Migration48.ru

Вопросы Миграции
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Преподаватель университета

Преподаватель университета

Преподаватель университета

Преподаватель университета проводит лекции, семинарские и лабораторные занятия, принимает экзамены и зачеты, занимается научно-исследовательской деятельностью в рамках специализации вуза. Хотя эта работа относится к разряду педагогической, она отличается от работы учителя в школе. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Краткое описание: кто такой преподаватель университета?

Преподавателем университета может стать недавний студент, окончивший магистратуру. От такого специалиста требуется глубокое знание и понимание своего предмета, равно как и умение завлечь аудиторию, удержать ее внимание, пробудить интерес к своему предмету.

Особенности профессии

Эта профессия отличается тем, что у нее нет конкретной специализации. Занять вакансию преподавателя университета можно по любому профильному предмету в зависимости от того факультета, на котором учился студент. Можно преподавать философию, начертательную графику, схемотехнику, психологию – это один из вариантов развития карьеры абсолютно в любой отрасли. Обязанности преподавателя университета обычно следующие:

  1. Подготовка учебного материала для лекций, семинаров и лабораторных занятий.
  2. Использование современных технологий при проведении занятий различного формата.
  3. Мотивация студентов к учебе, развитие у них навыков и умений для успешного освоения дисциплины.
  4. Прием практических, контрольных, курсовых работ, зачетов и экзаменов.
  5. Заполнение документации, формирование учебных планов.
  6. Курирование студентов во время прохождения ими производственной практики.
  7. Ведение научно-исследовательской деятельности.

Не во всех вузах есть достаточная материальная база для проведения масштабных исследований, поэтому последняя обязанность может быть представлена в них в разной степени.

Плюсы и минусы профессии преподаватель университета

Плюсы
  1. Высокий социальный статус.
  2. Возможность заниматься научной деятельностью.
  3. Возможность путешествовать, принимать участие в зарубежных и международных мероприятиях.
  4. Возможность получать научные гранты.

Минусы
  1. Не всегда нормированный рабочий день.
  2. Психологические нагрузки (пусть и не настолько большие, как у учителя, работающего с детьми).
  3. Не всегда высокий уровень доходов.

Важные личные качества

Преподавателю университета нужно прекрасно разбираться в своем предмете и обладать соответствующими способностями (например, аналитическим мышлением для точных наук, развитым воображением – для предметов из сферы искусств, и так далее). Также он должен знать психологию обучения, уметь понятно и систематизировано излагать информацию, обладать определенной харизмой, чтобы студенты с удовольствием ходили на его занятия, и хорошей дикцией. Не помешает умение концентрироваться и выполнять монотонный труд, поскольку эта профессия неизбежно связана с заполнением большого количества документов. Для ведения научно-исследовательской деятельности важна также пытливость ума и способность находить нестандартные решения.

Обучение на преподавателя университета

Как уже было отмечено, в эту профессию приходят после прохождения магистратуры (или сразу, или спустя некоторое время). Как таковой специальности по обучению на преподавателя университета в вузах нет, это вариант профессионального развития для тех, кто хочет заниматься наукой и преподавательской деятельностью больше, чем работать непосредственно по специальности. Хотя достаточно часто преподаватели совмещают чтение лекций, проведение практических занятий с работой по своему профилю, либо начинают преподавательскую карьеру после успеха на основном поприще.

Место работы

Преподаватель университета работает в вузе. В зависимости от предмета, он также может подрабатывать репетиторством, проводя индивидуальные занятия (в том числе, по подготовке к поступлению).

Зарплата преподавателя университета

Уровень доходов преподавателя в вузе во многом зависит от престижности учебного заведения, стоимости обучения в нем, широты проводимой в нем научно-исследовательской деятельности. А также от уровня профессионализма и статуса преподавателя, величины ставки, в рамках которой он работает.

Зарплата преподавателя университета на декабрь 2021

Информации о зарплатах предоставлена порталом hh.ru.

Карьерный рост

Преподаватель – это первый статус в карьерной лестнице специалистов, решивших посвятить себя науке. Далее следует должность ассистента, у которого есть диплом специалиста или магистра (и годовой стаж работы преподавателем). Затем сотрудник становится старшим преподавателем (этой должности соответствует трехлетний стаж или степень кандидата наук). По окончании аспирантуры и при наличии статуса кандидата наук специалист становится доцентом, а при получении степени доктора наук и пятилетнем опыте работы в вузе – профессором. Переход между ступенями карьерной лестницы, как правило, занимает достаточно много времени и сопровождается написанием публикаций, научных трудов. Чем выше статус – тем больше обязанностей может выполнять специалист, и тем более высокую зарплату он может получать.

Читайте так же:
Срок исковой давности по гражданским делам

Как стать преподавателем в вузе

Преподаватель вуза – это всегда его вчерашний студент, но, несмотря на молодость и отсутствие опыта, даже ассистент должен быть на голову выше тех, кто собрался в аудитории для занятий.

Чтобы преподавание в вузе стало профессией, мало знать свой предмет на отлично. Нужно уметь передать свои знания и заинтересовать студентов даже такими малопривлекательными для большинства дисциплинами, как сопромат или начертательная геометрия.

Преподавание в вузе – это высшая ступень педагогического мастерства и ответственная работа. Для занятия должности на кафедре в университете необходима хорошая профессиональная подготовка. Обладатель диплома бакалавра не сможет учить студентов высшего учебного заведения – право стать преподавателем в вузе имеют специалисты, окончившие как минимум магистратуру.

История

Педагогической деятельностью люди занимались с давних времен. Учителя были в Древней Греции и Риме, Египте и Вавилоне. Первые университеты были созданы в IX–XI столетиях в Фесе, Салерно, Болонье, Париже. Однако в современном виде высшие учебные заведения начали появляться с XII–XIII века (Оксфорд, Кембридж, Неаполь, Саламанка).

В этих учреждениях под руководством опытных ученых и практиков студенты обучались различным прикладным наукам, самыми популярными среди них были богословие, философия, медицина, юриспруденция. Профессорами и преподавателями вузов становились самые талантливые мыслители своего времени, которые занимались исследовательской деятельностью, развивая науку.

Какие должности существуют в высших учебных заведениях

В отличие от школьного учителя, которому для начала работы достаточно окончить институт или университет, преподавателю вуза, чтобы занять свое место в иерархии, придется изрядно попотеть. Для продвижения на каждую из должностей необходимо соответствовать ряду условий.

  • Ассистент. Это профессиональный сотрудник кафедры, имеющий диплом магистра или специалиста и не меньше года занимающийся преподавательской деятельностью. После окончания аспирантуры наличия опыта не требуют. Такой работник консультирует студентов, проводит с ними лабораторные, практические и семинарские занятия, оказывает помощь профессорам и доцентам при приеме зачетов и экзаменов. Нередко в ассистенты приглашают хорошо зарекомендовавших себя выпускников университета.
  • Старший преподаватель. Это более высокий уровень, для соответствия которому претенденту нужно иметь не менее 3 лет стажа работы в вузе или ученую степень кандидата наук. Он проводит практические занятия, имеет право разрабатывать учебные пособия и методические материалы, а также читать лекции.
  • Доцент. Чтобы претендовать на эту должность, необходимо окончить аспирантуру, быть кандидатом наук, участвовать в различных научных мероприятиях (симпозиумах, конференциях), иметь свои труды, писать статьи, руководить аспирантами.
  • Профессор. Получив ученую степень доктора наук, имея 5 лет работы в системе высшего образования, опубликовав ряд монографий и научных статей в российских и зарубежных рецензируемых журналах, можно претендовать на должность профессора университета. Это высшая ступень иерархии, которая достигается только долгими годами упорной работы.

Только талантливые, трудолюбивые и целеустремленные люди способны пройти весь этот путь. При этом не нужно забывать и о ежедневной рутинной работе в университетских аудиториях и библиотеках.

Как устроиться на работу в вуз

Вкратце алгоритм, по которому становятся преподавателем в университете, может выглядеть так:

  • Выбор вуза по душе, окончание бакалавриата, затем магистратуры. При этом желательно учиться хорошо, демонстрировать способности в избранной специальности, вести активную исследовательскую деятельность.
  • Поступление в аспирантуру. Неплохой вариант – работать ассистентом на кафедре того же вуза. После того как соискатель защитил диссертацию и стал кандидатом наук, при наличии вакансии он может быть назначен старшим преподавателем. В противном случае нужно или ждать своего шанса или подыскивать для себя другое место трудоустройства.
  • Защита кандидатской диссертации, за которой следует присуждение степени доцента университетским ученым советом. Большинство преподавателей останавливается на этом рубеже. Самые упорные поступают в докторантуру, где в течение нескольких лет пишут, а затем защищают диссертацию. И все это для того, чтобы получить звание доктора наук, открывающее путь к профессорской должности.

Найти место в вузе бывает непросто, очень многое зависит от его расположения и уровня престижа. Нередко в региональных университетах готовы взять на работу сотрудника, только вчера защитившего диплом. В столичных же высших учебных заведениях открытия вакантной должности приходится ждать годами.

Читайте так же:
ДТП это административное правонарушение

Обязанности на работе

Каждый педагог в университете или институте обучает студентов одной или нескольким академическим дисциплинам. В обязанности преподавателя входит:

  • подготовка учебного материала по предмету на год, семестр и каждое занятие;
  • проведение занятий со слушателями в разных форматах (лекции, лабораторные работы, семинары) с использованием самых эффективных и современных методов обучения;
  • мотивация студентов к познавательной деятельности и формирование у них необходимых навыков, умений и знаний по изучаемой дисциплине;
  • контроль успеваемости учеников;
  • подготовка методических материалов, участие в модернизации образовательных программ;
  • прием контрольных и практических работ, экзаменов и зачетов.

Кроме основной деятельности преподаватель руководит дополнительными секциями, факультативами, консультирует слушателей в индивидуальном порядке. Обязательным условием является научная работа и приобщение к ней студентов. Но у большинства российских вузов отсутствует необходимая база для глубокой научно-исследовательской работы, нет помещений, оборудования, сырья и т. д. Зачастую сотрудник приобретает требуемые элементы за свои деньги.

Учебная нагрузка педагога университета ограничена 900 часами в год, она регулируется администрацией вуза в каждом конкретном случае и может быть уменьшена за счет увеличения времени на научную деятельность. По трудовому законодательству рабочая неделя составляет не больше 36 часов.

Для кого подходит

Преподавать в университете может человек, который в совершенстве владеет своим предметом, увлечен им и постоянно профессионально развивается. Он обязан быть на голову выше по знаниям, чем все студенты, присутствующие в аудитории. Это вопрос авторитета как самого работника, так и учебного заведения. Если преподаватель найдет контакт с учащимися, то результаты его деятельности очень скоро станут заметны, в противном случае слушатели будут просто ждать окончания лекции.

Ассистент, доцент или профессор должны постоянно повышать свой уровень, читать самую актуальную специализированную литературу, знакомиться с новинками в своей области знаний, ответственно подходить к подготовке к каждому занятию.

Среди необходимых личных качеств можно выделить:

  • ответственность и трудолюбие;
  • увлеченность своим делом;
  • коммуникабельность, умение найти контакт с аудиторией и изложить материал в интересной и доступной форме;
  • тягу к научной и творческой деятельности;
  • активную жизненную позицию;
  • усидчивость и сосредоточенность;
  • уважительное отношение к своим студентам и коллегам;
  • четкую и ясную речь;
  • терпение и хладнокровие.

Хороший преподаватель всегда ищет разные возможности повысить уровень знаний своих студентов. Приветствуется организация и участие в различных конференциях, круглых столах, социальных проектах, конкурсах. Для поддержки начинаний можно привлекать российские или иностранные гранты.

Сколько получают

Заработная плата педагогов в российских университетах – это самое слабое место в системе высшего образования. В среднем обычный преподаватель получает 15–17 тысяч рублей в месяц. В Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и отдаленных регионах можно рассчитывать на 23–30 тысяч рублей. Доход профессора иногда достигает 30–45 тысяч рублей. Также работник вуза получает надбавки за стаж работы и, если достаточно финансирования, премии.

Время от времени могут быть единовременные доплаты за исследовательскую деятельность, обучение контрактников или гранты, но это не меняет ситуацию в корне. Многие педагоги, чтобы свести концы с концами, берут дополнительную ставку или занимаются административной работой, что увеличивает и без того немалую нагрузку. Также можно подзаработать репетиторством, кураторством или организацией научных мероприятий.

Как построить карьеру

Перспективы продвижения по карьерной лестнице у преподавателя вуза есть, но они тесно связаны с его профессиональным ростом. Так, доцент может стать заведующим кафедрой, а профессор – деканом факультета, проректором или даже ректором университета. На этих должностях можно получать доход от 100 до 300 тысяч рублей. Но чтобы реально претендовать на них, одного таланта и способностей мало, нужны еще связи.

Перспективы профессии

Преподавателем в вузе быть престижно, а интеллектуальная среда стимулирует к постоянному саморазвитию. Однако материальная сторона вопроса отпугивает от работы в системе высшего образования многих талантливых людей.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия преподаватель вуза подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Работа преподавателем — отзывы

Выбор профессии – одно из наиболее важных решений в жизни. И мне оно далось не слишком просто. С самого начала я знал, что хочу работать с людьми и учить – детская мечта. Поэтому два варианта: либо школьный учитель, либо преподаватель в ВУЗе. В итоге выбрал путь преподавания, поскольку посчитал его более престижным и перспективным. На данный момент я защитил диссертацию по экономике и уже несколько лет преподаю в университете в связи с чем, не понаслышке знаю все положительные и отрицательные стороны этой работы.

Читайте так же:
Как вернуть деньги переведенные на карту мошенника?

Стоит начать с того, что преподавание в любой сфере (будь то экономика, политология, история и т.д.) предполагает прохождение всех ступеней образования по специальности: бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, а также последующей защиты кандидатской диссертации. Можно преподавать и после окончания магистратуры, но, только если вы имеете опыт работы в соответствующей сфере, и вас допускают к преподаванию как специалиста-практика. Я же в свою очередь поступил в аспирантуру по профилю, и уже тогда получилось занять небольшую должность на кафедре. Поначалу возможно вести лишь практические занятия у студентов – лекции доверяют более квалифицированным коллегам. Заработная плата рассчитывается, исходя из часов занятий, которые вы провели. В разных ВУЗах по-разному, но аспирант или молодой преподаватель может рассчитывать на 20-25 тыс. рублей в месяц в регионах и, как я знаю из общения с коллегами, до 30 тыс. рублей в Москве и Санкт-Петербурге. Аспирантам в данном случае быть в некотором роде проще, чем уже защитившим диссертацию преподавателем, поскольку нагрузка маленькая, есть академическая стипендия, предоставляют общежитие и все студенческие льготы на проезд и походы в музеи.

Из безусловных плюсов работы можно выделить:

  • Творческий аспект: разрабатывать и использовать нестандартные методики преподнесения материала, научное творчество – неотъемлемая часть работы преподавателя;
  • Свободный график: если повезет с расписанием, то возможно читать, допустим, два дня по 4-5 пар, а остальные по 1-2. Вы можете иметь, как вариант, 3 загруженных дня в неделю, а остальные – свободные. Расписание меняется каждый семестр. Большинство кафедральной работы можно делать на дому, что дает определенную свободу;
  • Ученая степень дает значительные преференции при устройстве на смежную работу по специальности. На некоторых должностях в крупных компаниях требуется; соответствующая научная степень, поэтому вы в любой момент можете поменять сферу своей деятельности или же совмещать основную работу с преподаванием;
  • Огромные перспективы для личностного роста.

Минусы, с которыми можно столкнуться:

  • Низкая заработная плата. С кандидатской степенью в любой сфере определенно можно найти более высокооплачиваемую работу по специальности. Большинство ВУЗов в России государственные, поэтому вы встретитесь со всеми сложностями бюджетников;
  • Бюрократия и избыток бумажной работы. Чтобы провести одно обычное занятие, необходимо подготовить огромное количество соответствующих документов: журнал, тематический план и другие формы отчетности;
  • Перенагрузка. При том, что часто у преподавателей график достаточно свободный, бывают моменты, когда работать приходится больше, чем в офисе. Дополнительная нагрузка в связи с заочным отделением, кафедральные отчеты, дополнительные консультации и научная работа – часто не остается времени даже на бытовые проблемы.

Таким образом, по опыту могу сказать, что работа преподавателя – не легкий труд, но очень интересный. Она подходит для тех, кто любит работать с людьми, учиться, учить и заниматься наукой.

Почему не стоит работать преподавателем в вузе

Срочные и бессрочные договоры с преподавателями: к чему все-таки стоит стремиться

Другие статьи

Как привлечь молодежь в профессию: руководство для библиотек

Как привлечь молодежь в профессию: руководство для библиотек

Зачем нужны педагогические форумы и конференции

Зачем нужны педагогические форумы и конференции

Научная библиотека завтрашнего дня

Научная библиотека завтрашнего дня

Управление образовательной организацией: чему стоит учиться ректорам

Управление образовательной организацией: чему стоит учиться ректорам

Всё о цифровых следах, или Как меняется образовательная среда в вузах

Всё о цифровых следах, или Как меняется образовательная среда в вузах

«Зеленая повестка»: актуальна ли экологическая грамотность на ступени высшего образования

«Зеленая повестка»: актуальна ли экологическая грамотность на ступени высшего образования

Влияет ли среда на развитие студентов и ученых, или Все о перспективах академгородков

Влияет ли среда на развитие студентов и ученых, или Все о перспективах академгородков

Педагогический дизайн в высшей школе — о чем это?

Педагогический дизайн в высшей школе — о чем это?

Какое образование требует экономика завтрашнего дня

Какое образование требует экономика завтрашнего дня

Тренды библиотечной индустрии: из книгохранилища в мультифункциональный центр

Тренды библиотечной индустрии: из книгохранилища в мультифункциональный центр

Срочные и бессрочные договоры с преподавателями: к чему все-таки стоит стремиться

Преподаватель вуза — профессия не только общественно значимая, но и весьма престижная. Работать в университете — значит вызывать уважение студентов, восхищение окружающих, гордость родных — и бороться с чувством неопределенности, сопротивляться сомнениям и находиться в состоянии тревоги…

Читайте так же:
Должностные обязанности почтальона - BizSovets

Как такое возможно, спросите вы?

Все просто: обсуждения требует вопрос трудоустройства вузовских преподавателей.

В статье рассмотрим особенности, преимущества и недостатки срочных и бессрочных договоров с преподавателями и попробуем посмотреть на непростую ситуацию с точки зрения студента, кафедры, вуза и всей отрасли.

В чем отличие между срочным и бессрочным договором?

Срочный заключается на определенный срок: отсюда и его название. Однако этот временной период в соответствии с подсознательным восприятием “срочного” действительно небольшой: иногда это 6 месяцев, иногда 8–10–12.

Бессрочный договор, напротив, подобен самой жизни, у которой не видно конца: работай себе в удовольствие, товарищ преподаватель, ни в чем себе не отказывай.

В сфере высшего образования используются оба формата трудоустройства педагогов. Сейчас наметилась тенденция, при которой руководству большинства вузов более привлекательными кажутся срочные договоры: от обстановки в вузе, выделенного финансирования, поведения преподавателя и выполнения им показателей эффективности будет зависеть, продлят ли трудовой договор на следующий год.

Так, Ирина Рукавишникова, сенатор РФ, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, в 2019–2020 гг. неоднократно заявляла, что распространенная ситуация заключения договора на год “ничем не обусловлена — исключительно произвол со стороны администрации”.

Юридическая лазейка в статье 332 Трудового кодекса РФ, определяющей порядок заключения и прекращения трудового договора с педагогическими работниками профессорско-преподавательского состава, связана с формулировками сроков действия трудовых договоров.

Так, во-первых, в статье обозначена возможность заключения трудового договора на неопределенный срок (бессрочный контракт), но это не обязательное требование. Во-вторых, краткосрочный трудовой договор имеет только “верхнюю границу”: он заключается на срок до пяти лет, хотя и может быть продлен по соглашению сторон. При этом для срочных контрактов не задан минимальный срок действия, а значит, вуз может трактовать по-своему эти предписания и заключать с работниками трудовой договор всего лишь на один год или даже несколько месяцев.

Вовсе не обязательно, чтобы с преподавателем после завершения срочного договора обязательно расстались. Напротив, многие из профессорско-преподавательского состава вуза работают в университете годами — на срочном договоре, который ежегодно перезаключают с ними. Но срочный договор как будто бы заставляет держаться в напряжении: а продлят ли. Он, в отличие от бессрочного, не создает ощущения делового комфорта, не формирует ощущение уверенности в завтрашнем дне, гарантированного трудоустройства.

И именно в этом кроется причина недовольства преподавателей.

Ситуация с прохождением конкурса на замещение должности научно-педагогических работников, сформированная в соответствии с инициативами Министерства образования, с одной стороны, создает конкурентную преподавательскую среду, где ежегодно необходимо доказывать свою компетентность и профессиональную ценность, с другой — заставляет создавать фиктивные конкурсы, если на деле других претендентов на вакансию нет.

Проблема комплексная: министерство и руководство вузов ставят новые цели, а преподаватель воспринимается как драйвер развития университета, способный помочь в достижении различных показателей эффективности. Чему уделяется особое внимание? Привлечению грантов, инвестиций, публикациям статей, индексируемых в авторитетных научных журналах, и пр.

Это следствия введения так называемого “эффективного контракта”. При этом о каких полноценных статьях и грантовых обязательствах можно говорить, если преподаватель ощущает себя неуютно в режиме неопределенности, если он не уверен, что сможет продолжить исследования на следующий год.

Эта непростая ситуация может сказаться и на самом образовательном процессе, на отношении к студентам и преподаваемому предмету: никогда не знаешь, продолжится ли твой курс в следующем году.

Свое видение есть и у руководства университетов. Во-первых, распространенность срочных контрактов — это попытка уйти от конфликтов, сопровождающих (часто вынужденный) процесс сокращения кадров. Так, если в 2013 г. в университетах России насчитывалось 319 000 педагогов, то в 2019 г. их число уже сократилось до 229 000 человек. В 2019/2020 уч. г., по данным ежегодного статистического отчета “Образование в цифрах” НИУ ВШЭ [с. 84], количество преподавателей высшей школы сократилось до 227 000 человек.

В этом плане срочный договор может стать этическим решением проблемы: “уволить” и “не продлить контракт” — все-таки меры разной степени строгости.

Читайте так же:
Как составить протокол собрания жильцов

Во-вторых, разумеется, это попытка стимулировать деятельность педагогов, и об этом неоднократно говорилось выше. Например, экс-ректор Сибирского государственного медицинского университета, директор Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава Ольга Кобякова считает, “что гибкость в сроках заключения трудового договора — один из немногих действительно эффективных инструментов развития кадрового потенциала преподавателей и университета”, где должны преподавать “лучшие из лучших, постоянно развивающиеся люди”.

С ней согласен и Владимир Литвиненко, ректор Санкт-Петербургского горного университета, утверждающий, что “университеты закрепили у себя многих сотрудников, которые не соответствуют сегодняшним требованиям к уровню педагогической работы и слабо ориентируются в текущем научном развитии, даже по своему направлению”.

Наконец, срочные договоры — это в какой-то мере дань европейским тенденциям, о чем очень часто и говорят. Поскольку идея срочного трудового договора у нас прочно связана с эффективным контрактом, то и результаты реализации этих инициатив стоит оценивать совместно. Когда эффективные контракты только начинали обсуждать, то очень часто в качестве примеров приводились такие страны, как Великобритания, Германия, Франция, США, Китай. Однако однозначное следование за Западом и Востоком здесь не совсем уместно: во-первых, в целом отличаются суммы заработной платы и предъявляемые показатели эффективности.

Во-вторых, в Европе и Америке на стимулирующие выплаты, определяемые контрактами, приходится всего от 5% до 10% от дохода преподавателя, в то время как в России — от 10% до 40%. Как говорится, почувствуйте разницу.

В-третьих, и в этих странах есть свои сложности со сроками. Например, в Америке существует практика заключения даже не годовых, а девятимесячных контрактов. В условиях, когда учебный год занят основной нагрузкой, на науку, достижений в которой требует вуз, остаются только летние месяцы — месяцы, которые не оплачиваются по договору.

Однако во многих из этих и других стран эффективный контракт не препятствует реализации постоянного контракта преподавателей. Так, в США и Канаде старший профессорско-преподавательский состав может рассчитывать на пожизненное трудоустройство, а в Новой Зеландии используется формат долгосрочного найма, очень близкий по смыслу пожизненному. Одним из основных положительных эффектов — наряду с развитием науки — является отсутствие конкуренции между педагогами, когда у ведущих профессоров исчезает мотивация препятствовать продвижению молодых талантливых ученых из опасения потерять место.

В России эта тема тоже активно обсуждается. С сентября 2020 г. на рассмотрении находится законопроект “О внесении изменений в статьи 59 и 332 Трудового кодекса Российской Федерации (об особенностях регулирования труда педагогических работников)”. Законопроект предусматривает установление минимального срока действия срочного трудового договора — от трех лет. Согласно законопроекту, также планируется сделать предпочтительными именно бессрочные договоры.

“Практика навязывания педагогическим работникам вузов краткосрочных трудовых контрактов свидетельствует о нарушении трудовых прав и законных интересов педагогических работников. Трудовые отношения краткосрочного характера не позволяют работнику полноценно реализовывать долгосрочные векторы своей жизненной траектории, связанные с социальным, профессиональным, семейным статусом. Кроме того, он существенно ограничен в своих правах в финансовой сфере, в частности, в отношениях по получению различного рода кредитов и займов, ипотечному жилищному кредитованию”, — отмечают авторы законопроекта.

Однако предложенная инициатива еще находится на рассмотрении, и дата рассмотрения законопроекта в первом чтении еще не определена. При этом периодически проводятся мероприятия в Совете Федерации, посвященные обсуждению юридических механизмов защиты прав преподавателей, где в числе прочих поднимается и этот вопрос.

Пока что об изменении практики заключения трудовых договоров с преподавателями вузов России говорить рано. Точечные изменения касаются отдельно взятых университетов, например, СПбГУ, который с 2015–2016 гг. начал осторожно заключать бессрочные контракты с отдельными преподавателями — профессорами, длительное время демонстрирующими высокие показатели эффективности научно-педагогической деятельности.

По словам проректора по организации работы с персоналом в СПбГУ Владимира Еремеева, на середину октября 2020 года “на условиях бессрочного трудового договора в СПбГУ трудятся более двух десятков преподавателей”.

Наверное, это замечательный результат, особенно с учетом того, какими непростыми кажутся отбор подходящих кандидатов и сам механизм формирования критериев для заключения бессрочного контракта.

Наверное, это замечательный результат для вуза, в котором более 5 000 преподавателей.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector