Migration48.ru

Вопросы Миграции
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ответственность без гарантии

Ответственность без гарантии

Автомобильные перевозчики и экспедиторы, принимая груз у владельца, становятся ответственными за его сохранность. Но в дороге с грузом может случиться все что угодно: например, его могут украсть или он окажется поврежденным в результате ДТП. В этом случае перевозчик будет обязан возместить стоимость товара. Те, кто не хочет делать это из своего кармана, обращаются к страховым компаниям.

Заплатят ущерб и покроют издержки

Как рассказала «Гудку» начальник управления страхования транспортных операторов компании «Ингосстрах» Наталья Полунина, полис страхования гражданской ответственности необходим транспортным компаниям, осуществляющим доставку груза в междугороднем и международном сообщении, экспедиторским компаниям, оказывающим услуги по организации перевозок и помещающим товары под процедуру внутреннего таможенного транзита, организациям, осуществляющим курьерские отправки груза и почты.

Страховой полис ответственности перевозчика покрывает риск повреждения груза при транспортировке, в случае пожара, опрокидывания транспортного средства, ДТП, в результате хищения. Кроме того, перевозчик может застраховать свою ответственность в случае невыполнения им своих обязательств по доставке груза: например, за просрочку или за неправильную отправку груза. Страхуется также ответственность за ущерб, причиненный грузом имуществу, жизни и здоровью третьих лиц. В полис страхования могут быть включены таможенные риски: ответственность страхователя за уплату таможенных пошлин и налогов в случае недоставления товаров, помещенных под процедуру внутреннего таможенного транзита.

Перевозчик также может включить в страховку расходы, связанные с процедурами по спасению груза, по уменьшению убытка и по установлению его размера, расходы по расследованию обстоятельств происшествия и судебные издержки.

Генеральный директор транспортной компании «Траст-Лайн» Николай Иванцов убежден, что перевозчикам и экспедиторам необходимо страховать ответственность. «Все мы видим те положительные тенденции, которые имеют место при урегулировании убытков между пострадавшими в ДТП с тех пор, как начало действовать ОСАГО», – отметил он. По мнению эксперта, страхование ответственности перевозчиков и экспедиторов играет ту же роль. Оно призвано оградить страхователя от возмещения материального ущерба в случае, когда тот был нанесен по его вине.

Для перевозчика страхование ответственности выгодно вдвойне, отмечает Николай Иванцов. Во-первых, при наступлении страхового случая страховая компания будет стараться доказать, что перевозчик невиновен в случившемся, а значит, не должен возмещать ущерб. Но даже если этого сделать не удастся, страховая компания возьмет на себя все расходы по возмещению убытков.

Металлу повреждение не грозит

Наталья Полунина из «Ингосстраха» пояснила, что на стоимость страхования влияет целый ряд факторов: направления перевозок, номенклатура перевозимых (экспедируемых) грузов, объемы перевозок, выбираемые риски и лимиты ответственности по ним, количество и возраст транспортных средств.

«Разброс ставок по данному виду страхования на рынке очень широк, – отмечает Наталья Полунина. – Ставки различаются не только у страховых компаний, но могут варьироваться у одной компании в зависимости от региона. В среднем по страхованию ответственности автоперевозчика ставка премии по одному автомобилю в год составляет от $200 до $1000».

«При страховании необходимо обращать внимание на условия, по которым осуществляется перевозка», – отмечает Николай Иванцов. Необходимо заранее исключать риски, с которыми компания не может столкнуться. Например, если осуществляется перевозка металла, вряд ли стоит страховаться от повреждения груза. Такие расчеты значительно удешевляют стоимость страховки.

«В нормальных компаниях страховка, которая покрывает наибольшее количество случаев и при этом с приемлемыми условиями, стоит дорого», – отмечает представитель «Траст-Лайна». Можно встретить отзывы перевозчиков, которым удалось застраховать ответственность за $100. Но есть ряд нюансов: надо обращать внимание, какие риски включены в страховку, какова сумма выплат. При средней стоимости перевозимых грузов в 1,5 – 2 млн руб. дешевая страховка всех убытков не покроет. «Наша компания застраховала ответственность на 3 млн руб. Эта сумма взята из расчета, что с ее помощью мы можем безболезненно перенести несколько страховых случаев», – отметил Николай Иванцов.

Читайте так же:
Договор приватизации жилого помещения: образец, особенности

Договор страхования обычно заключается на год. Но перевозчик ради своего удобства может застраховать на этот период имеющийся парк, а приобретаемые машины страховать на оставшийся период. Таким образом, срок договора страхования заканчивается для всего парка одновременно и его можно перезаключать на новый период.

Если грузоотправитель работает напрямую с перевозчиком, он крайне заинтересован, чтобы у того была страховка. В этом случае существует больше гарантий, что возможные убытки будут оплачены. «Перевозчики у нас в основном мелкие – из-за этого могут случаться проблемы», – утверждает Николай Иванцов. Он рассказал, что в настоящее время его компания, выступавшая в качестве экспедитора, ведет розыск одного такого перевозчика, который, перевозя груз, попал в ДТП и пустился в бега. «Если бы у него была страховка, подобных проблем можно было бы избежать», – отметил Николай Иванцов.

Застрахуйся и живи спокойно

Рынок страхования ответственности автоперевозчиков и экспедиторов растет в среднем на 10% в год, отметила Наталья Полунина. «Значение этого вида страхования для автоперевозчиков и экспедиторских компаний постоянно возрастает, – добавила она. – Клиенты и деловые партнеры в соответствии с обычной международной практикой требуют подтверждения страхового покрытия перед тем, как доверить свой груз новым и часто не проверенным на практике экспедиторским и транспортным организациям». Полис страхования ответственности обеспечивает финансовую устойчивость автомобильного перевозчика и экспедиторской компании. Клиенты, особенно при заключении долгосрочных соглашений или при перевозке дорогостоящих грузов, рассчитывают на предоставление перевозчиком и экспедитором гарантий компенсации возможного ущерба, нанесенного по их вине.

Николай Иванцов из компании «Траст-Лайн» предположил, что в российской практике можно найти немало случаев банкротства транспортных компаний, не застраховавших свою ответственность. Особенно это касается мелких перевозчиков, у которых всего одна или две машины. Как правило, страховой случай наступает, когда машина с грузом попадает в аварию. В этом случае на перевозчика ложатся расходы как по ремонту автомобиля (если он не был застрахован по КАСКО), так и по возмещению убытков грузоотправителю.

С этим согласен генеральный директор общественной организации «Объединение грузоперевозчиков» Владилен Волков. По его словам, если при перевозке поврежден дорогостоящий груз и при этом ответственность была не застрахована, то перевозчик может стать не только банкротом, но и пожизненным должником. Хотя были случаи, когда предприниматели страховали свою ответственность весьма своеобразным способом: заключали договор с водителем, в котором материально ответственным лицом выступал именно он. И когда происходило повреждение груза, по решению суда убытки должен был возмещать именно водитель, не удосужившийся прочитать договор со своим работодателем.

Финансовые гарантии международного перевозчика: CARGO или CMR-страховка?
18.11.2015 &nbsp | Вернуться в список

Финансовые гарантии международного перевозчика: CARGO или CMR-страховка?

Какой вариант страховой программы выгоднее исполнителю международных доставок? На выбор – два предложения: CMR-страхование ответственности перевозчика (в соответствии с условиями и требованиями КДПГ/CMR) или КАРГО? Этот вопрос, несмотря на многочисленные дискуссии в кругах транспортных компаний, всегда стоит остро.

И неправильно: несправедливо искать ответ на него только с точки зрения финансовой привлекательности – расценок в страховании ответственности перевозчика международного сегмента и самого товара. Он в данной ситуации очевиден: первый вид полиса стоит дешевле. Но в более широком смысле финансовых выгод он дает меньше. Чтобы понять, какой вариант целесообразно покупать, надо разобрать оба вида страховых программ по основным пунктам:

  • правовая база работы полисов на международном рынке транспортных услуг;
  • практика урегулирования страховых случаев;
  • рисковая составляющая.
Читайте так же:
Ответственность ИП по долгам физического лица

Риски двух видов страховки для перевозчика

Первый вопрос – риски CMR-страхования и КАРГО. По второй программе при выборе категории А (все риски, включается все, что не исключено), в том числе страхуется:

  • повреждение либо полная гибель товара в результате природных явлений (капризы стихий);
  • повреждение продукции сторонними лицами;
  • затопление и пожар;
  • хищение груза;
  • урон из-за аварий и дорожных происшествий и прочее.

Здесь имеет место полноценная защита финансовых интересов перевозчика и его заказчика на все случаи, включая условия, согласно которым виноват сотрудник транспортной компании. Единственный минус: страховщик покрывает только стоимость груза (плюс 10%, так как речь о международной перевозке). А вот урон имуществу и здоровью третьих лиц возмещаться не будет.

Риски в СМР-страховании

И здесь в дело вступает страхования ответственности международного перевозчика грузов, которое как раз с подобными угрозами работает. В его рисковой программе всего три пункта.

  1. Утрата груза по вине экспедиторов или водителя.
  2. Угроза получить штрафы и прочие финансовые наказания за невыполнение оговоренных в договоре перевозки обязательств.
  3. Риск причинения вреда третьим лицам (без умысла, по вине водителя).

То есть КАРГО – это полная защита груза (исполнителя его поставок с точки зрения ответственности за него без отправки на виновность/невиновность водителя и экспедитора). А страхование ответственности при международных перевозках – это защита сугубо интересов перевозчика на случай виновности его работников (неумышленных упущений).

Вопросы по урегулированию

Что до поведения СК при наступлении страховых случаев, здесь снова более привлекательной выглядит страховка груза. Поскольку при наличии КАРГО и факта потери (повреждения) части партии перевозимого товара страховщик сначала платит, а потом разбирается (и, возможно, предъявляет регрессный иск фактическому виновнику события).

Транспортная компания сразу может ответить перед заказчиком (в рамках контрактных обязательств) только с CARGO. Страхование ответственности перевозчика международного товара дает право претендовать на возмещение, которое возможно при соблюдении двух условий:

  • доказан факт виновности сотрудника, задействованного в процессе доставки (признан судом или страховщиком);
  • в деле не замешаны условия, способные ограничить ответственность компании-продавца СМР-страхования ответственности перевозчика (при повреждении груза в результате стихийных бедствий, даже если водитель действительно виноват, так как мог не отправляться в путь на открытую трассу, видя погоду, возмещения не полагается и пр.).

Страхование перевозчика и закон

Страховка CARGO, согласно международному законодательству и торговому праву (пунктам справочника ИНКОТЕРМС) для определенных форм торговых сделок де-юре является обязательной. Без нее перевозчик просто не возьмет заказ по доставке.

А страхование ответственности за груз транспортной компании не является обязательным де-юре, но в соответствии с КДПГ (а это один из базовых регламентов международного рынка перевозок) отвечать за груз исполнитель доставки все равно будет с полисом или без такового. Для него страхование становится гарантией финансовой способности исполнить нормы КДПГ и ГК. Хотя многие считают, что Гражданский кодекс как раз отрицает законность полиса страхования ответственности. Это распространенная ошибка:

  • да, статья под номером 932 ГК может рассматриваться как законодательная отмена CMR-страховки, но она уже давно не применима к данному виду страхования;
  • но не стоит забывать, что для внешнеэкономических контрактов в России приоритетными остаются нормы международного права. А в них CMR-страховка – законная отработанная практика.

Легитимными являются оба полиса – ответственности перевозчика для международных перевозок и КАРГО. Обязательным в ряде случаев будет только последний вариант, он же гарантирует более широкое покрытие. Но рассматривать его как полную замену страховке ответственности все же нельзя. При определенных обстоятельствах она работает лучше страхования товара. В идеале же программы должны дополнять друг друга, а не заменять.

Читайте так же:
Как написать сопроводительное письмо к документам образец

Страхование ответственности перевозчика – гарантия для транспортной компании

В начале ноября Госдума России приняла в первом чтении законопроект, закрепляющий право автотранспортных операторов и экспедиторов грузов страховать свою ответственность за нарушение договора перевозки.

Чем обусловлена такая необходимость, насколько удачна подготовленная редакция документа и что все это значит для отрасли грузовых автоперевозок? Обо всем этом мы поговорили с заместителем руководителя дирекции транспортного страхования компании «РЕСО-Гарантия» Андреем Кузнецовым.

Новый закон

– Андрей, расскажите, пожалуйста, чем продиктована необходимость принятия нового закона по страхованию ответственности перевозчиков и экспедиторов за нарушение условий договора перевозки?

– В транспортной отрасли уже давно сложилась практика, когда при заключении договоров на перевозку, договоров транспортной экспедиции заказчики требуют, чтобы автоперевозчики и экспедиторы имели договоры страхования своей ответственности.

Заместитель руководителя дирекции транспортного страхования компании «РЕСО-Гарантия» Андрей Кузнецов

Такое страхование гарантирует возмещение ущерба грузовладельцу в случае повреждения, гибели или утраты груза, а также является одним из способов защиты интересов транспортной компании.

Данный вид страхования широко применяется в международной практике. В российской же правовой системе страхование профессиональной ответственности автоперевозчиков грузов не имеет четких очертаний, что на практике приводит к спорным ситуациям.

Для разрешения этой проблемы Комитет Госдумы по транспорту и строительству подготовил законопроект о внесении изменений в Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта и Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» об уточнении вопросов страхования ответственности автоперевозчиков грузов и экспедиторов.

– А все-таки, как складывается российская судебная практика по принятию решений при разбирательствах такого рода дел?

– В середине 2000-х в стране сложилась судебная практика, признававшая в ряде случаев заключаемые договоры страхования ответственности автоперевозчика или экспедитора недействительными. Такая практика применялась даже несмотря на то, что правила страхования страховщиков не содержали пунктов о страховании договорной ответственности.

Вместе с тем Постановлением Президиума Высшего арбитражного суда РФ (ВАС) от 13.04.2010 № 16996/09 по делу № А43-27008/200839-731 определена следующая правовая позиция, которая признала страхование гражданской ответственности экспедитора, автоперевозчика соответствующим законодательству. А именно: договор страхования имущественных рисков ответственности страхователя перед клиентами и связанных с его деятельностью имущественных рисков третьих лиц является комплексным и не противоречит норме о запрете страхования риска ответственности за нарушение договора, если такое страхование не допускается законом.

В России страхование ответственности автоперевозчиков грузов не имеет четких очертаний, что приводит к спорным ситуациям.

В настоящее время действующая судебная практика сформирована с учетом указанной позиции ВАС. Риски автоперевозчиков и экспедиторов снижаются, в частности, за счет страхования гражданско-правовой ответственности автоперевозчика, экспедитора (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.03.2016 по делу № А56-36556/2015, Определение Верховного суда РФ от 20.07.2015 № 307-ЭС15-1642 по делу № А21-10221/2013).

– Как вопрос страхования данного вида ответственности перевозчиков и экспедиторов решается в настоящее время на рынке грузовых автоперевозок и конкретно в вашей компании?

– Законом не установлены ограничения для страхования рисков за повреждение, гибель или утрату груза, за которые автоперевозчик или экспедитор несет ответственность перед клиентом в силу общих оснований ответственности за причинение вреда. При заключении договоров страхования ответственности автоперевозчиков и экспедиторов стороны имеют право воспользоваться имущественным страхованием, предусмотренным положениями ст. 931 Гражданского кодекса РФ «Страхование ответственности за причинение вреда».

Все ведущие российские страховые компании осуществляют страхование гражданской ответственности перевозчика и экспедитора. Страховое общество «РЕСО-Гарантия», являясь одним из крупнейших в стране универсальных страховщиков и наиболее динамично развивающихся участников отечественного страхового рынка, также предоставляет услуги по страхованию транспортных операторов. В компании существует специализированное подразделение по страхованию логистических рисков.

Читайте так же:
Жалоба (заявление) в трудовую инспекцию на работодателя

– Вы также упомянули, что данный вид страхования широко применяется в международной практике…

– Насколько мы информированы, нигде не существует запретов на страхование рисков транспортных компаний. А во многих странах Европы и в США есть рекомендуемые условия, применяемые на национальных уровнях (например, в части минимальных пределов ответственности или ее ограничения). Поэтому транспортные компании могут работать абсолютно спокойно.

Что дальше?

– По мнению авторов законопроекта, данный вид страхования — дословно — «гарантирует возмещение ущерба грузовладельцу в случае повреждения, гибели или утраты груза». Вы согласны с этим?

– Да, согласен. Напомню, что 7 ноября 2019 года Госдума приняла в первом чтении законопроект, которым предлагается ввести возможность страхования ответственности за нарушение договора перевозки и договора транспортной экспедиции.

Законопроект вносит положения о страховании договорной ответственности перевозчиков в Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», а о страховании договорной ответственности экспедиторов — в Федеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Новый закон защитит автоперевозчиков и экспедиторов от претензий владельцев грузов в случае утраты последних и от штрафов со стороны заказчиков перевозки (фото: GettyImages)

Принятие законопроекта не только окончательно поставит точку в спорах о законности такого страхования, но и значительно расширит перечень рисков, которые могут быть покрыты договором страхования ответственности автоперевозчиков и экспедиторов (например, ответственность за просрочку доставки груза, ответственность за неподачу транспортного средства и т. п.).

Это защитит автоперевозчиков и экспедиторов не только от претензий владельцев грузов (в случае их утраты или повреждения), но и от штрафов со стороны заказчиков перевозки (например, в случае нарушения срока доставки и подачи транспортного средства).

– По мнению некоторых экспертов, с принятием данного законопроекта в России появится необходимость более четко прописать понятие экспедитора, его прав и ответственности. Вы согласны?

– Рассматриваемое страхование является механизмом защиты имущественных интересов транспортных компаний. Очевидно, что эффективность страхования напрямую зависит от степени развитости и качества нормативной базы в сфере оказания транспортных услуг, а также учета тех фактических отношений, которые сложились в первую очередь в сфере автомобильных грузоперевозок и экспедирования.

Именно размытость отдельных формулировок, отсутствие действенного контроля за компаниями, оказывающими транспортные услуги, привели к тому, что ответственность экспедитора сейчас почти невозможно застраховать с полноценным покрытием, а многие страховщики и вовсе избегают работать по этому направлению. Не секрет, что мошеннические схемы получили распространение именно в логистических цепочках с участием так называемых псевдоэкспедиторов и табуреток.

Ответственность экспедитора почти невозможно застраховать с полноценным покрытием, и многие страховщики избегают работать по этому направлению.

При таком подходе риски мошенничества реализуются не случайно, а неизбежно, что противоречит сути страхования и точно отвергается профессиональным страховым сообществом.

Поэтому параллельно с принятием обсуждаемых нами новаций необходимо активно заниматься доработкой соответствующего транспортного законодательства. Только тогда модель реальной страховой защиты будет реализована в полном объеме, что обеспечит защиту всех участников перевозки.

– Как в страховом сообществе планируют действовать в случае принятия нового закона?

– После принятия закона страховое сообщество намерено выработать единые стандарты страхования профессиональной ответственности автоперевозчиков грузов и экспедиторов.

Мошеннические схемы с участием так называемых псевдоэкспедиторов и табуреток получили распространение в логистических цепочках.

На базе Всероссийского союза страховщиков создана рабочая группа, которая во взаимодействии с профессиональным сообществом перевозчиков и экспедиторов должна будет разработать типовые правила страхования гражданской ответственности перевозчика и экспедитора.

Читайте так же:
Договор дарения имущества - бланк образец 2022

Считаю, что таким образом будет поставлена точка в многолетних спорах и страхование профессиональной деятельности перевозчика и экспедитора станет полноценным инструментом управления рисками.

Чем отличаются страхование ответственности перевозчика от страхования груза?

Самым очевидным отличием кажется то, что первое предназначено для перевозчиков, а второе, стало быть, для их клиентов. Логично. Но на самом деле всё не так просто.

Дело в том, что страхование гражданской ответственности перевозчиков, как и страхование груза при перевозке, тоже защищает интересы клиента. Только каждая из них действует по-своему.

Чем отличаются страхование ответственности перевозчика от страхования груза?

Обозначим сходства между страхованием груза и страхованием ответственности перевозчика

Страхование груза – это услуга, которая позволяет клиенту транспортной компании защитить свои имущественные интересы во время доставки груза.

Конечно, это не гарантирует сохранность, в отличии от качественной упаковки. Но перед страхованием такая задача и не стоит. Оно сохраняет деньги и время заказчика. Клиент может рассчитывать на материальную компенсацию, если во время транспортировки груз будет поврежден или утерян.

Страхование ответственности перевозчика грузов – это то, что защищает интересы и перевозчика, и клиента, если что-то непредвиденное случится в дороге.

Перевозчик, оформив страхование гражданской ответственности, поможет сохранить деньги и время клиенту . Например, благодаря этому страхованию компенсацию можно получить, если транспорт с грузом попадет в аварию.

Назовем различия между страхованием груза и страхованием ответственности

Кажется, что разница не существенная, и каждая обеспечивает клиенту компенсацию, но есть некоторые тонкости в условиях работы:

Страхование грузаСтрахование ответственности перевозчика груза
Необходимо отдельно заключить договор между заказчиком и страховойОформления договора-заявки на перевозку достаточно, чтобы страхование начало работать
Действует на протяжении всей цепи транспортировки: от погрузки до выгрузкиРаспространяется только на происшествия, случившиеся в дороге (у нас страхование действует только для перевозки в собственном транспорте компании)
Стоимость страхования расчитывается индивидуально (для наших клиентов в среднем получается 0,3% от стоимости груза)Она включена в стоимость перевозки, и клиенту не приходится за неё доплачивать
Компенсируется полная стоимость груза (необходимо её документальное подтверждение)Сумма компенсации не может превышать годовой лимит страхования

Выделим случаи, когда помимо страхования ответственности пригодится и страхование груза

Лучше всего использовать их вместе, ведь они прекрасно дополняют друг друга.

Полис страхования ответственности автомобильного перевозчика прекрасно защищает интересы клиентов. К сожалению, не на протяжении всего процесса перевозки. Это упущение как раз и компенсирует услуга страхования груза.

Такое “комплексное” страхование не помешает при любой автомобильной перевозке сборных грузов.

Страховать груз обязательно, если груз хрупкий, редкий и ценный, горючий и взрывоопасный. Даже несмотря на то, что он будет максимально надежно упакован. Ведь во время транспортировки такие грузы подвержены большему риску.

Окончательная стоимость страхования груза всегда индивидуальна и зависит от стоимости груза. Её рассчитывает транспортная компания вместе с партнерской фирмой страхования.

ГК SAMCOM сотрудничает с крупными страховым компаниями России и Казахстана: Ингосстрах, Альфе-Страхование, Nomad Insure. С их помощью мы страхуем грузы наших клиентов. Договор страхования гражданской ответственности перевозчика у нашей компании заключен с РЕСО-Гарантия.

Получите информацию о всех плюсах страхования груза и страхования ответственности у специалистов ГК SAMCOM. Для этого позвоните по телефону – 8 (800) 200-36-99.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector