Migration48.ru

Вопросы Миграции
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

НК РФ Статья 32. Обязанности налоговых органов

Налоговые требования — коротко о главном

О выявлении конституционно-правового смысла ст. 32 см. Постановление КС РФ от 24.03.2017 N 9-П.

НК РФ Статья 32. Обязанности налоговых органов

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 32 НК РФ

1. Налоговые органы обязаны:

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;

4.1) передавать налогоплательщикам, указанным в пунктах 2 и 3 статьи 11.2 настоящего Кодекса, в электронной форме квитанцию о приеме при получении документов, переданных в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика;

(пп. 4.1 введен Федеральным законом от 04.11.2014 N 347-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 244-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;

7) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

8) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;

9) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;

10) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам передается (направляется) указанному лицу (его представителю) в течение пяти дней, справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов — в течение десяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса;

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10.1) представлять ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков по его запросу, направленному в пределах предоставленных ему полномочий, справки о состоянии расчетов консолидированной группы налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций;

(пп. 10.1 введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ, в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11) осуществлять по заявлению налогоплательщика, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщику сбора, налоговому агенту) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика в течение следующего дня после дня составления такого акта.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2012 N 97-ФЗ, от 23.07.2013 N 248-ФЗ, от 04.11.2014 N 347-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, форма и формат акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, а также порядок его передачи в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2012 N 97-ФЗ, от 23.07.2013 N 248-ФЗ, от 04.11.2014 N 347-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. 11 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12) по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

13) по заявлению ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении консолидированной группы налогоплательщиков;

(пп. 13 введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

14) представлять пользователям выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков;

(пп. 14 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

15) представлять в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования сведения о наделении обособленных подразделений (включая филиалы, представительства) российских организаций, созданных на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, об изменении места нахождения обособленных подразделений (за исключением филиалов, представительств), о прекращении деятельности указанных организаций через такие обособленные подразделения (о закрытии таких обособленных подразделений), о постановке на учет (снятии с учета) в налоговых органах иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, международных организаций в качестве плательщиков страховых взносов, физических лиц в качестве адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, занимающихся частной практикой оценщиков, патентных поверенных, медиаторов и иных физических лиц — плательщиков страховых взносов не позднее трех дней, следующих за днем внесения в Единый государственный реестр налогоплательщиков указанных сведений;

Читайте так же:
Налоговый вычет при покупке автомобиля в 2022 году

(пп. 15 в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

16) по заявлению налогоплательщика представлять налогоплательщику (его представителю) документ в электронной форме или на бумажном носителе, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации, в порядке, по форме и формату, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

(пп. 16 введен Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

17) представлять в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о постановке на учет (снятии с учета) в налоговых органах физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в качестве налогоплательщиков налога на профессиональный доход, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», не позднее трех дней, следующих за днем внесения в Единый государственный реестр налогоплательщиков указанных сведений.

(пп. 17 введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.01.2020 N 5-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

2.1. Обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами в отношении налогоплательщиков, налоговые органы также несут в отношении плательщиков страховых взносов.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

3. Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора, страховых взносов), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту, плательщику страховых взносов) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент, плательщик страховых взносов) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — следственные органы), для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2009 N 383-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

Повышение налогов и тарифов, зарплаты врачам и стипендии: какие изменения ждут украинцев в новом году

Повышение налогов и тарифов, зарплаты врачам и стипендии: какие изменения ждут украинцев в новом году

С наступлением нового года украинцев ожидают важные изменения. Повышение соцвыплат и тарифов, обязательные кассовые аппараты для ФОПов, вступление в силу ряда законов – эти и другие нововведения коснутся граждан уже в январе 2022.

Подробно о том, что изменится в новом году – в материале РБК-Украина.

Зарплаты и прожиточный минимум

В 2022 году размер минимальной заработной платы вырастет на 200 гривен. Очередное повышение выплат до 6700 гривен заложено в госбюджете с 1 октября. До этого времени уровень минимальной зарплаты составит 6500 гривен.

Величина прожиточного минимума в новом году будет изменятся дважды На 1 января 2022 его размер останется на уровне 2393 гривны. С 1 июля прожиточный минимум составит 2508 гривен, с 1 декабря – 2589 гривен.

  • детей в возрасте до 6 лет: с 1 января – 2100 гривен, с 1 июля – 2201 гривна, с 1 декабря – 2272 гривны;
  • детей в возрасте от 6 до 18 лет: с 1 января – 2618 гривен, с 1 июля – 2744 гривны, с 1 декабря – 2833 гривны;
  • трудоспособных лиц: с 1 января – 2481 гривна, с 1 июля – 2600 гривен, с 1 декабря – 2684 гривны;
  • лиц, утративших работоспособность: с 1 января – 1934 гривны, с 1 июля – 2027 гривен, с 1 декабря – 2093 гривны.

В 2022 году планируется перерасчет пенсионных выплат для населения в такие сроки:

  • с 1 января вырастут пенсии ликвидаторам аварии на ЧАЭС с инвалидностью;
  • 1 марта будет проведена ежегодная индексация пенсионных выплат;
  • с 1 марта пенсионеры старше 80 лет дополнительно начнут получать ежемесячную доплату 500 гривен, лица старше 75 лет – по 400 гривен;
  • 1 апреля пересчитают пенсии работающим пенсионерам;
  • 1 июля размер минимальной пенсии увеличится до 2073 гривен в связи с ростом прожиточного минимума;
  • с 1 октября будет увеличен гарантированный размер пенсии для тех, кто выполнил требования по трудовому стажу;
  • с 1 октября предусмотрено начало выплат «возрастной» надбавки для пенсионеров от 70 лет – по 300 гривен.
  • с 1 декабря – повышение минимальной пенсии до 2093 гривен после увеличения прожиточного минимума.

Выплаты учащимся заведений профессионального среднего и высшего образования в новом году существенно вырастут.

1250 гривен будут получать студенты учреждений профессионального и профессионально-технического образования.

1510 гривен составит стипендия учащихся профессиональных учреждений на квалификацию «младший специалист», «профессиональный младший бакалавр», «бакалавр».

Студенты высших учебных заведений могут рассчитывать на стипендию 2000 гривен.

Зарплата врача – минимум 20 тысяч гривен

Повышение заработной платы врачам с нового года анонсировал президент Владимир Зеленский. Работники учреждений здравоохранения будут получать доплаты за престижность работы в размере от 300% до 500%.

Величина надбавки рассчитывается на основании должностного оклада и устанавливается руководителем учреждения.

Однако с учетом доплат уровень зарплаты медика не должен быть ниже:

  • 13,5 тысяч гривен – для среднего медперсонала (специалистов с базовым высшим и неполным высшим медицинским образованием);
  • 20 тысяч гривен – для врачей и лиц с высшим немедицинским образованием, допущенных к медицинской деятельности в учреждениях здравоохранения.
Читайте так же:
Информация о межевании в выписке из егрн

1 января 2022 года вступает в силу закон об использовании физическими лицами-предпринимателями регистраторов расчетных операций (РРО). Срок его введения был отложен на год из-за протестов представителей бизнеса.

Кассовый аппарат должен быть у всех занятых в ритейле ФОПов, которые являются плательщиками единого налога 2-4 групп.

Предприниматель имеет возможность самостоятельно выбрать тип регистратора. Это может быть аппаратный РРО или программный (ПРРО).

Государственная налоговая служба предлагает бесплатное программное обеспечение, которое можно установить на любой гаджет с операционной системой Windows или Android (iOS – в разработке). В дальнейшем такое устройство можно использовать как кассовый аппарат.

Санкции за нарушение использования РРО/ПРРО составят от 100% стоимости проданного товара до 150% стоимости товара – при повторном нарушении.

Повышение налогов

В случае подписания президентом принятого ВР закона об изменениях в Налоговый кодекс, с 1 января в Украине изменятся ставки налогов на продажу недвижимости, землю, а также вырастут налоги для бизнеса в аграрной сфере.

Доход от продажи второго объекта недвижимости в течение года будет облагаться налогом по ставке 5%, третьего и последующих – по ставке 18%.

Для владельцев и пользователей земельных участков будет введено минимальное налоговое обязательство. Исключение – дачные и садовые участки, земли в пользовании физлиц в пределах населенных пунктов, земли запаса.

Доход при продаже сельхозпродукции на сумму свыше размера 12 минимальных зарплат будет облагаться налогом 18%.

Предприниматели, которые занимаются разведением домашней птицы (за исключением кур) будут исключены из 4-й группы плательщиков единого налога.

Юридические лица-руководители с налоговым долгом будут ограничены в возможности выезда за пределы Украины.

Закон о национальном сопротивлении

Для повышения обороноспособности страны и использования для этого наиболее широкого потенциала государства в Украине формируется национальное сопротивление. Закон об основах нацсопротивления начнет действовать с 1 января 2022.

Нацсопротивление включает Силы территориальной обороны, движение сопротивления, добровольческие формирования, общевоенную подготовку населения.

Силы территориальной обороны комплектуются в мирное время военнослужащими по контракту и призывниками офицерского состава. В случае особого периода дополнительно будут привлечены резервисты.

Военные части территориальной обороны будут располагаться в установленных зонах и районах, областных центрах и городах с населением от 900 тысяч жителей.

Подготовка населения к национальному сопротивлению подразумевает проведение общевоенной подготовки граждан. Начальная будет проводиться в школах, летних детских лагерях. Базовую подготовку в формате учебных сборов, курсов, занятий будут проходить граждане старше 18 лет, которые не служат в ВСУ, правоохранительных органах и других военных формированиях.

Тарифы на газ

С 1 января повысятся тарифы на распределение газа операторов ГТС. Новые цены составят от 0,33 грн до 2,14 гривен без НДС за распределение 1 кубометра голубого топлива.

Наибольшая стоимость у «Черновцыгаза» – 2,14 грн/куб.м, в то время как тариф «Киевгаза» будет на уровне – 0,33 грн/куб.м.

В то же время цены на поставку газа для бытовых потребителей по годовому тарифу повышаться не будут как минимум до 30 апреля 2022, согласно постановлению НКРЭКУ. Однако компания-поставщик может снижать цену.

Цены на проезд

Стоимость проезда в общественном транспорте Киева с 1 января останется неизменной, но уже весной цены могут вырасти с 8 до 20 гривен за поездку.

Городской голова столицы Виталий Кличко заявил, что до конца отопительного сезона тарифы пересматривать не будут.

При этом в КГГА опубликовали проект распоряжения с планируемыми ценами на проезд в коммунальном транспорте:

20 гривен – разовый билет на метро, автобус, троллейбус, трамвай;
12 гривен – проезд по «Карточке киевлянина»;
15 гривен – цена за билет при покупке 50 поездок на электронный билет.
Расширение списка профессий для обязательной вакцинации
Минздрав в очередной раз дополнил список профессий, представители которых не будут допущены к работе без прохождения курса вакцинации от коронавируса с 17 января 2022. В него внесли работников:

органов местного самоуправления;
заведений здравоохранения государственной и коммунальной форм собственности;
коммунальных предприятий, учреждений и организаций.
В перечне профессий для обязательной вакцинации уже находятся работники социальной сферы, реабилитационных центров, «Укрпочты», «Укрзализныци», чиновники, а также персонал учебных заведений.

Бустерная прививка от COVID-19

Третья доза вакцины от коронавируса может стать обязательной в 2022 году. Принятие соответствующего решения с окончательными рекомендациями ВОЗ и ЕС ожидается в январе.

По словам главного санитарного врача Игоря Кузина, третья прививка от СOVID-19 будет наиболее актуальной для лиц с нарушением иммунной системы, для тех, кто давно вакцинирован – более 9-10 месяцев.

Дополнительная доза усиливает уже сформировавшийся иммунитет от предыдущих двух, что важно для людей с ослабленным иммунитетом.

Стоит отметить, что с 13 декабря 2021 Минздрав разрешил вакцинацию от коронавируса третьей дозой при условии, что для этого имеются медицинские показания (онкология, ВИЧ и др.).

Напомним, Кабмин в очередной раз продлил действие адаптивного карантина. Ограничения из-за коронавируса будут действовать в Украине как минимум до 31 марта 2022.

В Якутии «отличниками» становятся по должности, а не по заслугам

ИА SakhaNews. Председателю постоянного комитета Ил Тумэна по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Сахамину Афанасьеву присвоено звание «Отличник охраны природы Республики Саха Якутия».

Об этом было объявлено 17 декабря на годичном совещании Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия), которое еще совсем недавно возглавлял Сахамин Афанасьев.

Выступая на совещании, он перечислил «ключевые проблемы» в системе охраны лесов от пожаров: «Это несовершенство правового регулирования в области охраны лесов от пожаров; численность лесопожарных формирований, при которой невозможно обслужить лесные пожары в условиях средней, высокой горимости лесов, в том числе в зоне контроля лесных пожаров; слабая материально-техническая база лесопожарных учреждений, не отвечающая современным стандартам; низкая обеспеченность специализированных подведомственных лесопожарных учреждений современной лесопожарной техникой, техническими средствами связи и средствами пожаротушения; недостаточный объем выделяемых бюджетных ассигнований из федерального бюджета на охрану лесов, который не позволяет спланировать в достаточном объеме средства на осуществление работ по авиамониторингу пожарной опасности в лесах в течение всего пожароопасного периода на уровне норматива; низкая заработная плата работников лесопожарных станций, парашютно-десантной пожарной службы авиаотделений, государственного лесного надзора, лесничеств, не способствующее привлечение квалифицированных кадров».

Читайте так же:
ABROADZ: США: другие налоги и другие зарплаты

Не подвергая сомнению, что все так и есть, заметим, что при этом экс-министр фактически умолчал о не менее важных проблемах, за которые в этом году сам не раз подвергался жесткой критике. Но вот ведь парадокс: вместо наказания или хотя бы порицания, его объявляют «отличником» охраны природы! Спрашивается, за что? За то, что республика была в этом году не готова ни к пожароопасному сезону, ни к нашествию шелкопряда, а во многих контрактах, заключенных минприроды, прослеживается коррупционная составляющая?!

Коротко напомним, за что же все-таки только этим летом подвергалось критике министерство, когда им руководил Сахамин Афанасьев.

Почти половина бюджетных средств (более 100 млн) в Якутии, разыгранных в первой половине этого года на аукционах на выполнение авиационных работ с целью охраны лесов от пожаров, досталась (причем, по самой высокой стоимости летного часа в ДФО) микроорганизации ООО «Авиакомпания «МиАн», созданной всего лишь семь месяцев тому назад в Ростовской области, с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, ставшей в большинстве тендеров единственным участником. В ее парке 8 самолетов Ан-2, базирующихся в аэропорту Камышин Волгоградской области.

По данным сайта госзакупок, с конца декабря прошлого года по начало июня 2021-го Государственным бюджетным учреждением «Якутская база авиационной охраны лесов» (ГБУ «Авиалесоохрана», руководитель Владимир Леонов), находящимся в ведении Министерства экологии, природопользовании и лесного хозяйства Якутии (Минэкологии, министр Сахамин Афанасьев), было объявлено около 29 аукционов на выполнение авиационных работ с целью охраны лесов от пожаров на общую сумму свыше 245 млн рублей.

Кроме того, 20 мая между ГБУ «Авиалесоохрана» и АК «МиАн» на основании приказа Минэкологии Якутии от 17 мая номер 01-05/1-361 был заключен без проведения торгов как с единственным поставщиком еще один контракт на 19,9 млн рублей. Итого: общая сумма контрактов с этой микроорганизацией составила более 126 млн рублей.

То, что произошло 11 июня в Москве на рабочем совещании, которое проводил министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов, большинство СМИ и телеграмканалов в своих сообщениях расценили как позорную ситуацию: министр фактически публично уличил руководство республики в предоставлении недостоверных сведений о масштабах лесных пожаров на территории Якутии.

«На совещании в реальном времени открыли ИСДМ и продемонстрировали, что показывает спутниковый мониторинг, и какие цифры предоставляет субъект. Например, по одному из пожаров в Нюрбинском лесничестве с 3 по 7 июня в отчётности региона фигурировала цифра в 252 гектара, хотя пожар разросся до 5 тысяч гектаров.

«Как десантников высаживать, как группировку добавлять, как деньги выделять? Вы же нам 200 гектаров указываете», — прокомментировал ситуацию начальник управления охраны и защиты лесов Рослесхоза Михаил Козлов.

В ответ глава сказал, что будет разбираться, кто в регионе «осознанно или неосознанно не вносит верифицированные данные в систему».

«Вам уже и телеграмма от министра пришла, и генеральная прокуратура,… почему сейчас пожар идёт, площадь не меньше 5 тысяч, а у нас, по данным, до сих пор 250 гектаров? Почему вы его не меняете сегодня? Что вам мешает? Я прилечу послезавтра, и 14 июня мы все вместе поедем в Нюрбу, и там перед людьми вы мне ответите, почему у вас все дни цифра в 250 стоит», — обратился Айсен Николаев к министру экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Сахамину Афанасьеву.

22 июня портал SakhaNews сообщил, что руководство Якутии и госкорпорация Роскосмос скрывают от общественности республики факт загрязнения окружающей природной среды в результате падения фрагментов космической ракеты «Союз», запущенной с космодрома Восточный 18 декабря прошлого года. Несмотря на нарушение госкорпорацией требований законодательства об охране окружающей среды, населению Якутии фактически сообщали об отсутствии подобных фактов.

Между тем, все жители Якутии, а особенно Алданского, Олекминского, Верхневилюйского, Вилюйского, Кобяйского и Жиганского районов, имеют право получить ответы на эти вопросы.

Вопрос, обращенный в публикации непосредственно к главе Якутии Айсену Николаеву и председателю правительства Андрею Тарасенко – почему данные факты были сокрыты от общественности со стороны ряда министерств и ведомств республики — так и остался без ответа.

Разве нет вины Сахамина Афанасьева в том, что руководимое им министерство услуги по доставке одних и тех же химических веществ для уничтожения сибирского шелкопряда, поразившего прошедшим летом сотни тысяч гектаров якутской тайги, оплатило дважды — по двум разным государственным контрактам двум разным компаниям в Москве и Якутии. Такой вывод был сделан на портале SakhaNews после анализа документов, размещенных на сайте госзакупок.

В результате общая сумма затрат из бюджета республики на закупку и доставку химикатов составила не 59,4 млн рублей, как это изначально предусматривалось расчетом Минэкологии Якутии от 2 июня, а 67,8 млн рублей.

В начале июля заместитель генерального прокурора Российской Федерации Дмитрий Демешин объявил предостережение министру Сахамину Афанасьеву в связи с ненадлежащей реализацией предоставленных полномочий.

Как было отмечено в официальном сообщении прокуратуры, «На низком уровне остается оперативность тушения лесных пожаров (в Якутии), количество проводимых профилактических мероприятий. Ненадлежащим образом организованы первичные меры пожарной безопасности на территории населенных пунктов. Не обеспечивается в должном объеме кратность авиационного патрулирования, привлечение на тушение пожаров воздушных судов с водосливными устройствами».

То, что минэкологии Якутии предоставляло недостоверные сведения, было подтверждено в суде, только наказание было вынесено не экс-министру, а его бывшему заместителю: «Экс-замминистра экологии Якутии Алексей Агеев оштрафован за предоставление недостоверных сведений о лесных пожарах в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Верховный суд Якутии 18 ноября оставил в силе постановление заместителя начальника отдела анализа охраны, защиты лесов Департамента лесного хозяйства по ДФО и решение Якутского городского суда от 31 августа т.г. о привлечении экс-заместителя министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Якутии Алексея Агеева к административной ответственности по ч.2 ст.19.7.14 КоАП РФ за представление недостоверных сведений о лесных пожарах в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти», сообщалось на портале SakhaNews.

Читайте так же:
Договор с ИП вместо трудового договора. Курсы бухгалтера.

Агеев оспаривал решение о привлечении его к административной ответственности, ссылаясь, что он не является субъектом административного правонарушения, а расчет площади лесных пожаров, пройденных огнем, не является его обязанностью. Однако суд счел его вину доказанной.

15 июля в самый разгар бушевавших в республике лесных пожаров, пришла шокирующая новость: Сахамин Афанасьев решил уйти в отпуск, чтобы принять участие в кампании по дополнительным выборам депутатов Ил Тумэна. То есть поставить свою дальнейшую карьеру выше своих непосредственных обязанностей как министра, оставить пост в один из самых трагичных периодов в жизни многих жителей Якутии, в том числе и по его личной вине как руководителя минэкологии. И теперь этот человек, став депутатом и даже получив в якутском парламенте высокий пост (председателя постоянного комитета по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии), еще и Отличник охраны природы Республики Саха Якутия. Дали, получается, высокое звание за то, что семь лет руководил министерством, а уж как проявил себя на этом посту, совсем неважно?!

Справка:

Афанасьев Сахамин Миланович родился 16 ноября 1973 года в селе Верхневилюйск Верхневилюйского района ЯАССР. В 1998 окончил Иркутский государственный технический университет по специальности «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов». В 2003-м окончил Дальневосточную академию государственной службы по специальности «Государственное и муниципальное управление».

1990 — 1991 гг. — станочник 1, 2 разряда объединения «Якутмебель»;

1991 — 1993 гг. — служба в Российской Армии;

1993 — 1998 гг. — студент Иркутского государственного технического университета;

1998 — 2005 гг. — главный специалист – жилищный инспектор, начальник аналитико-правового управления, заместитель Главного государственного жилищного инспектора Государственной жилищной инспекции РС(Я);

2005 — 2009 гг. — первый заместитель главы, управляющий администрации муниципального района «Нижнеколымский район» Республики Саха (Якутия);

2009 — 2010 гг. — директор муниципального унитарного предприятия «Комфорт»;

2010 — 2011 гг. — руководитель Департамента по вопросам местного самоуправления Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия);

2011 — 2014 гг. — руководитель исполнительного комитета Якутского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия»;

2014 — 2018 гг. — министр охраны природы Республики Саха (Якутия);

2018 — 2021 гг. — министр экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия);

Действительный государственный советник Республики Саха (Якутия) 3 класса. Действительный муниципальный советник Республики Саха (Якутия) 1 класса. Заслуженный работник народного хозяйства Республики Саха (Якутия).

Принцип Нечушкина

Принцип НечушкинаФото: И.Швец

Как я познакомился с Нечушкиным, вернее, как он познакомился со мной и вообще прознал про меня, неведомо. Впрочем, чего это я вру? Нечушкины были наши соседи по даче, от родителей моих он и узнал, что я поступил на работу в газету, а этого ему только и надо было. Я едва принят корреспондентом «К победе коммунизма», 1989 год, мне без месяца восемнадцать лет, пришел с работы, сел за стол что-то написать в завтрашний номер, заглянул отец со словами: «Тебе сейчас позвонит Нечушкин Анатолий Федорович, поговори с ним, он много интересного расскажет…»

Нечушкин позвонил, я переговорил, услышал «много интересного», разговор длился, кажется, два часа, я был вымотан.

Все, что мне было известно о Сургуте и его великой новейшей истории, надо было вычеркнуть из памяти и заполнить ее новыми, по-нечушкински неисчерпаемыми сведениями. Он, Нечушкин, и впрямь оказался кладезь интереснейшей информации, причем не столько какой-то там исторической, а очень даже практической, что мне, начинающему журналисту, было более чем кстати.

После наводки Нечушкина, например, у меня появилось два на зависть остальным текста.

Один — «Кедровый на пороховой бочке» — про брошенный с людьми поселок возле Сургутских ГРЭС, окруженный со всех сторон изношенными газопроводами, газохранилищем, газовой же автозаправкой, в котором ни поликлиники, ни детского сада, ничего. После публикации жители поселка захотели даже выдвинуть меня в городской совет народных депутатов.

А второй текст был репортажем о том, как я свободно проник на «тщательно охраняемый государственный объект» ГРЭС-2, держа в руках непрозрачный пакет с ботинком, обошел там все — территорию, цеха, диспетчерский пульт, административный корпус, заглянул в приемную и отметил необычайное приключение обедом в столовой. Репортаж вышел на фоне неспокойной в стране ситуации с межнациональными отношениями и звучавших от тогдашних экстремистов угроз взорвать то какой-нибудь завод, то газопровод, то еще что-то. Электростанция после репортажа стояла на ушах, какие там были оргвыводы, уже не помню. Нечушкин бы помнил до сих пор.

Безопасность Сургутских ГРЭС и вообще города была его больной темой. Он владел всей нормативной базой, всей — имеется в виду всей абсолютно, от постановления правительства СССР о начале проектирования станции до актуальных распоряжений окружных властей. Он исписал тонны заявлений, жалоб, запросов, требований «обеспечить», «прекратить», «остановить», «переделать» и прочее. Это было не сутяжничество, если кто подумал. Нечушкин как проектировщик и первый главный инженер электростанции не мог терпеть ни малейшего неуважения к закону и требовал от всех — от президента, от ФСБ, от губернатора, от начальников Тюменьэнерго — обеспечить безопасность ГРЭС. Это была его профессиональная инженерная позиция. Принцип, от которого он не отступал никогда.

За несколько лет до катастрофического обвала кровли ГРЭС-2 в 2014 году Нечушкин предупреждал о возможной проблеме. Он писал, по обыкновению, во все инстанции. Разумеется, безрезультатно. «Ни владельцев станции, ни руководство не интересуют исследования процессов теплогазообмена в машинном зале при пожаре», — сокрушался после аварии Нечушкин.

Разумеется, тюменьэнерговская братва, все эти парни Биковы, Бобровы, Шуваловы и компания, Нечушкина ненавидели. Я спросил однажды тогдашнего руководителя УИЭК (переименованный Тюменьэнерго) Евгения Ушакова, к которому относился хорошо и вообще у нас сложились теплые отношения: что у вас не так с Нечушкиным? Ушаков ответил: «Он как прокурор. Он знает все. Он знает все законы и нормы. Он умнее нас, и не только нас, вместе взятых. Он шагу нам не дает сделать».

Ушаков, кто не знает, жутко умный чувак. Если уж он так о Нечушкине, надо верить.

Читайте так же:
Реестр Чеков Для Налогового Вычета За Строительство Дома

После отставки Дмитрия Попова из-за «песочного дела» (которое Нечушкин, знающий про грэсовскую дамбу и грэсовский песок все, обсмеял и подверг аргументированной обструкции каждый довод следствия) выбор губернатора пал на Вадима Шувалова. Нечушкин негодовал. Представитель команды, которая, по его мнению, планомерно распиливала государственную энергосистему по частным карманам, теперь будет руководить Сургутом. Городом, который, убежден Нечушкин, благополучно существует благодаря именно его принципиальному и на самом высочайшем уровне обоснованному убеждению. Ведь именно Нечушкин как руководитель проекта Сургутской ГРЭС доказал, что станцию надо ставить на протоке реки Черная, а не на острове посреди Оби. То, как впоследствии сформировались логистика транспорта и людей, экология, социальное развитие города — все подтвердило правоту решения Нечушкина. И вот руководитель Сургута, руководитель его города теперь — Вадим Шувалов, к которому у Нечушкина миллион вопросов.

Что делает Нечушкин. В день инаугурации и вступления Шувалова в должность он демонстративно, полдня, дежурит на главном входе в администрацию города. Ждет, когда сюда проследуют губернатор и новоиспеченный мэр. Что делает Шувалов. Он избегает парадного крыльца и вместе с губернатором проникает в здание через черный ход. В день собственной инаугурации. Вы понимаете?

Своей принципиальностью Нечушкин доставал всех, невзирая на чины и личные отношения. Вы не думайте, что только несчастный Шувалов от него прятался, как старшеклассник-курильщик от директора. Любой непорядок, обнаруженный Нечушкиным, тут же становился предметом его беспристрастного интереса и разбирательства.

Будучи, как я говорил, соседом моих родителей по даче, Нечушкин однажды подал на них в суд. За то, что отец то ли забор поставил неправильно и на какие-то пять сантиметров его сдвинул не в ту сторону, то ли теплицу слишком высокую соорудил и она давала какую-то особенную тень на его малину… Малина, кстати, у Нечушкина была необыкновенная. Каждая ягода — размером с перепелиное яйцо, вкуса фантастического. Кустик к кустику. У Нечушкиных (а фермерствовал Анатолий Федорович со своей любимой боевой подругой Ниной Николаевной целое лето напролет на любимой даче из года в год), кроме малины, творились на огороде и другие чудеса. Тыквы дивных размеров и вкусов, арбузы, про всякие помидоры-огурцы-морковь и вовсе промолчу, одно слово: на зависть всем огородникам. Ковыряясь в своем дивном саду, Нечушкин неизменно поучал мою маму: «Неправильно, Катюша, подвязываешь помидоры. Клубнику поздно высадила, кислая будет. Зачем тебе яблоня, спили, тень от нее».

Расправившись с мамой, принимался за отца: «Трофимыч, у тебя угол наклона кровли на предбаннике неправильный, снег не сойдет. Ты дренаж в бане сделал в грунт или отводной? Баня не должна соединяться с теплицей, вот СНиП такой-то…»

Кто знает темперамент моего отца, может представить, во что выливалась эта соседская беседа. Самым нежным, что мог Нечушкин услышать на прощание, было: «Все, Федорович, не … мне мозги. Иди отсюда, больше не появляйся».

Папа оставался в предынфарктном состоянии, Нечушкин победоносно возвращался к своей малине. Наутро как ничего не было: снова общение, споры, от политики переходили к разуклонке участка и дренажу сточных вод, потом снова к политике — в общем, соседские истории.

И вот однажды подал Нечушкин в суд на родителей из-за своей малины, или из-за своей тыквы, неважно. Сходил с утра в суд, оставил иск, а вечером как ни в чем не бывало сообщает об этом отцу. Более того — внешне ничем не проявляет своей оппозиционности, напротив, привычно провоцирует очередной соседский спор. Отец не верит свои ушам: «Федорович, ты совсем одурел? Ты на меня, на соседа своего, мы знакомы сорок лет, в суд кляузы пишешь и после этого спокойно со мной разговариваешь?»

Нечушкина так легко обидеть было невозможно. Он достойно и невозмутимо, как советский режиссер Сергей Бондарчук, на которого Нечушкин был сильно похож, по-киношному торжественно отвечал про нормы, СНиПы, допустимую высоту и отступ забора, правила выращивания малины (или тыквы), розу ветров и коэффициент тенеобразования в северных условиях при малоэтажной застройке… Он не ругался, не поднимал голос. Методично обосновывал свою позицию. Убеждал. Конечно, родители с ним согласились. Не помню, что там этот суд решил (скорее всего, Нечушкин дело выиграл), но это уже неважно. Отношения с ним, как ни парадоксально, не были испорчены. Он же не принуждал к сделке с совестью. И не предавал человеческих отношений. Напротив — своими принципами он их корректировал. В лучшую сторону.

Никаких эмоций — только позиция. Он совершенно не понимал, чем так может разозлить моих родителей. Иск в суд? Но они это обсуждали. Он требует по закону. Он всего лишь отстаивает свой принцип. Что тут неестественного?

Соседство, дружба, родство — это вовсе, по Нечушкину, не основание закрыть глаза на нарушение нормы или закона, каким бы это нарушение незначительным ни казалось. Маленькая ложь приводит к большой беде. Этот постулат инженер высочайшей пробы Анатолий Нечушкин соблюдал всю свою долгую жизнь. Мы привыкли к компромиссам: сегодня ты закрыл глаза на что-то, завтра тебе зачтется. Промолчал — сохранил хорошие отношения с нужным человеком. Прикрыл на производстве чье-то нарушение — получил выгодную благодарность от начальства. Посмотрите, насколько обычными стали для каждого из нас призывы друзей и близких не делать чего-то, что может кому-то навредить, просьбы что-то протолкнуть, пропихнуть, подсуетиться, даже ценой закона и совести, лишь бы не прогадать, преуспеть… Это стало нашей повседневной нормой — кому-то угодить, кому-то не перечить, жить по принципу «рука руку моет».

Нечушкин потому и был таким неуютным, что подобного принципа не приемлел.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector