Migration48.ru

Вопросы Миграции
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Причины отказа налоговой инспекции в приеме декларации

Причины отказа налоговой инспекции в приеме декларации

Одной из частых проблем, с которой Вы можете столкнуться при подаче декларации 3-НДФЛ, является отказ сотрудника налоговой инспекции в приеме документов. Ниже мы расскажем, что важно знать в этом случае. Мы рассмотрим ситуацию в контексте получения налогового вычета, но это является актуальным и для декларирования доходов.

Итак, если у Вас отказываются принять документы, то:

1. Важно понимать, что принимают у Вас документы специалисты отдела работы с налогоплательщиками, а проверку документов будут осуществлять в отделе камеральных проверок. Это совсем другой отдел с другими сотрудниками.

Квалификация принимающих сотрудников (в области налогов и вычетов) обычно намного ниже, чем проверяющих инспекторов. Поэтому не всегда стоит принимать сказанное принимающим сотрудником налоговой инспекции как «последнюю инстанцию».

Часто встречаются ситуации, когда принимающий инспектор говорит, что в данном случае вычет получить нельзя (или не хватает документов и т.п.), но впоследствии во время камеральной проверки вычет одобряется без всяких проблем.

2. Причины, по которым у Вас могут не принять документы, законодательно ограничены в п. 28 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2012 № 99н.

Не принять у Вас документы могут только если:

  • У Вас нет документов, подтверждающих личность.
  • Если Вы подаете документы за другое лицо, но у Вас нет документа, подтверждающего Ваши полномочия. Это должна быть нотариально заверенная доверенность, а если за ребенка – свидетельство о рождении.
  • Вы подаете декларацию не по установленной форме. Например, если Вы заполнили декларацию за 2020 год по форме 2019 года.
  • Подаете декларацию не в тот налоговый орган. Налоговый орган зависит от места Вашей постоянной регистрации.

Если ни один перечисленных пунктов не подходит под Вашу ситуацию, сотрудник налоговой инспекции обязан принять у Вас документы, даже если они в корне неправильные.

Впоследствии отдел камеральных проверок должен будет проверить документы, и уже в случае каких-либо ошибок выдать официальный отказ с указанием причины или требование внести изменения.

Все остальные доводы при отказе документов – это лишь инициатива сотрудника налоговой инспекции. Инспектор, принимающий документы, проверять декларацию на правильность ее составления не имеет права.

В любом случае стоит выслушать советы принимающего инспектора или причины отказа в приеме документов. С его помощью вы сможете увидеть допущенные ошибки, неточности или нехватку документов. Это позволит избежать потенциального отказа в процессе камеральной проверки.

В случае официального отказа Вам нужно будет вновь подавать все документы и ждать следующей камеральной проверки. Но если Вы полностью уверены в своей правоте, настаивайте на приеме документов.

Что же делать, если Вы уверены в правильности документов, а сотрудник налоговой инспекции отказывается их принять? В этом случае Вы можете:

  • отстаивать свои законные права и потребовать от инспектора письменного отказа в приеме документов. Письменный отказ Вам не дадут, но скорее всего примут документы;
  • отправить документы почтой (см. Отправка декларации по почте). После получения от Вас документов налоговая инспекция должна будет выполнить камеральную проверку и подтвердить Ваше право вычета или сделать официальный отказ с указанием причины;
  • оформить личный кабинет налогоплательщика в налоговом органе и подать документы через него. В этом случае инспекция будет также обязана выполнить камеральную проверку, в результате которой подтвердит Ваше право на вычет или даст официальный отказ с указанием причины.

Вы можете обратиться за юридической помощью к нашим специалистам. Мы подскажем, как отстоять свои права.

Отказ в декларации: причины и основания, что делать

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Каков по закону срок для повторной отправки декларации без штрафа, если после первой сдачи декларации пришел отказ налогового органа в приеме декларации?
Квитанция оператора о доставке декларации по ЕНВД имеется. Причина, по которой отказано в принятии документа, — в декларации ошибочно указан код причины постановки на учет (КПП).

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Отказ налогового органа в приеме декларации был неправомерен.
В случае привлечения организации к ответственности по ст. 119 НК РФ имеется возможность доказать в судебном порядке незаконность такого решения налогового органа.

Обоснование вывода:
Пунктом 1 ст. 80 НК РФ установлено, что Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком.
В п. 4 ст. 80 НК РФ определено, что При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи (далее ТКС) или через личный кабинет налогоплательщика днем ее представления считается дата ее отправки.
В письме Минфина России от 29.04.2011 N 03-02-08/49 уточняется, что датой представления налоговой декларации считается дата, указанная в подтверждении специализированного оператора связи; документом, подтверждающим прием налоговой декларации в электронном виде по ТКС, является квитанция о приеме.
Пункт 4 ст. 80 НК РФ также устанавливает, что налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено НК РФ. Налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронной форме при получении налоговой декларации по ТКС.
Закрытый перечень оснований для отказа в приеме налоговой декларации приведен в п. 28 Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н (далее — Административный регламент).
Так, основаниями для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) являются:
1) отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, или отказ физического лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно этим лицом;
2) отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица — уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы;
3) представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату);
4) отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя (иного представителя — физического лица) организации-заявителя (физического лица — заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), печати организации;
5) отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя — физического лица) организации-заявителя (физического лица — заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя — физического лица) организации-заявителя (физического лица — заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае ее представления в электронной форме по ТКС;
6) представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).
Как видим, ошибка в КПП, допущенная при заполнении декларации, основанием для отказа в ее приеме не является. В этой связи считаем, что последующее привлечение налогоплательщика к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ, является незаконным. Аналогичное мнение высказывают и представители налоговых органов (письмо УФНС России по г. Москве от 22.02.2011 N 16-15/016774).
Однако неправомерность привлечения к ответственности по ст. 119 НК РФ организации с большой долей вероятности придется доказывать в суде.
При этом в ситуациях, близких к рассматриваемой, судьи неоднократно поддерживали налогоплательщиков.
Так, в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2018 N 09АП-38393/18 судьи отметили, что в соответствии с п. 4 раздела 2 Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по ТКС (утвержден приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169) датой представления налоговой декларации в электронном виде является дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.
Если специализированным оператором связи зафиксировано подтверждение даты отправки налогоплательщиком налоговой декларации в пределах установленного срока, налогоплательщик считается своевременно исполнившим свою обязанность по представлению в налоговый орган налоговой декларации.
Нормой п. 1 ст. 119 НК РФ установлена ответственность за виновное непредставление деклараций в определенные законодательством о налогах и сборах сроки, а не за представление налоговой отчетности в электронном виде с техническими ошибками.
В постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2016 N 09АП-32695/16 судьи при вынесении решения в пользу налогоплательщика учли, что налогоплательщиком по ТКС была направлена налоговая декларация, однако ИФНС отказала в приеме с указанием в уведомлении об отказе в приеме налоговой декларации кода ошибки 0400100001 — не найден плательщик по ИНН/КПП в представленном файле.
Судьи также указали, что инспекция незаконно привлекла общество к ответственности за нарушение срока подачи декларации, поскольку подача обществом декларации с нарушением срока была вызвана действиями инспекции.
В постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 04.07.2014 N Ф08-3999/14 по делу N А53-20530/2013 рассматривалась ситуация, при которой налоговым органом было направлено налогоплательщику уведомления об отказе в приеме налоговых деклараций по причине ошибки (не найден плательщик по ИНН/КПП).
По мнению судей, протокол приема отчета может быть оценен только как требование об устранении выявленной ошибки в заполнении документов или противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, направляемый в адрес налогоплательщика в порядке названной статьи.
Пункты 28 и 194 Административного регламента содержат закрытый перечень оснований отказа в принятии налоговой декларации. Данный перечень не подлежит расширительному толкованию. Ошибка, допущенная налогоплательщиком, в названных пунктах не содержится, поэтому оснований для непринятия налоговых деклараций у инспекции на основании Административного регламента не имелось.
В постановлении ФАС Московского округа от 05.07.2013 N Ф05-6739/13 по делу N А40-107240/2012 судьи не поддержали налоговый орган, который утверждал, что факт представления налоговой декларации в налоговый орган подтверждается формированием налоговым органом квитанции о приеме декларации. Арбитры подтвердили, что датой, которую следует считать днем представления налоговой декларации, переданной в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи, является дата отправки такой декларации, которая документально подтверждается специализированным оператором связи.
В этой связи даже отказ в приеме декларации не говорит о том, что налоговая декларация не была представлена в срок.

Читайте так же:
Образец 3 НДФЛ в 2022 году, пример заполнения

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества

30 января 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

«ОБНУЛЕНИЕ» НАЛОГОВЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ. МАКСИМАЛЬНО КОРОТКО.

В последнее время участились случаи мошенничества, связанные с «обнулением» поданных ранее налоговых деклараций по НДС.
Что это такое? И как с этим бороться?
«Обнуление», проводимое мошенниками, представляет собой ситуацию, когда налогоплательщик по ранее представленным налоговым декларациям за предшествующие налоговые периоды, выясняет что от его имени за эти самые налоговые периоды были поданы уточненные налоговые декларации, с нулевой суммой налога.

Что происходит?
При подаче любой налоговой декларации, в соответствии с налоговым законодательством, ФНС начинает камеральную налоговую проверку. Если налогоплательщик подает в ФНС уточненную налоговую декларацию, то камеральная налоговая проверка по корректируемому налоговому периоду начинается вновь.

Читайте так же:
Увольнение материально ответственного лица с недостачей и без

Исходя из буквального толкования п. 2 ст. 173 НК РФ, уточненная налоговая декларация может быть подана налогоплательщиком не позднее трех лет после окончания отчетного налогового периода. Значит налогоплательщик вправе корректировать налоговую отчетность за прошедший трехлетний период.

Если, например, в 4 квартале 2020 года, ФНС получает от налогоплательщика уточненную налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2017 года с нулевой суммой налога, то ФНС начнет проводить камеральную налоговую проверку за 4 квартал 2017 года вновь.

Естественно, что в ситуации, когда подается уточненная налоговая декларация, с указанием на переплату налога за предшествующие периоды, налогоплательщик в соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ вправе возвратить сумму переплаты, либо зачесть ее в счет обязательств перед бюджетом:
«Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику»

При этом, ФНС имеет право запросить у налогоплательщика пояснения в связи с уменьшением суммы налога подлежащей уплате. Так, в соответствии с п.3 ст. 81 НК РФ ФНС:
«вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета)»

Таким образом, ФНС начинает выяснять причину возникновения задолженности бюджета перед налогоплательщиком.

В чем проблема?
Уточненные налоговые декларации подаются в электронном виде, подписываются ЭЦП оформленной на налогоплательщика, в редких случаях уточненные налоговые декларации могут подаваться и нарочно.

Основная проблема возникает в случае, если у налогоплательщика уже есть задолженность по уплате налоговых платежей. В такой ситуации, «обнулившиеся» суммы уплаченного налога будут зачтены в счет уже имеющейся задолженности, в соответствии с п.5 ст. 78 НК РФ.

Если суммы уплаченного налога зачтены в счет другой задолженности, а камеральная налоговая проверка выявляет ошибку, то образуется состав налогового правонарушения, предусмотренный п. 1 ст. 122 НК РФ:
«Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия)»

У налогоплательщика образуется задолженность за корректируемый налоговый период.

Пример: ООО «Н» уплатило НДС за 4 квартал 2017 года 1 000 000,00 рублей, в 4 квартале 2020 года от ООО «Н» в ИФНС поступает «нулевая» уточненная налоговая декларация, при этом у ООО «Н», на данный момент, есть задолженность за 3 квартал 2020 года в размере 1 300 000,00 рублей, в такой ситуации 1 000 000,00 зачитывается ФНС в счет имеющейся задолженности.

Если же в результате камеральной налоговой проверки уточненная налоговая декларация будет признана необоснованной, то у ООО «Н» возникнет задолженность перед бюджетом в 1 000 000,00 по НДС за 4 квартал 2017, данная ситуация образует состав налогового правонарушения, предусмотренного ст. 122 НК РФ, которое влечет наложение штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога. В рассматриваемой ситуации размер штрафа составит 200 000,00 рублей.

Кроме того, на сумму неуплаченного налога, с даты подачи уточненной налоговой декларации (после признания ее необоснованной) будет исчисляться пеня, в соответствии со ст. 75 НК РФ. В данном случае важно учитывать, что пеня суммируется с суммами иных штрафов (в т.ч. ст.122 НК РФ), согласно п.2 ст.75 НК РФ:
«Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах»

Также «обнуление» может грозить проведением выездной налоговой проверки за корректируемый период, либо выявлением несоответствий по ранее представленным декларациям. Например, если налогоплательщик сдал «нулевую» уточненную декларацию за 4 квартал 2017 года, но при этом никак не изменил данные по налоговой декларации по налогу на прибыль за 2017 год, это будет являться для ФНС индикатором наличия признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 54.1 НК РФ.

Читайте так же:
Доверенность на право владения и пользования автомобилем

Что с этим делать?
Если именно вы стали жертвой «обнуления», в такой ситуации необходимо:

1. Подать уточненную налоговую декларацию от своего имени;
Самое простое и самое действенное. Нужно уточниться представив в налоговую прежние данные. Если вы стали жертвой злоумышленников, велик риск того, что они в свою очередь вновь подадут уточненную налоговую декларацию. Подача уточненных налоговых деклараций может занимать довольно длительное время и не всегда решает проблему.
Дополнительно стоит отметить, что в некоторых ИФНС существую установленные лимиты подачи уточненных налоговых деклараций, в этом случае можно подавать уточненные налоговые декларации пока не будет достигнут лимит, важно чтобы все уточненные налоговые декларации были именно вашими. Таким образом злоумышленники не смогут переподать «нулевую» налоговую декларацию.

2. Обратиться с запросом в территориальную ИФНС;
Налоговые органы не проводят экспертизу доверенности и ЭЦП, значит не перепроверяют право лица на подачу уточненной налоговой декларации.
Необходимо обратиться с заявлением в ИФНС об уточнении данных лица, подавшего декларацию, в частности: адрес, ИНН и иные данные лица подавшего уточненную декларацию, а также каким оператором выдавалась ЭЦП, которой была подписана уточненная налоговая декларация.
Если ИФНС представит запрошенные данные, необходимо обратиться к оператору, выдавшему ЭЦП, с требованием отозвать ЭЦП, которой подписывались уточненные налоговые декларации. Не менее важно написать заявление в ИФНС о том, что доверенность, на основании которой подавалась уточненная налоговая декларация, налогоплательщиком, никогда не выдавалась и предоставить подтверждение направления отзыва указанной доверенности по адресу третьего лица.
Также необходимо потребовать от ИФНС аннулировать уточненные налоговые декларации, поданные третьим лицом. На данном этапе не всегда удается получить удовлетворительный ответ. Но данный этап является обязательным промежуточным звеном перед обращением в суд.

  • Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.10.2020 по делу №А56-14368/2020.

4. Обратиться с заявлением в правоохранительные органы (можно, но не обязательно)
Обращение в правоохранительные органы остается на усмотрение налогоплательщика.
Важно отметить, что такое обращение не гарантирует что по нему будет возбуждено уголовное дело и будут проводиться какие-либо следственные действия. Более того, есть риск того, что правоохранительные органы начнут проявлять интерес к деятельности самого заявителя.
Также необходимо учитывать, что каких-либо значительных последствий, даже в случае возбуждения уголовного дела, в плане защиты интересов налогоплательщика в данном случае ждать не стоит.
Если же налогоплательщик преследует целью показать добросовестность и разумность предпринятых им мер по исправлению сложившейся ситуации, то для этого вполне достаточно обратиться в ФНС и к оператору выдавшему ЭЦП.

Но безусловно, из всего перечня мер, которые может предпринять налогоплательщик, самой действенной защитой от мошеннического «обнуления» до сих пор остается внимательное отслеживание поданной отчетности.

Отказ в приеме деклараций: основания, последствия и порядок действий

Перечень оснований для непринятия ИФНС налоговой отчетности установлен в п. 19 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343.

К основаниям для отказа в приеме бумажной декларации относятся:

  • представление декларации не в тот налоговый орган;
  • отсутствие в бумажной налоговой декларации подписи лица, уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в отчетности;
  • отсутствие документов, удостоверяющих личность физлица, непосредственно представляющего налоговую декларацию в ИФНС;
  • отсутствие документов, подтверждающих полномочия представителя, подающего налоговую декларацию в ИФНС;
  • представление налоговой декларации не по установленной форме;

представление расчета по страховым взносам, в котором сведения по каждому физлицу о сумме выплат и страховых взносах содержат ошибки или если суммы этих показателей по всем физлицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику взносов;

представление расчета по страховым взносам, в котором указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие работников;

представление декларации (расчета), подписанной руководителем организации, у которого отсутствуют полномочия подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации.

К основаниям для отказа в приеме электронной декларации относятся:

представление налоговой декларации не по установленному формату;

отсутствие усиленной неквалифицированной электронной подписи ИП в случае представления налоговой декларации/расчета в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС;

  • — дисквалифицированный руководитель организации/ИП;
  • — руководитель организации/ИП, снятые с учета на основании сведений о государственной регистрации смерти;
  • — руководитель, отказавшийся от участия (руководства) в организации;
  • — безвестно отсутствующий, недееспособный или ограниченно дееспособный руководитель организации/ИП;
  • — руководитель организации, в отношении которого внесена запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений.

Почему еще могут не принять налоговую декларацию

Дополнительные основания для отказа в приеме налоговой отчетности приводятся в п. 142 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343. Здесь сказано, что налоговые декларации (как бумажные, так и электронные) должны содержать ряд обязательных реквизитов, без которых отчетность не может быть принята.

В декларациях, представляемых индивидуальными предпринимателями, в обязательном порядке должны быть указаны фамилия, имя и отчество (при наличии) ИП.

Для деклараций, сдаваемых организациями, обязательными реквизитами являются:

  • полное наименование организации;
  • ИНН;
  • вид документа: первичный (корректирующий);
  • наименование налогового органа;
  • подписи лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

shutterstock_676786573.jpg

При отсутствии в декларации (расчете) указанных реквизитов должностное лицо ИФНС информирует заявителя о том, что декларация не принята. При этом должны быть указаны причины отказа. Требование об указании причины отказа в принятии декларации является обязательным для ИФНС. Данное требование направлено на исключение неправомерного отказа налогового органа в принятии отчетности.

Если реквизиты заполнены неправильно, должностное лицо ИФНС должно проинформировать о порядке заполнения декларации и предложить устранить допущенные недостатки немедленно. Если организация/ИП не смогут в кратчайшие сроки устранить ошибки, декларацию все равно примут, но на ней проставят штамп «Требует уточнения».

Что не является основанием для отказа в приеме деклараций

Перечень приведенных выше оснований для отказа в приеме налоговой отчетности является исчерпывающим. Он не подлежит произвольному толкованию или расширению по усмотрению должностных лиц ИФНС. Поэтому налоговики не вправе отказать в приеме декларации, в частности, по следующим причинам:

  • наличие у плательщика признаков недобросовестности;
  • периодическая неуплата организацией/ИП налогов, сборов и страховых взносов;
  • регистрация плательщика по массовому адресу;
  • наличие в налоговой декларации ошибок, неточностей и описок;
  • неосуществление плательщиком хозяйственной деятельности и периодическое неисполнение обязанностей по сдаче налоговой/бухгалтерской отчетности;
  • наличие долгов по обязательным платежам;
  • связь организации/ИП с фирмами-однодневками;
  • транзитный характер совершаемых налогоплательщиком операций;
  • занижение в подаваемой налоговой декларации налогооблагаемой базы.

На этапе принятия декларации налоговики не вправе оценивать добросовестность плательщика и осуществлять проверочные расчеты заявленных в декларации показателей. Для этого существует камеральная налоговая проверка.

Поэтому все вышеназванные причины не являются законным основанием для отказа в приеме отчетности. Если то или иное основание прямо не оговорено в п. 19 и п. 142 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343, налоговики обязаны принять отчетность.

Могут ли налоговики аннулировать налоговую декларацию

В середине 2018 года ФНС поручила налоговым органам аннулировать налоговые декларации по НДС и налогу на прибыль, подписанные неуполномоченными либо неустановленными лицами (письмо ФНС России от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247). В качестве оснований для аннулирования указывались следующие:

  • подача уточненных деклараций с некорректным порядковым номером корректировки;
  • регулярное уклонение руководителя фирмы или ИП от явки на допрос;
  • участие в допросах представителей (адвокатов);
  • выдача доверенности на представление интересов фирмы представителям, зарегистрированным в других регионах;
  • многократная сдача «нулевок» за предыдущие отчетные периоды;
  • отсутствие компании по адресу регистрации;
  • среднесписочная численность организации — 1 человек и др.

При обнаружении какого-либо из вышеуказанных фактов ФНС поручила налоговикам направлять в адрес плательщика уведомление о признании налоговой декларации недействительной. При этом назывался и срок направления уведомления — не позднее 5 рабочих дней с момента аннулирования документа.

Позднее ФНС пересмотрела свою позицию по данному вопросу и отказала инспекторам в праве аннулировать декларации (письмо ФНС России от 02.11.2018 № ЕД-4-15/21496@).

Таким образом, сейчас налоговые органы не наделены правом признавать декларации недействительными. Причем даже в случае недостоверности содержащейся в отчетности информации и недобросовестности подавших ее организаций/ИП.

Что делать при отказе в принятии декларации

Отказ в принятии налоговой отчетности повлечет нарушение сроков ее сдачи. А это в свою очередь является основанием для привлечения организации/ИП к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ.

Штраф по данной норме составляет 5% не уплаченной на основании поданной декларации суммы налога. Причем этот штраф назначается за каждый полный или неполный месяц просрочки сдачи декларации. В конечном итоге штраф может составить 30% от не уплаченной по декларации суммы налога.

Поэтому если ИФНС отказала в принятии декларации по законному основанию, плательщик должен в самые кратчайшие сроки исправить допущенные при сдаче ошибки/недочеты и направить в ИФНС исправленный вариант отчетности. С исправлением ошибок лучше не затягивать. Чем больше просрочка, тем выше и штраф.

Если же в принятии отчетности было отказано необоснованно, то отказ можно оспорить в вышестоящий налоговый орган. В жалобе на действия ИФНС нужно детально указать суть претензии, а также обратить внимание на п. 19 и п. 142 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343, где содержится исчерпывающий список оснований для непринятия деклараций.

Кроме того, действия налоговиков могут быть обжалованы в судебном порядке. Судебная практика по данному вопросу сформирована в пользу плательщиков. При этом суды сходятся во мнении, что налоговые органы не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной по установленной форме (см., например, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.07.2018 № А67-9224/2017).

Минфин предложил список оснований для отказа в приёме налоговых деклараций

Минфин предложил список оснований для отказа в приёме налоговых деклараций

Министерство финансов опубликовало на regulation.gov.ru проект федерального закона, который определяет закрытый перечень оснований для отказа в приёме деклараций от налогоплательщиков. Авторы инициативы предлагают внести изменения в ст. 80 и ст. 88 Налогового кодекса.

В пояснительной записке объясняется: подготовка проекта обусловлена необходимостью совершенствования борьбы с «формально правомерными действиями по представлению налоговых деклараций с целью неисполнения (неполного исполнения) обязанностей по уплате обязательных платежей, регулируемых Налоговым кодексом».

Законопроект включает в себя шесть оснований, при обнаружении которых налоговики смогут отказать в приёме декларации. Документ будет считаться непредставленным, если при проведении камеральной налоговой проверки выяснится, что он подписан неуполномоченным, дисквалифицированным или умершим (по данным реестра ЗАГС) лицом. В числе других предлагаемых причин для отказа:

  • наличие в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о налогоплательщике или о его исключении из реестра;
  • наличие в ЕГРИП записи о прекращении физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя.

Если налоговый орган узнает хотя бы об одном из этих обстоятельств, он должен будет в течение пяти дней сообщить налогоплательщику о признании декларации непредставленной.

В законопроекте уточняется, что у налогоплательщика будет право представить пояснения в виде реестра подтверждающих документов. Поправки также предусматривают возможность подачи уточнённой налоговой декларации. В таком случае первая камеральная проверка прекратится и начнётся новая.

Что думают юристы

По словам старшего юриста Юридическое партнерство «Курсив» Юридическое партнерство «Курсив» Региональный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Налоговое консультирование и споры группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство Профайл компании × Марии Войтовой, предложенные поправки – не первая попытка борьбы с недостоверными данными, подаваемыми в налоговые органы. Два года назад ФНС выпустила письмо, в котором говорилось о возможности аннулирования налоговых деклараций в случае, если руководитель не проживает по адресу регистрации, вступил в должность незадолго до подачи отчётности и т.д.

«Письмо содержало достаточно размытые и, мягко говоря, спорные критерии для аннулирования деклараций, было подвергнуто широкой критике, в результате чего его отозвали с исполнения уже в ноябре 2018 года», — рассказала «Право.ru» Войтова.

Партнёр компании TAXOLOGY TAXOLOGY Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование × Алексей Артюх согласен с тем, что законопроект Минфина – это, по сути, легализация давней практики и пожеланий ФНС. Но, по мнению эксперта, предлагаемый механизм заявленных задач не решит. Напротив, он может создать риски для добросовестных налогоплательщиков в случае возникновения какой-либо проблемы, технического сбоя. Например, если в обществе появится новый директор, но информации о нём ещё не будет в ЕГРЮЛ, налогоплательщику придётся дополнительно подтверждать его полномочия, иначе «инспекция сочтёт его неуполномоченным лицом и откажет в приёмке декларации», что чревато пропуском срока декларирования и последующим штрафом.

Ситуация рабочая, но, по сути, это новый административный барьер и риск штрафа

Алексей Артюх, партнёр компании TAXOLOGY.

Эксперт также полагает, что предлагаемый механизм не поможет в борьбе с «техническим обнулением» и уточнёнными декларациями – поставить электронную цифровую подпись формально уполномоченного лица не составит проблем, отметил Артюх. По мнению эксперта, Минфин видит проблему, но предлагаемое решение не помогает её преодолеть.

«Необходимо понимать, что налоговые органы пытаются отчистить реестры от «фирм-однодневок», а законопроект – очередной наступательный шаг в этой борьбе. Безусловно, шаг важный, но искоренить практику подачи притворных деклараций такими действиями не выйдет. Скорее, данные меры позволят пресечь дальнейшие нарушения со стороны уже обнаруженных недобросовестных налогоплательщиков. Практика показывает, что подобные законопроекты, хоть и направлены на благое дело, скорее всего, ударят именно по обычным налогоплательщикам, а недобросовестные лица так и останутся в тени», — прокомментировала старший партнёр Варшавский и партнеры Варшавский и партнеры Региональный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Налоговое консультирование и споры группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции Профайл компании × Владлена Варшавская.

Мария Войтова полагает, что законопроект может стать эффективным инструментом в борьбе с формально подданными декларациями, а также, что поправки положительно скажутся на добросовестных налогоплательщиках. По её словам, сегодня встречаются случаи «обнуления» деклараций добросовестных налогоплательщиков. Такое возможно в случае подачи нулевой уточнённой декларации по поддельной доверенности. «Хочется верить, что в случае принятия указанных изменений, такие ситуации также будут устранены и налоговые органы будут одинаково пристально проверять полномочия лиц, подписавших декларации, как в случаях подачи заведомо формальных деклараций «фирмами-однодневками», так и в случаях подачи уточненных «нулевых» деклараций якобы самим налогоплательщиком, который на самом деле их не подавал», — сказала Войтова.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector