Migration48.ru

Вопросы Миграции
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Определение Верховного Суда РФ от N 309-ЭС20-1627 по делу N А47-12668/2018

Определение Верховного Суда РФ от 29.01.2020 N 309-ЭС20-1627 по делу N А47-12668/2018

Судья Верховного Суда Российской Федерации Маненков А.Н., рассмотрев ходатайство Савельевой Галины Владимировны об отсрочке уплаты государственной пошлины на подачу кассационной жалобы на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.05.2019, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26.12.2019 по делу N А47-12668/2018,

заявитель подает кассационную жалобу на указанные судебные акты, одновременно ходатайствуя об отсрочке уплаты государственной пошлины за ее подачу.

Неуплату государственной пошлины заявитель обосновывает тяжелым имущественным положением, представляя справки из налоговой инспекции и банков.

В силу статьи 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

На основании пункта 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 Кодекса.

В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.03.1997 N 6 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине» разъяснено, что в ходатайстве об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины должны быть приведены соответствующие обоснования с приложением документов, свидетельствующих о том, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере при подаче искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы.

Ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера может быть удовлетворено арбитражным судом только в тех случаях, когда представленные документы свидетельствуют об отсутствии на банковских счетах денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины. При отсутствии таких документов в удовлетворении ходатайства должно быть отказано.

Рассмотрев ходатайство об отсрочке уплаты госпошлины, суд приходит к выводу об отказе в его удовлетворении, поскольку заявителем не представлена актуальная на момент подачи кассационной жалобы (24.01.2019) справка налоговой инспекции с перечнем расчетных и иных счетов, наименований и адресов банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты. Справка об открытых (закрытых) счетах в кредитных организациях не датирована.

Кроме того, надлежащим образом заверенных справок из банков об остатках денежных средств на счетах с актуальными датами на дату подачи настоящей жалобы в Верховный Суд Российской Федерации не представлено.

Справки об открытых (закрытых) счетах в кредитных организациях датированы 23.07.2019.

В связи с отказом в удовлетворении ходатайства об отсрочке уплаты государственной пошлины кассационная жалоба подлежит возвращению без рассмотрения по существу на основании статьи 291.5 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 184, 291.2, 291.5 АПК РФ, суд

отказать Савельевой Галине Владимировне в удовлетворении ходатайства об отсрочке уплаты государственной пошлины.

Кассационную жалобу Савельевой Галины Владимировны на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.05.2019, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26.12.2019 по делу N А47-12668/2018 возвратить заявителю.

Разъяснение Пленума Арбитражного суда ПМР от 30 сентября 2005 г. "О некоторых вопросах применения законодательства о государственной пошлине Арбитражным Судом ПМР"

С изменениями внесенными Постановлением Пленума Арбитражного суда Приднестровской Молдавской Республики28 марта 2008 года «Об исправлении опечатки в Разъяснении Пленума Арбитражного Суда ПМР от 30 сентября 2005 года «О некоторых вопросах применения законодательства о государственной пошлине Арбитражным Судом ПМР»

В целях обеспечения законности при разрешении экономических споров и иных дел, правильного и единообразного применения Арбитражного процессуального кодекса ПМР (далее — АПК), а также Закона ПМР «О государственной пошлине» (далее — Закон), руководствуясь ст. 14 Конституционного Закона «Об Арбитражном Суде ПМР», Пленум Арбитражного Суда Приднестровской Молдавской Республики постановляет дать следующее

Р А З Ъ Я С Н Е Н И Е

1. Государственная пошлина по всем делам, рассматриваемым арбитражным судом, уплачивается или взыскивается в республиканский бюджет Приднестровской Молдавской Республики (ст. 79 АПК ПМР).

2. В соответствии с п.4 ст.80 АПК ПМР освобождение от оплаты, отсрочка или рассрочка государственной пошлины и уменьшение её размера решается судом, исходя из имущественного положения сторон. Размер государственной пошлины устанавливается Законом ПМР «О государственной пошлине».

3. В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 97 АПК ПМР, исковое заявление и кассационная жалоба возвращается без рассмотрения судом в случае, если не представлены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных законом порядке и размере.

Перед принятием искового заявления к производству суд должен проверить соответствие суммы государственной пошлины размеру, установленному п. 2 ст.4 Закона. При определении размера государственной пошлины, установленной в кратном размере от РУ МЗП, учитывается установленный законом РУ МЗП на день уплаты государственной пошлины.

Также судья арбитражного суда должен проверять соблюдение стороной порядка уплаты государственной пошлины, установленного ст. 6 Закона.

Если уплата государственной пошлины в установленных порядке и размере произведена за истца, либо за лицо, подающее кассационную жалобу, другим лицом, арбитражный суд должен исходить из того, что государственная пошлина фактически уплачена, зачислена в республиканский бюджет и, следовательно, оснований для возвращения искового заявления или кассационной жалобы по мотиву уплаты государственной пошлины ненадлежащим лицом не имеется.

Читайте так же:
Отмена алиментов: основания, порядок отмены, образец 2022 года

4. Освобождение от уплаты государственной пошлины, отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины и уменьшение ее размера решаются судом, исходя из имущественного положения сторон на основании п.4 ст. 80 АПК ПМР.

Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размера производиться по письменному ходатайству заинтересованной стороны на стадии принятия иска. Ходатайство может быть изложено в исковом заявлении, кассационной жалобе или в отдельном заявлении, приложенном к соответствующему заявлению. Ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера, подданное до обращения с исковым заявлением или кассационной жалобой, возвращается арбитражным судом без рассмотрения.

В ходатайстве должны быть приведены соответствующие обоснования с приложением документов, свидетельствующих о том, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере при подаче искового заявления или кассационной жалобы.

К документам, устанавливающим имущественное положение заинтересованной стороны, относят:

— справка из обслуживающего банка о наличии расчётного и иных счетов, а также о наличии на указанных счетах денежных средств.

Представление документов, подтверждающих обращение истца, лица, подающего кассационную жалобу, к банкам, и иным организациям за получением заемных средств, а также, свидетельствующих об отсутствии у них ликвидного имущества, за счет реализации которого могла быть получена денежная сумма, необходимая для уплаты государственной пошлины, не требуется.

Ходатайство об отсрочке или рассрочки уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера может быть удовлетворено арбитражным судом только в тех случаях, когда представленные документы свидетельствуют об отсутствии на банковских счетах денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины. При отсутствии таких документов в удовлетворении ходатайства должно быть отказано.

Арбитражный суд не может по своему усмотрению отказывать в отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины и уменьшении ее размера, если имеются объективные основания для удовлетворения ходатайства.

При наличии ходатайства об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, оформленное по правилам, изложенным выше, исковое заявление или кассационная жалоба не могут быть возвращены в связи с неуплатой государственной пошлины. Если ходатайство касается уменьшения размера государственной пошлины, то исковое заявление или кассационная жалоба оплачивается государственной пошлиной в остальной части.

5. При принятии искового заявления или кассационной жалобы рассмотрение ходатайства об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины и уменьшении ее размера производится судьей единолично.

Об удовлетворении ходатайства указывается в определении о принятии искового заявления или кассационной жалобы, об отказе в удовлетворении ходатайства – в определении о возвращении искового заявления (кассационной жалобы).

В соответствии с пп.4 п.2 ст. 128 АПК ПМР в определении должны быть указаны мотивы, по которым арбитражный суд пришел к своим выводам об удовлетворении или об отказе в удовлетворении ходатайств со ссылкой на законы и иные правовые акты.

Определение о возвращении искового заявления в связи с отказом в удовлетворении ходатайства может быть обжаловано на общих основаниях в соответствии с ч.5 ст. 97 АПК ПМР. Возможность обжалования определения об удовлетворении ходатайства и о принятии искового заявления АПК не предусматривает.

6. В случае если при отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины до дня заседания арбитражного суда сторона не представила документа, подтверждающего ее уплату, то вопрос о взыскании с соответствующей стороны государственной пошлины решается арбитражным судом при принятии решения, определения, постановления. Если арбитражный суд удовлетворяет исковое заявление, кассационную жалобу, то государственная пошлина взыскивается с другой стороны в доход Республиканского бюджета. При отказе в удовлетворении исковых требований или кассационной жалобы государственная пошлина взыскивается с лица, которому дана отсрочка или рассрочка в ее уплате.

7. При распределении судебных расходов по государственной пошлине суд должен руководствоваться п.1 ст. 84 АПК ПМР, в соответствии с которой расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Однако в соответствии с п.3 ст.84 АПК ПМР, в случае, если дело возникло вследствие нарушения лицом, участвующим в деле, досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, предусмотренного законом для данной категории споров или договором, арбитражный суд вправе отнести на это лицо судебные расходы не зависимо от исхода дела.

8. Если досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора не установлен, арбитражный суд при добровольном удовлетворении ответчиком исковых требований после предъявления иска должен рассмотреть вопрос об отнесении на соответствующую сторону расходов по государственной пошлине, исходя из ст. 84 АПК ПМР с учетом того, что требования истца фактически удовлетворены.

9. Государственная пошлина, уплаченная по исковому заявлению или кассационной жалобе, не подлежащим, согласно закону, оплате государственной пошлиной, возвращается арбитражным судом из бюджета как излишне уплаченная в порядке, установленном ст. 82 АПК ПМР.

10. В соответствии с п.п.3 п.4 ст.6 Закона «О государственной пошлине», руководствуясь п. 2 ст. 77 АПК ПМР, при оставлении иска без рассмотрения по основанию, предусмотренному п.6 ст. 76 АПК ПМР т.е. неявка истца (заявителя) в судебное заседание, суду следует взыскивать с истца госпошлину (в случае предоставления отсрочки по уплате госпошлины при обращении с иском в суд). Сумма государственной пошлины в данном случае определяется в порядке, установленном Законом ПМР «О государственной пошлине».

В случае уплаты госпошлины при обращении с иском в суд, и не явке истца в судебное заседание, госпошлина возврату не подлежит.

Читайте так же:
Составляем договор для генерального директора

Отсрочка уплаты госпошлины – что говорит закон

Согласно статьям Арбитражного процессуального кодекса РФ, рассмотрение исков и жалоб возможно только при предоставлении финансового документа, подтверждающего уплату госпошлины. Однако допустимы и получение льгот, отсрочек, рассрочек. В отдельных случаях размер госпошлины может быть уменьшен. При полном отсутствии у гражданина денег на счету возможно освобождение от уплаты государственной пошлины.

Отсрочка уплаты госпошлины в арбитражный суд установлена статьей № 102 АПК РФ. Эта статья включает отсылку к налоговому кодексу РФ, где разъяснен порядок предоставления отсрочки.

Кроме этого, по вашему ходатайству, приложенному к исковым документам, арбитражный суд может снизить размер госпошлины. Основанием для этого является тяжелое имущественное положение плательщика. При этом используются положения статьи 333.22 НК РФ, требующей привести доказательства отсутствия средств.

Мнение эксперта

Статья 333.41 НК РФ уточняет, что для отсрочка уплаты госпошлины предоставляется после подачи соответствующего ходатайства. Равные условия действуют для получения рассрочки платежа.

Ходатайство об отсрочке уплаты госпошлины

Если вам нужна отсрочка госпошлины в арбитражный суд, то самое важное — правильно составить ходатайство. Оно может входить в само исковое заявление (а также содержаться в тексте кассационной или апелляционной жалобы), а также оформляться отдельным документом.

Мнение эксперта

Статья 333.41 НК РФ уточняет, что для отсрочка уплаты госпошлины предоставляется после подачи соответствующего ходатайства. Равные условия действуют для получения рассрочки платежа.

Кроме этого, ходатайство необходимо сопроводить письменными доказательствами того, что у вас есть серьезные основания просить о рассрочке или отсрочке платежа. Без доказательств суд может отклонить ваше ходатайство. Исковое заявление будет оставлено без движения, а вы получите рекомендацию уплатить госпошлину в полном размере.

Хотите избавиться от всех долгов?

В Постановлении приведен перечень документов, которые принимаются в качестве основания для предоставления отсрочки при подаче заявления в арбитражный суд:

  • Справка из ФНС, в которой перечислены банковские счета гражданина, а также указаны реквизиты финансовых организаций, где у него есть счета. В случае, если речь идет о компании, то указываются данные счетов ее филиалов.
  • Банковские справки о состоянии счетов и наличии на них средств (отсутствии или задолженности). Справка должна показывать, что имеющихся финансов недостаточно для уплаты госпошлины в полном размере. Также она может показывать размер общей задолженности, в том числе по кредитам, исполнительным листам и другим платежам.
  • Другие документы, допустимые законом для данного случая – накладные, договора поставок, др.

Физические лица могут просто получить справку об остатке на счете.

Вы можете приложить к своему заявлению об отсрочке любые документы , демонстрирующие невозможность единовременной оплаты госпошлины. В пункте 4 Постановления содержится разъяснение о том, что суд при наличии объективных оснований ходатайства не может отказать в его удовлетворении.

Срок предоставления отсрочки госпошлины

Согласно законодательству, отсрочку или рассрочку госпошлины можно предоставить заинтересованному лицу на срок до окончания рассмотрения дела в суде, но максимум на 1 год. Если заявитель получил льготу на оплату госпошлины и воспользовался ней до окончания максимального периода, то он имеет право снова просить суд об отсрочке. В этом случае срок обеих отсрочек складывается и в общем он не должны превышать одного года.

Чтобы не ходатайствовать дважды о предоставлении льготы, нужно сразу выбрать достаточный период отсрочки, который нужно будет просить у суда. Для этого следует рассмотреть критерии принятия решения:

  1. Порядок рассмотрения дела. Заявителю нужно будет оплачивать госпошлину, если отсрочка закончится до вынесения решения судом. Если попросить длительный срок, то больше вероятности, что суд за это время вынесет решение и тогда пошлину нужно будет оплачивать проигравшей стороне.
  2. Срок, по истечении которого появятся средства на оплату. Нужно оценить свои возможности, чтобы внести средства вовремя, и в то же время предоставить в ходатайстве документы, подтверждающие, что именно к этому времени появится возможность оплатить госпошлину.

Если аргументы заявителя весомые и у него есть подтверждение того, что через какое-то время деньги на оплату госпошлины появятся, то суд в 99% случаев предоставит право на отсрочку.

Можно ли составить и подать ходатайство самостоятельно

Каждый гражданин вправе самостоятельно составить этот документ и, приложив к нему все необходимые бумаги, подать их на рассмотрение в суд. Образец ходатайства на предоставление отсрочки уплаты госпошлины можно взять в Апелляционном суде.

Однако несведущему в юриспруденции человеку придется изучить некоторые правила и условия осуществления этого действия. К тому же, нужно будет подготовить и ряд других документов, аргументирующих отсрочку. Если допустить неточности, не предоставить подтверждения каким-либо фактам или проигнорировать требования законодательных норм, то можно получить отказ в предоставлении льготы. Поэтому лучшим решением будет совместная работа с квалифицированным и опытным юристом.

Итоги

Обобщим всю представленную выше информацию:

  1. Основное, с чего нужно начать – оценка ситуации. Действительно ли у заявителя есть доказательная база того, что сейчас платить за работу суда возможности нет, а в будущем она появится?
  2. Определить, что нужно заявителю и на что он имеет право. Возможно, удобнее выбрать не отсрочку, а рассрочку платежа, либо подавать документы на полное освобождение от уплаты госпошлины. Например, государство предоставляет большие льготы некоторым общественным организациям.
  3. Собрать пакет документов, аргументирующих отсрочку.
  4. Правильно выбрать период.
  5. Составить ходатайство в арбитражный суд в соответствии с правилами оформления таких документов и законодательной базой.
Читайте так же:
Не отпускают в отпуск по графику: что делать?

Чтобы осуществить грамотный и качественный подход к разрешению данного вопроса, лучше обратиться к арбитражному юристу .

Арбитражный суд Забайкальского края

Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины

Арбитражный суд, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делу, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 Налогового Российской Федерации (статья 102 АПК РФ, пункт 2 статьи 333.22 НК РФ).

Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размера производятся по письменному ходатайству заинтересованного лица. Ходатайство может быть изложено в исковом заявлении (заявлении), апелляционной или кассационной жалобе либо в отдельном заявлении, приложенном к соответствующему заявлению (жалобе). Ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера, поданное до обращения с исковым заявлением (заявлением), апелляционной или кассационной жалобой, возвращается арбитражным судом без рассмотрения.

Согласно абз. 2 п. 4 Постановления 6 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.03.1997 г. № 6 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине" в ходатайстве должны быть приведены соответствующие обоснования с приложением документов, свидетельствующих о том, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере при подаче искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы.

К документам, устанавливающим имущественное положение заинтересованной стороны, относятся:

  • o подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, наименования и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты (включая счета филиалов и представительств юридического лица — заинтересованной стороны);
  • o подтвержденные банком (банками) данные об отсутствии на соответствующем счете (счетах) денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины, а также об общей сумме задолженности владельца счета (счетов) по исполнительным листам и платежным документам. К ходатайству об уменьшении размера государственной пошлины прилагаются документы о находящихся на счете (счетах) денежных средствах.

Ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера может быть удовлетворено арбитражным судом только в тех случаях, когда представленные документы свидетельствуют об отсутствии на банковских счетах денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины. При отсутствии таких документов в удовлетворении ходатайства должно быть отказано.

Арбитражный суд не может по своему усмотрению отказывать в отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины и уменьшении ее размера, если имеются объективные основания для удовлетворения ходатайства.

При наличии ходатайства об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины исковое заявление (заявление), апелляционная или кассационная жалоба не могут быть возвращены в связи с неуплатой государственной пошлины.

Если ходатайство касается уменьшения размера государственной пошлины, исковое заявление (заявление), апелляционная или кассационная жалоба оплачиваются государственной пошлиной в остальной части.

При принятии искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы рассмотрение ходатайства об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины и уменьшении ее размера производится единолично судьей суда соответствующей инстанции.

Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины может быть предоставлена по ходатайству заинтересованного лица на срок до окончания рассмотрения дела, но не более чем на один год.

После предоставления отсрочки уплаты государственной пошлины арбитражный суд вправе повторно предоставить такую отсрочку, однако в силу пункта 1 статьи 64, пункта 1 статьи 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации общий срок предоставления отсрочек не должен превышать одного года (п. 7 Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 г. № 46).

Об удовлетворении ходатайства указывается в определении о принятии искового заявления (заявления) или апелляционной жалобы, об отказе в удовлетворении ходатайства — в определении о возвращении искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы. Согласно части 1 статьи 185 АПК РФ в определении должны быть указаны мотивы, по которым ходатайство удовлетворено либо в его удовлетворении отказано, а также сумма государственной пошлины, на которую предоставлена отсрочка (рассрочка).

Определение о возвращении искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы в связи с отказом в удовлетворении ходатайства может быть обжаловано на общих основаниях в соответствии со статьями 129, 264, 281 АПК РФ. Возможность обжалования определения об удовлетворении ходатайства и о принятии искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы АПК РФ не предусмотрена.

Арбитражный суд Республики Марий Эл

О применении налогового и арбитражного процессуального законодательства о государственной пошлине при предъявлении искового заявления в арбитражный суд

Практика
Научные рекомендации

РЕКОМЕНДАЦИИ

Президиума Арбитражного суда Республики Марий Эл

5 марта 2007 года № 05/07 г. Йошкар-Ола

«О применении налогового и арбитражного процессуального законодательства о государственной пошлине при предъявлении искового заявления в арбитражный суд»

Президиум Арбитражного суда РМЭ обсудил некоторые вопросы применения в судебной практике арбитражного процессуального и налогового законодательства о государственной пошлине и в соответствии со статьей 38 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» принимает следующие рекомендации.

1. Об отсрочке уплаты государственной пошлины

1. Обязан ли истец оформлять отдельным документом заявление о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины?

Отсрочка уплаты государственной пошлины не может осуществляться по произвольному или инициативному усмотрению арбитражного суда, она предоставляется только после изучения, оценки и удовлетворения письменного ходатайства истца, обоснованного совокупностью документов о тяжелом финансовом и имущественном положении.

Ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины может быть изложено как непосредственно в тексте искового заявления, так и в отдельном документе, приложенном к иску.

Читайте так же:
Отказ от наследства по закону в 2022 году

Отдельно оформленное ходатайство, поданное самостоятельно до направления искового заявления (заявления), не рассматривается арбитражным судом и возвращается истцу.

Наличие в исковых материалах мотивированного ходатайства об отсрочке уплаты государственной пошлины обязывает арбитражный суд рассмотреть его по существу и занять четкую позицию: либо предоставить отсрочку уплаты государственной пошлины и принять иск к производству, либо отклонить ходатайство и немедленно возвратить исковое заявление в соответствии с частью 1 статьи 129 АПК РФ.

В исключительных случаях, когда неполнота представленных истцом документов не позволяет объективно и всесторонне разрешить ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины, арбитражный суд вправе оставить исковое заявление без движения и предложить истцу обосновать ходатайство дополнительными доказательствами.

2. Какие доказательства в обоснование своего ходатайства о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины обязаны представлять юридические лица, обратившиеся с исковым заявлением (заявлением по публичному спору) в арбитражный суд?

Зависит ли оценка ходатайства от организационно-правовой формы организации-заявителя или от применения к ней процедуры ликвидации, банкротства?

По смыслу статей 333.22 НК РФ, 65 АПК РФ арбитражный суд вправе отсрочить (рассрочить) уплату государственной пошлины только при условии, если истец (заявитель) подтвердит достаточными и убедительными доказательствами такое собственное имущественное положение, которое свидетельствует об отсутствии на день предъявления иска (подачи заявления по публичному спору) денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины.

Все юридические лица обязаны иметь банковский (расчетный) счет и сообщать в налоговый орган об открытии или закрытии каждого счета в каком-либо банке . Поэтому оценка имущественного положения юридического лица при решении вопроса об отсрочке уплаты государственной пошлины зависит от доказанности длительного отсутствия денежных средств на его банковских счетах либо от значительного количества предъявленных к счету требований (пункт 2 статьи 855 ГК РФ).

Впредь до принятия нового обобщающего акта высшей судебной инстанцией при исследовании вопроса об обоснованности ходатайства об уплате государственной пошлины следует руководствоваться исчерпывающим перечнем доказательств об имущественном положении истца, приведенном в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 6 от 20.03.1997 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства РФ о государственной пошлине».

К документам, устанавливающим имущественное положение истца, относятся: во-первых, подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, наименования и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты, включая счета филиалов и представительств юридического лица — заинтересованной стороны; во-вторых, подтвержденные банком (банками) данные об отсутствии на соответствующем счете (счетах) денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины, а также об общей сумме задолженности владельца счета (счетов) по исполнительным листам и платежным документам.

Отсрочка уплаты государственной пошлины не может осуществляться по произвольному или инициативному усмотрению арбитражного суда. Запрещается истребовать от истца иные документы о его финансовом и имущественном положении, например, документы, подтверждающие обращение истца к банкам и иным организациям за получением заемных средств, а также свидетельствующие об отсутствии у организации ликвидного имущества, за счет реализации которого могла быть получена денежная сумма, необходимая для уплаты государственной пошлины.

Арбитражный суд обязан принять исковое заявление, если имеются объективные причины для удовлетворения ходатайства об отсрочке уплаты государственной пошлины, отказ в отсрочке по усмотрению арбитражного суда не допускается.

При этом оценка имущественного положения не зависит от отнесения истца (заявителя) к коммерческой организации или к некоммерческой организации, поскольку налоговым законодательством не установлен особый порядок рассмотрения ходатайств об отсрочке уплаты государственной пошлины юридических лиц различной организационно-правовой формы. Общественные организации или финансируемые публичным собственником учреждения не могут обосновывать обязательность предоставления им отсрочки уплаты государственной пошлины лишь выпиской из учредительного документа о некоммерческих целях их деятельности.

Организации, в отношении которых осуществляется процедура добровольной ликвидации или введена одна из процедур банкротства, также должны подтверждать обоснованность своего заявления об отсрочке уплаты государственной пошлины документами, перечисленными в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 6 от 20.03.1997 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства РФ о государственной пошлине». Приложение к ходатайству одного решения учредителей о добровольной ликвидации, решения арбитражного суда о принудительной ликвидации (статья 61 ГК РФ) или судебного акта по делу о банкротстве юридического лица без документов о денежных средствах на банковском счете позволяет арбитражному суду отказать в удовлетворении ходатайства об отсрочке уплаты государственной пошлины.

3. Какие документы об имущественном положении индивидуального предпринимателя могут быть приняты в качестве доказательств обоснованности его ходатайства о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины?

Гражданское и арбитражное процессуальное законодательство исходят из равного регулирования правоотношений с участием коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей. Так, к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения (пункт 3 статьи 23 ГК РФ). Согласно статье 43 АПК РФ способность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности (процессуальная правоспособность) признается в равной мере за всеми организациями и гражданами, обладающими согласно федеральному закону правом на судебную защиту в арбитражном суде своих прав и законных интересов.

Для совершения расчетных операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, индивидуальный предприниматель вправе использовать расчетный счет, открываемый в банке на основании договора банковского счета.

Читайте так же:
Текущие платежи при банкротстве

Следовательно, к ходатайству о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины индивидуальный предприниматель обязан приложить документы об отсутствии денежных средств на открытых им банковских счетах по перечню, установленному для коммерческих организаций в соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 6 от 20.03.1997 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства РФ о государственной пошлине». К ним относятся справка налогового органа о расчетных и иных банковских счетах индивидуального предпринимателя и выданные банком (банками) выписки или справки об отсутствии на счете (счетах) денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины.

Если индивидуальный предприниматель приложил к ходатайству документы о закрытии банковского счета или заявил об отсутствии у него открытых банковских счетов, то за ним сохраняется процессуальная обязанность по доказыванию тяжелого имущественного положения, не позволяющего уплатить государственную пошлину при подаче искового заявления в арбитражный суд. В этом случае основания для отсрочки уплаты государственной пошлины могут подтверждаться декларацией о доходах индивидуального предпринимателя, данными налогового органа о неуплаченных налогах, копиями исполнительных листов и иных документов о предъявленных к индивидуальному предпринимателю требованиях, справкой о составе семьи и о нахождении на иждивении несовершеннолетних или нетрудоспособных лиц и т.п.

4. Какими документами обязано обосновать свое ходатайство о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины физическое лицо, обратившееся в арбитражный суд с исковым заявлением по корпоративному спору?

К физическому лицу, обратившемуся в арбитражный суд с исковым заявлением по спору, вытекающему из законодательства о хозяйственных обществах, должны применяться общие положения статьи 333.21 НК РФ о возможности предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты государственной пошлины, исходя из имущественного положения истца.

Гражданин вправе обосновать отсутствие денежных средств для уплаты государственной пошлины любыми документами, в том числе справкой о заработной плате, декларацией по налогу на доходы физических лиц, данными о неуплаченных налогах, копиями исполнительных листов и иных документов о предъявленных к нему денежных требованиях, справкой о составе семьи и о нахождении на иждивении несовершеннолетних или нетрудоспособных лиц, данными об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, справкой об инвалидности гражданина или членов его семьи и т.п.

При отсутствии таких документов рекомендуется оставить исковое заявление без движения и предложить гражданину представить доказательства, подтверждающие достоверность его тяжелого имущественного положения.

Ходатайство физического лица о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины может быть немедленно отклонено арбитражным судом с возвращением ему искового заявления, если истец ограничился общим сообщением о тяжелом материальном положении без приложения каких-либо документов, а размер государственной пошлины по делу не превышает двух тысяч рублей.

5. По каким правилам оценивается ходатайство о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины, если истцом по делу является публично-правовое образование?

Публично-правовое образование признается субъектом гражданского права (статья 124 ГК РФ) и может быть самостоятельной стороной арбитражного процесса, поэтому оно обязано в случаях, предусмотренных законом, уплатить государственную пошлину при направлении искового заявления в арбитражный суд.

При этом выступающие в деле от имени государства или муниципального образования уполномоченные государственные органы или органы местного самоуправления не являются истцами и должны совершать все действия, включая уплату государственной пошлины, от имени создавших их публичных субъектов.

Следует учитывать, что законодательство о государственной пошлине называет плательщиками государственной пошлины только организации и физических лиц (статья 333.17 НК РФ) и не упоминает в их числе РФ, субъекты РФ или муниципальные образования. Однако НК РФ в отдельных нормах допускает возможность уплаты государственной пошлины органами государственной власти или органами местного самоуправления. В таких случаях ими могут совершаться платежи и по искам, предъявленным от имени государственных или муниципальных образований.

Ходатайство публично-правового образования о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины подлежит рассмотрению арбитражным судом по общим основаниям, предусмотренным статьей 333.21 НК РФ.

Поскольку средства соответствующего бюджета и иное имущество, не закрепленное за унитарными предприятиями и учреждениями, составляют государственную или муниципальную казну, то имущественное положение истца следует оценивать по состоянию его казны. В качестве достаточных доказательств для предоставления отсрочки уплаты государственной пошлины могут быть приняты документы финансовых органов публично-правового образования об отсутствии в бюджете особой статьи расходов на уплату государственной пошлины, выписки из законов (решений) о бюджете об ассигнованиях, утвержденных на другие цели.

При уклонении истца от документального обоснования ходатайства, при его отсутствии в исковых материалах арбитражный суд оставляет исковое заявление без движения и с целью оценки источников финансирования публичного образования истребует от истца данные о получении дополнительных доходов в бюджет и о внесении изменения в сводную бюджетную роспись по правилам бюджетного законодательства.

Если государственные органы или органы местного самоуправления, действующие от имени публично-правового образования, ссылаются на отсутствие на их счетах, открытых в соответствующем казначействе, денежных средств для уплаты государственной пошлины либо на отказ финансового органа специально выделить такие средства, то подобные документы характеризуют лишь имущественное положение органа, имеющего статус государственного или муниципального учреждения, и не могут служить основанием для предоставления публично-правовому образованию отсрочки уплаты государственной пошлины.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector