Migration48.ru

Вопросы Миграции
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Продажа дебиторской задолженности в конкурсном производстве

Продажа дебиторской задолженности в конкурсном производстве

Продажа дебиторской задолженности в конкурсном производстве имеет нюансы, отличающие ее от аналогичных операций в более привычном исполнительном производстве. Подробнее об этих нюансах читайте в статье.

Как происходит оценка и взыскание дебиторки по общим правилам?

Сразу поясним, что в данном разделе мы рассматриваем только взыскание дебиторской задолженности (далее — ДЗ) в рамках исполнительного производства. Для управленческих и аналитических целей могут применяться и другие методы оценки.

Получив информацию о наличии у ответчика ДЗ (в рамках обычного исполнительного производства) пристав должен определить:

  • Реальность задолженности ко взысканию (ст. 76 закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ (далее — закон № 229-ФЗ)). При этом из общего объема выявленной ДЗ исключаются:
    • ДЗ, по которой истек срок исковой давности;
    • ДЗ, по которой дебитор ликвидирован либо находится в процессе ликвидации;
    • ДЗ, относящаяся к дебитору, в отношении которого начата процедура банкротства;
    • ДЗ дебиторов, которые не являются резидентами и РФ и инкорпорированы в стране, с которой у РФ не заключены международные соглашения о правовой помощи.
    • ДЗ возникла за уже осуществленные товарные поставки и выполненные работы (услуги);
    • ДЗ является краткосрочной и оборачивающейся (т. е. по ней идут платежи)

    Подробнее о составлении описи ДЗ в исполнительном производстве читайте: «Порядок ареста дебиторской задолженности приставами».

    Для дальнейших действий с ДЗ ее необходимо оценить с привлечением профессиональных оценщиков (ст. 85 закона № 229-ФЗ). Полученная таким образом оценочная величина ДЗ будет использоваться в процессе взыскания. Закон № 229-ФЗ предусматривает 2 варианта реализации ДЗ для целей обычного исполнительного производства (ст. 76):

    • Указание дебитору перечислить долг на счет подразделения ФССП в ОФК — данный вариант возможен только с согласия взыскателя.
    • Реализация ДЗ на торгах — вариант применяется, если взыскатель не согласился ждать зачисления денег дебитором на счет приставов или если дебитор решил приставам не платить. При выставлении на торги стартовой ценой будет величина задолженности, объявленная для этого оценщиками. Как правило, это не весь номинал ДЗ, а некоторый процент от него, рассчитанный с учетом шансов на реальное получение денег.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Хотя первый вариант взыскания представляется более целесообразным — на счет приставов предполагается зачисление номинала задолженности — в нем есть негативный аспект. Дебитор может не исполнять требование по перечислению средств на счет ФССП в разумный срок, и рычагов воздействия на него нет ни у приставов, ни у взыскателя. Это одна из причин, почему, при реализации ДЗ в конкурсном производстве рассматривается только продажа долга с торгов.

    Какие характерные особенности реализации ДЗ можно выделить при конкурсном производстве?

    Конкурсное производство и связанные с ним процедуры по удовлетворению требований кредиторов регулируются не законом № 229-ФЗ, а законом «О банкротстве» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее — закон № 127-ФЗ). Основным отличием от урегулирования долговых вопросов при исполнительном производстве является тот факт, что предприятие-должник имеет обычно не одного, а довольно много кредиторов. По нормам закона № 127-ФЗ при конкурсном производстве должно быть обеспечено максимально возможное урегулирование требований всех кредиторов. Для этого имущество и имущественные права предприятия-должника подлежат особой процедуре продажи — через торги, с распределением вырученных средств между кредиторами согласно принятой очередности.

    Традиционно считается, что продажа имущества на торгах позволяет получить за него максимально возможную цену. На деле в отношении именно ДЗ это не так — стартовая цена выставленной на торги ДЗ обычно не превышает 40% ее номинала.

    ВАЖНО! В конкурсном производстве для реализации ДЗ тоже требуется ее оценка. Конкурсный управляющий (по аналогии с приставом в исполнительном производстве) обязан определить наличие у предприятия-должника имущества и имущественных прав (в т. ч. ДЗ) с целью их дальнейшей реализации с торгов.

    Вместе с тем иные варианты реализации ДЗ при конкурсном производстве ограничены:

    • нельзя обязать дебитора напрямую оплачивать задолженность кредиторам предприятия-должника (это противоречит нормам ст. 111, 139 закона № 127-ФЗ);
    • ДЗ нельзя просто продать напрямую покупателю (даже с согласия собрания кредиторов) — к такому выводу приходят суды (см., например, постановление 3-го ААС от 13.01.2012 № А33-8866/2009к14).

    Искать покупателя на ДЗ можно только после того, как ДЗ не была продана на двух последовательно состоявшихся торгах. При этом поиск покупателей должен происходить путем публичного предложения.

    ВАЖНО! В отдельных случаях, если номинал ДЗ по последнему до даты конкурса балансу не превышал 100 000 руб., допускается упрощенный порядок реализации, в соответствии с планом внешнего управления (п. 4 ст. 111 закона № 127-ФЗ).

    Помимо соблюдения требований закона № 127-ФЗ для решения о реализации ДЗ с торгов необходимо согласие собрания (комитета) кредиторов.

    Торги по ДЗ проводятся в электронном виде. Любой желающий может стать участником торгов, зарегистрировавшись соответствующим образом на специализированном сайте (с оформлением ЭЦП) и внеся задаток за соответствующий лот.

    Победитель торгов подписывает с организатором торгов:

    • протокол о результатах (уклонение победителя от подписания аннулирует его выигрыш и задаток);
    • договор о покупке долга на торгах (договор затем подается на госрегистрацию);

    Далее новый кредитор уведомляет дебитора, что к нему перешли все права требования по задолженности, и самостоятельно взыскивает ДЗ в свою пользу.

    Вырученные от продажи ДЗ средства направляются на удовлетворение требований кредиторов согласно очередности, установленной законом № 127-ФЗ (ст. 134–138).

    Итоги

    Продажа ДЗ в конкурсном производстве имеет свои особенности. Это обусловлено тем, что реализация ДЗ в ходе исполнительного производства регламентируется законом № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а аналогичные действия в ходе конкурсного производства — законом № 127-ФЗ «О банкротстве».

    Контрагент в стадии банкротства, висит дебиторская задолженность, Как создать резерв по сомнительным долгам?

    По 62 счету уже год числится дебиторская задолженность, должник находится в стадии наблюдения, процедура банкротства.

    Вопрос:
    Можно ли 31.12.2020 г создать резерв по сомнительным долгам проводкой 91.02-63 на сумму задолженности и включить в расходы по налогу на прибыль эту сумму, а затем, когда должника ликвидируют, сделать проводку 63-62 и отправить сумму на забалансовый счет 007? Или это можно делать, только когда организация ликвидирована либо истек срок исковой давности?

    Добрый день,
    В бухгалтерском учете в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным Приказом МФ РФ от 29.07.1998 N 34н, сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
    В связи с этим, в бухгалтерском учете сомнительным долгом может быть признана любая дебиторская задолженность, которая по оценкам главного бухгалтера и руководителя организации может быть квалифицирована, как сомнительная. В дальнейшем, созданный резерв используется для списания за счет его, долгов, признанных безнадежными (Письмо МФ РФ от 17.07.2012 N 03-03-06/2/78).

    Следовательно, организация вправе включить в состав резерва в бухгалтерском учете сомнительную задолженность покупателя-банкрота проводкой Д 91.02 К 63.

    Что касается списания этой задолженности в налоговом учете, то нормами ГК РФ предусмотрены следующие основания для списания дебиторской задолженности:
    — обязательство прекращается невозможностью исполнения, если оно вызвано обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает (п 1 ст. 416 ГК РФ);
    — если в результате издания акта государственного органа исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части (п. 1 ст. 417 ГК РФ);
    — обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора) (ст. 419 ГК РФ).

    Согласно ст. 65 ГК РФ юридическое лицо по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника (п. 3 ст. 149 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

    Таким образом, с момента открытия конкурсного производства наступает срок исполнения всех денежных обязательств должника и обязательных платежей. Кредиторы по денежным обязательствам вправе предъявить должнику свои требования. То есть, юридическое лицо не считается еще ликвидированным. После завершения расчетов с кредиторами, конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства, и арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, после чего организация считается ликвидированной. Фактом ликвидации юридического лица признается его исключение из ЕГРЮЛ. Следовательно, до момента ликвидации юридического лица его долг по непогашенной дебиторской задолженности не может быть списан.

    Аналогичное мнение высказано в следующих Письмах МФ РФ от 30.03.2005 N 03-03-01-04/1/139, от 11.04.2008 N 03-03-06/1/276, УФНС РФ по Москве от 08.04.2008 N 20-12/034110.

    С учетом изложенного, для целей налогообложения прибыли дебиторская задолженность может быть признана безнадежной и учтена в составе внереализационных расходов на дату внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации должника.

    Об утверждении Инструкции по рассмотрению и согласованию плана продажи конкурсной массы в процедурах банкротства и внесудебной ликвидации должника

    Приказ Председателя Комитета по работе с несостоятельными должниками Министерства государственных доходов Республики Казахстан от 11 июля 2002 года N 68. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 9 августа 2002 года N 1945. Утратил силу — приказом Председателя Комитета по работе с несостоятельными должниками Министерства финансов Республики Казахстан от 20 марта 2006 года N 12

    Извлечение
    из приказа Председателя Комитета по работе с несостоятельными должниками
    Министерства финансов Республики Казахстан от 20 марта 2006 года N 12

    «ПРИКАЗЫВАЮ:
    1. Признать утратившими силу некоторые приказы Председателя Комитета по работе с несостоятельными должниками Министерства финансов Республики Казахстан.
    2. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.

    Председатель
    ________________________________________________________

    В целях реализации Закона Республики Казахстан от 21 января 1997 года Z970067_ «О банкротстве» и осуществления Комитетом по работе с несостоятельными должниками Министерства государственных доходов Республики Казахстан в пределах предоставленных полномочий функций контроля за проведением процедур банкротства, приказываю:
    1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по рассмотрению и согласованию плана продажи конкурсной массы в процедурах банкротства и внесудебной ликвидации должника.
    2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Председателя Комитета по работе с несостоятельными должниками Министерства государственных доходов Республики Казахстан Макажанова Н.К.
    3. Настоящий приказ вступает в силу с момента государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

    Утверждены
    приказом Председателя Комитета
    по работе с несостоятельными
    должниками Министерства
    государственных доходов
    Республики Казахстан
    от 11 июля 2002 года N 68

    Инструкция
    по рассмотрению и согласованию плана
    продажи конкурсной массы в процедурах
    банкротства и внесудебной ликвидации должника

    1. Настоящая Инструкция по рассмотрению и согласованию плана продажи конкурсной массы в процедурах банкротства и внесудебной ликвидации должника (далее — Инструкция) разработана в соответствии с Законом Республики Казахстан от 21 января 1997 года Z970067_ «О банкротстве» (далее — Закон) и другими нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
    2. Настоящая Инструкция регулирует вопросы рассмотрения и согласования Комитетом по работе с несостоятельными должниками Министерства государственных доходов Республики Казахстан (далее — Комитет) и его территориальными органами плана продажи конкурсной массы организации-банкрота.
    3. Для согласования проекта плана продажи конкурсный управляющий представляет в Комитет или его территориальный орган заявление по установленной форме (приложение 1 к Инструкции) с приложением проекта плана продажи конкурсной массы организации-банкрота (приложение 2 к Инструкции), который должен содержать предложения об объекте продажи, возможности продажи в рассрочку, сведения о стартовой (и минимальной — при голландском методе торгов) цене объекта.
    К проекту плана продажи прилагаются заключения специалистов по оценке имущества, дебиторской задолженности (при наличии такого заключения).
    4. Проект плана продажи конкурсной массы организации-банкрота включает количество сформированных лотов, наименование выставляемого на торги имущества в табличной форме с указанием наименования имущества, технических характеристик (год выпуска, введения в эксплуатацию, общая площадь, количество и единицы измерения, текущее состояние), стартовых и минимальных цен реализации имущества.
    5. Предложения об объекте продажи должны содержать следующее:
    порядок проведения предпродажной подготовки имущества (активов) организации-банкрота (инвентаризация, оценка, предложения по продаже имущества единым лотом или посегментно, предложения о количестве торгов по английскому и голландскому методам, дате проведения торгов, организация публикаций о предстоящих торгах и рекламы по предстоящим торгам, предложения по услугам аукциониста);
    мероприятия по организации и проведению торгов (порядок и условия приема заявок и других документов от лиц, изъявивших желание участвовать в торгах, внесения и возврата гарантийных взносов и их размеров, условие, определяющее, что один гарантийный взнос предоставляет право на покупку одного лота, порядок и сроки подписания протокола о результатах торгов и договора купли-продажи с победителем торгов, возможность передачи нереализованного имущества в натуре кредиторам);
    особые условия продажи имущества (активов) и дополнительные требования к покупателям конкурсной массы в случае их установления Правительством Республики Казахстан.
    6. Комитет или его территориальный орган рассматривает представленные конкурсным управляющим документы и при отсутствии замечаний и возражений в соответствии с пунктом 1 статьи 84 Закона согласовывает проект плана продажи имущества организации-банкрота в срок не позднее пяти дней со дня его поступления.
    7. При представлении неполного комплекта или необоснованных документов Комитет или его территориальный орган вправе отказать в согласовании проекта плана продажи и вернуть на его доработку.
    8. Согласованный проект плана продажи представляется конкурсным управляющим для утверждения комитету кредиторов организации-банкрота. После утверждения план продажи имущества организации-банкрота и протокол заседания комитета кредиторов направляется в Комитет или его территориальный орган.
    Если утвержденный комитетом кредиторов план продажи имущества противоречит требованиям законодательства, а также противоречит согласованному проекту плана продажи, Комитет или его территориальный орган уведомляет конкурсного управляющего о том, что реализация имущества, согласно утвержденному плану продажи, повлечет ущемление прав и законных интересов кредиторов и рекомендует внести соответствующие изменения в план продажи.
    9. Реализация дебиторской задолженности через торги осуществляется только после принятия комитетом кредиторов соответствующего решения.
    Продажа дебиторской задолженности, выставленной на торги впервые, осуществляется по английскому методу торгов. В случае признания торгов несостоявшимися, дебиторская задолженность реализуется по голландскому методу проведения торгов, при этом, указываются стартовая и минимальная цена. Минимальная цена должна быть согласована с комитетом кредиторов и отражена в протоколе заседания кредиторов в процентах от суммы дебиторской задолженности.
    Дебиторская задолженность может быть реализована без аукциона по цене не ниже ее номинального значения.
    Объявление о предстоящих торгах по дебиторской задолженности публикуется конкурсным управляющим в порядке, установленном действующим законодательством Республики Казахстан.
    10. При проведении банкротства организаций, по которым, в целях защиты интересов граждан и государства, Правительством Республики Казахстан установлены особые условия и порядок реализации конкурсной массы, дополнительные требования к покупателям объектов конкурсной массы, план продажи должен соответствовать этим требованиям.
    11. В случае внесения изменений и дополнений в план продажи имущества (по структуре лотов, стартовым и минимальным ценам, методам торгов и иных изменений) конкурсный управляющий представляет эти изменения в Комитет или его территориальный орган для повторного согласования. Комитет или его территориальный орган рассматривает и согласовывает данные изменения.
    12. Сведения о результатах проведенных торгов, реализованном имуществе, цене продажи, покупателе, а также копии протокола торгов и договора купли-продажи отражаются конкурсным управляющим в отчете о своей деятельности.

    Приложение 1
    к Инструкции по рассмотрению и
    согласованию плана продажи
    конкурсной массы в процедурах
    банкротства и внесудебной
    ликвидации должника, утвержденным
    приказом Председателя Комитета
    по работе с несостоятельными
    должниками Министерства
    государственных доходов
    Республики Казахстан
    от 11 июля 2002 года N 68

    Управление Комитета по работе
    с несостоятельными должниками
    Министерства государственных
    доходов Республики Казахстан
    по ____________ области

    Принцип целесообразности при продаже дебиторской задолженности должника с публичных торгов, минуя первые и повторные, выше, чем нормы ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

    В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (п. 3 ст. 65) документом, устанавливающим порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, является Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – ФЗ о несостоятельности или Закон).

    Конкурсный управляющий вправе распоряжаться имуществом должника в порядке и на условиях, которые установлены ФЗ о несостоятельности (ст. 129 Закона).

    Так ФЗ о несостоятельности предусмотрен специальный порядок проведения торгов имуществом должника, который состоит из следующих этапов: первые торги имуществом; повторные торги имуществом; торги посредством публичного предложения.

    Но, как обычно бывает, из правила есть исключение, которое лишь подтверждает правило.

    По мимо Закона есть еще один источник, устанавливающий порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, — это судебная практика.

    Судебная практика допускает случаи отступления от основного правила проведения торгов с учетом имеющих конкретных обстоятельств по данному вопросу (постановление ФАС Московского округа от 30.11.2009 по делу N А41-К2-9170/06 постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 7 июля 2017 г. N 09АП21741/2017 по делу N А40-73619/11).

    В том случае, если реализация дебиторской задолженности должника на торгах посредством публичного предложения, минуя первые и повторные торги, в соответствии с утвержденным кредиторами Положением, является целесообразной, то суд примет данный порядок, даже если он противоречит закону (Определение АС г. Москвы по делу № А40-76052/16-30-124Б от 26 апреля 2019 г.).

    Так, в деле № А40-76052/16-30-124Б Арбитражный суд города Москвы рассматривал заявление конкурсного управляющего о разрешении разногласий по поводу утвержденного собранием кредиторов порядка проведения торгов, согласно которому дебиторская задолженность подлежит продаже путем публичного предложения по цене продажи, начиная с ее номинальной стоимости.

    Действия кредиторов, которые проголосовали за одобрение такого порядка продажи, были обусловлены тем, что продажа дебиторской задолженности путем публичного предложения, минуя первые и повторные торги, является целесообразной в виду того, что она не может быть оценена выше ее номинальной стоимости. Продажа дебиторской задолженности на первых и повторных торгах, в рамках которых участники торгов делают предложения на повышение, не представляется реальным. Кроме того, продажа дебиторской задолженности на первых и повторных торгах увеличивает сроки реализации, сроки процедуры банкротства как минимум на три месяца и затраты конкурсного управляющего, что приводит к сокращению конкурсной массы за счет публикаций и вознаграждения управляющего.

    Получается, что если то или иное действие конкурсного управляющего/собрания кредиторов является целесообразным и обоснованным, то можно и не соблюдать ФЗ о несостоятельности, а смело идти в суд и утверждать его?

    голоса
    Рейтинг статьи
    Читайте так же:
    Наследство по завещанию: сроки и порядок вступления
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector