Migration48.ru

Вопросы Миграции
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

НДПИ в 2021 — 2022 годах — сроки сдачи отчета и уплаты налога

НДПИ в 2021 — 2022 годах — сроки сдачи отчета и уплаты налога

Изменения в текст гл. 26 НК РФ, посвященной НДПИ, вносятся не слишком часто. Так, с 2020 года это изменения, направленные на стимулирование добычи редких металлов (закон от 02.08.2019 № 284-ФЗ), согласно которым:

  • уточнен перечень видов соответствующих полезных ископаемых;
  • с 8% до 4,8% понижена ставка НДПИ при добыче руд редких металлов, а также к ставке вводится понижающий коэффициент (Крм), характеризующий особенности добычи редких металлов.

В 2018 году имели место новшества, внесенные законами:

  • от 29.07.2017 № 254-ФЗ, откорректировавшим границы периодов применения одного из коэффициентов, участвующих в расчете показателя, характеризующего особенности добычи нефти (п. 1 ст. 342.5 НК РФ) — с 2020-го на 2021 год сместилась дата начала периода применения значения коэффициента, следующего за тем, который будет использоваться в 2019–2020 годах;
  • от 30.09.2017 № 286-ФЗ, дополнившим главу текстом ст. 343.3, описывающей новый налоговый вычет, и добавившим еще 1 пункт (п. 6), отсылающий к этому новому вычету, в текст ст. 343, посвященной порядку расчета налога (подробнее см. ниже);
  • от 27.11.2017 № 335-ФЗ, снявшим ограничения по установлению предельных сроков применения ставки НДПИ при добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, налоговая база по которому определяется как их стоимость.

НДПИ в 2018 году - сроки сдачи отчета и уплаты налога

Новым налоговым вычетом, описываемым в ст. 343.3 НК РФ, в период 2018–2020 годов могут воспользоваться налогоплательщики, зарегистрированные в Республике Крым до 2017 года, которые осуществляют добычу природного газа из месторождений (не новых), располагающихся в Черном море.

О льготах, действующих в 2021 году, подробно рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все возможности законного снижения налогового бремени.

Сумму вычета составят расходы на приобретение и доведение до состояния пригодности к эксплуатации основных средств, включенных в инвестиционную программу развития газотранспортной системы Крыма и Севастополя. Величина вычета может достигать 90% от суммы начисленного налога. Применение этого вычета освобождает плательщика от использования в налоговых расчетах коэффициента, характеризующего принадлежность месторождения к региональной системе газоснабжения.

Об иных льготах, существующих для НДПИ, читайте в материале «Льготы по налогу на добычу полезных ископаемых».

Ставки НДПИ в 2021-2022 годах

Все ставки для расчета в 2021-2022 годах НДПИ, являющегося налогом федерального уровня, отражены в НК РФ (ст. 342). Делятся они на 2 вида:

  • выраженные в процентах;
  • установленные в рублях.

Ко многим из них предусмотрено применение коэффициентов, учитывающих:

  • колебание потребительских цен;
  • способ добычи;
  • характеристики территории разрабатываемого месторождения;
  • колебание мировых цен;
  • уровень сложности добычи;
  • степень выработанности месторождения.

НДПИ в 2018 году - сроки сдачи отчета и уплаты налога

Некоторые из применяемых коэффициентов имеют отношение только к ископаемому определенного вида, другие действительны для нескольких видов, а ряд коэффициентов к некоторым из ископаемых применяется в комплексе. К числу ископаемых последнего вида относятся нефть и газ, что делает расчет налога по ним достаточно сложным.

Пример от КонсультантПлюс: расчет НДПИ по ископаемым, добытым для продажи:
За март организация добыла 12 000 т строительного песка, а продала 8 000 т за 8 000 000 руб. (без учета НДС). Затраты на доставку песка до покупателя — 1 000 000 руб. (без учета НДС). Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ и бесплатно переходите к расчетному примеру.

Коэффициенты могут иметь конкретное значение или рассчитываться. При этом конкретное значение может меняться в зависимости от года применения показателя. Последнее, например, относится к коэффициенту, характеризующему экспортную доходность единицы условного топлива и задействованному в расчетах по газу (ст. 342.4 НК РФ).

В определенных ситуациях налогоплательщики имеют право на снижение ставок:

  • на 30%, если они за свой счет осуществляют поиск и разведку месторождений;
  • на 40%, при добыче ископаемых (но не углеводородных или общераспространенных) в особой зоне Магаданской области.

О том, каковы особенности определения объекта обложения налогом, читайте в статье «Что является объектом налогообложения по НДПИ?».

Коэффициенты для расчета налога на нефть

При расчете НДПИ на нефть в 2021-2022 годах используются такие особые (связанные только с этим ископаемым) показатели, как:

  • учитывающий колебания мировых цен и определяемый ежемесячно Правительством РФ или самостоятельным расчетом (п. 3 ст. 342 НК РФ);
  • характеризующий степень сложности добычи и принимающий определенное значение в зависимости от конкретных характеристик залежи и года начала разработки (пп. 1, 2 ст. 342.2 НК РФ);
  • отражающий степень выработанности месторождения; в зависимости от величины предыдущего коэффициента может принимать либо конкретное значение, либо становиться расчетным (пп. 3, 6 ст. 342.2 НК РФ);
  • характеризующий особенности добычи нефти и рассчитываемый по формуле, включающей несколько коэффициентов, как расчетных, так и принимающих определенное цифровое значение в зависимости от года применения (ст. 342.5 НК РФ).
Читайте так же:
Сокращение беременной женщины по ТК РФ

Коэффициенты НДПИ

Особенным для такого ископаемого, как нефть, является и предусмотренный НК РФ вычет, применяемый к рассчитанной сумме налога. Он используется при добыче, осуществляемой в Республике Татарстан и Башкортостане, и предоставляется по нефти, которая обессолена, обезвожена и стабилизирована. Величина вычета зависит от объема начальных запасов месторождения и определяется по формуле, принимающей конкретный вид в зависимости от года, в котором она применяется (ст. 343.2 НК РФ).

Пример расчета налога на нефть смотрите здесь.

Сроки для платежей и отчетов по НДПИ

Сроки, устанавливаемые для уплаты налога и сдачи отчетности по нему, привязаны к завершению налогового периода. Таким периодом является месяц (ст. 341 НК РФ). То есть платить налог и сдавать декларацию по нему надо ежемесячно в месяце, наступающем после отчетного.

Предельные даты для этого определены в НК РФ и соответствуют:

  • для платежей — 25-му числу (ст. 344);
  • для отчета — последнему дню месяца (п. 2 ст. 345).

Установленные даты подчинены общему правилу переноса дней, попавших на выходные, на ближайший будний день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

С учетом вышеизложенного даты истечения сроков, применяемых для налога в оставшееся время в 2021 году и в 2022 году, будут такими:

Статья 342. Налоговая ставка

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 151-ФЗ, вступающим в силу с 1 января 2007 г., и Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 268-ФЗ, вступающим в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования и распространяющимся на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г., в статью 342 настоящего Кодекса внесены изменения

Статья 342. Налоговая ставка

ГАРАНТ:

Об исчислении ставки налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти см. справку

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 158-ФЗ в пункт 1 статьи 342 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добычу полезных ископаемых

1. Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со статьей 338 настоящего Кодекса как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) при добыче:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ в подпункт 1 пункта 1 статьи 342 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добычу полезных ископаемых

1) полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.

В целях настоящей главы нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В целях настоящей главы нормативными потерями полезных ископаемых, указанных в подпункте 13 пункта 2 статьи 337 настоящего Кодекса, признаются фактические потери драгоценных металлов по данным обязательного учета, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях, возникающие при совершении комплекса операций по добыче таких металлов в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В случае, если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, установленном абзацем вторым настоящего подпункта (нормативы потерь драгоценных металлов, утвержденные ранее в порядке, установленном абзацем третьим настоящего подпункта), а по вновь разрабатываемым месторождениям — нормативы потерь, установленные техническим проектом;

3) подземных вод, содержащих полезные ископаемые (промышленных вод), извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых, и извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;

4) полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения). Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;

Читайте так же:
Cрок действия судебного приказа о взыскании задолженности

5) полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств в связи с отсутствием в Российской Федерации промышленной технологии их извлечения, а также добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (в том числе в результате переработки нефтешламов) в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

6) минеральных вод, используемых налогоплательщиком исключительно в лечебных и курортных целях без их непосредственной реализации (в том числе после обработки, подготовки, переработки, розлива в тару);

Информация об изменениях:

Подпункт 7 изменен с 29 октября 2019 г. — Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 321-ФЗ

7) подземных вод, используемых налогоплательщиком исключительно в сельскохозяйственных целях, включая орошение земель сельскохозяйственного назначения, водоснабжение животноводческих ферм, животноводческих комплексов, птицефабрик, сельскохозяйственных кооперативов, садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ;

8) утратил силу с 1 января 2015 г.;

Информация об изменениях:

9) утратил силу с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 301-ФЗ

Информация об изменениях:

10) утратил силу с 1 января 2015 г.;

Информация об изменениях:

11) утратил силу с 1 января 2015 г.;

Информация об изменениях:

12) утратил силу с 1 января 2015 г.;

Информация об изменениях:
Информация об изменениях:

Подпункт 13 изменен с 1 сентября 2018 г. — Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 199-ФЗ

13) газа горючего природного (за исключением попутного газа), закачанного в пласт для поддержания пластового давления при добыче газового конденсата в пределах одного или нескольких участков недр, права пользования которыми предоставлены налогоплательщику на основании лицензий, в соответствии с техническим проектом разработки месторождения, предусматривающим выполнение таких работ на указанных участках недр. Количество газа горючего природного, закачанного в пласт для поддержания пластового давления, подлежащего налогообложению по налоговой ставке 0 рублей, определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании прямого метода определения с использованием поверенных и опломбированных средств измерений (в случае закачки в пласт газа горючего природного (за исключением попутного газа) в пределах нескольких участков недр) и данных, отражаемых в утвержденных в установленном порядке формах федерального государственного статистического наблюдения;

14) утратил силу с 1 января 2015 г.;

Информация об изменениях:

15) утратил силу с 1 января 2015 г.;

Информация об изменениях:

16) утратил силу с 1 января 2015 г.;

Информация об изменениях:
Информация об изменениях:

Подпункт 17 изменен с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ

17) кондиционных руд олова, добываемых на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Дальневосточного федерального округа, на период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2022 года включительно;

Информация об изменениях:

Подпункт 18 изменен с 18 марта 2020 г. — Федеральный закон от 18 марта 2020 г. N 65-ФЗ

ГАРАНТ:

Положения подпункта 18 пункта 1 статьи 342 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 18 марта 2020 г. N 65-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим с 1 апреля 2020 г.

18) газа горючего природного на участках недр, расположенных полностью или частично на полуостровах Ямал и (или) Гыданский в Ямало-Ненецком автономном округе, используемого исключительно для производства сжиженного природного газа, до достижения накопленного объема добычи газа горючего природного 250 миллиардов кубических метров на участке недр, считая с 1-го числа месяца, в котором осуществлена реализация первой партии сжиженного природного газа, но не позднее чем по истечении 12 лет с указанной даты;

Информация об изменениях:

Пункт 1 дополнен подпунктом 18.1 с 18 марта 2020 г. — Федеральный закон от 18 марта 2020 г. N 65-ФЗ

ГАРАНТ:

Положения подпункта 18.1 пункта 1 статьи 342 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 18 марта 2020 г. N 65-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим с 1 апреля 2020 г.

18.1) газа горючего природного на участках недр, расположенных полностью севернее Северного полярного круга, полностью в границах Архангельской области, Ненецкого автономного округа, Республики Коми, Ямало-Ненецкого автономного округа, Красноярского края, Республики Саха (Якутия), Чукотского автономного округа, используемого исключительно для производства сжиженного природного газа и (или) в качестве сырья для производства товаров, являющихся продукцией нефтехимии, на новых производственных мощностях, до достижения накопленного объема добычи газа горючего природного 250 миллиардов кубических метров на участке недр, считая с 1-го числа месяца, в котором осуществлена реализация первой партии указанных товаров, но не позднее чем по истечении 12 лет с указанной даты.

Читайте так же:
Образец акта приёма-передачи дел при увольнении главбуха

При этом в целях настоящего подпункта и подпункта 19.1 настоящего пункта:

новыми производственными мощностями признаются мощности по производству сжиженного природного газа и (или) по переработке газа горючего природного в товары, являющиеся продукцией нефтехимии, впервые введенные в эксплуатацию с 1 января 2022 года;

понятие «продукция нефтехимии» используется в значении, указанном в пункте 1 статьи 179.3 настоящего Кодекса;

Информация об изменениях:

Подпункт 19 изменен с 18 марта 2020 г. — Федеральный закон от 18 марта 2020 г. N 65-ФЗ

ГАРАНТ:

Положения подпункта 19 пункта 1 статьи 342 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 18 марта 2020 г. N 65-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим с 1 апреля 2020 г.

19) газового конденсата совместно с газом горючим природным, используемым исключительно для производства сжиженного природного газа, на участках недр, расположенных полностью или частично на полуостровах Ямал и (или) Гыданский в Ямало-Ненецком автономном округе, до достижения накопленного объема добычи газового конденсата 20 миллионов тонн на участке недр, считая с 1-го числа месяца, в котором осуществлена реализация первой партии сжиженного природного газа, но не позднее чем по истечении 12 лет с указанной даты;

Информация об изменениях:

Пункт 1 дополнен подпунктом 19.1 с 18 марта 2020 г. — Федеральный закон от 18 марта 2020 г. N 65-ФЗ

ГАРАНТ:

Положения подпункта 19.1 пункта 1 статьи 342 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 18 марта 2020 г. N 65-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим с 1 апреля 2020 г.

19.1) газового конденсата совместно с газом горючим природным, используемого исключительно для производства сжиженного природного газа и (или) в качестве сырья для производства товаров, являющихся продукцией нефтехимии, на новых производственных мощностях, на участках недр, расположенных полностью севернее Северного полярного круга, полностью в границах Архангельской области, Ненецкого автономного округа, Республики Коми, Ямало-Ненецкого автономного округа, Красноярского края, Республики Саха (Якутия), Чукотского автономного округа, до достижения накопленного объема добычи газового конденсата 20 миллионов тонн на участке недр, считая с 1-го числа месяца, в котором осуществлена реализация первой партии указанных товаров, но не позднее чем по истечении 12 лет с указанной даты;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 102-ФЗ в подпункт 20 пункта 1 статьи 342 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 г.

20) углеводородного сырья, добытого из залежи углеводородного сырья на участке недр, расположенном полностью в границах внутренних морских вод, территориального моря, на континентальном шельфе Российской Федерации или в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря, при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:

степень выработанности запасов каждого вида углеводородного сырья (за исключением попутного газа), добываемого из соответствующей залежи углеводородного сырья, по состоянию на 1 января 2016 года составляет менее 0,1 процента;

запасы углеводородного сырья, добытого из соответствующей залежи углеводородного сырья, по состоянию на 1 января 2016 года не были поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых.

Для целей настоящего подпункта степень выработанности запасов каждого вида углеводородного сырья (за исключением попутного газа), добываемого из залежи углеводородного сырья, рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно на основании данных государственного баланса запасов полезных ископаемых как частное от деления суммы накопленной добычи такого вида углеводородного сырья из соответствующей залежи углеводородного сырья (включая потери при добыче) на начальные запасы (для нефти — начальные извлекаемые запасы) соответствующей залежи углеводородного сырья.

Начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти, определяются как сумма извлекаемых запасов всех категорий и накопленной добычи с начала разработки из указанной залежи углеводородного сырья.

Начальные запасы газа горючего природного (за исключением попутного газа) или газового конденсата, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов газа горючего природного (за исключением попутного газа) или газового конденсата, определяются как сумма запасов газа горючего природного или газового конденсата всех категорий и накопленной добычи с начала разработки из указанной залежи углеводородного сырья.

Положения настоящего подпункта применяются до истечения налогового периода, на который приходится дата первого согласования в установленном порядке технологической схемы разработки морского месторождения углеводородного сырья, в границах которого расположена соответствующая залежь (залежи), но не более шестидесяти календарных месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем первой постановки запасов любого вида углеводородного сырья по соответствующей залежи углеводородного сырья, являющегося объектом налогообложения налогом, на государственный баланс запасов полезных ископаемых.

Читайте так же:
Материнский капитал проиндексируют с 1 января 2022 года

Белоусов: экспортные пошлины на металлы продлеваться не будут

Экспортные пошлины на металлургическую продукцию, введенные в этом году на временной основе, не будут продлеваться после 1 января 2022 года, в противном случае пострадала бы конкурентоспособность российских компаний. Об этом заявил первый вице-премьер Андрей Белоусов, передает «Интерфакс».

Пошлины вступили в силу с 1 августа и действуют до конца года. С 1 января 2022 года начинает действовать повышенный НДПИ для металлургов и акциз на сталь. Компании не раз выражали опасение, что на фоне увеличения налоговой нагрузки будут сохранены и экспортные пошлины. В конце прошлого месяца «АвтоВАЗ» заявил, что после завершения действия экспортных пошлин на сталь возможен рост цен на автомобили, и попросил продлить эту программу на следующий год.

«Я против продления этих пошлин. Это достаточно сложный инструмент, который подрывает конкурентоспособность наших компаний на внешних рынках. Поэтому мы договаривались, что пошлины для металлургов будут введены на время — с августа по декабрь», — сказал Белоусов «Интерфаксу».

«Я считаю, что это было абсолютно необходимое решение. Продлевать пошлины на металлургическую продукцию не планируется», — заявил первый вице-премьер.

Летом правительство РФ запустило механизм изъятия части прибыли металлургов от благоприятной конъюнктуры, избрав для него формат временной экспортной пошлины. По ранее прозвучавшей оценке Белоусова, металлурги, получив доходы при продаже продукции подрядчикам по гособоронзаказу и государственным инфраструктурным проектам, должны вернуть в бюджет около 20-25% «сверхприбылей». В бюджет в итоге должны поступить 113-114 млрд рублей от пошлин на черные металлы и на 50 млрд рублей — от пошлин на цветные металлы. На смену экспортным пошлинам с 2022 года приходит новая система налогообложения. В ноябре был принят закон, меняющий схему взимания НДПИ с ряда твердых полезных ископаемых и предусматривающий новый вид фискальной нагрузки — акциз на сталь. Так, адвалорная составляющая ставки налога на добычу полезных ископаемых для железной руды с января 2022 года устанавливается в размере 4,8%, коксующегося угля — 1,5% и привязывается к мировой рыночной конъюнктуре. Ставка акциза на жидкую сталь составит 2,7%.

Также уточняется порядок расчета ставки НДПИ для многокомпонентных комплексных руд в Красноярском крае. В частности, в отношении многокомпонентных комплексных руд с содержанием меди, никеля, металлов платиновой группы, добываемых на территории Красноярского края, ставка НДПИ будет применяться в зависимости от содержания полезных компонентов и их стоимости на мировых рынках (медь, никель, палладий, платина, золото, кобальт). Коэффициент изъятия составит 6%. Рассчитываемая таким образом ставка не может быть меньше 2 тыс. 555 руб. за 1 тонну многокомпонентной комплексной руды.

Минфин заложил в бюджет РФ на 2022-2024 гг. поступления от акциза на сталь на общую сумму 179,45 млрд рублей, от плавающего НДПИ на желруду — 114,8 млрд рублей. В целом, повышение НДПИ и введение акциза на сталь в 2022-2024 гг. даст бюджету 522 млрд руб.

Металлургия: новые налоги — Аналитики "Велес Капитал"

Не успели российские металлурги оправиться после введения рентного коэффициента и экспортных пошлин, как власти с 2022 г. утвердили новые правила расчета НДПИ и ввели акциз на жидкую сталь. В 2022-2024 гг. планируется получить с отрасли более 320 млрд руб.

Общий характер изменений сводится к привязке формулы к биржевым ценам на сырье вместо себестоимости. Также предлагалось повысить налог на прибыль в зависимости от уровня дивидендных выплат и инвестиций, однако обсуждение данного механизма было отложено до 2023 г.

И хотя металлурги получили отсрочку, сигнал властей вполне очевиден: меньше дивидендов и больше CAPEX.

На наш взгляд, финальный налоговый маневр гораздо позитивней для металлургов нежели действующие до конца текущего года экспортные пошлины или ретроспективная привязка ставки налога на прибыль к распределению капитала.

Согласно нашим расчетам, существенно пострадают компании черной металлургии, где потери EBITDA от новых налогов в 2022 г. составят 8-10%.

Цветная металлургия подверглась меньшему воздействию: алюминиевые руды были исключены из проекта налоговой реформы, а Норникель потеряет лишь 1% EBITDA.

Несмотря на рост налоговой нагрузки и негативную риторику властей, мы сохраняем позитивный взгляд на российских металлургов и подтверждаем рекомендацию «Покупать» для акций Русала, Норникеля, НЛМК, Северстали и ММК и «Держать» для бумаг «Евраза».

Изменения. Реформа НДПИ затронула железную руду, концентрат коксующегося угля и руды цветных металлов Красноярского края (добываются Норильским дивизионом Норникеля). Для железной руды формула выглядит как объем добычи, умноженный на цену бенчмарка и ставку 4,8%, скорректированную на содержание железа.

Читайте так же:
Право выбора есть у каждого

Для коксующегося угля ставка составит 1,5%, а бенчмарком предварительно выступит австралийский уголь. При падении мировых цен ниже 100 долл./т угольный налог составит 1 долл. с тонны концентрата. Акциз на жидкую сталь будет вычисляться по ставке 2,7% и экспортной цене сляба из российских портов.

Если стоимость сляба опустится ниже 300 долл./т, акциз обнулится. Также допускается освобождение из-под акциза электродуговых мощностей, поэтому фактические потери металлургов могут оказаться ниже нашей оценки.

Для Норникеля будет действовать ставка 6%, а налог рассчитываться с учетом содержания металла в руде.

При этом минимальный уровень НДПИ определяется старой формулой: 730 руб./т, умноженные на рентный коэффициент 3,5х.

Цветная металлургия

Русал. Хотя компания фигурировала в обсуждениях на первоначальном этапе, бокситы в итоге не попали под рост налоговой нагрузки.

Русал в 2021 г. больше остальных пострадал от экспортных пошлин, поэтому налоговые послабления со следующего года кажутся логичными.

Также компания не выплачивает дивиденды с 2017 г. и реализует масштабную инвестиционную программу по экологической модернизации.

Норникель. Под новый механизм расчета НДПИ попали руды цветных металлов Норникеля, добываемые в Красноярском крае Норильским дивизионом (около 19,5 млн т в 2022 г.).

Так как с 2021 г. на данное сырье уже действует рентный коэффициент 3,5х, переход на расчет НДПИ по биржевым ценам никеля, меди, палладия и платины не приведет к значительному росту налоговых отчислений.

Согласно нашим расчетам, в 2022 г. компания потеряет 94 млн долл., что эквивалентно 1% EBITDA.

Также с 2021 г. Норникель приступил к реализации объемной инвестиционной программы, а мажоритарный акционер Владимир Потанин регулярно говорит о планах по снижению дивидендных выплат с 2022-2023 гг.

Таким образом, с позиции потенциального увеличения налога на прибыль компания предстает перед властями в более выгодном свете.

Черная металлургия

НЛМК. Компания станет главной жертвой налоговой реформы с совокупными потерями 417 млн долл., эквивалентными 9,5% EBITDA в 2022 г. Согласно нашим расчетам, в следующем году НЛМК заплатит 335 млн долл. акциза на сталь и 112 млн долл. НДПИ на железную руду. Компания является рекордсменом среди аналогов по выплавке стали (17 млн т в 2022 г.), что обуславливает максимальный размер акциза. НЛМК добывает не так много руды (40 млн т), однако сырье характеризуется высоким содержанием железа (33%). Активы по добыче коксующегося угля у компании отсутствуют.

Евраз. Мы оцениваем негативный эффект на финансовые показатели Евраза в 2022 г. в 388 млн долл., или 10,4% EBITDA. Значительные потери являются следствием, в первую очередь, высокой вертикальной интеграции в руду и уголь.

В 2022 г. компания выплавит около 12 млн т стали, сумма акциза по которой составит 237 млн долл. Несмотря на лидерство по объему добычи железной руды (69 млн т), объем НДПИ окажется не столь значительным по причине низкого содержания железа (18%).

Также Евраз планирует до конца 2021 г. выделить угольные активы, что в случае успеха позволит сэкономить 81 млн долл. на угольном НДПИ.

Северсталь. В отличие от коллег по цеху Северсталь в 2022 г. не успеет нарастить выплавку стали (сильный рост ожидается в 2023 г.), поэтому финансовые потери компании составят лишь 300 млн долл. (7,8% EBITDA).

Северсталь заплатит 229 млн долл. акцизов на сталь, 121 млн долл.

НДПИ на железную руду и 28 млн долл. НДПИ на уголь. Несмотря на масштабную добычу (53 млн т), содержание железа в руде составляет умеренные 26%, что частично нивелирует негативный эффект от новой формулы НДПИ.

ММК. По нашей оценке, потери компании от налоговой реформы оказались минимальными на уровне 276 млн долл., что эквивалентно 10% EBITDA в 2022 г. Благодаря отсутствию значимых добывающих активов ММК почти не ощутит рост НДПИ.

Однако ожидаемое наращивание выплавки стали до 13,3 млн в 2022 г. обуславливает значительную сумму акциза на жидкую сталь (262 млн долл.).

Запасов Малого Куйбаса (единственное предприятие по добыче руды ММК) хватит лишь на 2-3 года, поэтому менеджмент неоднократно заявлял о возможности приобретения железорудных активов.

Но налоговая реформа превратила вертикальную интеграцию из преимущества в уязвимость, и мы не исключаем заморозку M&A активности в обозримом будущем.

В свою очередь, отказ от покупки активов высвобождает ресурсы для увеличения CAPEX и акционерной отдачи.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector