Migration48.ru

Вопросы Миграции
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Статья 11. Обязанности и права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов

Статья 11. Обязанности и права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов

См. Методические рекомендации по проведению ежедневных инструктажей судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов перед заступлением на службу, утвержденные ФССП России 22 февраля 2012 г.

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

1. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:

обеспечивать в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации ФССП России от 5 сентября 2011 г. N 03-11 «По обеспечению безопасности участников судебного процесса и должностных лиц ФССП России»

обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания;

поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда;

выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда;

осуществлять охрану здания, помещений суда;

в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме осуществлять такую охрану;

осуществлять охрану зданий, помещений органов принудительного исполнения;

на основании постановления суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов;

на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом, осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя;

ГАРАНТ:

См. Порядок осуществления привода судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов, утвержденный приказом Минюста России от 13 июля 2016 г. N 164

См. Методические рекомендации по осуществлению привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю

по поручению старшего судебного пристава обеспечивать безопасность судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц органов принудительного исполнения при исполнении служебных обязанностей;

при исполнении служебных обязанностей предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел;

при выявлении признаков преступления составить сообщение об этом и направить его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством;

ГАРАНТ:

См. Инструкцию о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях, утвержденную приказом Минюста РФ от 2 мая 2006 г. N 139

на основании постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», обеспечивать препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства в указанные специальные учреждения;

ГАРАНТ:

См. Порядок исполнения ФССП России постановления судьи о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, предусмотренное законодательством РФ, утвержденный приказом Минюста России от 11 сентября 2014 г. N 191

Об организации работы по исполнению постановлений судов о принудительном выдворении за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства см. приказ ФССП РФ от 2 мая 2012 г. N 232

на основании постановления судебного пристава-исполнителя препровождать иностранного гражданина или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

взаимодействовать с сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских частей (подразделений) и иными лицами, осуществляющими конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей, по вопросам охраны и безопасности конвоируемых лиц;

проходить специальную подготовку, военно-врачебную экспертизу, а также периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

оказывать органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;

по поручению старшего судебного пристава или его заместителя оказывать содействие судебному приставу-исполнителю при осуществлении исполнительного производства и розыска, а также дознавателю службы судебных приставов при осуществлении дознания.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

2. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеет право:

при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя, входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову, при наличии достаточных оснований полагать, что на этой территории, в этом помещении может находиться указанное лицо;

при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), входить в жилые помещения в случае, указанном в постановлении суда (судьи);

в целях обеспечения безопасности при совершении исполнительных действий входить на территории, в помещения совместно с судебным приставом-исполнителем в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «Об исполнительном производстве»;

Читайте так же:
ПДД для велосипедистов 2022 в вопросах и ответах

проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях органов принудительного исполнения, а также при осуществлении привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя;

в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, осуществлять личный досмотр лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях органов принудительного исполнения, а также досмотр находящихся при них вещей при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства;

не допускать в здание, помещения суда, здания и помещения органов принудительного исполнения лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы (за исключением лиц, осуществляющих конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей), взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства, в случае необходимости задерживать указанных лиц и передавать их в органы внутренних дел;

осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии Российской Федерации;

применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

Об осуществлении Федеральной службой судебных приставов отдельных полномочий

Заслушав информацию директора Федеральной службы судебных приставов – главного судебного пристава Российской Федерации об осуществлении Федеральной службой судебных приставов отдельных полномочий, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Выполнение возложенной на Федеральную службу судебных приставов задачи по принудительному исполнению судебных актов, актов иных органов и должностных лиц осуществлялось в 2019 году в условиях роста количества находившихся на исполнении исполнительных производств (в среднем у одного судебного пристава-исполнителя на принудительном исполнении находилось 4,3 тыс. исполнительных производств, что в 16,3 раза превышает нормы нагрузки судебных приставов-исполнителей, установленные постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 15 августа 2002 года № 60/1 «Об утверждении Норм нагрузки судебных приставов»).

В 2019 году сумма, взысканная судебными приставами-исполнителями по исполнительным производствам, увеличилась по сравнению с 2018 годом на 54,7 млрд рублей и составила 731 млрд рублей, из них: в пользу физических лиц – 99,5 млрд рублей (в 2018 году – 94,7 млрд рублей), в пользу юридических лиц – 361,9 млрд рублей (в 2018 году – 337,8 млрд рублей), в доход консолидированного бюджета Российской Федерации перечислено 266,5 млрд рублей (в 2018 году – 243,1 млрд рублей).

Удалось обеспечить рост на 27,3 процента количества исполнительных производств, по которым требования полностью или частично исполнены (с 40,1 млн в 2018 году до 51 млн. в 2019 году).

Обеспечено сохранение положительной тенденции по снижению числа неоконченных исполнительных производств о взыскании алиментов (с 825,5 тыс. в 2018 году до 806,4 тыс. в 2019 году). В пользу детей в 2019 году взыскано около 17,4 млрд рублей (в 2018 году – более 15,2 млрд рублей).

Вместе с тем для дальнейшего повышения эффективности деятельности Федеральной службы судебных приставов требуется урегулирование ряда вопросов.

Мер принудительного исполнения, установленных законодательством Российской Федерации, зачастую недостаточно для побуждения должников к исполнению судебных решений. В пределах средств, предусмотренных Федеральной службой судебных приставов на реализацию полномочий в установленной сфере деятельности, осуществить принудительное исполнение исполнительных документов не всегда представляется возможным. Оптимизация процесса исполнительного производства, совершенствование системы мер, направленных на обеспечение исполнения исполнительных документов, позволят разрешить имеющиеся проблемы.

Реализация имущества, арестованного во исполнение судебных актов и иных исполнительных документов, является ключевой составляющей обращения взыскания на имущество должника. Эффективность применения указанной меры закономерно влияет на результативность исполнительного производства. В связи с этим необходимо ускорить внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона, устанавливающего унифицированные процедуры проведения торгов по реализации имущества.

Основными направлениями, характеризующими деятельность Федеральной службы судебных приставов

по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в установленной сфере, являются рассмотрение обращений граждан, проведение проверок в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр, а также реализация предоставленных полномочий административной юрисдикции.

В 2017 году Федеральной службой судебных приставов принято к рассмотрению 16,5 тыс. обращений, в 2018 году – 22 тыс. обращений. В 2019 году принято 28,4 тыс. обращений, в том числе 9,3 тыс. – в отношении юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (32,7 процента от общего числа обращений), 13 тыс. – в отношении микрофинансовых организаций (46 процентов), 2,7 тыс. – в отношении кредитных организаций (9,4 процента), 3,4 тыс. – в отношении иных лиц (11,9 процента). В связи с этим представляется целесообразным установить дополнительные механизмы контроля за юридическими лицами, осуществляющими деятельность по возврату просроченной задолженности, чтобы исключить случаи нарушения законодательства.

Читайте так же:
Кто такой финансовый управляющий при банкротстве физических лиц?

Принимая во внимание изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию директора Федеральной службы судебных приставов – главного судебного пристава Российской Федерации об осуществлении Федеральной службой судебных приставов отдельных полномочий.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть в осеннюю сессию следующие проекты федеральных законов:

№ 221761–7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части установления ответственности за несоблюдение уполномоченными органами и организациями требований о перечислении денежных средств, указанных в перечне видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, на специальный социальный банковский счет);

№ 690358–7 «О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности»;

№ 992248–7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам защиты прав и законных интересов физических лиц при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности».

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

ускорить внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и Федеральный закон «О кредитных историях»;

проработать вопрос об актуализации штатной численности сотрудников Федеральной службы судебных приставов.

4. Рекомендовать Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством юстиции Российской Федерации и Федеральной службой судебных приставов продолжить работу по подготовке проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „Об ипотеке (залоге недвижимости)“ и в Федеральный закон „Об исполнительном производстве“ в части проведения торгов в электронной форме».

5. Рекомендовать Министерству юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной службой судебных приставов:

проработать предложения по введению исполнительных действий и мер принудительного исполнения, направленных на повышение эффективности исполнительного производства, в том числе в части расширения сферы применения временных ограничений на пользование должником специальным правом;

проанализировать эффективность деятельности Федеральной службы судебных приставов в связи с изменением статуса судебных приставов, при необходимости по результатам проведенного анализа подготовить предложения о внесении соответствующих изменений в государственную программу Российской Федерации «Юстиция»;

ускорить работу по подготовке проектов федеральных законов «О внесении изменений в статью 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и «О внесении изменений в статью 157 Уголовного кодекса Российской Федерации»;

продолжить работу над проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления полномочий федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих возврат просроченной задолженности, по истребованию документов и информации)».

6. Рекомендовать Федеральной службе судебных приставов:

усилить контроль за реализацией федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и обеспечить эффективность и результативность использования бюджетных средств;

продолжить работу по повышению эффективности исполнения исполнительных документов, содержащих требования о взыскании алиментов, в целях реализации мероприятия по повышению эффективности исполнения судебных актов и нотариальных соглашений об уплате алиментов на содержание несовершеннолетних детей и защиты прав получателей алиментов, предусмотренного планом основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 года № 1375-р.

7. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

выделить на постоянной основе помещения для организации единой зоны приема граждан;

реализовать мероприятия по организационному обеспечению деятельности мировых судей для поэтапного введения электронного документооборота между мировыми судьями и Федеральной службой судебных приставов, ее территориальными органами.

8. Предложить Правительству Российской Федерации в декабре 2020 года представить в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации информацию о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

9. Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству проинформировать палату в январе 2021 года о ходе реализации настоящего постановления.

10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.

11. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Судебный пристав

Суде́бный при́став (судебный исполнитель) — должностное лицо, осуществляющее принудительное исполнение судебных решений и постановлений.

В США обеспечение деятельности федеральных судов осуществляет Служба маршалов США, а окружных и местных (городских) судов осуществляет Департамент Шерифа округа.

Читайте так же:
Коллекторская компания "МБА Финансы": отзывы должников :: BusinessMan.ru

В России судебные приставы — должностные лица — государственные служащие Российской Федерации, на которых Федеральным законом № 118 «Об органах принудительного исполнения» возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов, по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также по осуществлению правоприменительных функций и функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Содержание

История судебных приставов России [ править | править код ]

Первое упоминание о судебных приставах датировано в документах времен Новгородской феодальной республики (1136—1478 г.).

В Новгороде и Пскове судебные приставы призывались на должность князем или городским вече и обладали довольно широкими полномочиями: «а почнет [кто] хорониться от приставов, ино его казнить всим Великим Новымгородом», говорится в Новгородской Судной грамоте (XV век) [1] .

В Московском государстве приставы, как лица судебного ведомства, упоминаются в Суднике (Судебниках) 1497—1550 г., в частности, в вошедшем в него тексте «Указе о уезду». Тогда исполнением занимались отроки, мечники, приставы, подвойских судных грамот и Княжеского суда (княжеские слуги). Как олицетворение эффективно действующей государственной власти пристав был фигурой высокого по уровню статуса, влиятельной и популярной.

Соборным уложением 1649 года приставу были предоставлены широкие полномочия. Он — должностное лицо приказа: доставляет повестки о вызове в суд, осуществляет привод ответчика, участвует в выемке вещественных доказательств у обвиняемых, сторожит преступников, с которых взыскивались убытки, причиненные противоправным поведением. В случае бегства грабителя имущественная ответственность возлагалась на пристава, не обеспечившего охрану задержанного.

За ненадлежащее исполнение обязанностей пристав подлежал дисциплинарной (отстранение от должности, увольнение со службы), уголовной (битье батогами и кнутом) и материальной (возмещение вреда) ответственности.

В XVIII веке должность и функции судебного пристава были упразднены и перешли в ведение полиции. Однако сотрудники этого ведомства не были материально заинтересованы в обеспечении явки в суд приглашенных лиц. Исполнение приговоров суда порой затягивалось на годы.

Решение к возврату института судебных приставов было принято в ходе подготовки судебной реформы. 20 ноября 1864 года император Александр II утвердил ряд документов: «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей», «Устав уголовного производства», «Устав гражданского производства». В обязанности судебного пристава в этот период входили сопровождение присяжного заседателя при выходе из зала суда, допуск публики на судебное заседание по билетам, количество которых определялось председателем суда (выдавались они также судебным приставом).

Перед открытием судебного заседания судебный пристав докладывал председательствующему о готовности, объявлял присутствующим о входе судьи и присяжных в зал судебного заседания. Судебный пристав предлагал всем встать и неотлучно присутствовал в зале в течение всего судебного разбирательства, наблюдая за порядком и тишиной в зале суда, а по письменному приказу — заключал под стражу лиц, нарушающих порядок.

В соответствии с «Учреждением судебных установлений» судебными приставами не могли быть лица, «не достигшие двадцати одного года, иностранцы, лица, подвергшиеся, судебным приговорам, лишению или ограничению прав состояния, состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собой лишение прав состояния, исключенные из службы по суду». Судебные приставы приступали к исполнению своих обязанностей только после удостоверения их в «благонадежной нравственности» и способностях кандидата к государственной службе. В связи с особой значимостью этой должности кандидат в судебные приставы приводился к присяге духовным лицом в большом зале судебного собрания либо Сената, в присутствии членов суда или Сената. Поступившим на службу приставам выдавалось Свидетельство о вступлении его в должность с указанием местности, назначенной ему для жительства. Кроме этого выдавались особый знак и особая печать.

Судебные приставы, наделенные особыми правами, имели некоторые преимущества перед чиновниками других ведомств. За сопротивление при исполнении судебных постановлений, других распоряжений властей, а также иных законных действий судебных приставов виновные лица наказывались лишением всех прав состояния и ссылкой на каторжные работы на срок от 4 до 6 лет, ссылкой в Сибирь на поселение, отдачей в арестантские роты и т. п.

По Уставу о гражданской службе судебный пристав производился в классный чин, если по месту его работы удостоверялось исправное выполнение им своих обязанностей. Все производство проходило через Министерство юстиции, и получивший классный чин судебный пристав должен был носить форму этого министерства. В 1864—1917 г. судебные приставы носили при парадной и праздничной форме однобортный полукафтан чёрного с зелёным отливом сукна, застёгивающийся на 9 золотых пуговиц с изображением «столпа закона» (сенатского чекана), чёрные с зелёным отливом брюки и чёрную двухпольную шляпу с шитьём по классам. Впоследствии при обыкновенной, будничной и парадной форме приставы носили двубортный сюртук, застёгивающийся на четыре золотые с ободком пуговицы с изображением сенатского чекана, брюки, белый жилет, треугольную шляпу, шпагу гражданского образца, черный галстук, завязывающийся бантом, белые замшевые перчатки, ордена и знаки отличия по чинам. Головным убором служила фуражка чёрного с зелёным отливом сукна и бархатным тёмно-зелёного цвета. На тулье — кокарда гражданского образца, под которой на околыше находился золочёный знак судебного ведомства. Шпага по образцу, положенному для чиновников, с серебряным темляком и кистью полагалось носить при сюртуке или кителе обязательно во всех случаях, кроме занятий в стенах канцелярии.

Читайте так же:
Особый порядок судебного разбирательства

В целом законодательство о правовом статусе судебных приставов Российской империи было одним из самых разработанных в Европе второй половины XIX века. Факт жизненной необходимости института судебных приставов был отмечен при обсуждении и одобрении Государственной Думой Закона о преобразовании местного суда в 1912 году.

Институт судебных приставов как система обеспечения судебной власти просуществовал до начала XX века и был упразднен Декретом Совета Народных Комиссаров № 1 от 24 ноября 1917 года одновременно с ликвидацией прежней судебной системы, распустившим все судебные и государственные органы Российской системы.

В советский период функции судебных приставов были возложены на судебных исполнителей, состоящих в штатах судов. На протяжении 80 лет в Российской Федерации функции обеспечения порядка в зале судебного заседания и принудительной доставки в суд участников судебного процесса возлагаются на советскую милицию. И только в четырех бывших союзных республиках (Азербайджане, Армении, Грузии, Литве) уголовно-процессуальное законодательство предусматривало такого участника процесса, как судебный комендант (распорядитель), основной задачей которого было обеспечение порядка в зале судебного заседания.

С распадом СССР ситуация фактически не изменилась. Закон РСФСР «О милиции», принятый 18 апреля 1991 года, к обязанностям милиции общественной безопасности отнес исполнение в пределах своей компетенции определений судов и постановлений судей о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, оказание содействия судебным органам в производстве отдельных процессуальных действий.

Возрождение службы судебных приставов в современной России относится к 1997 году с принятием Федеральных законов № 118-ФЗ от 21.07.1997 г. «О судебных приставах» и № 119-ФЗ от 21.07.1997 г. «Об исполнительном производстве».

Задачи и полномочия судебных приставов в России [ править | править код ]

В своей работе судебные приставы Российской Федерации руководствуются Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» (с изменениями и дополнениями) [2] и Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изменениями и дополнениями) [3] .

В настоящее время судебные приставы являются работниками Федеральной службы судебных приставов России (ФССП России) в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов».

Судебные приставы в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на:

  • судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (судебных приставов по ОУПДС); , исполняющих судебные акты и акты других органов.

На судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Судебный пристав в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации осуществляет следующие полномочия [4] :

  • обеспечивает установленный порядок деятельности судов, охрану зданий и помещений судов, а также пропускной режим в зданиях и помещениях судов;
  • осуществляет исполнительное производство по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов;
  • применяет меры принудительного исполнения и иные меры на основании соответствующего исполнительного документа;
  • организует:
    • хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества;
    • розыск должника, его имущества, розыск ребёнка, в том числе во взаимодействии с органами и организациями в соответствии с их компетенцией;
    • участие судебных приставов-исполнителей в исполнении решений комиссий по трудовым спорам;

    Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для заместителя начальника отдела — заместителя старшего судебного пристава, а также для начальника отдела — старшего судебного пристава — высшее юридическое образование, с 01.12.2014 года для судебного пристава-исполнителя — высшее юридическое или высшее экономическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

    С 1 февраля 2008 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ.

    С 22 июля 2009 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ (изменения внесены 194-ФЗ).

    С 1 января 2012 г. судебные приставы получили возможность доступа к банковским счетам должников.

    Нагрудный служебный знак судебного пристава России [ править | править код ]

    25 апреля 2008 года в целях совершенствования деятельности судебных приставов и идентификации их при исполнении служебных обязанностей был учреждён нагрудный служебный знак судебного пристава, являющийся официальным знаком ФССП России и подтверждающий нахождение судебного пристава при исполнении служебных обязанностей (Приказ Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации от 25 апреля 2008 года № 243 «Об учреждении нагрудного служебного знака судебного пристава» [5] ). В Приложении № 2 к данному приказу имеется подробное описание нагрудного служебного знака судебного пристава.

    Согласно описанию знак представляет собой фигурный щит, изготовленный из латуни, с наложенными на него рифлёными лучами с лентами, круглым медальоном с двуглавым орлом, лентой с серией и номером, а также надписью в две строки «ФССП РОССИИ». На оборотной стороне знака располагаются штамп завода-изготовителя и булавка для крепления знака к одежде. Размеры знака: высота — 80 мм, ширина — 65 мм.

    Каждый нагрудный знак является персональным, имеет серию и номер. Так, знаки серии «ОП» предназначены для судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (по ОУПДС), а знаки серии «ИС» — для судебных приставов-исполнителей. Знак должен размещаться на левой стороне груди форменной одежды или гражданского костюма судебного пристава.

    Все поступившие и выданные знаки подлежат обязательному учёту кадровыми службами территориальных органов ФССП России в специальных книгах учёта.

    Профессиональный праздник [ править | править код ]

    Ежегодно 1 ноября, начиная с 2009 года, отмечается День судебного пристава Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации Д. Медведева от 8 сентября 2009 года № 1019 «Об установлении Дня судебного пристава» [6] .

    Права и обязанности судебных приставов

    Профессия пристава существовала на Руси еще в 12 веке. Это важная и ответственная профессия, которая помогает исполнять решения судов. Узнайте, кто может работать в ФССП и какие права и обязанности есть у судебных приставов, в материале ниже.

    Кто может стать сотрудником службы?

    Судебный пристав – представитель ФССП, исполняющий судебные решения и постановления. Права и обязанности сотрудников службы определены законом №118-ФЗ от 21.07.1997 г.

    Сотрудником службы может стать гражданин РФ старше 21 года без судимости, со средним профессиональным или высшим образованием. Кроме того, пристав должен обладать определенными качествами (принципиальность, терпеливость, внимательность и т.д.) и крепким здоровьем.

    Права приставов-исполнителей

    Согласно п.2 ст.12 закона №118-ФЗ во время выполнения служебных задач пристав-исполнитель имеет право:

    • Получить нужные сведения (в том числе персональные данные граждан);
    • Провести проверку исполнения судебного акта в компании, где трудоустроен должник;
    • Давать участникам производства (физическим и юридическим лицам) поручения, касающиеся исполнительных действий;
    • Войти и осмотреть помещения, которые занимает ответчик (или которые ему принадлежат). При необходимости пристав вправе вскрывать такие помещения;
    • Наложить арест, изъять, передать на хранение или реализовать имущество ответчика;
    • Наложить арест на средства гражданина-ответчика, в том числе на те, которые находятся на счетах в банковских организациях, на сумму, обозначенную в исполнительном листе;
    • Организовать хранение изъятых вещей в нежилых помещениях (с разрешения собственника);
    • Использовать транспортное средство взыскателя/ответчика для перевоза изъятого имущества;
    • Обратиться в судебные органы для разъяснения особенностей исполнения судебного акта;
    • Проверить удостоверяющие документы у участников исп.производства;
    • Проводить розыскные действия: запрашивать сведения, опрашивать граждан, обследовать помещения, дома, сооружения, земельные участки и ТС, находящиеся в собственности должника;
    • Обратиться за помощью к представителям органов внутренних дел и военнослужащим (полиция, МЧС, ФСБ и т.п.);
    • Совершать иные мероприятия, предусмотренные законом №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

    Обязанности судебных приставов

    В обязанности сотрудника ФССП входят следующие пункты:

    • Принятие мер по исполнению судебного решения;
    • Предоставление участникам исполнительного производства возможности ознакомления с материалами производства;
    • Рассмотрение заявлений по вопросам исполнительного производства;
    • Получение и обработка необходимых для исполнения персональных данных;
    • Розыск ребенка, гражданина-ответчика или его имущества (в том числе выполнение международного поиска в соответствии с договорами РФ);
    • Выполнение производства по делам об административных нарушениях;
    • Сообщение старшему приставу о выявленных признаках преступления.

    Если пристав является заинтересованным лицом или имеются другие обстоятельства, влияющие на беспристрастность пристава, то он обязан взять самоотвод.

    Что делать, если пристав превысил полномочия?

    Если в процессе исполнительного производства были нарушены права или интересы одного из участника дела (ответчика, взыскателя или другого лица), то действия (или бездействие) пристава можно обжаловать у вышестоящего должностного лица. Подать жалобу нужно на имя старшего пристава в 10-дневный срок с момента выявления нарушений.

    Быстрее и легче всего отправить жалобу через Интернет-приемную службы на сайте ФССП. Для этого нужно заполнить электронную форму, указав все существенные детали дела:

    • Наименование подразделения, где работает пристав, его ФИО;
    • ФИО и контактные данные заявителя;
    • Причины подачи жалобы и т.д.

    Подать жалобу можно также лично в рабочие часы подразделения или по почте (заказным письмом с описью вложения). По итогам рассмотрения обращения, старший пристав может отменить постановление пристава (полностью или частично), признать действия сотрудника службы неправомерными, принять меры для устранения нарушений и т.д.

    Если жалоба в ФССП не возымела успеха, вы можете обратиться в суд или прокуратуру. Стандартный срок рассмотрения подобных заявлений – 10 дней.

    Образцы заявления и подробную информацию на эту тему можно узнать в статье «Как написать жалобу на судебного пристава?».

    По закону пристава могут ждать следующие дисциплинарные наказания от вышестоящих должностных лиц:

    • Замечание (самый простой способ воздействия, может иметь письменную или устную форму);
    • Строгий выговор (достаточно серьезное наказание, главная цель которого – указать на недостатки в работе и дать шанс исправить их. Оформляется исключительно в письменном виде);
    • Увольнение (выполняется на основаниях, предусмотренных ТК РФ).

    До вынесения решения о дисциплинарном нарушении пристава могут отстранить от службы на 1 месяц (с сохранением зарплаты).

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector