Migration48.ru

Вопросы Миграции
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Энциклопедия решений. Особенности порядка заключения договора аренды государственного и муниципального имущества, связанные с необходимостью проведения торгов

Энциклопедия решений. Особенности порядка заключения договора аренды государственного и муниципального имущества, связанные с необходимостью проведения торгов

По общему правилу участники гражданских правоотношений, в том числе юридические лица, приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, свободно устанавливают свои права и обязанности на основе договора и определяют любые не противоречащие законодательству условия договора (п. 2 ст. 1 ГК РФ). Правила гражданского законодательства применяются и к отношениям с участием Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, поскольку иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК РФ).

Применительно к упомянутым субъектам, а также созданным ими юридическим лицам (государственным и муниципальным унитарным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям) закон предусматривает особые правила распоряжения принадлежащим им имуществом, в том числе сдачи его в аренду. Эти правила определяют необходимость проведения торгов, по результатам которых может быть заключен договор аренды или иной договор, предусматривающий переход прав владения и (или) пользования государственным и муниципальным имуществом. Такие положения закреплены, в частности, в ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее — Закон о защите конкуренции), которая предусматривает особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.

Так, по общему правилу договоры аренды государственного или муниципального имущества могут быть заключены только по результатам конкурсов или аукционов. Это правило распространяется на следующие виды имущества:

— движимое и недвижимое имущество, которое не закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за унитарными предприятиями, государственными или муниципальными учреждениями;

— движимое и недвижимое имущество, которое принадлежит на праве оперативного управления бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления;

— недвижимое имущество, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарным предприятиям либо закреплено на праве оперативного управления за автономными учреждениями (ч.ч. 1, 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).

Эти нормы направлены на достижение целей Закона о защите конкуренции, к которым относится, в частности, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ч. 2 ст. 1 этого федерального закона).

Порядок проведения торгов на право заключить договор аренды государственного или муниципального имущества установлен Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (утверждены приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67, далее — Правила). Обычно торги проводятся в форме аукциона. Проведение их в форме конкурса возможно только в отношении видов имущества, перечень которых утверждает ФАС России (п. 3 Правил). Этот перечень определен приложением 2 к Правилам. В отношении отдельных видов имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, договор аренды может быть заключен только путем проведения торгов в форме конкурса. Это касается объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем (п. 3.1 Правил).

Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену договора, либо действующий правообладатель, если он заявил о своем желании заключить договор по объявленной аукционистом наиболее высокой цене договора, а победителем конкурса — участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер (п.п. 86, 114 Правил). Порядок определения начальной цены договора Правила не предусматривают. Она определяется организатором торгов самостоятельно с учетом заключения независимого оценщика (ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", раздел 21 разъяснений ФАС России от 05.06.2012).

Внимание

Законодательство предусматривает некоторые особенности заключения договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Такие договоры могут быть заключены только по результатам проведения торгов в форме конкурсов на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов (ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").

Читайте так же:
Собственность - это… Право собственности. Виды и формы собственности

Сдача в аренду государственного или муниципального имущества без проведения торгов в случаях, когда их проведение обязательно, является основанием для признания договора аренды недействительным (п.п. 1, 4.1 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73, постановление Третьего ААС от 12.09.2011 N 03АП-2962/11).

Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрен ряд случаев, когда государственное или муниципальное имущество может быть сдано в аренду без проведения торгов.

Внимание

Порядок заключения договоров, предусмотренный ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, не распространяется на договоры аренды находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, лесных участков, договоры пользования водными объектами, принадлежащими на праве собственности государству или муниципальным образованиям (ч. 2 этой статьи). Договоры аренды таких объектов (договоры водопользования) заключаются в соответствии с положениями главы V.1 Земельного кодекса РФ, ст. 74 Лесного кодекса РФ, ст. 11 Водного кодекса РФ, а также в соответствии с подзаконными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок заключения соответствующих договоров.

После проведения в установленных случаях конкурсных процедур можно приступать к оформлению (заключению) договора аренды, руководствуясь общими положениями гражданского законодательства.

Изменения в договоре аренды государственного (муниципального) имущества арендатора

Изменения в договоре аренды государственного (муниципального) имущества арендатора

Федеральная антимонопольная служба России от 19 августа 2019 г. дала разъяснения в части касающейся изменений в договоре аренды государственного (муниципального) имущества арендатора: с физического лица на то же самое физическое лицо, но являющееся индивидуальным предпринимателем».

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается, в том числе на Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Особенности порядка заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества, установлены статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В результате заключения дополнительных соглашений, изменяющих предмет договора, размер арендной платы, целевое назначение объекта и другие существенные условия договора у сторон возникают новые правоотношения, которые должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ).

Таким образом, внесение изменений в договор аренды государственного имущества, изменяющих существенные условия договора, без проведения торгов является нарушением требований, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, поскольку указанные условия согласованы в момент заключения договора на торгах (пункт 8 статьи 448 ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым данного пункта. В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Учитывая изложенное, по мнению ФАС России, внесение изменений в договор аренды государственного (муниципального) имущества в части изменения арендатора: с физического лица на то же самое физическое лицо, но являющееся индивидуальным предпринимателем, не будет являться нарушением антимонопольного законодательства.

Аренда государственного и муниципального имущества

Аренда государственного и муниципального имущества

Порядок проведения торгов на право заключения договоров аренды государственного и муниципального имущества регулируется Приказом ФАС РФ от 10.02.2010 № 67. Торги на право заключения договоров аренды государственного и муниципального имущества размещаются на официальном сайте — torgi.gov.ru. Проведение аукциона в электронном виде на аренду государственного и муниципального имущества допускает подачу заявки в электронном виде через электронную торговую площадку. Проведение аукциона на аренду государственного и муниципального имущества существенно увеличивает возможности предприятий по участию в торгах и их прозрачность и открытость.

В отношении какого имущества может заключаться договор

  • Государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям.
  • Государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями.
  • Государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.
Читайте так же:
Совмещение должностей внутри предприятия. Доплата за совмещение должностей

На каком основании заключается договор

Какие нормативные акты регулируют правоотношения

  • Статья 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» – устанавливает общие требования к порядку передачи прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.
  • Приказ ФАС РФ от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса.
  • Устанавливает порядок проведения конкурсов и аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
  • Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 № 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» – определяет адрес официального сайта РФ в сети Интернет для размещения информации о проведении конкурсов и аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции – www.torgi.gov.ru.

В каких случаях при заключении договоров аренды государственного и муниципального имущества не требуется проведение торгов

ИсключенияОснование
Порядок заключения договоров путем проведения торгов не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашенияхч.2 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции
Заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных образовательных организаций, являющихся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, бюджетных и автономных научных учреждений, при одновременном соблюдении следующих требований: 1) арендаторами являются хозяйственные общества, созданные учреждениями, указанными в абзаце первом настоящей части. 2) деятельность арендаторов заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), право использования которых внесено в качестве вклада в их уставные капиталы.ч.3.1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции
В случае предоставления прав владения и (или) пользования на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения имуществом, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силуп. 1 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции
В случае предоставления прав владения и (или) пользования имуществом государственным органам, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерациип. 2 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции
В случае предоставления прав владения и (или) пользования имуществом государственным и муниципальным учреждениямп. 3 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции
В случае предоставления прав владения и (или) пользования имуществом некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»п. 4 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции
В случае предоставления прав владения и (или) пользования имуществом адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатамп. 5 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции
В случае предоставления прав владения и (или) пользования имуществом медицинским организациям, организациям, осуществляющим образовательную деятельностьп. 6 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции
В случае предоставления прав владения и (или) пользования имуществом для размещения сетей связи, объектов почтовой связип. 7 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции
В случае предоставления прав владения и (или) пользования имуществом лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельностип. 8 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции
В случае предоставления прав владения и (или) пользования имуществом в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции (предоставление государственных или муниципальных преференций)п. 9 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции
В случае предоставления прав владения и (или) пользования имуществом лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контрактап. 10 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции
В случае предоставления прав владения и (или) пользования имуществом на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцевп. 11 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции
В случае предоставления прав владения и (или) пользования имуществом взамен недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом или с реконструкцией здания, строения, сооружения, которыми или частью которых является такое недвижимое имущество, либо в связи с предоставлением прав на такое недвижимое имущество государственным или муниципальным организациям, осуществляющим образовательную деятельность, медицинским организациямп. 12 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции
В случае предоставления прав владения и (или) пользования имуществом правопреемнику приватизированного унитарного предприятия в случае, если такое имущество не включено в состав подлежащих приватизации активов приватизированного унитарного предприятия, но технологически и функционально связано с приватизированным имуществом и отнесено федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается, или к объектам, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственностип. 13 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции
В случае предоставления прав владения и (или) пользования имуществом, являющимся частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имуществоп. 14 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции
В случае предоставления прав владения и (или) пользования имуществом лицу, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией или документацией об аукционе, а также лицу, признанному единственным участником конкурса или аукциона, на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе или аукционе и конкурсной документацией или документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении конкурса или аукционап. 15 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции
В случае предоставления прав владения и (или) пользования имуществом, передаваемым в субаренду или в безвозмездное пользование лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта или на основании п.1 ч.1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренциип. 16 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции

Каков порядок проведения конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды

Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Аукционы являются открытыми по составу участников и форме подачи предложений. Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену договора, либо действующий правообладатель, если он заявил о своем желании заключить договор по объявленной аукционистом наиболее высокой цене договора. При проведении аукционов в соответствии с Постановлением от 06.06.2003 № 333 «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» победителем признается лицо, предложившее наиболее высокую цену договора.

Каковы сроки при проведении торгов

Каковы отличия процедуры проведения торгов в форме конкурса и аукциона

Процедура (действие)КонкурсАукцион
Обеспечение конфиденциальности сведений, содержащихся в заявкахОбеспечивается заявителями, организатором конкурса, конкурсной комиссией, специализированной организациейЛишено смысла, т.к. заявки на участие в аукционе подаются без конвертов и не содержат предложения о цене договора
Критерии определения победителяЛучшие условия исполнения договораНаиболее высокая цена договора

Документация об аукционе разрабатывается организатором аукциона, специализированной организацией и утверждается организатором аукциона.

К документации об аукционе должен быть приложен проект договора (в случае проведения аукциона по нескольким лотам — проект договора в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью документации об аукционе.

Сведения, содержащиеся в документации об аукционе, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении аукциона.

Особенности аренды государственного и муниципального имущества

Статья Виктора Флоренского ведущего аудитора группы компаний Polozov Group.

Конституция РФ и Гражданский кодекс РФ признают и гарантируют любые формы собственности, при этом нормативно установлены три формы (ru.wikipedia.org):

— государственная (федеральная и субъектов РФ),

В данной статье рассмотрим особенности аренды государственной и муниципальной собственности.

Государственное и муниципальное имущество можно арендовать, заключив договор аренды как непосредственно с органами государственной власти и органами местного самоуправления, так и с предприятиями и учреждениями, которым это имущество передано в оперативное управление или в хозяйственное ведение.

По общему правилу заключение договоров, в которых обьектом аренды является государственное или муниципальное имущество (в том числе договоров субаренды и перенайма), осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», т.е. только по результатам проведения торгов (ст.17).

Для некоммерческих организаций сделано исключение, так без проведения торгов возможно заключение договоров аренды на недвижимое имущество (государственное или муниципальное) с некоммерческими организациями, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическими партиями, общественными движениями, общественными фондами, общественными учреждениями, органами общественной самодеятельности, профессиональными союзами, их объединениями (ассоциациями), первичными профсоюзными организациями (п.4 ч.1 ст.17.1).

При аренде государственного и муниципального имущества основные вопросы вызывает определение лица на которого возложена обязанность уплаты НДС и нюансы уплаты налога на прибыль при безвозмездной передаче права пользования государственным и муниципальным имуществом

Заключение возмездного договора аренды непосредственно с органом государственной власти (федеральная и собственность субьектов федерации), муниципальным образованием (имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям и др. муниципальным образованиям) либо органом, уполномоченным действовать от их имени:

Если имущество арендуется непосредственно у органов государственной власти или местного самоуправления, т.е. договор аренды со стороны арендодателя заключен от имени территориального подразделения Росимущества, регионального комитета по управлению имуществом или аналогичных структур местного самоуправления, то арендатору необходимо выполнять функции налогового агента.

В качестве налогового агента арендатор должен определить налоговую базу как сумму арендной платы с учетом налога. Сумма НДС исчисляется по расчетной налоговой ставке (пункт 3 статьи 161 и пункт 4 статьи 164 НК РФ). При этом перечислить арендатор перечисляет НДС в бюджет, удержав налог из доходов арендодателя. Необходимо обратить внимание, что в этом случае в договоре аренды государственного (муниципального) имущества необходимо указать арендную плату с НДС.

Необходимо обратить внимание на то, что если в договоре аренды государственного (муниципального) имущества сумма арендной платы указана без НДС, то арендатор должен самостоятельно рассчитать налог, умножив сумму арендной платы, указанную в договоре, на величину расчетной ставки НДС. Полученную сумму НДС налоговый агент обязан перечислить в бюджет за счет собственных средств.

Заключение договора аренды с унитарным предприятием, либо бюджетным учреждением:

Если в договоре аренды в качестве арендодателя указана организация, у которой государственное (муниципальное) имущество находится в оперативном управлении или хозяйственном ведении (например, ГУП, МУП, государственное либо муниципальное бюджетное учреждение), то обязанности налогового агента по НДС у арендатора не возникают.

Заключение трехстороннего договора аренды между арендатором (политической партией), балансодержателем имущества (государственным или муниципальным унитарным предприятием) и государственным органом власти (органом местного самоуправления)

В данной ситуации необходимо внимательно подойти к формулировкам, указанным в трехстороннем договоре, а именно определить в каком качестве в договоре указано территориальное подразделение Росимущества (региональный комитет по управлению имуществом или аналогичная структура местного самоуправления).

Если территориальное подразделение Росимущества (региональный комитет по управлению имуществом или аналогичная структура местного самоуправления) указано в договоре только как согласующая сторона, а арендодателем является государственное/муниципальное учреждение, на балансе которого состоит имущество, то в таком случае функции налогового агента у политической партии не возникают.

Если арендодателем в договоре указан орган власти, а государственное или муниципальным предприятие/учреждение фигурирует в договоре только как балансодержатель, то в таком случае функции налогового агента необходимо будет исполнять.

Заключение безвозмездного договора использование государственного и муниципального имущества (ссуда).

Если организации передано право пользования государственным и муниципальным имуществом на безвозмездной основе (ссуда), то необходимость в уплате НДС отсутствует.

В соответствии с пп. 10 п. 2 ст. 146 НК РФ не облагаются НДС услуги по передаче некоммерческим организациям в безвозмездное пользование имущества, которое не закреплено за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями и составляет государственную казну РФ (субъекта РФ или муниципальную казну) при условии что такое имущество будет использовано только для ведения уставной деятельности.

Также в соответствии с п. 3 ст. 161 арендодатели государственного и муниципального имущества должны удерживать НДС из доходов, уплачиваемых арендодателю. При безвозмездном использовании доходы у арендодателя не возникают, следовательно, и необходимость в уплате НДС отсутствует, т.е. функции налогового агента выполнять не надо.

Налог на прибыль при безвозмездной аренде имущества.

При определении объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками учитываются доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса.

Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль указан в статье 251 НК РФ (перечень исчерпывающий).

Так в налогооблагаемой базе не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от организаций и (или) физических лиц, а также на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов и использованные указанными получателями по назначению.

Более определенное толкование об определении налогооблагаемой базы при безвозмездной аренде имущества у органов государственной власти/ органов местного самоуправления дано в пп.16 п.2 статьи 251 НК РФ РФ и в Письме Минфина от 26.04.2019г. №03-03-06/3/30921:

Таким образом в случае заключения договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом с органом государственной власти/ органом местного самоуправления у некоммерческой организации налог на прибыль не возникает и при одновременном выполнении двух условий:

  • имеется решение органа государственной власти/ органа местного самоуправления о передаче в безвозмездное использование соответствующего имущества;
  • безвозмездно полученное имущество используется только в уставных целях.

Во всех остальных случаях при безвозмездном получении имущества (работ, услуг) доход возникает, а его оценка осуществляется исходя из рыночных цен. Кроме того, информация о ценах должна быть подтверждена документально (утвержденный в организации порядок определения рыночной цены, либо независимая оценка).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector