Migration48.ru

Вопросы Миграции
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Порядок признания разыскиваемого должника безвестно отсутствующим

Порядок признания разыскиваемого должника безвестно отсутствующим

В соответствии с ч. 16. ст. 65 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если после проведения исполнительно-разыскных действий по розыску должника по исполнительному документу, содержащему требование о взыскании алиментов, в течение одного года со дня получения последних сведений о должнике не установлено его место нахождения, судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, информирует взыскателя о результатах проведенных исполнительно-разыскных действий и разъясняет взыскателю его право обратиться в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим.

В соответствии со ст. 42 ГК РФ гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

Признание гражданина безвестно отсутствующим производится судом в порядке особого производства в соответствии с правилами п. 3 ч. 1 ст. 262 и гл. 30 ГПК РФ.

Право на обращение в суд по делам этой категории имеют заинтересованные лица, т.е. такие лица, для которых признание гражданина безвестно отсутствующим может повлечь правовые последствия. Такими лицами могут быть: супруг отсутствующего, родственники, кредиторы, юридические лица, органы опеки и попечительства и т.д.

Органы государственной власти или органы местного самоуправления обращаются с заявлением от своего имени, но в защиту прав и интересов других лиц на основании ч. 2 ст. 4, ст. 46, 276 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 276 ГПК РФ заявление о признании лица безвестно отсутствующим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица — заявителя.

Заявление, с которым обращается в суд заявитель, должно соответствовать общим требованиям, указанным в ст. 131, 132 ГПК РФ, а также дополнительно закрепленным в ст. 277 ГПК РФ.

В заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая.

Судами принимается во внимание факт проведения разыскных мероприятий в отношении должников по исполнительным производствам более года, как основополагающий признак, для признания лица безвестно отсутствующим. Кроме того, суду также необходимо предоставить следующее доказательства:

— отсутствия гражданина в месте его жительства в течение одного года (свидетельские показания родственников, соседей, сослуживцев, друзей и др., справки с места работы и т.д.);

Читайте так же:
С какого числа брак считается расторгнутым

— принятых мер по установлению места нахождения гражданина, в отношении которого ставится вопрос признании его безвестно отсутствующим (ответы на запросы суда, справки из адресных столов и проч.);

— отсутствия сведений о другом месте жительства гражданина (ответы адресных столов и прочие сведения, подтверждающие (или опровергающие) отсутствие лица в течение одного года в месте его жительства). Этими же доказательствами могут подтверждаться предпринятые заявителем меры по розыску данного гражданина;

— отсутствия или наличия умышленного поведения гражданина, скрывающегося от отбывания наказания, принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов;

— наличия правовой цели признания гражданина безвестно отсутствующим.

При подаче в суд заявления по этой категории дел заявителю необходимо уплатить государственную пошлину (п. 8 п. 1 ст. 333.19 НК).

Время создания/изменения документа: 15 ноября 2014 11:31 / 02 июня 2020 16:12

Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим

Вопросы конкретизации статуса такого лица, основания и порядок принятия решения о безвестном отсутствии, последствия.

Двойственное положение гражданина, в отношении которого нет информации о месте его пребывания, толкает на то, чтобы заинтересованные лица обратились в судебные органы для решения вопроса конкретизации статуса такого лица.

А сама двоякость положения проявляется в том, что гражданин, с одной стороны имеет права и обязанности, теоретически является субъектом определенных правоотношений, с другой – не пользуется своими правами, а также не выполняет обязательства. Ситуация, связанная с ним, находится как бы в подвешенном состоянии.

Возникает необходимость признать такого человека безвестно отсутствующим через суд.

Основания и порядок принятия такого решения предусмотрен законодательством.

Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим

Признание человека безвестно отсутствующим призвано защищать права и интересы, как его самого, так и других. В первом случае это могут быть кредиторы человека, место жительства которого неизвестно долгое время, или же его родные, которые не могут воспользоваться льготами до тех пор, пока такой гражданин формально не изменил свой статус.

Для самого гражданина установление такого факта имеет ряд положительных моментов: движимое и недвижимое имущество передается в доверительное управление иному лицу. Таким образом, минимизируется риск его потери (кражи, разрушения прочее).

Наличие решения суда для такого человека имеет довольно серьезные последствия, связанные с реализацией прав и выполнением обязанностей.

Доверительное управление имуществом безвестно отсутствующего гражданина

На основании решения суда орган опеки и попечительства назначает того, кто будет управлять имуществом безвестно отсутствующего. В юриспруденции данные действия называются доверительное управление имуществом. В связи с этим важно учесть некоторые моменты:

  • назначение доверительного управляющего происходит не только при наличии решения суда, но и до этого. В каждом конкретном случае необходимость таких действий определяется индивидуально;
  • доверительным управляющим может быть назначен как индивидуальный предприниматель (коммерческая организация), так и лица из числа близкого окружения человека, признанного безвестно отсутствующим;
  • орган опеки и попечительства может назначать такое лицо на временной или на постоянной основе (посредством пролонгации временного договора);
  • доверительный управляющий назначается только с его согласия с обязательным заключением письменного соглашения;
  • все сделки, заключенным таким лицом, должны быть совершены только в интересах собственника имущества, а сам доверительный управляющий не может получать иную выгоду от сделок, кроме как вознаграждение, предусмотренное договором;
  • за счет имущественной массы погашаются долги и выделяются средства на содержание лиц, имеющих на это право;
  • право собственности от лица, признанного безвестно отсутствующим, не переходит доверительному управляющему. Здесь заложена реализация принципа возвратности;
Читайте так же:
Уведомление о расторжении договора аренды: образец

Порядок прекращения трудового договора с безвестно отсутствующим гражданином

Если гражданин имел трудовые правоотношения с предприятием, учреждением, организацией или в качестве наемного работника у индивидуального предпринимателя, после признания его судом безвестно отсутствующим возникает необходимость в разрыве (прекращении) таких отношений. Возможность урегулировать данный вопрос предусмотрен статьей 83 ТК РФ.

  • администрация учреждения, в котором работало данное лицо, издает приказ о прекращении трудового договора, согласно указанной выше статьи. Правовые основания – решение, принятое судом;
  • кадровая служба администрации делает соответствующую запись в трудовую книжку этого человека. С момента издания приказа (в случае, если его не обжаловали) занимаемая должность лица, который признан безвестно отсутствующий, вакантна;
  • бухгалтерия делает окончательный расчет. По мнению автора, остаточные зарплатные средства, накопившиеся на счету такого лица, имеет право получить доверительный управляющий на основании договора доверительного управления, если в таком соглашении указаны данные средства, входящие в имущественную массу. Иными словами, администрация-работодатель обязана произвести полный расчет, а не затягивать этот процесс, мотивируя отсутствием такого гражданина.

Порядок расторжения брака с гражданином, признанным безвестно отсутствующим

Если один из супругов был признан судом безвестно отсутствующим, второй, имея на руках решение суда по данному вопросу, имеет право обратиться в органы ЗАГСа для получения свидетельства о расторжении брака. Это происходит по заявлению вне зависимости от наличия несовершеннолетних детей.

Вместе с заявлением подаются документ, который удостоверяет личность заявителя и принятое судом решение.

Кроме того, расторгнутый брак можно восстановить вне судебного порядка, если супруг (супруга) лица, признанного безвестно отсутствующим, не вступили в повторный брак.

Исключение из списков состава воинской части безвестно отсутствующего гражданина

Если человек, которого признали безвестно отсутствующим, был военнослужащим, его исключают из списков состава в/части после дня вступления в законную силу решения суда по этому поводу.

Читайте так же:
Распределение долей в квартире при использовании материнского капитала

Естественно, некоторые пункты требования законодательства при исключении объективно не могут, и не должны выполняться, например, продовольственное или вещевое обеспечение.

Данный приказ (выписка) направляется по месту регистрации (проживания) такого лица в местный военный комиссариат для упорядочения картотеки.

Следует отметить, что последствия признания гражданина безвестно отсутствующим во многих случаях вполне обратимы.

Например, в случае его появления, он может подать заявление в суд об отмене вышеуказанного решения. На основании такого решения отменяется управление его имуществом, возможно восстановление расторгнутого брака, кроме случаев, описанных выше.

Но, если, например, сделки доверительным управляющим совершены в интересах выгодоприобретателя, вряд ли можно отменить их, если отсутствуют серьезные юридические основания.

Статья 43 ГК РФ. Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим

1. Имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом.

Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.

2. Орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом.

3. Последствия признания лица безвестно отсутствующим, не предусмотренные настоящей статьей, определяются законом.

Комментарии к ст. 43 ГК РФ

1. Признание гражданина безвестно отсутствующим, о котором идет речь в комментируемой статье, влечет ряд юридических последствий. Имущество этого лица передается на основании решения суда лицу, определенному органом опеки и попечительства, в постоянное управление на основании договора о доверительном управлении (см. комментарий к ст. 38). Из этого имущества выделяется содержание гражданам, находящимся на иждивении безвестно отсутствующего, и погашается задолженность по другим обязательствам. Иждивенцы безвестно отсутствующего приобретают право на получение пенсии по случаю потери кормильца. Прекращается договор поручения, участником которого был безвестно отсутствующий, а также действие доверенности, выданной им или ему. Супруг безвестно отсутствующего вправе расторгнуть с ним брак в упрощенном порядке.

Читайте так же:
Куда обращаться при невыплате заработной платы при увольнении

2. В качестве исключения из общего правила законодатель в соответствии с п. 2 комментируемой статьи устанавливает возможность до решения суда органом опеки и попечительства назначать управляющего имуществом отсутствующего гражданина, если годичный срок, установленный комментируемой статьей, не истек, но имущество в силу различных причин нуждается в непрерывном управлении.

Это право, но не обязанность органа опеки и попечительства,

Такие меры необходимы для охраны имущественных прав пропавшего гражданина с целью предотвращения утраты, порчи, хищения его имущества. Пункт 2 ст. 43 ГК РФ не предусматривает заключения договора доверительного управления с управляющим до вступления решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим в силу. В силу этого орган опеки и попечительства должен принять особые меры по охране имущества.

3. Пункт 3 комментируемой статьи отсылает к закону, когда говорит об иных последствиях признания лица безвестно отсутствующим, нежели предусмотренные комментируемой статьей. С учетом нормы п. 2 ст. 3 части первой ГК РФ (см. комментарий к нему) речь идет как о комментируемом Кодексе, так и принятых в соответствии с ним федеральных законах. Так, согласно п. 1 ст. 188 ГК РФ действие доверенности прекращается вследствие признания лица безвестно отсутствующим.

Кроме того, прекращается договор поручения (ст. 977 ГК РФ), комиссии (ст. 1002 ГК РФ), договор доверительного управления (ст. 1024 ГК РФ) и агентский договор (ст. 1010 ГК РФ).

Официальный сайт администрации города Новокузнецка

Признание гражданина безвестно отсутствующим – это удостоверение в судебном порядке факта длительного (не менее 1 года) отсутствия гражданина в месте его постоянного жительства, при неизвестности места его пребывания. Возможность признания гражданина безвестно отсутствующим предусмотрена в целях обеспечения устойчивости гражданских правоотношений и защиты прав и законных интересов их участников. Длительное отсутствие гражданина в месте жительства и неизвестность места его пребывания может затрагивать интересы граждан и юридических лиц, с которыми он состоял в правовых отношениях. С заявлением в суд могут обратиться любые заинтересованные лица, если это необходимо им для защиты нарушенного права или охраняемого законом интереса. В качестве заинтересованных лиц также могут выступать граждане, для которых решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является правовым основанием возникновения их собственных прав. Заинтересованность определяется исходя из правовых последствий признания безвестно отсутствующим.

Признание гражданина безвестно отсутствующим влечет следующие правовые последствия: имущество безвестно отсутствующего передается в доверительное управление, из него выплачивается содержание лицам, которых он обязан содержать, а также суммы в счет погашения задолженности по другим обязательствам (ст.43 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ));

Читайте так же:
Наследование по праву представления примеры

Последствия признания лица безвестно отсутствующим, не предусмотренные ст. 43 ГК РФ, определяются иными законами.

Так, в связи с признанием лица безвестно отсутствующим: прекращается действие доверенностей, выданных от его имени и на его имя (ст.188 ГК РФ); у нетрудоспособных членов семьи безвестно отсутствующего – кормильца возникает право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца, а также иных выплат и компенсаций (Федеральный закон № 400-ФЗ от 28.12.2013); лицо, признанное безвестно отсутствующим, может быть снято с регистрационного учета по месту жительства (Закон № 5242-1 от 25.06.1993 г.); супруг гражданина, признанного безвестно отсутствующим, имеет право на расторжение брака в упрощенном порядке через орган ЗАГС независимо от наличия общих несовершеннолетних детей (ст.19 Семейного кодекса Российской Федерации (дела по тексту – СК РФ); ребенок лица, признанного безвестно отсутствующим, может быть усыновлен иными гражданами без согласия последнего (ст.130 СК РФ); прекращается действие трудового договора (ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации и иные специальные законы) и др.

Одним из важных вопросов при рассмотрении дел о признании гражданина безвестно отсутствующим является определение достаточности доказательств. По делам данной категории подлежат доказыванию следующие обстоятельства: установление места жительства гражданина; отсутствие его в этом месте жительства и сведений о его месте пребывания в течение года; принятие заявителем мер по его розыску; невозможность установления места нахождения данного гражданина; существование обстоятельств, дающих основание полагать, что лицо может умышленно скрываться, в частности, находиться в розыске; наличие правовой заинтересованности лица, подающего заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим, и наличие материально-правовых отношений между заявителем и гражданином, в отношении которого ставится вопрос о признании его безвестно отсутствующим.

Указанные обстоятельства суд устанавливает на основании полученных в соответствии с ч. 1 ст. 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сведений, поступивших из организаций: по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органа внутренних дел, службы судебных приставов, военкомата, органов ЗАГС, отделения Пенсионного Фонда, Фонда социального страхования, налогового органа и пр. об имеющихся о нем сведениях.

Если на основании имеющихся доказательств суд придет к выводу, что лицо умышленно скрывается, в удовлетворении заявления может быть отказано.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector