Migration48.ru

Вопросы Миграции
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Статья 1. Основные понятия

Основные понятия правовых отношений

Статья 1. Основные понятия

Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 01.04.2020 N 98-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Ликвидация чрезвычайных ситуаций — это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Зона чрезвычайной ситуации — это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей — это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.

(часть пятая введена Федеральным законом от 04.12.2006 N 206-ФЗ)

Режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций — это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

(часть шестая введена Федеральным законом от 01.04.2012 N 23-ФЗ)

Уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию (далее — уровень реагирования) — это состояние готовности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к ликвидации чрезвычайной ситуации, требующее от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации.

(часть седьмая введена Федеральным законом от 01.04.2012 N 23-ФЗ)

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях — это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

(часть восьмая введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 158-ФЗ)

Информирование населения о чрезвычайных ситуациях — это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.

(часть девятая введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 158-ФЗ)

Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций — это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.

(часть десятая введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 158-ФЗ)

Зона экстренного оповещения населения — это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.

(часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 158-ФЗ)

Территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, — это участок земельного, водного или воздушного пространства либо критически важный или потенциально опасный объект производственного и социального значения, отнесенные к указанной территории путем прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и оценки социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций.

(часть двенадцатая введена Федеральным законом от 08.03.2015 N 38-ФЗ)

Быстроразвивающиеся опасные природные явления и техногенные процессы — это негативные явления и процессы, определенные в ходе прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, локализация и ликвидация которой требуют заблаговременной подготовки сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Читайте так же:
Можно ли получить права в другом городе

(часть тринадцатая введена Федеральным законом от 08.03.2015 N 38-ФЗ)

Критически важный объект — это объект, нарушение или прекращение функционирования которого приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения.

(часть четырнадцатая введена Федеральным законом от 08.03.2015 N 38-ФЗ)

Потенциально опасный объект — это объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек.

(часть пятнадцатая введена Федеральным законом от 08.03.2015 N 38-ФЗ)

Органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций — это органы, создаваемые для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и сил, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

(часть шестнадцатая введена Федеральным законом от 02.05.2015 N 119-ФЗ)

Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций — это система мероприятий по обучению населения действиям при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Правовые отношения: понятие, признаки, виды

В ходе реализации какого-либо конкретного права появляются определенные правоотношения — которые в свою очередь, подлежат регулированию правом, участники которых обладают специальными субъективными правами, а также обязанностями юридического характера. В отношениях правового порядка, представляющих собой конкретную индивидуализированную правовую связь, конкретизируются предписания тех или иных юридических норм, превращаясь в специальные права, а также обязанности, которыми обладают персонально определенные лица, органы, и, конечно, организации. Они появляются с целью достижения или же защиты того или другого реального блага, приобретения духовной или же материальной ценности. Отношения правового характера по большей своей части охраняются и подлежат защите от самого государства его принудительными средствами.

Структура, а также признаки и виды правовых отношений. Одни из самых характерных признаков отношений правовой направленности как особого вида общественных отношений заключаются именно в определенных признаках правовых отношений.

Признаки правоотношений

В первую очередь, они появляются, а после подлежат определенным изменениям или же вообще прекращаются только основываясь на конкретных правовых нормах, которые в свое время непосредственно порождают (вызывают к жизни) отношения правовой направленности и, что естественно реализуются через них. Между данными явлениями есть некая причинно-следственная связь.

Но стоит отметить, что нет нормы — нет и правоотношения. Они представляют собой некоторое единство.

Во-вторых, субъекты отношений правового характера имеют взаимосвязь через специальные права юридического порядка и определенные обязанности, которые в правовой науке обычно называют субъективными.

Признаки правоотношений

Рисунок 1. Признаки правоотношений

Такая связь собственно и есть правоотношение в рамках которого праву одной из сторон корреспондирует (соответствует) та или иная обязанность другой и наоборот.

Также важно отметить, что их вполне можно называть встречными. Участники отношений правовой направленности по большей части выступают по отношению друг к другу как управомоченные, а также правообязанные субъекты, интересы одного из граждан вполне могут быть реализованы лишь через посредство другого.

В-третьих, отношения правовой направленности обладают специальным волевым характером: в первую очередь именно из-за того, что через правовые нормы в них отражается государственная воля, а также в силу того, что даже при наличии определенной юридической нормы отношения правового порядка не могут автоматически появиться и затем функционировать без волеизъявления его участников, но крайней мере одного из них. Требуется специальный волевой документ, дающий начало этому явлению.

В-четвертых, те или иные виды правоотношений в большинстве ситуаций подлежат охране именно от самого государства. Что касается других отношений, то они такой защитой не обладают. Защита законности, а также правопорядка означает и охрану отношений правовой направленности, но последние в своей совокупности, и служат для образования правового порядка как результата законности.

В-пятых, отношения правового порядка достаточно значительно отличаются индивидуализированностью субъектов, а также строгой определенностью их взаимного поведения, персонификацией обязанностей, и, конечно, прав. Это всегда конкретное отношение «кого-то» с «кем-то». Стороны, в большинстве ситуаций, известны и вполне могут быть названы поименно, их деяния являются вполне скоординированными.

Что же касается структуры отношений правовой направленности, то в нее входят такие элементы:

  1. субъект;
  2. объект;
  3. право субъективного порядка;
  4. конкретная обязанность юридического характера.

Виды отношений правового порядка

Классифицировать понятие и виды правовых отношений можно совершенно по разным основаниям.

Одно из них — правовая система. В связи с этим отмечают правоотношения уголовного порядка, конституционные, гражданско-правовые.

Читайте так же:
Коллективная (бригадная) материальная ответственность за причинение ущерба

По правовым функциям обычно отмечают такие понятие и виды правоотношений, как регулятивные и охранительные. Что касается регулятивных, то они в свою очередь, связаны с установлением прав позитивного характера, а также обязанностей и их реализацией (трудовые, пенсионные отношения, осуществление права избирательного порядка). Они представляют собой нормальное явление в жизни общества, являются некой формой осуществления норм права. В то время как охранительные появляются в результате нарушения правовых предписаний, а в качестве их главной цели выступает — защита существующего правопорядка, возмещение вреда, который был причинен, наказание правонарушителей.

Таковы, например, отношения между государством и его правоохранительными органами, с одной стороны и личностью — с совершенно иной, в ситуации совершения ею преступления.

По специальным методам контролирования отношения правового характера делятся на управленческие, основанные на властных взаимоотношениях субъектов (например отношения директора определенного предприятия и его работника, командир воинского подразделения и его подчиненный), и договорные, для которых является характерным равенство сторон, автономное положение их относительно друг друга (взаимные отношения коммерческих фирм).

Виды отношений правового порядка

Рисунок 2. Виды правоотношений

В зависимости от взаимоотношений субъектов можно разделить правоотношения на относительные, а также абсолютные. В относительных отношениях правового порядка достаточно четко определяются и управомоченный, и обязанный субъект (договор купли-продажи, трудовое правоотношение и др.). В абсолютных правоотношениях в персональном порядке определяются только лишь управомоченное лицо, а обязанными являются все остальные субъекты, призванные воздерживаться от посягательств на интересы управомоченного (право собственности, авторское право и др.).

По времени деяния отношения правового характера вполне можно разделить на длящиеся (трудовые, служебные) и разовые, однократные (например, принятие участие в выборах, договор мены).

В зависимости от конкретного характера отношений правовой направленности бывают материальные, устанавливающие правовое содержание обязанностей (брачно-семейные, пенсионные), и процессуальные, контролирующие порядок разрешения конкретных дел (разрешение трудовых споров, уголовно-процессуальные отношения).

Наконец, по составу участников отношения правового порядка вполне могут быть двусторонними, появляющимися между двумя субъектами (договор аренды), и многосторонними, где есть три или более участников (купля-продажа через посредника).

Охрана труда — основные понятия и разъяснения

Охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, образующие механизм реализации конституционного права граждан на труд ( ст. 37 Конституции РФ) в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Создание и применение таковых означает переход от низкоэффективного метода реагирования на многочисленные случаи производственного травматизма и профессиональных заболеваний к методу современного устранения их причин — нейтрализации и предотвращению профессиональных рисков, т.е. к управлению профессиональными рисками.

В целях создания механизма управления профессиональными рисками в последние годы проводится значительная работа по приведению Трудового кодекса РФ и иных нормативных правовых актов в соответствие с новым порядком организации охраны труда в производственных организациях, вызванных к жизни переходом к управлению профессиональными рисками. В частности, только в 2011 году в раздел «Охрана труда» ТК РФ федеральными законами было внесено 15 изменений и дополнений.

В последние годы разработано значительное количество нормативных правовых актов: утверждены новые правила аттестации рабочих мест по условиям труда, прохождения работниками обязательных медицинских осмотров, аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда и др.

Правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками определены ст. 37 Конституции РФ: каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Нормы и правила по охране труда содержатся в разделе X ТК РФ "Охрана труда". Нормы и правила по охране труда содержатся также в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах. При этом конкретные требования соблюдения охраны труда регламентируются различного рода нормативными актами — ГОСТами, санитарными и строительными правилами, другими нормативными документами, утверждаемыми уполномоченными на то органами государственной власти.

Охрана труда охватывает практически все отношения между работодателем и работником вплоть до оснащения его рабочего места, продолжительности рабочего дня, перерывов для отдыха, отпусков, обеспечения специальной одеждой и обувью, профилактическим питанием и т.д. и т.п.

Для целей законодательства об охране труда используются ( ст. 209 ТК РФ) следующие основные понятия:

— охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;

— условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;

— вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;

— опасный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;

Читайте так же:
Трудовой договор на безвозмездной основе, образец

— безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов;

— рабочее место — место, где работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;

— средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;

— сертификат соответствия работ по охране труда — документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

— производственная деятельность — совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг;

— требования охраны труда — государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда;

— государственная экспертиза условий труда — оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда;

— аттестация рабочих мест по условиям труда — оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

— стандарты безопасности труда — правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда;

— профессиональный риск — вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом , другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

— управление профессиональными рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков. Положение о системе управления профессиональными рисками утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

Унификация применяемых в ТК РФ основных понятий является непременным условием их правильного и единообразного применения как работодателями и работниками, так и органами государственного управления, судами и т.д. Вместе с тем, что не менее важно, унификация понятий является условием разработки и единообразного применения государственных нормативных требований охраны труда.

Любое законодательство может быть достаточно эффективным, если первоначально будут четко определены цель, на достижение которой оно направлено, и стоящие перед обществом задачи, решение которых может обеспечить достижение этой цели.

Цель, стоящая перед законодательством в области охраны труда направлена на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

Для того, чтобы создать такой механизм, было необходимо выработать государственную политику (или хотя бы ее основные направления, как это предусмотрено ст. 210 ТК РФ) действий в области охраны труда и уполномочить соответствующие государственные и иные органы реализовать эту политику. В указанной статье приводится 20 основных направлений государственной политики в области охраны труда работников:

— обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

— принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

— государственное управление охраной труда ( ст. 216 ТК РФ);

— федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда ( глава 57 ТК РФ);

— государственная экспертиза условий труда ( ст. 216.1 ТК РФ);

— установления порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требования охраны труда;

— содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда ( ст. 370 ТК РФ);

Читайте так же:
Договор подряда с жильцами многоквартирного дома

— профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

— расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ( ст. 227-231 ТК РФ);

— защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

— координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;

— распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

— участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

— подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации ( ст. 225 ТК РФ);

— организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

— обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

— международное сотрудничество в области охраны труда;

— проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

— установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей ( ст. 221 , 223 ТК РФ).

Статьей 210 ТК РФ установлено, что реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Государство осуществляет управление системой охраны труда путем проведения следующих мероприятий:

— нормативно-правового регулирования организации и проведения работы по охране труда — принимает и реализует федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральные целевые, ведомственные целевые и территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда;

— введения государственного надзора и контроля за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;

— введения государственной экспертизы условий труда;

— установления порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

— содействия общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда (в этом абзаце, видимо, следовало записать, что содействие оказывается не какому-то абстрактному общественному контролю, но профсоюзным органам работников, осуществляющим такой контроль).

1.1 Основные понятия правовых отношений

Вся общественная жизнь складывается из отношений — общественных отношений. По мере развития общества участниками общественных отношений становятся коллективы людей.

После возникновения государства и права среди общественных отношений выделяется особый их вид — правовые отношения.

Право регулирует общественные отношения, в результате чего они приобретают правовую форму, т.е. становятся правовыми отношениями. Право выступает мощным организующим фактором, вносит определенную устойчивость в соответствующую сферу государственной и общественной жизни.

Категория «правоотношение» позволяет уяснить, каким образом право воздействует на поведение людей. Правоотношение — это центральное звено механизма правового регулирования, главный канал реализации права.

Правовое отношение — это возникающая на основе норм права общественная связь между лицами, характеризуемая наличием субъективных юридических прав и обязанностей и гарантируемая, обеспеченная государством Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Правоведение: Учебник. М: Проспект, 2009. 34 с..

В приведенном определении суммированы общие признаки, свойственные всем общественным отношениям, и специфические признаки, свойственные только правовым отношениям.

Из общих признаков следует указать на два: правоотношение всегда представляет собой известную связь. Это значит, что его участники занимают по отношению друг к другу определенное положение, так или иначе связаны между собой; в любом правоотношении участвуют две стороны — управомоченная и обязанная: например, по договору займа (ст. 807 ГК РФ «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 30.11.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012) // «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, N 5, ст. 410.) управомоченной стороной является заимодавец, обязанной — заемщик.

Правоотношение является не просто связью, а связью общественной, т.е. связью между лицами, их коллективами, государством, органами государства.

Таким образом, правоотношения так же, как и всякие отношения между лицами, обладают общественной природой, общественным содержанием.

Специфические признаки правоотношения следующие:

это связь между лицами, возникающая на основе норм права. Правоотношения потому и представляют собой особые общественные отношения, что они складываются на базе юридических норм;

Читайте так же:
Перевод через увольнение беременной

это возникающая на основе норм права связь между лицами через их субъективные юридические права и обязанности. Важно обратить внимание на то, что между лицами складывается связь именно в силу наличия у этих лиц прав и обязанностей. Почему же на основе юридических норм между лицами возникает связь? Да потому, что юридические нормы предоставляют одному лицу право, на другое же лицо возлагают обязанность. А право и обязанность едины, и в этом суть правоотношения. Например, по договору купли-продажи на одну сторону — завод ЖБИ — возлагается обязанность отгрузить к установленному сроку детали и конструкции индивидуального жилого дома, а другая сторона — гражданин — имеет право на получение деталей, конструкций. В данном случае очевидно, что право и обязанность по своему фактическому содержанию совпадают. И то, и другое посвящено одному предмету — предоставлению в собственность деталей и конструкций жилого дома. Разница лишь в том, что гражданин наделен правом потребовать отгрузки, ЖБИ обременен обязанностью произвести отгрузку. И именно в силу единства права и обязанности, которыми наделены разные лица, они связаны между собой;

это возникающая на основе норм права связь между лицами, которая поддерживается (гарантируется) принудительной силой государства. Как только те или иные лица становятся носителями субъективных юридических прав и обязанностей, так сразу они попадают в специфическое положение по отношению к государству. Государство поддерживает, гарантирует действия носителя субъективного права (управомоченного);

это возникающая на основе норм права связь между лицами, которая в той или иной степени носит индивидуализированный, определенный характер Григорьева М. А. К вопросу о теории охранительных гражданских правоотношений // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2010. № 6. С. 172..

Правоотношение всегда индивидуализировано по своим субъектам, причем в одних случаях существует полная «двусторонняя » индивидуализация, когда все участники поименно определены (например, обязательственные отношения в гражданском праве), а в других случаях обнаруживается «односторонняя» индивидуализация, когда точно фиксируются лишь субъекты одной из сторон правоотношения (таковы, например, правоотношения собственности, где индивидуализированы только носители права собственности).

Правоотношениям свойственна определенность содержания прав и обязанностей, т.е. того поведения, которому должны следовать участники правоотношений.

Таковы основные признаки правоотношений.

Принимая во внимание эти признаки, можно определить некоторые другие черты правоотношений:

1. Правоотношения носят волевой характер. Но что значит «волевой характер» правовых отношений? Применительно к предмету правового регулирования термин «волевые» означает, что регулируемые правом отношения, неразрывно связанные с волей и сознанием людей, так или иначе выражаются в волевых актах, а потому способны реагировать на правовое воздействие. Применительно же к правовым отношениям это положение имеет иной смысл. Оно означает в первую очередь обусловленность правовых отношений государственной волей народа, содержащейся в юридических нормах. Правоотношения являются волевыми еще и потому, что ни одно правоотношение не может возникнуть до того, как первоначально не сформировалась и не закреплена в источниках права воля народа. Эта воля и воплощается в правоотношениях.

2. Правоотношения связаны и с индивидуальной волей. Многие правоотношения возникают на основе волевых актов (например, административных актов, гражданско-правовых сделок). Но если правоотношения и возникают без влияния индивидуальной воли, то их подавляющее большинство реализуется при помощи волевых актов участников правоотношений, а также (при отсутствии добровольного исполнения обязанностей) актов компетентных государственных органов Рассолов М. М. Проблемы теории правоотношения // Правовая культура. 2012. № 1. С. 58..

Но нельзя абсолютизировать связь только с индивидуальной волей. Главным остается обусловленность правоотношений государственной волей народа, выраженной в юридических нормах. Эта государственная воля и предопределяет формы и степень связи данных правоотношений с индивидуальной волей. Следовательно, даже в тех случаях, когда от воли отдельных лиц зависит возникновение правоотношений (например, в случаях договорных обязательств), такая зависимость носит вторичный, производный характер.

3. Особенности волевого характера правовых отношений дают основания для вывода, что последние принадлежат к области надстройки. Правоотношения — это, в общем, надстроечные отношения. Надстроечные они потому, что выражают, опосредствуют государственную волю народа, закрепленную в юридических нормах Рассолов М. М. Проблемы теории правоотношения // Правовая культура. 2012. № 1. С. 59..

Правоотношения в демократическом обществе составляют неотъемлемую часть нашего конституционного строя, поэтому им свойственны все те специфические черты, которые характерны для права в целом, в том числе и принципы, присущие праву.

Это общие принципы, определяющие социальную природу нашего права, а, следовательно, социальную природу правоотношений.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector