рекомендована ОСН. Она позволяет учитывать НДС в зачет, уменьшать свой. Но при этом в отношении обязательных выплат и ведения бухгалтерии система является достаточно обременительной.

УСН позволяет компании-перевозчику исключить необходимость уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество. Имеет режим и некоторые особенности. Так, существует возможность учета не всех расходов перевозчика, а лишь указанных в официально утвержденном перечне. Кроме того, исключается неуплата налога, если расходы превышают доходы.

Принципы налогообложения перевозок

Что касается принципов налогообложения, для предприятий, работающих в сфере перевозок, они типичны. Прежде всего, это справедливость, соразмерность, эффективность. Такие принципы налогообложения носят название экономических.

Следует выделить и организационную группу принципов. Главным для налогоплательщика здесь является принцип однократности обложения. То есть исключается уплата одного налога дважды.

В юридическом аспекте следует отметить приоритетность налогового законодательства. Налогообложение товара, услуг в сфере перевозок является обязательным. Неисполнение обязательств налогоплательщиком является прямым нарушением налогового законодательства. Санкции к нарушителю могут применяться различные, от предупреждений и штрафов до привлечения ответственных лиц к уголовной ответственности.

Налогообложение перевозок во многом определяется сферой и спецификой деятельности перевозчика (работа на территории страны или международном рынке, транспортировка грузов того или иного типа). Соответственно, выбор оптимального режима, организация учета, исчисления, уплаты налогов и формирования отчетности должны осуществляться взвешенно. Нужна помощь в решении актуальных налоговых вопросов? Обращайтесь к специалистам «ПрофБизнесУчет».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector