Migration48.ru

Вопросы Миграции
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Судебная коллегия по гражданским делам: состав и компетенция

Судебная коллегия по гражданским делам: состав и компетенция

Судебная коллегия по гражданским делам: состав и компетенция

Судебная коллегия по гражданским делам что собой представляет и какая у нее компетенция? Каким образом она формирует и осуществляют свои задачи? Есть ли дополнительные требования по обращению к ней?

Нормативные аспекты

Судебная коллегия по гражданским делам там, где она предусмотрена, работает, прежде всего, базируясь на нормах Конституции и федеральных законах.

Так, например, в РФ принят закон, посвященный судам общей юрисдикции, и закон о Верховном суде.

судебная коллегия по гражданским делам

Нормативные акты регулируют порядок их функционирования, организацию деятельности, не затрагивая порядок подачи заявлений и их рассмотрения.

В каких судах создаются?

Судебные коллегии по гражданским делам создаются в рамках учреждений субъектного уровня (области, республики, автономного округа, города федерального значения).

судебная коллегия по гражданским делам верховного

Как набираются судьи? На данный уровень попадают уже опытные специалисты, проработавшие в районных судах. Перед тем как попасть в районный суд, некоторые юристы предварительно работают мировыми судьями. Так что на эти должности назначаются люди, хорошо знающие, как работает система в целом и знающие тонкости всех процедур.

Порядок формирования

После назначения на должность судья решением руководства суда зачисляется в коллегию. Ему передаются дела с учетом ранее рассматриваемых им споров. Закон не запрещает руководителю суда переводить судей в другие коллегии для обеспечения своевременности рассмотрения споров.

Задачи коллегий

Почему судьи не начинают карьеру со второй инстанции? Учреждения на данном уровне рассматривают резонансные или значимые дела по первой инстанции согласно их компетенции (перечень дан в статьях ГПК). Их главная задача – выполнение задач апелляционной инстанции.

Кроме собственно судебной работы добавляются дополнительные задачи:

  • обобщение судебной практики;
  • анализ судебной статистики.

Апелляционное производство

Судебные коллегии по гражданским делам в первую очередь занимаются апелляционным пересмотром:

  • их предмет деятельности — рассмотрение апелляций и вынесение окончательных судебных решений;
  • рассмотрение частных жалоб или протестов на промежуточные определения, поданных участниками процессов и прокурорами.

определение судебной коллегии по гражданским делам

Рассматриваются все заявления без исключения. Какими полномочиями обладают судьи?

  • отменить решение и вынести новое;
  • отменить решение и прекратить производство;
  • оставить решение в силе;
  • изменить решение в части.

На сегодня дела на пересмотр уже не отправляются в первую инстанцию.

В случае с частными жалобами принимается два вида решений:

  • оставление обжалованных определений без изменений;
  • изменение или полная отмена обжалованного определения, решение вопроса по существу (например, назначение новой экспертизы).
Читайте так же:
Арбитражные налоговые споры: виды, признаки, особенности рассмотрения

Обобщение практики

Судами субъектов периодически по плану работ или по запросу ВС РФ проводится обобщение судебной практики. Оно поручается одному или нескольким судьям.

Обобщение или обзор представляют собой изучение дел по категориям. Например, в одном из судов исследовали материалы по подаче алиментов.

судебная коллегия по гражданским делам рф

Судьями были выявлены:

  • ошибки, совершаемые гражданами при подаче заявлений;
  • ошибки, допущенные судьями первой инстанции;
  • подходы к рассмотрению, которые считаются, по мнению субъектного суда, правильными.

Изучение проводится на конкретных примерах. Показывается, в чем состоит ошибка и как ее исправили.

Статистический отчет

Областные судебные коллегии по гражданским делам раз в полгода составляют отчет о своей работе:

  • какое число дел было рассмотрено за период;
  • сколько жалоб было удовлетворено полностью или частично;
  • по скольким жалобам был вынесен отказ;
  • как часто судьи не успевали разобрать дела в установленное время.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда

Ее первоочередная задача – рассмотрение кассационных жалоб на решения нижестоящих судов. Коллегия разбивается на судебные составы, действующие 3 года. При необходимости судьи переводятся из одной коллегии в другую решением Председателя суда.

областная судебная коллегия по гражданским делам

В ВС РФ судебная коллегия по гражданским делам в первую очередь занимается кассационными жалобами. Также по аналогии с судами субъектов составляются обзоры практики, ведется статистический отчет.

Особенности производства

Материалы жалобы передаются одному из судей, он проверяет ее на выполнение формальных требований. Тем же судьей решается вопрос соответствия жалобы по существу.

Как правило, судья выносит определение, которым отказывает заявителю в передаче дела в коллегию. По существу разбираются единицы, в общей статистике они занимают доли процента от всей массы дел.

Формальная причина — ссылки на переоценку фактов, а не на существенные нарушения норм процессуального права.

Если же судья считает жалобу заслуживающей внимания, он истребует дело и передает его с жалобой на рассмотрение в коллегию. Не факт, что коллегия потом согласится с доводами заявителя. Чаще всего заявители получают на руки определение судебной коллегии по гражданским делам.

Закон предполагает следующие результаты:

  • отменяются ранее принятые акты, и производство прекращается;
  • отменяются все или некоторые решения, и в силе оставляется правильное, по мнению судей;
  • отменяются все ранее принятые акты, и дело передается на рассмотрение в первую или апелляционную инстанцию.

Хотя формально суд и не предрешает будущего решения нижестоящего суда, его указания на ошибки имеют серьезное значение. Они являются обязательными для исправления, но выполняются не всегда. Это приводит к дальнейшим обжалованиям.

Читайте так же:
Проводки по начислению ЗП в 2022 году

Суд отменяет ранее принятые акты судов и выносит свое собственное решение крайне редко.

Верховный суд РФ. Справка

МОСКВА, 7 окт — РАПСИ. Законопроект об объединении Верховного и Высшего арбитражного судов может быть принят до конца года, заявил журналистам первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков.

Ниже приводится справочная информация о Верховном суде (ВС) РФ.

ВС РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Судьи Верховного суда назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению президента РФ.

ВС создается в соответствии с Конституцией РФ и может быть упразднен только путем внесения поправок в Конституцию.

ВС РФ в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в порядке, предусмотренном федеральными законами.

В соответствии с Конституцией РФ, ВС принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения.

Согласно Федеральному конституционному закону «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» от 7 февраля 2011 года, ВС РФ изучает, обобщает судебную практику и в целях обеспечения ее единства дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации; разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами РФ; публикует судебные акты, а также решает вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности ВС РФ в соответствии с федеральными законами; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

ВС РФ действует в следующем составе: пленум ВС; президиум ВС; апелляционная коллегия; судебная коллегия по административным делам; судебная коллегия по гражданским делам; судебная коллегия по уголовным делам; военная коллегия.

Судьями ВС являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией РФ и законодательством РФ полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Руководство Верховным судом осуществляет председатель ВС РФ.

Пленум ВС действует в составе председателя, его заместителей и судей ВС. В заседаниях пленума могут участвовать по приглашению председателя ВС судьи Конституционного суда, Высшего арбитражного суда, иные судьи и другие лица. В случае необходимости могут проводиться совместные заседания пленума ВС и пленума ВАС.

Читайте так же:
В каких случаях прерывается медицинский стаж - Законы

Президиум ВС состоит из 13 судей в составе председателя, его заместителей и судей ВС. Заседание проводится не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует большинство членов президиума.

Апелляционная коллегия Верховного суда состоит из ее председателя и членов, являющихся судьями ВС. Апелляционная коллегия рассматривает в качестве суда апелляционной инстанции гражданские дела, административные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены судебной коллегией по гражданским делам, судебной коллегией по административным делам и военной коллегией ВС.

При Верховном суде в качестве совещательного органа образуется Научно-консультативный совет, состав которого утверждается пленумом по представлению председателя ВС.

Судебная коллегия по гражданским делам: состав и компетенция

Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

  • Правосудие в Республике Беларусь
    • История
    • Нормативная база
    • Статистика
    • Органы судейского сообщества
    • Международная правовая помощь
    • Альтернативные способы разрешения споров
    • Банкротство
    • Первичная организация ОО «Белорусский республиканский союз юристов»
    • Контакты
    • Руководство Верховного Суда
    • Пленум Верховного Суда
    • Президиум Верховного Суда
    • Судебные коллегии
    • Аппарат Верховного Суда
    • Научно-консультативный совет при Верховном Суде
    • Пресс-служба
    • Прием граждан и представителей юридических лиц в Верховном Суде
    • Областные (Минский городской) суды
    • Экономические суды
    • Районные (городские) суды
    • Выборы Президента
    • Обзоры судебной практики
    • Постановления Пленума Верховного Суда
    • Постановления Президиума Верховного Суда
    • Решения судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности
    • Решения судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда
    • Кассация, апелляция, надзор: практика Верховного Суда
    • Электронное обращение
    • Примерные образцы документов для обращения в суд
    • Госпошлина
    • Система «Расчет» (ЕРИП)
    • Прием граждан и представителей юридических лиц
    • Как обжаловать судебное постановление, не вступившее в законную силу (апелляция)
    • Как составить и подать надзорную жалобу
    • Судовы веснік
    • Судебный вестник Плюс: экономическое правосудие
    • Электронная библиотека
    • Подписка
    • Контакты
    • Новости наших изданий
    • Наши авторы
    • Контакты
    • Руководство Верховного Суда
    • Пленум Верховного Суда
    • Президиум Верховного Суда
    • Судебные коллегии
      • Коллегия по уголовным делам
      • Коллегия по гражданским делам
      • Коллегия по делам интеллектуальной собственности
      • Коллегия по экономическим делам

      Электронное судопроизводство по экономическим делам

      Банк данных судебных постановлений

      Образцы документов для обращения в суд

      Направить электронное обращение

      Расписание заседаний

      Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь

      В Верховном Суде Республики Беларусь создаются судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь.

      Составы судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь утверждаются Председателем Верховного Суда Республики Беларусь.

      Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь возглавляют председатели — заместители Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.

      Председатель Верховного Суда Республики Беларусь или первый заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь в необходимых случаях вправе привлекать судей, входящих в состав одной из судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь, к рассмотрению дел, отнесенных к компетенции другой судебной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь.

      Компетенция судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь

      Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь рассматривают в пределах своей компетенции:

      в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, за исключением судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь, которая рассматривает в пределах своей компетенции гражданские дела в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам;

      жалобы (протесты) на постановления областных (Минского городского) судов и постановления экономических судов областей (города Минска) по делам об административных правонарушениях;

      в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам экономические дела;
      гражданские дела и уголовные дула в апелляционном порядке.

      Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь по направлениям своей деятельности изучают и обобщают судебную практику судов общей юрисдикции, анализируют судебную статистику, разрабатывают предложения о совершенствовании законодательства, осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

      Законодательная база Российской Федерации

      Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с ходатайством о разрешении спора о компетенции обладает любой из участвующих в споре органов государственной власти, указанных в статье 125 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а Президент Российской Федерации также в случае, предусмотренном статьей 85 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

      Ходатайство органа (органов) государственной власти допустимо, если:

      1) оспариваемая компетенция определяется Конституцией Российской Федерации;

      2) спор не касается вопроса о подведомственности дела судам или о подсудности;

      3) спор не был или не может быть разрешен иным способом;

      4) заявитель считает издание акта или совершение действия правового характера либо уклонение от издания акта или совершения такого действия нарушением установленного Конституцией Российской Федерации разграничения компетенции между органами государственной власти;

      5) заявитель ранее обращался к указанным в статье 125 (часть 3) Конституции Российской Федерации органам государственной власти с письменным заявлением о нарушении ими определенной Конституцией Российской Федерации и договорами компетенции заявителя либо об уклонении этих органов от осуществления входящей в их компетенцию обязанностей;

      6) в течение месяца со дня получения письменного заявления, упомянутого в пункте 5 настоящей части, не были устранены указанные в нем нарушения;

      7) в случае обращения соответствующего органа государственной власти к Президенту Российской Федерации с просьбой об использовании согласительных процедур, предусмотренных статьей 85 Конституции Российской Федерации, Президент Российской Федерации в течение месяца со дня обращения не использовал эти согласительные процедуры либо такие процедуры не привели к разрешению спора.

      Ходатайство Президента Российской Федерации, внесенное в порядке применения статьи 85 (часть 1) Конституции Российской Федерации, допустимо, если:

      1) Президент Российской Федерации использовал согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти;

      2) разногласия между органами государственной власти являются подведомственным Конституционному Суду Российской Федерации спором о компетенции.

      Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает споры о компетенции исключительно с точки зрения установленных Конституцией Российской Федерации разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти, а также с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

      Рассмотрение дела о соответствии нормативного акта, являющегося предметом спора о компетенции, Конституции Российской Федерации по содержанию норм, форме, порядку его подписания, принятия, опубликования или введения в действие возможно только на основании отдельного запроса и в соответствии с порядком рассмотрения дел о конституционности нормативных актов.

      По итогам рассмотрения спора о компетенции Конституционный Суд Российской Федерации принимает одно из следующих решений:

      1) подтверждающее полномочие соответствующего органа государственной власти издать акт или совершить действие правового характера, послужившие причиной спора о компетенции;

      2) отрицающее полномочие соответствующего органа государственной власти издать акт или совершить действие правового характера, послужившие причиной спора о компетенции.

      В случае, если Конституционный Суд Российской Федерации признает издание акта не входящим в компетенцию издавшего его органа государственной власти, акт утрачивает силу со дня, указанного в решении.

      голоса
      Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector