Migration48.ru

Вопросы Миграции
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

5 нюансов, которые должна знать компания при заключении договора на аудит в 2017 году

5 нюансов, которые должна знать компания при заключении договора на аудит в 2017 году

Несмотря на то что 2016 год еще закрыт не у всех компаний и аудиторские проверки в самом разгаре, те, кому уже удалось получить аудиторское заключение, начинают готовиться к аудиту на следующий год. В действующее законодательство внесли ряд изменений, которые стоит учесть при заключении договора на аудит. Давайте разберемся, на что обязательно нужно обратить внимание при работе с аудиторами.

1) Международные стандарты аудита

С 1 января 2017 года в России действуют международные стандарты аудита (МСА). Новые требования отразятся как на аудиторах, так и на проверяемых компаниях. Значительно увеличивается объем данных, необходимых для анализа деятельности аудируемых лиц, а также возрастает степень публичности результатов аудита. Переход на МСА для многих небольших аудиторских компаний потребует серьезной методологической поддержки, внесения изменений во внутренние регламентные документы. Перед заключением договора будет не лишним убедиться в наличии у аудитора ресурсов и опыта для проведения аудита по МСА, проанализировать предлагаемый аудитором договор на наличие всех обязательных для согласования условий в соответствии с МСА 210 «Согласование условий аудиторских заданий».

2) Членство в саморегулируемой организации

С 1 января 2017 года вступили в действие изменения в закон об аудиторской деятельности. Они предусматривают увеличение минимальной численности членов СРО аудиторов с 500 до 2 тысяч аудиторских организаций или с 700 до 10 тысяч аудиторов. Эти изменения привели к тому, что сегодня в государственном реестре СРО аудиторов остались только две саморегулируемые организации: «Российский Союз аудиторов» (Ассоциация) и Ассоциация «Содружество». СРО «Аудиторская палата России», НП «Институт Профессиональных Аудиторов» и НП «Российская Коллегия аудиторов» прекратили свое существование. Но еще не все аудиторы покинули три СРО, исключенные из госреестра. Поэтому перед заключением договора на аудит обязательно уточните, состоит ли ваш аудитор в одной из действующих на сегодняшний день СРО.

3) Единый квалификационный аттестат

Начиная с 1 января 2012 года аудит целого ряда организаций, которые относятся к общественно значимым хозяйствующим субъектам (ОЗХС), могут проводить только аудиторы, имеющие единые квалификационные аттестаты. Министерство финансов РФ ежегодно размещает перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, в котором указывает, кто может проводить аудит той или иной организации. Так, перечень случаев в 2016 году увеличен по сравнению с 2015 годом на 9 пунктов, в том числе добавлены три категории компаний, аудит которых может быть проведен аудиторской организацией, в штате которой есть аудитор с новым квалификационным аттестатом. Таким образом, сфера профессионального применения аудиторов со «старым» аттестатом со временем сокращается. Вместе с тем на рынке много практикующих аудиторов, получивших аттестат 1 января 2011 года. Если ваша компания попадает в категорию ОЗХС, поинтересуйтесь у аудиторов, с которыми планируете заключить договор, есть ли у них трудовые ресурсы (в том числе взаимозаменяемые), позволяющие соблюсти эти требования законодательства.

4) Сообщение о результатах обязательного аудита

В связи с изменением Федерального закона «Об аудиторской деятельности» с 1 октября 2016 г. заказчик обязательного аудита должен самостоятельно вносить сведения о результатах обязательного аудита в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (www.fedresurs.ru) в виде сообщения с указанием идентифицирующих аудируемое лицо данных (наименование организации, ОГРН, ИНН, для физлиц – фамилия, имя, отчество, СНИЛС). Несмотря на то что данные требования установлены уже с аудита отчетности за 2016 год, как показала практика, не все организации были к этому готовы. Для внесения сведений в реестр организации необходимо на уполномоченного сотрудника оформить электронную подпись через Удостоверяющий центр (http://iitrust.ru/region/uc/tarif.php) или быть готовыми с пакетом документов обратиться к нотариусу, который зайдет на сайт www.fedresurs.ru по своему сертификату и подаст сведения в Реестр от имени организации. Информация должна быть размещена в течение трех дней с даты выдачи аудиторского заключения.

5) Дополнительные гарантии качества аудита

Аудиторов регулярно проверяют СРО и финансовое казначейство. Активно обсуждается вопрос о передаче части полномочий регулирующего органа Центральному банку РФ. Информация о результатах прохождения аудиторской компанией внешнего контроля качества, ровно как и сведения о применении мер дисциплинарного воздействия, размещается на официальном интернет-сайте Минфина РФ. Ключевой пункт в вопросе качества оказываемых услуг — эффективно функционирующая в компании система внутреннего контроля качества. Такая система в том числе может включать отдел внутреннего контроля, состоящий из независимых контролеров с необходимым опытом, должными навыками и квалификацией, которые проверяют качество выполнения аудиторских заданий. Также важны наличие у аудитора договора страхования профессиональной ответственности и размер определенного в нем лимита ответственности. Отдельно хочется отметить преимущества членства аудиторских компаний в международных сетях. Это позволяет аудиторам использовать в работе опыт и наработки коллег из-за рубежа. Ну и конечно же, ничто так не характеризует работу аудиторов, как отзывы и рекомендации клиентов.

Безусловно, при наличии огромного рынка предложений компании сложно решить проблему выбора аудитора. Надеемся, что вышеописанные нюансы помогут компании сделать правильный выбор.

Кому нужен обязательный аудит в 2022 году: изменение критериев аудита и не только

В обязательном аудите изменения стали действовать с 2021 года. Они касаются критериев обязательной аудиторской проверки (Федеральный закон от 29.12.2020 № 476-ФЗ (далее — Закон № 476-ФЗ). При этом процесс обязательного аудита отчетности и направления в ИФНС его итога — аудиторского заключения — остается прежним. Поговорим об изменениях подробнее и разберемся, как аудироваться не для отчета, а для выгоды.

Читайте так же:
Производство в арбитражном суде кассационной инстанции

Критерии обязательного аудита в 2022 году

Обязательный аудит — это независимая проверка финансово-хозяйственной деятельности фирмы, которую нельзя избегать. Т.е. в нормативных правовых актах есть правило проводить аудиторский контроль в обязательном порядке. Но распространяется оно не на все организации, а только на те, которые соответствуют заданным критериям. Цель такого аудита — подтвердить корректность учета и достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» с последующими изменениями (далее — Закон № 307-ФЗ) приводятся критерии обязательного аудита. Каждый год подтверждать бухгалтерскую отчетность должны:

  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также эмитентов эмиссионных ценных бумаг, обязанных раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с отчетности за 2021 год)
  • организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг; бюро кредитных историй;
  • фонды (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда), если к ним за предшествующий отчетному период, пришло имущества больше, чем на 3 млн руб.
  • юридические лица с доходом более 800 млн руб. за год, который был перед отчетным, или если в указанном году балансовые активы на 31 декабря составляли более 400 млн руб. (кроме органов власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, ГУПов и МУПов, с/х кооперативов, организаций потребкооперации).

­Однако Закон № 307-ФЗ не дает закрытого списка компаний, которые обязаны проводить аудит. Ситуации, когда аудит является обязательным, также предусматриваются и в других законах федерального уровня. На это прямо указано в ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Подробнее поясним указанное нововведение ниже.

Посмотрим, поменялось ли в 2022 году что-то в критериях обязательного аудита — характеристиках, которые должны быть у организации, чтобы аудит стал для нее неизбежным.

Повышены «стоимостные» критерии обязательного аудита отчетности

­2021-ый год — революционный в аспекте аудита для субъектов малого предпринимательства. С 2021 года поменялись предполагающие обязательный аудит пороги дохода компании и активов в году, который был перед отчетным (статья 5 Закона № 307-ФЗ (ст. 1 Закона № 476-ФЗ)). Критерии доходов для проведения обязательного аудита увеличили до показателя максимального дохода субъектов малого предпринимательства — до 800 млн. руб.

­Иными словами подавляющая часть (НЕ все!) субъектов малого предпринимательства (доходы не более 800 млн. рублей в год, а средняя численность работников 100 и менее человек) не попадают под обязательный аудит.

­Однако с учетом текущей ситуации в налоговом контроле ценность аудита для СМП не снижается, т.к. он входит в комплекс эффективного и осмотрительного сопровождения бизнеса.

­Без аудита невозможно быть уверенным в корректности отчетности и оптимальном налогообложении. Потому что даже супер опытные и добросовестные бухгалтеры могут упустить какой-то момент, который будет иметь значение для важных финансовых показателей фирмы. В процессе аудита можно выявить не только опасности, но и резервы проверяемого субъекта.

­Пример 1. Учредитель кондитерской компании выбрал обязательный аудит с дополнительной задачей — выявить основание нехватки денежных средств в фирме при наличии прибыли. В результате компании удалось получить свободную денежную массу в размере не менее 100 млн руб. и предупредить бессмысленное утекание денег в будущем, оптимизировав бизнес-процессы.

­При расчете измененных критериев аудита важно увидеть нюансы. Следует обратить внимание, что раньше по ст. 5 Закона № 307-ФЗ учитывался размер выручки, а теперь речь идет о доходе, который фиксируется в налоговом учете.

­В «налоговые» доходы включаются не только доходы от реализации, но и внереализационные доходы. При этом учитываются доходы по всем налоговым режимам. Таким образом, не стоит сразу забывать об аудите, если выручка «не достает» до обозначенного в изменениях уровня. Особенно когда внереализационные доходы значительны.

У компаний без спецрежимов налогообложения для обязательного аудита за 2021 год «доход» рассчитывается по итогам 2020 года так: строка 010 + строка 020 Листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль за 2020 год.

Оформляем договор с аудитором: на что обратить внимание

Договор
на проведение аудита:
нюансы содержания

Отношения между экономическим субъектом и аудитором по проведению аудиторской проверки и оказанию других аудиторских услуг оформляются договором на проведение аудита.

Грамотно составленный договор — гарантия от некачественного аудита и соблюдения интересов обеих сторон. О пунктах в договоре, на которые следует обратить особое внимание, пойдет речь в сегодняшнем материале.

Следует отметить, что решением Аудиторской палаты Украины от 30 ноября 2006 года № 168/7 приняты Международные стандарты аудита (далее — МСА), которые обязательны для применения субъектами аудиторской деятельности. В соответствии с МСА начиная с 1 января 2007 года условия достигнутых договоренностей об аудиторской проверке необходимо задокументировать в письме-обязательстве или в любой иной договорной форме. При этом в Законе Украины от 22.04.1993 г. № 3125-ХII “Об аудиторской деятельности” в редакции от 14.09.2006 г. № 140-V (далее — Закон об аудиторской деятельности) не предусмотрено оформление письма-обязательства. Вышеупомянутым Законом установлено, что аудит проводится на основании договора между аудитором (аудиторской фирмой) и заказчиком. В то же время прочие аудиторские услуги могут предоставляться на основании договора, письменного или устного обращения заказчика к аудитору (аудиторской фирме).

Читайте так же:
Инвентаризация основных средств выявила неучтенный объект

Структура договора на проведение аудита строго не регламентирована, но она должна соответствовать требованиям Хозяйственного кодекса Украины. При этом договор на проведение аудита должен заключаться по правилам, установленным Гражданским кодексом Украины с учетом особенностей, предусмотренных Законом об аудиторской деятельности.

Итак, существенными условиями договора на проведение аудита являются:

— предмет и сроки проверки;

— объем аудиторских услуг;

— размер и условия оплаты;

Начнем с преамбулы договора, в которой после указания названия и номера договора, места и даты его подписания должны быть приведены названия сторон (заказчика и исполнителя), фамилии должностных лиц, которые подписали договор от лица каждой стороны. На данном этапе следует обратить внимание на достаточность полномочий лиц, подписывающих договор на проведение аудита (особенно если они действуют по доверенности). Информация об аудиторах, являющихся по договору исполнителями, в обязательном порядке должна содержать ссылку на реквизиты свидетельства о внесении их в Реестр аудиторских фирм и аудиторов Украины. Целесообразным представляется обратиться к самому Реестру и убедиться в действительности свидетельства.

Кроме того, заключая договор на проведение аудита, следует убедиться, что исполнитель не является:

1) аудитором, который имеет прямые родственные отношения с членами органов управления проверяемого субъекта хозяйствования;

2) аудитором, который имеет личные имущественные интересы у проверяемого субъекта хозяйствования;

3) аудитором-членом органов управления, учредителем или владельцем проверяемого субъекта хозяйствования;

4) аудитором-работником проверяемого субъекта хозяйствования;

5) аудитором-работником, совладельцем дочернего предприятия, филиала или представительства проверяемого субъекта хозяйствования.

1. Предмет договора

Предмет договора нужно оговаривать как можно точнее, поскольку это одно из наиболее важных условий. Начиная с 1 января 2008 года в действие вступило решение Аудиторской палаты Украины от 27.09.2007 г. № 182/5 “Об утверждении Перечня услуг, которые могут предоставлять аудиторы (аудиторские фирмы)” (далее — Перечень), которого мы ждали целый год после принятия новой редакции Закона об аудиторской деятельности. Указанный факт откладывает свой отпечаток и на содержание договора на проведение аудита (оказание аудиторских услуг) в части предмета договора. Так, предмет договора на проведение аудита (оказание аудиторских услуг) уже не может быть сформулирован в произвольной форме (например, “комплексная аудиторская проверка” или “аудит финансовой отчетности”). Исходя из сказанного, предмет договора на проведение аудита (оказание аудиторских услуг) должен быть сформулирован в соответствии с утвержденным Перечнем (например, “аудит (или обзор) исторической финансовой информации, в частности финансовой отчетности” или “оценка соответствия деятельности предприятия требованиям законодательства (налогового, таможенного, хозяйственного и др.).

Указывая предмет договора, необходимо обращать внимание на совместимость аудиторских услуг, хотя в украинском законодательстве прямые подобные ограничения отсутствуют (в отличие от других стран, например, Беларуси). Если аудиторская фирма согласно ранее заключенному договору осуществляет ведение учета, составление отчетности, ее подачу и защиту в соответствующих инстанциях, то оказание услуг по подтверждению ее достоверности не может быть осуществлено без нарушения принципов аудита, к которым относится и объективность. Как говорится, “в своем глазу бревна не видно”. Следовательно, предметом договора могут быть исключительно услуги, совместимые друг с другом (а точнее, с аудитом исторической финансовой информации, в частности финансовой отчетности), то есть такие услуги, одновременное оказание которых не создает угроз для нарушения принципов аудита, а именно независимости, честности, объективности, профессиональной компетентности и надлежащего усердия, конфиденциальности, профессионального поведения, соблюдения технических стандартов.

Для обоснования сроков проведения проверки, являющихся существенными условиями договора на проведение аудита (оказание аудиторских услуг), целесообразно оформить приложения к договору в виде общего плана аудита (в котором будет отражен и объем работы аудиторов с перечислением этапов проверки, исполнителей и т.п.) и календарного графика проверки. Это позволит не только обосновать сроки проведения проверки, но и впоследствии контролировать их как со стороны аудиторской фирмы (аудитора), так и со стороны заказчика.

Чем больше информации фирма предоставит аудиторам, тем достовернее будет результат проверки. Аудиторы проводят проверку на основании тех документов, которые получили от фирмы. Поэтому если документов будет недостаточно, то аудиторы не будут отвечать за качество результата проверки. Описывая объем работ, возможно сослаться на приложение к договору, а именно, общий план проверки.

2. Права и обязанности сторон

К разделу, содержащему права и обязанности заказчиков и аудиторов, специальные требования не предъявляются. Особое внимание следует лишь обратить на права и обязанности аудиторов, которые не должны противоречить действующему законодательству. В связи с этим в договоре целесообразно предусмотреть в качестве прав аудиторов следующее:

1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита и предоставления других аудиторских услуг на основании действующего законодательства, стандартов аудита и условий договора;

2) получать необходимые документы, которые имеют отношение к предмету проверки и находятся как у заказчика, так и у третьих лиц;

3) получать необходимые пояснения в письменной или устной форме от руководства и работников заказчика;

4) проверять наличие имущества, денег, ценностей, требовать от руководства субъекта хозяйствования проведения контрольных осмотров, замеров выполненных работ, определения качества продукции, относительно которых осуществляется проверка документов;

5) привлекать на договорных началах к участию в проверке специалистов разного профиля;

Читайте так же:
В китае за воровство

6) отказаться от выполнения своих обязанностей, если заказчик вмешивается в его деятельность.

В качестве обязанностей аудиторов в договоре целесообразно предусмотреть следующее:

1) в ходе проведения проверки придерживаться требований Закона об аудиторской деятельности и других нормативно-правовых актов, стандартов аудита, принципов независимости и соответствующих решений Аудиторской палаты Украины;

2) надлежащим образом проводить аудит и предоставлять услуги по договору;

3) сообщать владельцам, уполномоченным ими лицам, заказчикам о выявленных при проведении аудита недостатках, нарушениях, злоупотреблениях и искажениях при ведении бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности;

4) сохранять тайну информации, полученной при проведении аудита и выполнении других аудиторских услуг, не разглашать сведения, представляющие предмет коммерческой тайны, и не использовать их в своих интересах или в интересах третьих лиц;

5) отказаться от проведения проверки в случае не обеспечения требования относительно независимости аудитора.

Круг прав и обязанностей аудиторов, приведенный выше, может быть расширен по усмотрению сторон договора.

Среди прав заказчика в договоре целесообразно отразить следующее:

1) требовать от аудитора выполнения его обязанностей в сроки и на условиях, предусмотренных договором;

2) расторгнуть Договор в одностороннем порядке, в случае . (оговариваются случаи возможного расторжения);

3) получать от аудитора предложения и замечания, которые делаются им в процессе предоставления услуг, путем . в срок . ;

На заказчика согласно договору могут быть возложены следующие обязательства:

1) передавать аудитору необходимые данные, документы и информацию и создать надлежащие условия для предоставления услуг, а именно . , путем . в срок . ;

2) не вмешиваться в работу аудитора;

3) своевременно реагировать на выявленные во время предоставления услуг недостатки в ведении бухгалтерского учета путем . в срок . ;

4) провести полный расчет с аудитором согласно условиям договора.

3. Ответственность сторон

Как уже упоминалось, существенным условием договора на проведение аудита (оказание аудиторских услуг) является ответственность сторон. В связи с этим важно учитывать, что, согласно действующему законодательству, за ненадлежащее выполнение своих обязательств аудитор (аудиторская фирма) несет имущественную и другую гражданско-правовую ответственность. При этом размер имущественной ответственности аудиторов (аудиторских фирм) не может превышать фактически причиненных заказчику ущерба по их вине.

В этом же разделе устанавливается ответственность за начальные остатки при первом проведении аудита или ответственность в случае, если предыдущие проверки выполнялись другим аудитором. В данном разделе должна также быть отметка о сроке действия такой ответственности. При заключении договоров на предоставление аудиторских услуг заказчик должен осознавать границі установленной законодательством ответственности профессионального аудитора. С целью повышения эффективности реализации договорных отношений целесообразно в договоре предусматривать полную или частичную дополнительную материальную ответственность, которая даст возможность уменьшить риск ненадлежащего выполнения аудитором своих обязательств и получить компенсацию при наступлении определенных в договоре условий. Даже при условии абсолютной уверенности в профессиональном соответствии аудитора нелишне предусмотреть дополнительную ответственность за отдельные наиболее значимые для заказчика вопросы.

Заключая договор на проведение аудита (оказание аудиторских услуг), необходимо помнить, что любые положения договора, направленные на полное освобождение аудитора (аудиторской фирмы) от установленной законом имущественной ответственности за недостоверность аудиторского заключения или другого документа, в котором отражены результаты аудиторской проверки, являются недействительными.

4. Стоимость работ и порядок расчетов

Цена аудиторской услуги в этом разделе будет более обоснованной, если ее размер будет отражен в протоколе согласования договорной цены, который должен стать обязательным и неотъемлемым приложением к договору. В данном разделе необходимо указать не только сумму оплаты, но и размер авансовых и окончательных платежей, их сроки и форму расчетов.

Если установленный в договоре размер вознаграждения за предоставление аудиторских услуг не учитывает необходимого для качественного выполнения таких услуг времени, над лежащих навыков, знаний, профессиональной квалификации и степени ответственности аудитора, то такой договор считается противоречащим законодательству с вытекающими из этого последствиями.

Как показывает практика, цену в договорах обычно указывают следующими способами:

— прописывают общую сумму, которая включает в себя стоимость всего объема работ;

— указывают стоимость отдельных этапов работ;

— устанавливают расценки за час работы аудитора. Это условный показатель, он включает прямые, косвенные и накладные расходы аудиторской компании, приходящиеся на о-дин час работы специалиста.

Для обеспечения понимания заказчиком специфики аудиторской деятельности в данном разделе необходимо также уточнить тот факт, что оплата работы аудитора осуществляется заказчиком независимо от характера аудиторского заключения (положительное, условно-положительное, отрицательное, отказ от формулирования мнения аудитора).

5. Порядок сдачи и приема результатов работ

В разделе “Порядок сдачи и приема результатов работ” указывается форма представления результатов работы аудиторов (аудиторское заключение, аудиторский отчет, рекомендации по результатам аудита и т.п.). В большинстве случаев результатом работ является аудиторское заключение. В таком случае в данном разделе целесообразно указать, что результаты работ по договору принимаются заказчиком в форме аудиторского заключения независимо от его вида (положительное, условно-положительное, отрицательное, отказ от формулирования мнения аудитора). Если же результатом работ является аудиторский отчет (по назначению — конфиденциальный документ), то в договоре целесообразно ограничить круг пользователей, которым он должен быть предоставлен.

Зачастую в данном пункте оговаривается аудиторская гарантия. Под аудиторской гарантией понимают надежность суждений (независимого профессионального мнения) аудитора относительно предмета договора для заказчика и третьих лиц. Этот пункт необходим для доведения до сведения заказчика специфики аудиторской деятельности. При этом следует учитывать, что абсолютная аудиторская гарантия, согласно МСА, не предоставляется. Абсолютная уверенность в аудите недосягаема вследствие действия таких факторов, как необходимость суждения, использование тестирования и выборочного исследования, ограничения, присущие любым системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также из-за того, что большинство доказательств, которые может получить аудитор, являются по своему характеру скорее убедительными, чем окончательными. Специфика аудиторской деятельности и присущие аудиту ограничения приводят к тому, что существует вероятность и возможность того, что отдельные, даже существенные отклонения (ошибки, отличия и т.п.) могут быть не выявлены в ходе проверки. В связи с этим некоторые аудиторские фирмы в договорах закрепляют границу существенности. Несмотря на то, что мнение аудитора увеличивает доверие к финансовым отчетам, пользователь не может считать, что мнение является гарантией будущей жизнеспособности субъекта хозяйствования или свидетельством производительности либо эффективности ведения управленческим персоналом дел субъекта хозяйствования.

Читайте так же:
Договор на хранение строительных материалов

Договор на проведение аудита (оказание аудиторских услуг) в обязательном порядке содержит порядок разрешения споров, срок действия и реквизиты сторон, а также может содержать раздел “Особые условия”.

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 8 (634), 25 февраля 2008 г.
Подписной индекс 40783

Как выбрать аудитора по МСФО

Каневский Сергей Владимирович

Аудит отчетности, составленной по МСФО, обусловлен деловой практикой и законодательством, но пользователи отчетности должны быть уверены в достоверности показателей, и эту задачу решает независимая оценка, или аудит. Какими критериями должна руководствоваться компания при выборе аудитора по МСФО? В нормативных документах и исследованиях этот вопрос освещен недостаточно. Попытаемся восполнить пробел с помощью настоящей статьи.

Обязательная годовая консолидированная МСФО-отчетность организаций согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона № 208-ФЗ (Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».) подлежит аудиту. Однако разница в стоимости услуг, предлагаемых крупными аудиторскими фирмами и небольшими участниками рынка, может быть очень существенной, при этом качество работы аудитора не всегда очевидно для заказчика, ведь аудитор не вправе раскрывать все детали проделанной работы и предоставить клиенту доступ к своим документам. Таким образом, вопрос соотношения цены и качества при выборе аудитора весьма сложен.

Кого выбрать: небольшую фирму со скромным бюджетом или представителя международной аудиторской сети? Ответ на этот вопрос зависит от потребностей компании и позиции ее акционеров. Формально любая аудиторская фирма, являющаяся членом саморегулируемой организации и обладающая соответствующей лицензией, имеет право проводить аудиторские проверки МСФО-отчетности. Однако инвесторы компании или учреждения, которые допускают ее ценные бумаги к торгам, предпочитают работать с аудиторским заключением, составленным известной фирмой с хорошей репутацией. Для этих целей некоторые финансовые учреждения даже формируют списки аккредитованных аудиторов — физических лиц и компаний. (www.gaaaccounting.com/the-new-jse-auditor-accreditation-model/)

Кроме того, важную роль в выборе аудитора играет совет директоров компании заказчика и комитет по аудиту. К основным задачам комитета, среди прочего, относятся оценка независимости, объективности и отсутствия конфликта интересов внешних аудиторов, оценка кандидатов в аудиторы, выработка предложений по назначению, переизбранию и отстранению внешних аудиторов, оплате их услуг и условиям привлечения. (Пункт 2.5 Методических рекомендаций по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части четвертой ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».) Конечное решение при выборе аудитора остается за акционерами.

Для компаний с государственным участием (начиная с 25 %) необходимой процедурой является тендер на аудит финансовой отчетности. (Часть четвертая ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ
«Об аудиторской деятельности».)
Открытый конкурс для выбора аудитора проводится не реже одного раза в пять лет, и в тендерной документации должны быть сформулированы критерии выбора аудитора.

Согласно рекомендациям Министерства финансов России (Методические рекомендации по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части четвертой ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».), оценка заявок (предложений) осуществляется с использованием стоимостных и нестоимостных критериев. К первым относится цена договора, в которой должна учитываться не только фиксированная стоимость предлагаемых услуг, но и верхний предел накладных расходов, связанных с проездом и проживанием аудиторской команды. Ко второй категории относятся качественные характеристики аудиторской проверки, опыт и квалификация участника, а также сроки оказания услуги.

Каждому критерию присваивается коэффициент, соответствующий его важности для заказчика. Например, если аудит носит формальный характер и проводится главным образом для выполнения требований закона
№ 208-ФЗ,то компонент цены может иметь высокое значение (например, 90 %). Если же для компании гораздо важнее качество оказываемых услуг и репутация аудиторской фирмы, то нестоимостные критерии при выборе могут иметь вес до 70 %. Например, важность ценового компонента, указанного в тендерной документации группы «Газпром», находится на предельно низком уровне для государственных компаний — это говорит о первостепенной важности для данного холдинга качественных критериев. Общая сумма коэффициентов значимости должна быть равна 100 %.

Для оценки заявок по каждому критерию используется 100-балльная шкала. Итоговая оценка участника формируется путем суммирования оценок по каждому критерию, умноженных на коэффициенты значимости.

Пример 1 (Конкурсная документация на аудит группы «Газпром». 2017. С. 14.)
Категории оценки аудитора

Критерий оценки заявокЗначимость критерия
оценки, %
1.Стоимостный критерий30
1.1.Цена договора30
2.Нестоимостные критерии, в том числе:70
2.1.Качественные характеристики объекта закупки50
2.2.Квалификация участника конкурса20
Сумма величин значимости критериев оценки100
Читайте так же:
Закон о прописке и регистрации по месту пребывания

Оценка по критерию «Цена договора»
Рейтинг, присуждаемый по критерию «Цена договора», определяется путем умножения количества присужденных баллов (ЦДi) на значимость критерия оценки.

Расчет количества баллов производится по формуле:

Пример 2
Расчет баллов и рейтинга по категории «Цена договора»

Значимость ценового компонента в общей оценке — 50 %.

В рамках тендера на проведение аудита поступили следующие заявки:

Наименование участникаСтоимость
услуг, руб.
Предельная сумма
накладных
расходов, руб.
Итого цена
договора, руб.
Кол-во баллов
(ЦДi)
Рейтинг
(ЦДi × 50 %)
Аудитор А1 000 000150 0001 150 00010050
Аудитор Б1 200 00050 0001 250 0009246
Аудитор С1 300 0001 300 0008844

Поскольку лучшая цена была предложена аудитором А, то для расчета Цmin используется его предложение — 1 150 000 руб. В итоге аудитор А получает максимально возможное число баллов, а также максимальный рейтинг по цене договора с учетом коэффициента значимости.

Оценка качественных характеристик аудиторской проверки

Заказчик имеет возможность ознакомиться с внутренними документами аудитора, регулирующими контроль качества, планом-графиком аудиторской проверки, а также учесть, предоставляет ли проверяющий рекомендации по результатам аудита.

Способность аудитора учесть особенности бизнеса клиента, уделить достаточное время проверке наиболее сложных и трудоемких участков свидетельствует о его профессионализме и, вероятно, о наличии опыта работы с подобными заказчиками. Если же кандидат подает на конкурс шаблонные документы, составленные без учета особенностей клиента, он заслуженно получит низкую оценку.

Каждый качественный критерий оценки, в свою очередь, может делиться на компоненты, которые оцениваются отдельно. На основании суммы баллов по каждому критерию выставляется балл по категории в целом.

Пример 3
Оценка качественных характеристик аудиторской проверки

  • Описание общего подхода к организации и проведению аудита;
  • описание внутреннего контроля качества работы
  • Разумное и объяснимое соотношение времени работы у клиента и в собственном офисе (с учетом месторасположения структурных подразделений и крупных дочерних обществ клиента);
  • учет особенностей сферы деятельности заказчика (торговая компания — больше времени на участок «выручка», производственная — «основные средства» и т. д.);
  • разумное соотношение представленных сроков осуществления работ поставленным задачам;
  • соответствие техническому заданию;
  • полнота плана аудита — аудит покрывает все основные участки учета и подразделения клиента
  • Подробное описание формы и содержания сооб­щения руководству заказчика по результатам аудита, описание конкретных вопросов аудита;
  • выявление управленческих, финансовых, налоговых, юридических и прочих рисков;
  • рекомендации по специальным вопросам и участкам учета (например, учет хеджирования)
  • Регламент и выборочные документы, подтверждающие прохождение внешнего контроля качества работы с периодичностью, установленной законо­дательством

Внешний аудит способен не только повысить качество учета на предприятии, выявить проблемы и подсказать решения для оптимизации налогооблагаемой базы и снижения штрафов, но и указать на слабые места в хозяйственной деятельности, в том числе недостатки системы внутреннего контроля, повысить эффективность управленческих решений и улучшить бизнес-процессы.

В конкурсную документацию рекомендуется включать информацию о требованиях к результатам услуг по аудиту отчетности, в том числе к форме сообщения руководству заказчика и представителям его собственников о результатах аудита. (Пункт 3.5 Методических рекомендаций по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части четвертой ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».)

На этапе конкурса, а также в проекте договора на проведение аудита целесообразно выделить отдельным пунктом оказание консультаций, а также заранее перечислить участки учета и бизнес-процессы, на которые следует обратить особое внимание при проверке. Это позволит аудитору лучше подготовиться к работе, а также избавит компанию от необходимости платить по отдельному счету за оказанные консультации.

Впрочем, «консультационная» составляющая аудита является сопутствующей услугой. В рамках договора на внешний аудит проверяющий не должен проводить дополнительные специальные процедуры или процедуры, не являющиеся частью обычной проверки.

Оценка квалификации аудитора

Пример 4
Оценка квалификации аудитора

  • в топ-4 — 20 баллов;
  • ниже топ-4, но выше или на уровне топ-10 — 15 баллов;
  • ниже топ-10, но выше или на уровне топ-20 — 5 баллов;
  • ниже топ-20 или отсутствие в рейтинге — 0 баллов

Многие крупные компании, размещая тендерную документацию на Портале государственных закупок (zakupki.gov.ru/), присваивают высокую значимость критериям квалификации, и это фактически исключает вероятность победы небольшой аудиторской фирмы при наличии заявки от одной из топ-6 компаний. Ограничения могут быть как косвенными (наличие в штате компании большого количества сотрудников, сдавших полный цикл экзаменов ACCA или CPA), так и прямыми (требование о принадлежности к международной аудиторской сети или нахождении в первых строках списков крупнейших аудиторов по версии уважаемых российских изданий и агентств).

Такие предпочтения вполне понятны: крупные фирмы, в отличие от средних и мелких, больше заботятся о своей репутации и технически способны выполнить больший объем работ. Кроме того, с 1 января 2017 года аудиторская деятельность в России осуществляется в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА), и это стало дополнительным основанием в пользу выбора фирм, имеющих опыт аудита согласно МСА.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector