Migration48.ru

Вопросы Миграции
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

2. Вызов налогоплательщиков в налоговые органы для дачи пояснений

Налоговая вызвала дать пояснения

2. Вызов налогоплательщиков в налоговые органы для дачи пояснений

2.1. Налоговые органы на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 31 Кодекса вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений:

в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов;

в связи с налоговой проверкой;

в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Форма Уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) приведена в приложении N 1 к приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@.

2.2. Вызов налогоплательщиков может осуществляться в следующих случаях (но ими не ограничивается):

1) если требуется получить непосредственно от налогоплательщика пояснения по вопросам, связанным с исполнением им законодательства о налогах и сборах, в том числе в рамках заседания комиссии налогового органа по легализации налоговой базы <1>. Сведения, включаемые в Уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в этом случае приведены в методических рекомендациях ФНС России по данному вопросу;

<1> Настоящие рекомендации не распространяются на работу комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы. Приведено справочно.

2) если для дачи пояснений требуется непосредственная явка налогоплательщика при выявлении в ходе проведения камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля (пункт 3 статьи 88 Кодекса). Необходимость явки может усматриваться из объема ошибок, противоречий и несоответствий, масштаба и сложности сложившейся ситуации, когда необходимы ответы на вопросы, которые могут быть поставлены только после получения ответов на промежуточные вопросы и т.д. и т.п. При этом в уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) рекомендуется включать сведения, указываемые при заполнении Сообщения (с требованием представления пояснений) согласно рекомендациям ФНС России о проведении камеральных налоговых проверок (письмо от 16.07.2013 N АС-4-2/12705@), а также требование о явке налогоплательщика в налоговый орган для дачи пояснений;

3) в случае необходимости вручения либо ознакомления руководителя организации, индивидуального предпринимателя, физического лица или их представителя с документами, составляемыми при проведении выездной налоговой проверки (решение о проведении выездной налоговой проверки, решение о продлении срока проведения выездной налоговой проверки; решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки, решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки, постановление о производстве выемки документов и предметов, постановление о назначении экспертизы, требование о представлении документов (информации), справка о проведенной выездной налоговой проверке, акт налоговой проверки, извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, иные документы <1>). Необходимость явки может усматриваться, если необходимо вручить значительный объем документов, когда при этом согласно Кодексу налогоплательщику необходимо подписать документ, составить протокол об ознакомлении с документов и т.д. При этом в уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) рекомендуется включать сведения о том, что явка в налоговый орган необходима в связи с проведением камеральной или выездной налоговой проверки;

<1> Настоящие рекомендации не распространяются на процедуру привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, но под иными документами могут также пониматься документы, принимаемые в рамках и по результатам данной процедуры. Приведено справочно.

4) в иных случаях.

2.3. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет ответственность граждан и должностных лиц, предусмотренную частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Налоговым органам необходимо учитывать, что указанная административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений. Ссылку на применение указанной административной ответственности рекомендуется приводить в тексте уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Читайте так же:
Получение ИНН иностранным гражданином: порядок действий

Может ли налоговая служба допрашивать белорусов

Разберемся вместе с адвокатом адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры» Алексеем Королём, есть ли такое право у белорусской налоговой службы.

Явиться обязан каждый

В некоторых государствах заниматься допросами граждан действительно может налоговая служба.

Так, по законам Российской Федерации налоговый орган вправе вызывать в качестве свидетелей для дачи показаний любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

При этом в качестве свидетелей в России могут выступать лица, не заинтересованные в исходе дела.

Если же в качестве свидетелей опрошены лица, заведомо заинтересованные в исходе дела (например, директор организации), то протокол допроса такого лица может быть квалифицирован как документ, которым оформлены пояснения налогоплательщика.

Такова позиция Федеральной налоговой службы ( письмо ФНС РФ № АС-4-2/12837 от 17 июля 2013 года). Вдобавок, это зафиксировано в статье 31 «Права налоговых органов» Налогового кодекса РФ .

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин гражданина, которого налоговая служба вызывает в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере одной тысячи российских рублей (статья 128 НК РФ), или 34 белорусских рублей в эквиваленте.

Допрос невозможен, но есть нюансы

Белорусские налоговые органы имеют другой объем полномочий в отличие от своих российских коллег. И в настоящее время не могут вызывать физических лиц на допросы.

Права белорусских налоговых органов и их должностных лиц перечислены в статье 108 Налогового кодекса РБ . Они касаются в основном регулирования и управления в сфере налогообложения.

Так, налоговые органы нашей страны вправе вызывать к себе не только плательщиков (иных обязанных лиц) и их представителей, но и других лиц, имеющих документы и/или информацию о деятельности плательщиков (иных обязанных лиц), в отношении которых проводится проверка (статья 107 НК РБ).

Вызов не по телефону

Давать объяснения плательщик налогов обязан как во время проверки, так и явившись лично в контролирующий орган, куда его могут вызвать (статья 80 НК РБ).

Справка. Министерство по налогам и сборам входит в число контролирующих (надзорных органов) согласно указу № 510 от 16 октября 2009 года.

Это право налоговых органов также определено в пункте 4 положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного указом № 510.

В частности, проверяющие могут:

— требовать письменные и устные объяснения от представителей проверяемой организации, других лиц по вопросам, которые возникают в ходе проверки;

— вызывать к себе представителей проверяемой организации, участников контрольного обмера, а также других лиц, которые имеют документы и/или информацию о деятельности проверяемой организации.

При этом налоговая служба не может вызвать к себе руководителя/работника проверяемой организации по телефону, а должна направить ему уведомление.

Это уведомление должно называть цель и время вызова, а также адрес, по которому гражданину следует явиться.

Такое уведомление вручается под роспись либо другим способом, что обеспечивает надлежащее извещение директора/работника организации, которую проверяет налоговый орган.

Читайте так же:
Налоговая амнистия для ИП: кому и как спишут налоги и взносы

Кто не явился, тот заплатит штраф

Если гражданин, которого вызвала к себе налоговая служба, не может явиться в указанные в уведомлении место и время, то он обязательно должен сообщить об этом, указав причины, и согласовать другое время прибытия.

Если это правило будет нарушено, то последует административное наказание в виде штрафа в размере до 20 базовых величин (до 540 рублей) по статье 23.1 КоАП .

Что касается вызова в налоговый орган, который не связан с проводимой проверкой, то ответственность за неявку закон не предусматривает.

В заключение следует отметить, что белорусским налоговым органам дано право вести административный процесс, в том числе по налоговым правонарушениям.

Это значит, что налоговый орган может опрашивать граждан в качестве свидетелей.

Если вас вызвали на допрос в налоговую инспекцию.

Налоговая инспекция вправе вызывать свидетелей, которые могут предоставить сведения о деятельности организации, которые важны для проверки. Руководитель, бухгалтер, сотрудники самой компании или компании-контрагента — всех их могут вызвать в качестве свидетелей (смотрим пп. 12 п. 1 ст. 31 и п. 1 ст. 90 Налогового Кодекса РФ).

Для налоговиков это малозатратный (в отличие от экспертизы) и самый легкий способ сбора доказательств по выявленным нарушениям.

1. Как вызывают на допрос?

Повесткой, а не уведомлением. Это важно из-за частой путаницы. Уведомлением вызывают в налоговую для дачи пояснений, повесткой — для допроса. При этом налоговая должна корректно оформить вызов свидетеля (форма из приказа ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338). Это значит, что на звонок на сотовый от налоговой вы вправе не реагировать. Он не по форме.

И еще, очень важный факт: Уголовный кодекс неприменим в налоговых правоотношениях.

2. Что грозит, если вы не явились?

Ответственность предусмотрена в статье 128 НК РФ:

«Неявка либо уклонение от явки без уважительных влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей. Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний или дача заведомо ложных показаний 3000 рублей».

Многие полагают, что проще заплатить штраф, чем пойти на допрос в качестве свидетеля в налоговую и сообщить лишнее инспектору. Но это ошибочное мнение. Как показывает практика, зачастую неявка на допрос генерального директора либо главного бухгалтера в ходе камеральной проверки возмещения НДС может послужить одним из «формальных» оснований для отказа компании в возврате либо зачете налога. Налоговая инспекция наряду с иными обстоятельствами может сделать вывод об отсутствии у проверяемой компании признаков ведения реальной предпринимательской деятельности.

3. Какие вопросы чаще всего задают в налоговой?

Допрос свидетелей налоговая инспекция проводит с целью получения весомых, с точки зрения инспекции, доказательств совершения проверяемой компанией тех или иных налоговых нарушений, связь с компаниями-однодневками. Поэтому чаще всего задают вопросы по сделкам и операциям, которые показались инспекторам «сомнительными»:

— Каким образом и когда нашли данного контрагента (откуда брали информацию)?
— Почему выбрали именно его?
— Каким образом контактировали с контрагентом?
— Кто подписывал договоры и прочие документы?
— Контактные данные и реквизиты контрагента?
— Какой товар поставлялся, какие оказывались услуги?
— Каким образом происходила передача товара, как доставлялся и где хранился?
— Что входит в ваши обязанности как руководителя компании?
— Подписывали ли вы (руководитель) договоры и другие документы от имени компании?

4. На допросе в налоговой держитесь непринужденно, не беспокойтесь

Налоговая вызов на допрос свидетеля использует, в том числе, и с целью припугнуть представителя компании. Готовьтесь к тому, что налоговики начнут оказывать на вас психологическое давление. Поддаваться их напору и бояться инспекторов не надо. Установка должна быть такой: ваша компания все сделки заключала в строгом соответствии с законодательством и в проверяемом периоде у нее отсутствовали какие-либо нарушения.

Читайте так же:
Уступка прав аренды нежилого помещения

5. Не торопитесь с ответами, отвечайте коротко и четко

Хорошо, когда вы идете на допрос в налоговую инспекцию с четко сформулированной версией событий. Но, к сожалению, все вопросы налоговиков предугадать невозможно. К тому же часто налоговики хитрят и задают одни и те же вопросы, но с разных сторон, пытаясь тем самым запутать свидетеля. Если заданный вопрос ставит вас в тупик или кажется подозрительным — не спешите, продумайте ответ. Лучше ответить обобщенно либо даже неопределенно, чем дать противоречивые ответы.

6. Убедитесь, что вас правильно поняли

Итогом допроса является протокол. Его от первого лица заполняет сотрудник налоговой. Проверьте, что документ не содержит искажения и добавления. Не поленитесь — прочитайте каждую страницу.

7. Пригласите налогового юриста для сопровождения

Во-первых, это придаст вам уверенности на допросе. Во-вторых, юрист поможет вам подготовиться к процедуре. В-третьих, он проверит протокол допроса.

Что делать, если вызвали на допрос в налоговую:?

Вы в блоге Сальдо Фаворит — мы разбираем налоговые решения и методы взаимодействия с ФНС. Здесь мы рассказываем про наш опыт, делимся новостями и разбираем проблемы, которые часто возникают при работе с налогообложением.

В ходе камеральной и выездной проверки ФНС вправе вызвать на допрос в качестве свидетеля любое физическое или юридическое лицо. Чаще всего налоговики получают информацию от должностных лиц компании — директора и главного бухгалтера. Не нужно пугаться и избегать общения с налоговым инспектором. В вызове на беседу нет ничего страшного, особенно, если к разговору подготовиться заранее.

Налоговики приглашают на допрос в двух случаях:

  • Уточнить информацию, которая имеет значение для проведения контрольных мероприятий;
  • Получить пояснения по уплате налогов.

Налоговый инспектор приглашает гражданина для дачи показаний официальной повесткой, которую должны вручить под роспись. В ней прописана причина вызова. Если тема беседы указана размыто, позвоните в инспекцию и узнайте перечень вопросов, которые будут заданы.

В ходе разговора со свидетелем налоговики стараются получить доказательства совершенного правонарушения. Для этого они оказывают психологическое давление, угрожают сделать гражданина соучастником преступления. Не поддавайтесь на провокации. Если вы не совершали правонарушений, то и привлечь к ответственности вас не смогут.

Сотрудник инспекции может задавать один и тот же вопрос в различных формулировках. Они делают это чтобы запутать свидетеля. Не торопитесь. Лучше потратить 2 минуты на размышление, чем давать противоречивые ответы.

Помните, что в соответствии со ст. 128 НК РФ за неправомерный отказ от дачи показаний, а также за дачу ложных показаний свидетелю грозит штраф в размере 3 000 рублей.

Человек, которого вызвали для дачи объяснений или показаний, вправе взять с собой юриста или налогового консультанта. Такая «поддержка» не запрещена законом. Но, отправить вместо себя на беседу с налоговиком третье лицо нельзя, так как на допросе важна личность вызываемого.

Также свидетель имеет право не давать показания против себя и близких родственников. Это закреплено в 51 статье Конституции РФ. Но, если вопросы касаются контрагентов, которые не связаны с допрашиваемым семейными узами, то отвечать на вопросы придется.

Читайте так же:
Издательская деятельность: вопросы учета и налогообложения

В процессе общения инспектор ведет протокол. Помните, что не стоит подписывать бумаги, пока не прочтете текст. Если вы не согласны с какими-то пунктами, попросите внести правки. Налоговик обязан выдать второй экземпляр свидетелю.

Налоговики пугают должностных лиц, что в случае неявки на допрос их приведут насильно. На самом деле таких полномочий у инспектора нет. Если гражданин не придет в назначенное время в ФНС, то в соответствии со ст. 128 НК РФ ему выпишут штраф в размере 1 000 рублей.

Помните, что для суда и налогового органа неявка по повестке является косвенным доказательством виновности в нарушении законодательства. Игнорирование требований инспекции может иметь негативные финансовые последствия.

О вызове налогоплательщика для дачи пояснений

Павлова Юлия

Налоговые органы, согласно законодательным нормам, изложенным в подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, наделены полномочиями по вызову налогоплательщиков для дачи пояснений по вопросам полноты и своевременности начисления, уплаты ими налогов и сборов. Воспользоваться указанным правом фискальные органы могут как в рамках проводимой налоговой проверки, например в целях уточнения позиции проверяемого лица по обнаруженным нарушениям, так и вне рамок проверки при наличии фактов и обстоятельств, свидетельствующих о получении изучаемым налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Вызов налогоплательщика (руководителя или представителя по доверенности) в налоговый орган осуществляется на основании уведомления, которое может быть направлено в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС), заказным письмом по почте либо вручено представителю лично под расписку.

Необходимо обратить внимание, что в случае направления уведомления в электронной форме по ТКС п. 5.1 ст. 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика сформировать и отправить в налоговый орган электронную квитанцию о приеме данного уведомления (либо уведомления об отказе в приеме в случае технических сбоев) в течение 6 дней со дня отправки документа налоговым органом. В случае неисполнения данной обязанности в течение 10 дней со дня истечения срока на представление квитанции налоговый орган вправе инициировать приостановление операций по счетам в банке в соответствии с п. 3 ст. 76 НК РФ (Письмо ФНС РФ от 11 мая 2017 г. № АС-4-2/8820).

До недавнего времени вызов налогоплательщика в налоговый орган вне рамок проводимой проверки в основном был связан с назначением в отношении изучаемого лица комиссии по легализации налоговой базы согласно регламенту, закрепленному в Письме ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722@ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы». Данный регламент служил для налогоплательщиков своего рода инструкцией по взаимодействию с фискальными органами в рамках проводимых комиссий. Однако позднее ФНС России письмами от 21 марта 2017 г. № ЕД-4-15/5183@ «О комиссии по легализации налоговой базы», от 25 июля 2017 г. № ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» аннулировала прежний порядок проведения данного мероприятия налогового контроля, оставив только комиссии по проверке правильности порядка формирования налоговой базы по НДФЛ и страховым взносам. На текущий момент неизвестно, возобновится ли работа комиссий в отношении других налогов, поскольку налоговые ведомства не публикуют информационно-разъяснительную информацию по указанному вопросу.

В настоящее время налоговые органы негласно рассматривают вопросы финансово-хозяйственных операций анализируемых организаций в рамках вызова их представителей в инспекцию по уведомлению согласно подп. 4 п.1 ст. 31 НК РФ, нередко нарушая при этом права налогоплательщиков. Возможно, это связано с тем, что названная норма не содержит закрытого перечня случаев вызова, что налоговые органы толкуют как основание применять эту норму практически по любому поводу. Однако следует учесть, что унифицированная форма уведомления предполагает подробное описание оснований вызова, связанных с уплатой, удержанием налогов и сборов, выявленных обстоятельств нарушения налогового законодательства, проведением налоговой проверки. После отмены комиссий по легализации налоговой базы (кроме НДФЛ и страховых взносов) налоговый орган в описании оснований для вызова налогоплательщика нередко указывает необходимость представления пояснений по вопросам финансово-хозяйственной деятельности проверяемого лица, а также его взаимоотношений с определенными контрагентами. В данном случае действия фискального органа не совсем корректны, поскольку за налоговым органом закреплена обязанность по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а не за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков, а это не тождественные понятия. Следовательно, в рассматриваемой ситуации отсутствуют правовые основания для вызова налогоплательщика в налоговый орган, так как требование о представлении пояснений по финансово-хозяйственной деятельности не содержит уточнения конкретной нормы законодательства о налогах и сборах, действие которой распространяется на финансово-хозяйственную деятельность вызываемого налогоплательщика.

Читайте так же:
Облагаются ли налогом переводы на карту Сбербанка

Однако, несмотря на изложенные противоречивые обстоятельства, судебная практика в отношении аналогичных ситуаций зачастую формируется в пользу налогового органа (например, постановления Пермского краевого суда от 16 ноября 2017 г. по делу № 44-а-601/2017; Курского областного суда от 5 августа 2014 г. по делу № 4-а-256/2014). Как установлено судами, неявка должностных лиц по уведомлению необоснованна, поскольку за налогоплательщиками согласно п. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ закреплена обязанность по выполнению законных требований налогового органа об устранении выявленных нарушений, а также установлен запрет на воспрепятствование законной деятельности должностных лиц при исполнении ими их должностных обязанностей. При этом согласно ст. 82 НК РФ налоговый контроль осуществляется в том числе посредством получения объяснений налогоплательщиков как в рамках налоговой проверки, так и в иных случаях, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах. По результатам рассмотрения материалов дел суды установили законность привлечения должностных лиц налогоплательщиков к мерам административной ответственности в виде штрафа, размер которого предусмотрен в пределах от 2 до 4 тыс. руб.

Не удастся избежать ответственности по ст. 19.4 КоАП РФ надлежащим образом уведомленным налогоплательщикам, которые не явились в налоговый орган без веских оснований или уважительных причин (постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2018 г. № 08АП-1355/2018 по делу № А81-3222/2017; Пермского краевого суда от 6 октября 2014 г. по делу № 44а-689/2014; Красноярского краевого суда от 25 июля 2014 г. № 4а-509/2014).

Таким образом, несмотря на то что требования налоговых органов о представлении пояснений далеко не всегда обусловлены нормами налогового законодательства, налогоплательщику приходится самостоятельно принимать решение о целесообразности и о последствиях представления либо непредставления разного рода сведений. Если пояснения запрашиваются у него в рамках уведомления о вызове налогоплательщика, отказ от явки в налоговый орган, согласно сложившейся судебной практике, будет рассматриваться как нарушение налогового законодательства. Между тем необходимо учитывать, что отказ от представления пояснений в рамках уведомления о вызове по п. 4 ст. 31 НК РФ не является предметом административного правонарушения, поскольку согласно п. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ дача пояснений – право, а не обязанность налогоплательщика, т.е. у него есть право выбора относительно целесообразности или нецелесообразности представления данных пояснений.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector