Migration48.ru

Вопросы Миграции
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Налоговая служба разъяснила, что могут делать проверяющие во время приостановления течения сроков проверки

Налоговая служба разъяснила, что могут делать проверяющие во время приостановления течения сроков проверки

В связи с тем, что Правительством РФ было приостановлено течение сроков выездных и камеральных проверок, а также мероприятий налогового контроля, проводимых в рамках этих проверок (постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 409), налоговая служба рассказала, какие именно действия могут проводиться проверяющими, а какие нет (письмо ФНС России от 9 апреля 2020 г. № СД-4-2/5985@).

Так, приостановление проведения назначенных выездных (повторных выездных) налоговых проверок до 31 мая 2020 года включительно влечет установление запрета на проведение всех мероприятий налогового контроля, проводимых в рамках таких проверок. Оно распространяется на сроки осуществления следующих мероприятий (действий):

  • проведение выездной налоговой проверки;
  • приостановление проведения выездной налоговой проверки;
  • составление акта выездной налоговой проверки;
  • вручение акта выездной налоговой проверки;
  • представление возражений на акт налоговой проверки;
  • рассмотрение материалов выездной налоговой проверки;
  • проведение дополнительных мероприятий налогового контроля;
  • составление дополнения к акту налоговой проверки;
  • вручение дополнения к акту налоговой проверки;
  • представление возражений на дополнение к акту налоговой проверки;
  • составление акта, предусмотренного ст. 101.4 Налогового кодекса;
  • представление возражений на акт, предусмотренный ст. 101.4 НК РФ;
  • рассмотрение дела о налоговом правонарушении, предусмотренного ст. 101.4 НК РФ.

Само приостановление, а также возобновление вышеуказанных мероприятий не требует их оформления решением налогового органа. При этом, если на период до 31 мая 2020 года включительно приходится дата, на которую назначено рассмотрение материалов налоговой, инспекция в письменной форме должна известить участвующих в таком рассмотрении лиц о новом сроке рассмотрения дел после окончания приостановления.

Вместе с тем, приостановление течения сроков не препятствует совершению налоговыми органами соответствующих процессуальных действий досрочно, то есть до 1 июня 2020 года. Так, например, проверяющие могут составить акт выездной проверки и направить его налогоплательщику. В этом случае срок для предоставления возражений начнет течь не с даты получения акта проверки, а с 1 июня 2020 года.

Аналогично, приостановление течения сроков не препятствует вынесению итогового решения по выездной проверке и направлению его налогоплательщику, если материалы проверки уже были рассмотрены и все предусмотренные процедуры соблюдены. При этом срок вступления в силу решения, а также для подачи апелляционной жалобы на него начинает течь с 1 июня 2020 года.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Налоговая служба напоминает, что до 1 июня 2020 года не могут проводиться никакие мероприятия налогового контроля вне рамок выездных проверок, связанные с непосредственным контактом с налогоплательщиками (их сотрудниками, представителями), свидетелями, иными лицами, например, осуществление допросов, осмотров, вызовов в налоговый орган и прочее.

Приостановление проведения выездной налоговой проверки

— проводится на основании пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Комментарий

Налоговый орган, который проводит выездную проверку, вправе ее приостановить. В таком случае течение срока проверки приостанавливается. После возобновления проверки срок продолжает течь дальше.

Налоговый орган приостанавливает проведение выездной проверки в случаях, когда ему нужно получить дополнительную информацию с целью, оставить себе время на проверочные мероприятия в последующем. ело в том, что срок проведения выездной налоговой проверки ограничен:

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ ).

Порядок приостановления проведения выездной налоговой проверки определен в п. 9 ст. 89 НК РФ .

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

Приостановка проведения выездной налоговой может проводиться для:

1) истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ ;

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

3) проведения экспертиз;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Ограничения на приостановление выездной налоговой проверки

Приостановление проведения выездной налоговой проверки по основанию 1 допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.

Читайте так же:
Можно ли предоставлять отпуск работнику во время больничного?

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.

В случае, если проверка была приостановлена по основанию 2 и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

Рубрики:

Советуем прочитать

Выездная налоговая проверка — налоговая проверка, которая проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа

Законно ли приостановление налоговой проверки?

Р.И. Ахметшин,

Согласно статье 89 НК РФ «выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено настоящей статьей. Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов в соответствии со статьей 93 настоящего Кодекса и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов».

Эти положения трактуются налоговыми органами как позволяющие «приостановить проверку» на период, когда проверяющие не появляются на территории налогоплательщика, а также на срок, когда налогоплательщик собирает затребованные у него документы.

Анализ правоприменительной практики показывает, что и налоговые, и судебные органы в подавляющем большинстве случаев признают такое право налоговых органов, а также право продлить проверку на соответствующий срок.

Так, согласно Постановлению Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13.02.2004 № А78-576/03-С2-2/58-Ф02-245,287/04-С1 «нарушение срока проведения проверки не является безусловным основанием для признания недействительным решения налогового органа.

Кроме того, согласно статье 89 Налогового кодекса Российской Федерации срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Суд первой инстанции, признавая, что налоговая инспекция нарушила срок проведения выездной налоговой проверки, не установил время фактического нахождения проверяющих на территории компании и ее филиалов.

Поэтому судом апелляционной инстанции правильно не был принят во внимание довод налогоплательщика о незаконности оспариваемых актов в связи с нарушением налоговой инспекцией сроков проведения выездной налоговой проверки».

В Постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30.10.2003 № А54-1437/03-С11 указывается, что «время проведения встречной проверки также не может засчитываться в двухмесячный срок для проведения проверки, учитывая, что это время, ввиду ее приостановления, проверяющие не находились на территории налогоплательщика… Налоговое законодательство не содержит императивных норм, запрещающих налоговым органам приостанавливать проведение выездных проверок. Кроме того, в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа может быть признан недействительным, если он не соответствует законам и иным нормативным правовым актам и нарушает права и законные интересы организаций.

ООО «П» не представлено соответствующих доказательств в подтверждение доводов о нарушении его прав оспариваемыми решениями налогового органа о приостановлении и возобновлении выездной проверки, в связи с чем оснований для удовлетворения требований плательщика в этой части не имеется».

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.08.2003 № 42-8071/02-04 налогоплательщику отказано в исковых требованиях, поскольку тот «не представил документы, подтверждающие нахождение проверяющих на его территории в период приостановления проверки, истребования документов в порядке статьи 93 НК РФ либо совершение инспекцией в названный период иных действий, ущемляющих права и законные интересы Рубо М.М. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 87 НК РФ при проведении выездной налоговой проверки в случае необходимости налоговый орган вправе истребовать у иных лиц документы, содержащие информацию о деятельности проверяемого налогоплательщика. Совершение данных действий не требует фактического присутствия проверяющих на территории налогоплательщика.

При таких обстоятельствах следует признать, что решение о приостановлении выездной налоговой проверки не противоречит положениям Налогового кодекса Российской Федерации и не нарушает установленного Кодексом порядка проведения выездной проверки. Оспариваемое в данном случае решение, которое является внутренним организационным документом налогового органа, не возлагает на налогоплательщика каких-либо обязанностей, не содержит предписаний о совершении каких-либо действий, не создает и иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности».

К аналогичным выводам пришли судебные органы и во многих других случаях (Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25.11.2003 № А62-5442/02, Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.08.2003 № Ф04/4294-791/А70-2003, Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 02.08.2002 № А82-47/02-А/1). Редкие исключения (например, Постановление ФАС Центрального округа от 12.01.2004 № А35-3999/03-С2) не изменяют сложившейся практики.

Читайте так же:
Открыть ИП через Госуслуги, регистрация ИП на госуслугах

Обобщая аргументы, которые приводят арбитражные суды, поддерживая позицию налоговых органов о праве приостанавливать и продлевать налоговые проверки, можно выделить три их основных довода:

•приостановление и соответствующее продление сроков налоговой проверки не нарушает прав налогоплательщика, так как не создает для него никаких дополнительных обязанностей или препятствий для предпринимательской деятельности;

•приостановление налоговой проверки законодательством прямо не запрещено, поэтому налоговый орган вправе приостановить налоговую проверку по своему усмотрению, в частности, если контрольные мероприятия проводятся не на территории налогоплательщика;

•превышение установленных сроков налоговой проверки во всяком случае нельзя рассматривать как существенное нарушение, которое могло бы быть основанием для обжалования результатов проверки.

Такое понимание норм НК РФ высказывают и специалисты в сфере налогообложения. Например, С.Д. Шаталов указывает, что «внесенные в НК РФ поправки значительно расширили полномочия налоговых органов в сфере налогового контроля и значительно сузили возможности налогоплательщиковѕ Не изменился срок, в течение которого может проводиться выездная налоговая проверка (два месяца, а по решению вышестоящего налогового органа — три месяца), но сделано важное уточнение, что указанные сроки исчисляются исходя только из времени фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого. Это позволяет налоговым органам прерывать, в том числе неоднократно, выездную проверку на неопределенное время с тем, чтобы проанализировать полученные от налогоплательщика или других лиц (в рамках встречной проверки) документы либо привлечь для анализа экспертов. С учетом дополнительных полномочий налоговых органов по увеличению сроков проверки при наличии филиалов и по проведению проверок филиалов независимо от головных организаций вполне возможны ситуации, когда одна проверка сменяет другую, а налогоплательщик проверяется в течение всего года» [ сноска 1 ] (курсив наш. — Р.А.).

Нормы статьи 89 НК РФ сформулированы законодателем таким образом, что действительно допускают вышеприведенное толкование. Но, на наш взгляд, эти нормы, с учетом придаваемого им смысла, приводят к нарушению конституционных прав проверяемого налогоплательщика, конституционных принципов деятельности государственных органов и администрирования в налоговой сфере, общеправовых принципов привлечения к юридической ответственности.

Анализ приводимых судами доводов в защиту позиции налоговых органов показывает, что эти доводы таким принципам не соответствуют.

[ сноска 1 ] Шаталов С.Д. Налоговый кодекс РФ и проблемы налогового законодательства // Бухгалтерский учет, 2000, № 4.

Ключевые слова: tax liability, tax control, tax audit, suspension, rights of the taxpayer, deadline, налоговая ответственность, налоговый контроль, налоговая проверка, срок, приостановление, права налогоплательщика

Выездная налоговая проверка

Выездная проверка начинается в день вынесения налоговым органом решения о ее проведении независимо от его вручения налогоплательщику.

Понятие выездной налоговой проверки и порядок ее проведения

Выездная налоговая проверка представляет собой один основных способов контроля и учета существующего порядка налогообложения тех или иных органов, а также физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, по месту их непосредственного нахождения.

Выездная налоговая проверка проводится в четком соответствии с основными требованиями и нормами, установленными действующим НК РФ, нарушения которых недопустимы, так как возникает риск аннулирования.

Ее результаты, основания, эффективность, последствия и действия будут считаться полностью правомерными только в том случае, если был соблюден установленный порядок и критерии, а все мероприятия контроля проведены без единого нарушения, рисков и возражения, в установленный период.

Выездная налоговая проверка и анализ, как правовая процедура, имеет одну основную суть – обеспечение максимального контроля процедуры налогообложения, предусмотренной НК РФ, а также проверка документов налогоплательщиков, рисков, их анализ, отбор, составление возражения и иные необходимые действия налоговой службы.

Чтобы ответить на вопрос о том, как проходит выездная налоговая проверка и сопровождение по месту нахождения юридических органов, либо физических лиц, следует обратиться к положениям действующего НК РФ.

Выездная налоговая проверка и сопровождение осуществляются исключительно уполномоченными лицами, которые, в ходе данного мероприятия, осуществляют проверку, отбор и анализ документов, имеющих отношение к процессу исчисления налогов физических или юридических лиц за определенный период, например, когда шла реорганизация. Тогда главным документом для проверки станет декларация.

Проверяются учредительные документы органов, справка, приказы, различные формы и виды бухгалтерской отчетности, налоговая декларация, счет-фактуры, порядок их заполнения, возможные нарушения, объект налогообложения, риск, возражения и иные критерии предприятия, например, реорганизация и грамотность ее проведения.

Проведение выездной налоговой проверки и установленный порядок допускают, что в это время могут быть осуществлены различные дополнительные мероприятия и действия, если такая необходимость присутствует.

Читайте так же:
При получении наследства какие налоги необходимо заплатить?

Данные мероприятия могут заключаться в направление письменных запросов в иностранные органы на предмет налоговых сведений, составление запросов руководителя в банк, расчет рисков и иные действия.

Реорганизация лица, например, ООО, также является основанием для проведения проверки. При этом ООО должно получить уведомление и заполненный документ, где будут указаны цели проверки, риск, а также иная информация.

Во время проверки ООО, будет изучена уточненная налоговая декларация, объект недвижимости, причины, по которым проводится реорганизация ООО, возможное продление, риск и иная информация.

Уточненная декларация представляет собой документ с внесенными изменениями. Уточненная декларация на объект налогообложения ООО подается повторно в налоговый орган. Декларация является наиболее важным налоговым документом, риск неправильного заполнения которого очень высок.

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Письменное решение о проведении выездной налоговой проверки является основным документальным основанием, которое делает данные мероприятия действительно правомерными и законными, исключая риск нарушения и возражения.

Нередко возникают ситуации, когда налоговые инспекторы пренебрегают своей непосредственной обязанностью по раннему составлению и подготовке данного решения и его своевременному вручению налогоплательщику по месту его регистрации.

Однако эти действия составляют большой риск и являются грубейшим нарушением, которое ведет к тому, что все полученные после такого мероприятия результаты будут признаны недействительными, включая найденные нарушения, возражения и иные критерии.

Решение о проведении выездной налоговой проверки может быть составлено и принято только той налоговой инспекцией, к чьей компетенции принадлежит конкретный налогоплательщик, по месту учета, иначе существует риск нарушения.

Такие документы должны содержать все требуемые данные и сведения касаемо физических лиц, юридических органов, а также индивидуальных предпринимателей – налогоплательщиков.

В список данных сведений можно отнести: данные по месту нахождения объекта и субъекта контроля, риск и анализ предмета проверки и указание состава физических лиц, которые входят в проверяющую группу руководителя.

Решение о проведении выездной налоговой проверки на объект, в обязательном порядке, должно содержать данные руководителя. На нем должна стоять подпись руководителя налогового органа, либо иного лица, обладающего соответствующими полномочиями.

Решение о проведении выездной проверки на объект должно полностью соответствовать существующей форме и положениям, установленными НК РФ и иными нормами права.

Права налоговых органов при проведении выездной проверки

Каждый налоговый инспектор отдела выездных проверок, в ходе осуществления данного мероприятия, наделяется рядом определенных прав, предусмотренных положениями действующего НК РФ и иными нормами налогового права. В список основных прав налоговых органов входят:

  • отбор, анализ и изучение существующих документов налогоплательщиков, имеющих отношение к исчислению установленных налогов и бухгалтерской отчетности. В эти документы входит налоговая декларация, ее анализ, справка и т.д.;
  • составление и сопровождение документов по результатам проведенной проверки физических лиц или юридических органов, предприятия, например, ООО, выявление нарушения и возражения на соответствующий предмет;
  • проверка процедуры исчисления налогов предприятия, контроль и выявление возможного нарушения и возражения в определенный налоговый период;
  • истребование дополнительных документов и сведений у налогоплательщиков, их анализ, сопровождение и иные действия, в том случае, если они необходимы для уточнения тех или иных особенностей существующего налогообложения физических лиц, либо юридических органов, предприятия.

В компетенцию уполномоченных физических лиц могут входить и иные формы права, а также действия, которые не противоречат положениям НК РФ и соответствуют действующему налоговому законодательству.

В том случае, если права налогоплательщиков были нарушены незаконными действиями сотрудников налоговых органов, разрешение данной ситуации входит в компетенцию судебных органов.

Сроки проведения выездной налоговой проверки

Законодательство РФ и действующие положения НК РФ устанавливают определенные ограничения, касающиеся максимального срока проведения выездной налоговой проверки и на иные действия и формы.

Общий период от дня начала проверки до получения документов с ее результатами не может превышать полутора лет.

Общее время, сопровождение, продление, снижение и срок проведения выездной налоговой проверки может зависеть от множества условий и дополнительных обстоятельств, например, объема существующих документов и информации организации, сложности проведения определенного мероприятия и иных нюансов, которые оказывают непосредственное влияние на величину временного периода, на выявление нарушения или возражения.

Время непосредственной проверки и контроля каждого филиала, имеющегося у главного предприятия налогоплательщика, например, ООО, составляет один календарный месяц. Продление или изменение срока и формы входит в компетенцию действия налогового инспектора, но, как правило, данные права, формы и критерии применяются достаточно редко.

Читайте так же:
Налоговый вычет за лечение родителей-пенсионеров

Установленные правила действующего НК РФ предусматривают, что в тех ситуациях, когда какие-либо нарушения и возражения были случайно обнаружены уполномоченным лицом во время отбора документов, в период после окончания проверки руководителя, данные нарушения и возражения не могут быть учтены и приняты к рассмотрению.

Приостановление выездной налоговой проверки

Приостановление выездной налоговой проверки, в соответствии с положениями НК РФ, означает временное приостановление действий уполномоченного налогового органа по проведению исследования и изучения внутренней деятельности той или иной организации, а также отбора документов по месту проверки.

Приостановление проверки, как юридическая процедура, также имеет свои допустимые сроки, порядок, правила, критерии, формы и иные нюансы. Общее приостановление может быть осуществлено на срок, не превышающий полугода с первого дня остановки.

Допустимый срок может быть увеличен на три дополнительных месяца в особых случаях, по приказу руководителя.

Например, если налоговый орган отправил письменный запрос в иностранную организацию, но, в течение установленного периода, по каким-либо причинам, не получил ответ от руководителя по месту запроса.

Точный срок, на который осуществляется приостановление, определяется приказом руководителя налогового органа, который учитывает причины, задачи, цели, оценки, возможность риска, и иные критерии, по которым данное приостановление стало необходимым.

Все допустимые основания, виды, анализ оценки и иные критерии указаны в НК РФ, к ним относятся:

  • действия по истребованию необходимых документов для отбора у других лиц или у органов, получение которых требует определенного времени и нуждается в продлении, например, декларация ООО и т.д.;
  • получение информации от иностранного учреждения или предприятия на объект налогообложения;
  • проведение необходимых экспертиз, оценки, результаты и виды которых очень важны для грамотного осуществления проверки и контроля рисков;
  • перевод документов и отбор, предоставление которых было осуществлено налогоплательщиком, на русский язык, например, декларация ООО или иностранного учреждения, в случае, если идет его реорганизация;
  • иные действия, анализ, виды, задачи и критерии, которые занимают определенный временной период и ведут к тому, чтобы приостановка проверки на тот или иной объект была осуществлена.

Заполненный акт выездной налоговой проверки на объект, например, ООО, всегда должен быть передан на руки налогоплательщику, в соответствии с нормами НК РФ.

Повторная выездная налоговая проверка

Положениями действующего НК РФ определены конкретные условия, задачи, риск и критерии, при которых может быть осуществлена повторная выездная налоговая проверка физических лиц и организаций – налогоплательщиков, например, если существующая декларация имела определенные ошибки.

В повторной проверке налогоплательщиков участвует прошедший временной период, анализ, отбор и контроль которого уже был осуществлен ранее.

Оформление повторной проверки означает фактическое снятие ограничения и запретов, касающихся того, что в отношении одного налогоплательщика не могут быть осуществлены две и более выездные проверки в течение годового периода, по месту учета.

Следовательно, уточненная повторная проверка по месту учета может проводиться вне зависимости от того факта, сколько до этого проверок уже было осуществлено.

Действующий НК РФ предусматривает два главных основания, по которым может быть назначена повторная уточненная проверка по месту учета.

Во-первых, она может быть осуществлена в случае принятия такого решения руководителя вышестоящей организации в определенный временной период.

Во-вторых, повторная проверка допустима, когда результаты первой были обжалованы в уполномоченном органе. Обжалование может быть осуществлено любым заинтересованным лицом. Обжалование составляется в письменной форме и подается в судебный орган. Положительное обжалование ведет к полному аннулированию результатов.

Особенности проведения выездных налоговых проверок

Существующая концепция системы планирования выездных налоговых проверок направлена, прежде всего, на соблюдение норм НК РФ и защиту интересов налогоплательщиков – физических, либо юридических лиц.

Эффективность данной концепции, а также ее основания, цели, задачи, последствия и оценки подтверждены существующей практикой.

Уточненная выездная налоговая проверка, сопровождение, отбор и контроль, в обязательном порядке, проводятся на территории налогоплательщика и его предприятия. В отдельных случаях, она может быть проведена по месту нахождения налоговой инспекции. Соответствующее решение руководителя, где составляется данная уточненная информация, выносится в установленный срок.

Во время проверки налогоплательщиков и отбора документов, каждый из них может быть проверен по нескольким налогам.

Непосредственный предмет, объект и назначение выездной налоговой проверки выражаются в осуществлении контроля правильности налогового исчисления, проверки рисков, а также своевременности уплаты установленных налогов на объект.

Контроль, оформление и сопровождение выездной проверки может распространяться только на определенный период деятельности той или иной организации или иных налогоплательщиков. Этот период равен трем годам.

Читайте так же:
Обжалование представления прокурора вышестоящему прокурору

По окончании проверки всегда составляется особый документ уведомление – акт выездной проверки налоговой службы. Акт выездной проверки содержит все необходимые сведения об осуществлении данного мероприятия контроля, а также о полученном результате.

Представление документов при приостановке налоговой проверки

В письме от 30.04.2021 № 14-24/064139@ УФНС России по г. Москве разъяснила, в какой срок нужно передать налоговикам запрошенные документы, если после выставления требования проверка была приостановлена.

В чем проблема

При проведении проверки налоговики вправе истребовать у проверяемого лица необходимые документы (п. 1 ст. 93 НК РФ). Общий срок для их представления — 10 дней со дня получения соответствующего требования. При налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков этот срок увеличен до 20 дней, а при проверке иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в связи с оказанием услуг в электронной форме на территории РФ, — до 30 дней (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа проведение выездной налоговой проверки может быть приостановлено для:

истребования документов (информации) о проверяемом налогоплательщике у его контрагентов и иных лиц в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;

получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

На период приостановления проверки действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика прекращаются. Ему возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой (п. 9 ст. 89 НК РФ). Возникает вопрос: если после получения компанией требования проверка была приостановлена, вправе ли компания передать документы сразу после окончания приостановки или она должна соблюдать 10-дневный срок с момента получения требования, установленный п. 3 ст. 93 НК РФ?

Установленный срок нужно соблюдать

Отвечая на поставленный вопрос, московские налоговики сослались на п. 26 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации». В нем сказано, что налогоплательщик обязан представить налоговому органу те документы, которые были запрошены до момента приостановления проверки, в срок, предусмотренный п. 3 ст. 93 НК РФ.

Такие же разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 07.04.2021 № 03-02-11/25508 и ФНС России от 21.11.2013 № ЕД-3-2/4395@. А в письмах Минфина России от 28.06.2013 № 03-02-07/1/24644 и ФНС России от 07.08.2015 № ЕД-4-2/13892@ чиновники указали, что Налоговым кодексом не предусмотрено приостановление срока исполнения требования о представлении документов, переданного налогоплательщику до приостановления проверки. При этом в письме от 07.04.2021 № 03-02-11/25508 Минфин России пояснил, что если требование о представлении документов налоговым органом было направлено проверяемому налогоплательщику в период проведения выездной налоговой проверки, то есть до момента вынесения решения о ее приостановлении, то такое требование должно быть исполнено налогоплательщиком независимо от периода его фактического получения.

Суды с этим согласны. Так, ФАС Поволжского округа в постановлении от 22.01.2014 по делу № А57-5057/2013 признал правомерным штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в срок истребуемых документов. Компания считала, что штраф незаконен, поскольку она получила требование уже после приостановления выездной проверки. Но суды трех инстанций в удовлетворении требований компании отказали, поскольку выставлено требование было до приостановления проверки. Определением ВАС РФ от 07.07.2014 № ВАС-5679/14 было отказано в передаче дела на пересмотр.

Отвергают суды и ссылку налогоплательщиков на то, что срок представления документов, указанный в требовании, приходится на период приостановления проверки, а в этот период согласно п. 9 ст. 89 НК РФ действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика прекращаются. В постановлении от 21.12.2018 по делу № А27-24827/2017 АС Западно-Сибирского округа указал, что требования п. 9 ст. 89 НК РФ инспекцией не нарушены, поскольку, как разъяснил Пленум ВАС РФ в п. 26 постановления от 30.07.2013 № 57, налогоплательщик обязан представить налоговому органу те документы, которые были запрошены до момента приостановления проверки. Определением Верховного суда РФ от 22.04.2019 № 304-ЭС19-4786 было отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector