Migration48.ru

Вопросы Миграции
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ РЕКОМЕНДАЦИИ СИСТЕМА НАЛОГОВОГО УЧЕТА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ МНС РОССИИ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ В СООТВЕТСТВИИ С НОРМАМИ ГЛАВЫ 25 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Налоговые регистры: инструкция по применению

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

СИСТЕМА НАЛОГОВОГО УЧЕТА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ

МНС РОССИИ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ В СООТВЕТСТВИИ

С НОРМАМИ ГЛАВЫ 25 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА

Статьей 315 НК РФ предусмотрено, что расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиками самостоятельно в соответствии с нормами, установленными главой 25 НК РФ, исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года.

Налоговый учет представляет собой систему регистрации и обобщения информации о совершаемых налогоплательщиком однородных операциях, приводящих к возникновению доходов или расходов, учитываемых в определенном положениями Кодекса порядке при исчислении налоговой базы текущего или будущих периодов.

Основными задачами налогового учета являются формирование полной и достоверной информации о порядке формирования данных о величине доходов и расходов организации, определяющих размер налоговой базы отчетного налогового периода в порядке, установленном главой 25 НК РФ, а также обеспечение этой информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью расчетов с бюджетом по налогу на прибыль.

Настоящие рекомендации устанавливают методологические принципы ведения налогового учета и формирования показателей регистров налогового учета.

Для целей ведения рекомендуемых регистров налогового учета использованы следующие понятия:

объекты налогового учета — имущество, обязательства и хозяйственные операции организации, стоимостная оценка которых определяет размер налоговой базы текущего отчетного налогового периода или налоговой базы последующих периодов;

единицы налогового учета — объекты налогового учета, информация о которых используется более одного отчетного (налогового) периода;

показатели налогового учета — перечень характеристик, существенных для объекта учета;

данные налогового учета — информация о величине или иной характеристике показателей (значение показателя), определяющих объект учета, отражаемая в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения (статья 314 НК РФ);

аналитические регистры налогового учета — совокупность показателей (сводные формы), применяемых для систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Учет организуется таким образом, чтобы обеспечить непрерывное отражение в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности, которые в соответствии с установленным Налоговым кодексом порядком влекут за собой или могут повлечь изменение размера налоговой базы.

Порядок документооборота и последовательность выполнения операций по формированию показателей налогового учета, а также формы представления данных на бумажных носителях определяются налогоплательщиком самостоятельно.

Организация системы налогового учета подразумевает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а также порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета.

Внимание! Настоящим предлагаются основные регистры системы налогового учета, каждый из которых представляет собой перечень основных показателей, необходимых, по мнению МНС России, для исчисления налоговой базы в соответствии с правилами, предусмотренными главой 25 НК РФ (в редакции, действующей на 15.12.2001).

Перечень не является полным. В частности, в нем отсутствуют регистры, которые требуют дополнительного уточнения порядка их ведения (в том числе в связи с возможными изменениями текста норм главы 25 НК РФ). Перечень приведенных показателей не является исчерпывающим. Разработанные регистры могут быть расширены, дополнены, разделены или иным способом преобразованы организациями с сохранением в используемых организацией регистрах информации по основным перечисленным показателям.

Отсутствие регистра в числе предложенных, равно как и отсутствие дополнительных необходимых показателей регистров, а также описание регистров не могут служить основанием для применения организацией порядка исчисления налоговой базы, не соответствующего правилам, установленным главой 25 НК РФ.

Регистры промежуточных расчетов

1. Регистр — расчет Формирование стоимости объекта учета.

2. Регистр — расчет Учет амортизации нематериальных активов.

3. Регистр — расчет стоимости списанных сырья и (или) материалов по методу ФИФО (ЛИФО).

4. Регистр — расчет стоимости списанных товаров по методу ФИФО (ЛИФО).

5. Регистр — расчет стоимости сырья / материалов, списанных в отчетном периоде.

6. Регистр учета сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату.

7. Регистр — расчет резерва сомнительных долгов текущего отчетного (налогового) периода.

8. Регистр учета кредиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату.

Читайте так же:
Запрос цен - документы и образец ценовой котировки

9. Регистр учета договоров на добровольное страхование работников.

10. Регистр учета расходов по добровольному страхованию работников.

11. Регистр — расчет расходов по добровольному страхованию работников текущего периода.

12. Регистр — расчет расходов на ремонт текущего отчетного периода.

13. Регистр — расчет расходов на ремонт, учитываемых в текущем и будущих периодах.

14. Регистр учета внереализационных расходов по операциям уступки прав требования, относящихся к будущим периодам.

15. Регистр — расчет резерва расходов на гарантийный ремонт.

16. Регистр — расчет коэффициента для перерасчета резерва расходов на гарантийный ремонт.

Регистры промежуточных расчетов предназначены для отражения и хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей, необходимых для формирования налоговой базы в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ.

Под промежуточными показателями понимаются показатели, для которых не предусмотрено соответствующих отдельных строк в Декларации, то есть их значения хоть и участвуют в формировании отчетных данных, но не в полном объеме через специальные расчеты или в составе обобщающего показателя.

Показатели Регистров данной группы должны в полном объеме отразить все этапы проведения промежуточных расчетов и величину всех показателей, участвующих в расчете.

Налоговые регистры: инструкция по применению

Экономический рост, увеличение покупательной способности населения России обеспечивают стабильное увеличение оборотов оптовой и розничной торговли, предъявляя к участникам рынка новые повышенные требования в сфере управления финансовыми и товарными потоками, логистики, маркетинга, стратегического позиционирования и построения эффективных сетевых структур, снижения операционных издержек.

Компания РБС, являясь одним из лидеров на рынке профессиональных услуг для предприятий оптовой и розничной торговли, предлагает своим клиентам из данных отраслей полный комплекс эффективных решений в области управления, учета, информационных технологий, правового сопровождения бизнеса, аудита и оценки.

  • Бизнес-диагностика и разработка комплекса мер по повышению эффективности функционирования московской розничной сети;
  • Разработка стратегической программы развития группы компаний, осуществляющих торговлю пищевыми продуктами в 15 субъектах РФ;
  • Комплексный проект по созданию сети сервисных металлоцентров для металлоторгового подразделения российского трубного завода;
  • Разработка и внедрение системы сбалансированных показателей для торгового дома крупного российского производителя минеральных удобрений;
  • Оценка эффективности бизнеса компаний оптовой и розничной продажи нефтепродуктов в Литве;
  • Постановка системы налогового учета в компании, осуществляющей беспошлинную торговлю в международном аэропорте;
  • Комплекс стратегических и маркетинговых исследований, направленный на повышение эффективности розничного бизнеса крупного универсального магазина в Москве;
  • Разработка программы оперативных мер по реорганизации бизнеса компании, осуществляющей оптовую торговлю лицензионной аудио-видео продукцией;
  • Постановка и совершенствование систем бухгалтерского, налогового и управленческого учета;
  • Правовое обеспечение деятельности крупной дистрибуторской (FMCG) компании, представление интересов клиента в налоговых и судебных органах;
  • Аудит, финансовый анализ и экспертизы ведения финансовой (бухгалтерской) и налоговой отчетности по российским и международным стандартам.

Услуги РБС выбрали следующие компании сферы оптовой и розничной торговли: Техснабэкспорт, СКС Метрис, Минерал трейдинг, Универмаг «Москва», ТД «Арома», Регион Трейд, Интерхимрасчет, Солвалюб Трейдинг, Мосгорбумторг, Aero-First-Шереметьево, Faberlic, М-видео.

За дополнительной информацией, пожалуйста, обращайтесь: Контактное лицо: Заместитель директора Департамента управленческого консультирования Синицкий Александр Васильевич E-mail: AlexandrVSinitsky@rbsys.ru Тел. +7 (495) 967 6838

Закрытое акционерное общество «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем».
Телефон: +7 495 967 6838 / Факс: +7 495 956 6850 / e-mail:
© 2011 / ЗАО «АКГ «РБС»/ Все права защищены

Регистры налогового учета: за и против

Бытует мнение, что данные регистры нужно вести коммерческим организациям, в деятельности которых возникают различные ситуации, требующие применения специальных правил "прибыльного" налогообложения. На самом деле это не совсем так, потому что государственные (муниципальные) учреждения, в том числе физической культуры и спорта, признаются плательщиками налога на прибыль, что обязывает их организовать ведение налогового учета даже при большой доле необлагаемых операций. В противном случае средства целевого финансирования могут быть включены в состав налогооблагаемых доходов. Не стоит до этого доводить.

Налоговые регистры как элементы налогового учета

Начнем с того, что вести налоговый учет обязательно — в силу требований гл. 25 НК РФ. Одним из элементов такого учета являются налоговые регистры. Ведение налогового учета и расчет налога в регистрах — специфические вопросы, по поводу которых нет комментариев и разъяснений ни в консультациях чиновников, ни в судебной практике. Причина кроется в том, что у каждого вида хозяйственной деятельности свои отраслевые особенности, определяющие порядок учета и количество регистров.

К сведению. К налоговой политике помимо выбранных способов налогового учета (из допустимых законодательством) и самостоятельно разработанных правил для неурегулированных ситуаций должны прилагаться формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов (ст. 314 НК РФ).

Получается, что ведение налоговых регистров в учреждении физической культуры и спорта зависит от того, как организован у него налоговый учет. Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных по правилам гл. 25 НК РФ. Существуют общий порядок и имеющие приоритет специальные правила, предусмотренные для отдельных категорий налогоплательщиков.

Напомним: ранее (до 01.07.2012) для государственных (муниципальных) учреждений применялась ст. 331.1 НК РФ, которой был предусмотрен пропорциональный порядок учета расходов для целей налогообложения для тех случаев, когда бюджетное учреждение, осуществляющее как основную деятельность за счет средств бюджетного финансирования, так и коммерческую деятельность, финансируется из двух источников. С указанной даты статья утратила силу, и бюджетные учреждения исчисляют и уплачивают налог на прибыль организаций в рамках приносящей доход деятельности в общем порядке. Причем этот "общий" порядок тоже имеет свои особенности, главная из которых заключается в том, что при определении базы по налогу на прибыль не учитываются субсидии (ассигнования), предоставленные бюджетным учреждениям на обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, а также расходы, произведенные за счет названных субсидий (ассигнований). В расчет налога включаются поступления и затраты, связанные с приносящей доходы деятельностью.

Другой особенностью налогового учета является отражение амортизируемого имущества, причем это касается не только государственных (муниципальных) учреждений, но и всех других плательщиков налога, имеющих данное имущество. Ведь правила налогообложения прибыли существенно отличаются от методологии учета ОС, прописанной в Инструкции N 157н <1>. Это касается как стоимостного критерия признания имущества амортизируемым (в налоговом учете ОС должно быть дороже 100 000 руб.), так и включения стоимости имущества в расходы (в налоговом учете допускается единовременное списание части цены ОС — амортизационная премия).

<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Итак, автор выделил две ситуации, в которых бухгалтеру учреждения физической культуры и спорта понадобится не просто определить облагаемые и необлагаемые доходы и расходы при расчете налога, но и отразить эти операции в налоговых регистрах. Подобных ситуаций может быть больше, но автор предлагает остановиться пока на этих.

На заметку. Для подтверждения достоверности данных, отраженных в налоговой декларации (расчете), налогоплательщик вместе с пояснениями вправе дополнительно представить выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, отраженных в декларации (расчете).

Единых утвержденных форм регистров налогового учета не существует, поэтому учреждению надо самостоятельно их разработать и утвердить в учетной политике для целей налогообложения. Налоговый кодекс предоставляет организации право выбора из следующих вариантов (абз. 3 ст. 313):

  • установление регистров бухучета в качестве налоговых с добавлением реквизитов;
  • формирование самостоятельных регистров налогового учета.

Первое решение проще — им можно воспользоваться, если порядок отражения и группировки операций для целей налогообложения соответствует порядку ведения бухгалтерского учета. Однако модифицировать бухгалтерский регистр под налоговый учет можно не всегда. Поэтому более уместным будет второе решение — ведение отдельных налоговых регистров по тем участкам, по которым предусмотрены специфические правила налогообложения.

Рассмотрим каждый из озвученных вариантов в описанных выше ситуациях.

Как доработать бухгалтерский регистр до налогового?

Для ответа на этот вопрос нужно вспомнить, что, как и для бухгалтерских, для налоговых регистров есть обязательные реквизиты. Их немного (см. ст. 313 НК РФ). Часть из них идентифицирует сам регистр (наименование, дату составления), а часть — хозяйственную операцию в натуральном (если возможно) и денежном выражении. Как и бухгалтерские документы, налоговые формы учета должны быть подписаны составившими их ответственными лицами, которые могут вести регистры и на бумажных носителях, и в электронном виде (в зависимости от организации документооборота).

Если обратиться к п. 11 Инструкции N 157н, то можно увидеть, что реквизиты бухгалтерских регистров схожи с обязательными идентификаторами налоговых регистров. Поэтому большой перестройки и не потребуется, нужно лишь убрать часть лишней информации и добавить кое-что для налогового учета. Проиллюстрируем сказанное на примере регистра общехозяйственных затрат. В бухгалтерском учете одной из удобных форм является оборотно-сальдовая ведомость по счету, в которой приводятся данные по видам расходов и по их суммам. Ниже представлен налоговый регистр, составленный исходя из оборотно-сальдовой ведомости по счету учета общих затрат учреждения — 0 109 80 000. В бухгалтерском учете данный счет разделяется на два: 2 109 80 000 (по затратам в рамках приносящей доходы деятельности) и 4 109 80 000 (по расходам в рамках госзадания). Ниже представлен пример налогового регистра, в котором из расчета налога на прибыль исключены понесенные расходы, произведенные за счет субсидий (ассигнований), и включены затраты, связанные с ведением приносящей доходы деятельности, подпадающей под "прибыльное" налогообложение.

Налоговые регистры: инструкция по применению

Последнее время инспекторы при проверках особое внимание уделяют налоговым регистрам, которые ведутся в организации. Причина их интереса очень проста — законодатель установил весьма высокие штрафы за связанные с регистрами нарушения, причем, такие нарушения легко обнаружить и доказать. Но как это часто бывает, инспекторы пытаются штрафовать не только за те нарушения, которые предусмотрены в Налоговом кодексе. Давайте разберемся, как надо организовать работу с налоговыми регистрами, чтобы не «попасть на штраф».

Что такое налоговый регистр

Начнем с основных понятий, связанных с налоговыми регистрами. Тут надо помнить, что регистры — элемент налогового учета, вести который обязаны только организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль, а также налоговые агенты по НДФЛ. Причем в части НДФЛ все достаточно ясно и лишних требований инспекторы тут не предъявляют. Ведь если в организации или у предпринимателя нет сотрудников, то и спрашивать с них, как с налоговых агентов по НДФЛ нечего. А вот в части налога на прибыль все далеко не так однозначно.

К сожалению, в Налоговом кодексе четко не зафиксировано, что налоговые регистры обязаны вести исключительно плательщики налога на прибыль. Это позволяет налоговым органам требовать регистры и от тех налогоплательщиков, которые не платят налог на прибыль. При этом инспекторы ссылаются на подпункт 3 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса, который требует от всех налогоплательщиков вести учет доходов, расходов и объектов налогообложения. И, дескать, в этой норме ни слова не сказано, что речь идет только о налоге на прибыль.

Однако от таких требований достаточно легко «отбиться». Нужно лишь обратить внимание излишне ретивых инспекторов на то, что в упомянутом подпункте статьи 23 НК РФ говорится: вести учет налогоплательщики должны, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Так вот, обязанность вести налоговые регистры, кроме статьи 230, посвященной НДФЛ, предусмотрена только в статьях 313 и 314 Налогового кодекса. А эти статьи относятся к налогу на прибыль и больше ни к чему! Подтверждает данные выводы и Минфин — в письме от 01.08.07 № 03-03-06/1/531 четко указано, что организации обязаны вести налоговый учет для исчисления налога на прибыль организаций. Так что если ваша организация не является плательщиком налога на прибыль (то есть находится на УСН, ЕСХН или ЕНВД), либо если вы предприниматель, то вопросы налоговых регистров в части, не связанной с НДФЛ по наемным работникам, вас волновать вообще не должны.

Как выглядит налоговый регистр

Для тех организаций, которые платят налог на прибыль, актуальным оказывается вопрос — как должны выглядеть налоговые регистры? (Примерные образцы регистров налогового учета можно посмотреть здесь и здесь). Изучение Налогового кодекса ответа на этот вопрос не даст. В нем законодатели определили лишь общие моменты, предоставив организациям самим решать какие налоговые регистры им заводить и как их оформлять.

Но эти общие правила знать необходимо. Поэтому остановимся на них чуть подробнее. Итак, согласно статье 314 НК РФ налоговые регистры — это сводные (за отчетный или налоговый период) формы систематизации данных налогового учета, сгруппированных в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, без распределения по счетам бухгалтерского учета.

Устанавливает Налоговый кодекс и обязательные реквизиты, которые должен содержать налоговый регистр. Согласно статье 313 Кодекса, каждый регистр должен содержать наименование, период или дату составления, наименование хозяйственной операции и ее измерители в денежном и, если возможно, в натуральном выражении. Наконец, регистр должен быть подписан ответственным лицом и содержать расшифровку его подписи.

Нетрудно заметить, что требования эти совпадают с требованиями к бухгалтерским первичным документам. А значит, велик соблазн использовать уже имеющиеся бухгалтерские документы в качестве налоговых регистров. Налоговый кодекс этого не запрещает. Более того, вариант использования бухгалтерских регистров в качестве налоговых прямо предусматривается в статье 313 НК РФ, с той лишь оговоркой, что если каких-то сведений в бухрегистрах недостаточно, то их надо дополнить и в результате получится уже регистр налогового учета.

А для тех организаций, чьи бухгалтеры все-таки испытывают трудности при формировании налоговых регистров, налоговики издали специальные рекомендации, содержащие примерные формы таких регистров*.
Заметим также, что технически регистры можно вести как на бумаге, так и в электронном виде, распечатывая их по требованию инспекции.

Сколько строк в декларации — столько регистров?

Разобравшись с основными моментами, касающимися статуса и сути налоговых регистров, давайте, поговорим об ответственности. Юридически штраф, напрямую связанный с налоговыми регистрами, установлен только в одной статье Налогового кодекса. Речь идет о статье 120 НК РФ в редакции прошлогоднего Федерального закона №229-ФЗ, который приравнял регистры налогового учета к бухгалтерским регистрам. Теперь отсутствие в организации как тех, так и других признается грубым нарушением правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения. За это организации грозит штраф в размере от 10 до 40 тысяч рублей в зависимости от длительности нарушения и его влияния на размер налоговой базы (если отсутствие регистра повлекло ее занижение, штраф больше).

Однако на практике инспекторы пытаются штрафовать организации не только за полное отсутствие регистров. Например, распространена такая ситуация: при проверке инспекторы запрашивают у налогоплательщика регистры налогового учета. При этом список таких регистров, как правило, формируется самими инспекторами, исходя из строк декларации. И соответственно за каждый непредставленный документ налагают штраф по статье 126 НК РФ в размере 200 рублей. А если налогоплательщик выражает несогласие, грозят применить еще и статью 120 НК РФ, то есть оштрафовать за грубое нарушение правил налогового учета.

Но как мы уже выяснили, Налоговый кодекс не содержит требования, чтобы регистры строились непременно по строчкам декларации. Или, проще говоря, в НК РФ нет требования, чтобы каждая строка декларации была обоснована соответствующим регистром. Соответственно, подобное требование инспекторов незаконно. Организация вправе сама решать, какие регистры заводить отдельно в качестве регистров налогового учета, где она будет пользоваться регистрами бухгалтерского учета, а где — дополнит эти регистры необходимыми налоговыми данными (ст. 313 НК РФ). Так что инспекторы могут лишь попросить те регистры, которые обосновывают данные в декларации. И вовсе не обязательно, что количество этих регистров будет совпадать с количеством строк декларации.

Подтверждают этот вывод и суды. В частности, ФАС Поволжского округа в постановлении от 14.07.09 № А65-27027/2007 указал, что аналитический учет, который ведет налогоплательщик, нужен для обобщения информации при определении налоговой базы. При этом аналитический регистр налогового учета может характеризовать любой элемент налоговой базы по выбору налогоплательщика.

Так что привлечь налогоплательщика к ответственности можно только за непредставление тех регистров, которые он действительно должен вести в соответствии со своей учетной политикой. Если же инспекция требует те регистры, которые налогоплательщик не ведет и вести не собирался, то ни о какой ответственности речи быть не может (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.10.05 № А42-7611/04-15).

Тщательнее готовьте учетную политику

Раз уж мы затронули вопрос закрепления используемых регистров в учетной политике, давайте, остановимся на этом подробнее. Сразу скажем, что никаких санкций за то, что организация использует в работе регистры, не упомянутые в учетной политике, Налоговый кодекс не устанавливает. Равно как нет и штрафов за то, что в учетной политике вообще не указано, какие регистры организация использует, а какие нет.

Однако мы бы не советовали пренебрегать закреплением в учетной политике перечня регистров налогового учета. Ведь это может помочь самому налогоплательщику в случае конфликта с налоговыми органами. Так, в описанном выше случае суд запретил требовать у организации те регистры, которые, согласно ее учетной политике, вестись не должны.

Заметим, что это дело далеко не единственное. Например, Федеральный арбитражный суд другого округа — Поволжского, рассматривая подобное дело, указал, что систему налогового учета налогоплательщик, согласно статьям 313 и 314 НК РФ, организует самостоятельно, отражая ее в учетной политике. Поэтому налоговые органы не могут ни устанавливать для налогоплательщика обязательные формы документов налогового учета, ни требовать те документы налогового учета, которые не предусмотрены НК РФ или учетной политикой самой организации (постановление от 01.06.06 № А57-17061/05-26).

Так что учетная политика является достаточно мощным оружием в споре с инспекторами по вопросу о том, какие регистры налогового учета в организации должны быть, а какие нет. Правда, как и любое оружие, оно обладает и «отдачей». Если уж закрепили регистр в учетной политике, то будьте добры обеспечить его реальное ведение. Иначе — штраф. И вполне законный.

Неполные регистры

Еще одной распространенной «придиркой» инспекторов является заполнение строк в самих регистрах. Особенно часто это случается, если налогоплательщик решил использовать рекомендованные налоговой службой формы регистров, о которых мы упоминали ранее. Так, если инспекторы обнаруживают «пустые» строки, то тут же объявляют регистр недействительным, поскольку он не обеспечивает правильность учета. А нет регистра — пожалуйте платить штраф.

Однако и тут изучение судебной практики подсказывает, что спешить уплачивать штрафы не надо. Как мы помним, Налоговый кодекс содержит весьма ограниченный перечень обязательных реквизитов налогового регистра. Соответственно, если эти реквизиты имеются, то незаполнение каких-либо других данных нельзя считать нарушением. Ведь регистры нужны для правильного формирования налоговой базы. Поэтому налогоплательщик может сам решать, какие строки в каком из регистров ему надо заполнить для достижения указанной цели (см., например, уже упоминавшееся постановление ФАС Поволжского округа от 14.07.09 № А65-27027/2007).

*Эти рекомендации называются «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» и не являются официальным документом с датой и номером. Но их достаточно легко найти в любой справочно-правовой системе.

Налоговые регистры: инструкция по применению

  • Вы здесь:  
  • Главная
  • Услуги
  • Интересные статьи
  • Отчетность в программах 1С: Предприятие
  • Регистры налогового учета и декларация по налогу на прибыль.

Регистры налогового учета и декларация по налогу на прибыль.

Все организации, работающие на общей системе налогообложения, должны вести налоговый учет по налогу на прибыль в аналитических регистрах налогового учета, формы которых разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и должны быть включены в приложения к учетной политике по налоговому учету.

Разработчики программы 1С:Бухгалтерия уже включили их в конфигурацию и сегодня я расскажу вам где их найти и как с их помощью расшифровать данные в декларации по налогу на прибыль.
Итак, заполняем в программе декларацию по налогу на прибыль и переходим к листу 02 – расчет налога.

Декларация по налогу на прибыль лист 2

В нашей статье Декларация по налогу на прибыль – как заполнить в программе 1С:Бухгалтерия предприятия 8, мы рассматривали вопрос сравнения показателей декларации с данными в оборотно-сальдовой ведомости, теперь же расшифруем эти же показатели с помощью налоговых регистров. Найти их можно в разделе Отчеты:

Регистры НУ

Все регистры разбиты на четыре блока. Для нас основным будет первый – Регистры формирования отчетных данных.

4 блока регистров Налогового учета

Для расшифровки строки 010 декларации листа 02 или строк 01., 011, 012 приложения 1:

Расшифровка строки 10

надо воспользоваться регистром 1.01 Доходы от реализации товаров, услуг:

Доходы от реализации товаров, услуг

При этом данные будут сгруппированы по виду ценностей: покупные товары и товары собственного производства, что позволит проанализировать данные строк 011 и 012 декларации. При этом можно раскрыть любой документ реализации прямо из регистра, кликнув два раза левой кнопкой мыши по нужному документу.

Расшифровка регистра НУ

В этом же приложении строка 100 – Внереализационные доходы может быть расшифрована с помощью одноименного регистра 1.03:

Регистр налогового учета

Аналогично можно расшифровать и данные приложения 02 к листу 02 декларации по налогу на прибыль, в котором отражаются различные расходы нашей организации.

Декларация по налогу на прибыль

Для их анализа прямых расходов надо воспользоваться регистром 1.04

Прямые расходы, относящиеся к реализованным товарам

Для расшифровки косвенных расходов воспользуемся регистром 1.06. Выделив одновременно две ячейки с видом расходов Налоги и сборы и Страховые взносы мы получим сумму, которая отражается в 041 строке приложения 3 листа 02 декларации:

Косвенные расходы на производство и регистрацию

Рассматривать все регистры, думаю не стоит. Главное вы поняли, где их найти и как ими пользоваться. Хочу еще добавить, что регистров, распечатанных из программы 1С:Бухгалтерия 8 бывает достаточно, для ответа контролирующим органам на их требование о расшифровке показателей декларации по налогу на прибыль.
Спасибо что вы с нами. Легких вам отчетных компаний. Будьте с нами-будьте в курсе наших новостей.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector