Тема 3. Административно-правовые нормы и отношения в механизме административно-правового регулирования
Тема 3. Административно-правовые нормы и отношения в механизме административно-правового регулирования
Механизм административно-правового регулирования общественных отношений во всех четырех областях, составляющих предмет административного права (реализация исполнительной власти — государственное управление, внутриорганизационная деятельность, общегосударственная контрольная деятельность и административно-юстиционная деятельность государства), включает в себя следующие элементы: административно-правовые нормы; административно-правовые отношения и защиту административно-правовых отношений в случаях отклоняющегося поведения субъектов административно-правовых отношений, правовое сознание которых в силу различных причин и обстоятельств деформировано, извращено или вовсе отсутствует.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Тема 1. УПРАВЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Тема 1. УПРАВЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ 1.1. Управление: понятие, признаки, видыУправление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате
Тема 4. МЕХАНИЗМ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Тема 4. МЕХАНИЗМ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 4.1. Понятие и элементы механизма административно-правового регулированияМеханизм административно-правового регулирования совокупность административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленческие
Тема 12. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ
Тема 12. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ 12.1. Понятие, общие черты, виды и классификация форм государственного управленияФорма государственного управления внешнее выражение деятельности органов государственного управления и их
Тема 13. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ
Тема 13. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ 13.1. Понятие и признаки административно– правового режимаПравовой режим – особый порядок правового регулирования, выражающийся в сочетании юридических средств и направленный на создание необходимых условий для удовлетворения
Тема 2. Предмет административного права (области отношений административно-правового регулирования)
Тема 2. Предмет административного права (области отношений административно-правового регулирования) 1. Предмет, область, сфера административно-правового регулирования (взаимосвязь и соотношение) Предмет административного права, как и любой другой отрасли, — это круг
1. Предмет, область, сфера административно-правового регулирования (взаимосвязь и соотношение)
1. Предмет, область, сфера административно-правового регулирования (взаимосвязь и соотношение) Предмет административного права, как и любой другой отрасли, — это круг общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли права. Поскольку круг этот весьма широк,
5. Административно-юстиционные организационно-охранительные отношения
5. Административно-юстиционные организационно-охранительные отношения Административно-юстиционные организационно-охранительные отношения возникают в процессе и в результате осуществления судебного контроля за законностью решений и действий государственной и
3. Административно-процессуальные нормы и отношения
3. Административно-процессуальные нормы и отношения Кроме материальных административно-правовых норм и административно-правовых отношений существуют также и процессуальные административно-правовые нормы и отношения.Материальные административно-правовые нормы
4. Особенности административно-правового статуса иностранцев и лиц без гражданства
4. Особенности административно-правового статуса иностранцев и лиц без гражданства Российское государство исходит из того, что иностранцы и лица без гражданства (апатриды) должны иметь равные между собой права и обязанности независимо от пола, расовой, национальной
1. Особенности законности и дисциплины в сфере управленческой деятельности и административно-правового регулирования
1. Особенности законности и дисциплины в сфере управленческой деятельности и административно-правового регулирования Требование соблюдения действующего законодательства (законность), а также всех установленных государством норм и правил деятельности обязанных
2. Понятие и система государственного регулирования и управления (административно-правового регулирования) в области экономики
2. Понятие и система государственного регулирования и управления (административно-правового регулирования) в области экономики Государственное регулирование в области экономики представляет собой государственное управление в широком социально-политическом смысле
Тема 18. Межотраслевое административно-правовое регулирование в области экономики: основные направления экономико-правового регулирования и сферы государственного управления
Тема 18. Межотраслевое административно-правовое регулирование в области экономики: основные направления экономико-правового регулирования и сферы государственного управления 1. Реформирование отношений собственности и формирование стратегических собственников
Административно-правовые нормы
Административно-правовые нормы Административно-правовая норма (АПН) – это общее правило поведения, устанавливаемое государством для регулирования общественных отношений в сфере функционирования механизма исполнительной власти (госуправления); это общее логическое
Административно-правовые отношения
Административно-правовые отношения Административно-правовое отношение (АПО) – это общественное отношение, сложившееся в сфере госуправления, регулируемое нормами административного права. Административно-правовые отношения – результат регулирующего воздействия на
Государственное управление и административно-правовое регулирование отношений в социально-культурной и административно-политической сфере
Государственное управление и административно-правовое регулирование отношений в социально-культурной и административно-политической сфере Управление в социально-культурной сфере охватывает отрасли социального развития и социальной политики, культурного
1.4. Административно-процессуальные нормы и отношения
1.4. Административно-процессуальные нормы и отношения Важнейшим фактором, определяющим правовой характер административно-процессуальной деятельности, выступает ее урегулированность административно-процессуальными нормами, которые в своей совокупности образуют
Тема 2. Административно-правовые нормы и административно-правовые отношения
3. Административное правотворчество и нормотворчество.
4. Действие и реализация административно-правовых норм.
5. Источники административного права.
6. Административно-правовые отношения: понятие и особенности.
7. Виды административно-правовых отношений. Горизонтальные и вертикальные отношения.
8. Юридические факты в административном праве.
Рекомендации по самостоятельному изучению темы
Административно-правовые нормы представляют собой устанавливаемые государством правила поведения, целью которых является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере функционирования механизма исполнительной власти (в сфере государственного управления).
Источники административного права – это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие нормативные акты.
Административно-правовые отношения – это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти. Административно-правовые отношения являются разновидностью правоотношений вообще, а потому обладают всеми свойственными им общими признаками.
Большая часть административных правоотношений – властеотношения (вертикальные), но в некоторых из них власть не участвует (горизонтальные). Участниками горизонтальных административных правоотношений являются субъекты, ни один из которых не имеет властных полномочий по отношению к другому.
При изучении данной темы студентам необходимо обратить внимание на усвоение следующих основных положений:
Понятие, структура и виды административно-правовых норм. Их взаимосвязь и отличие от норм права других отраслей. Способы реализации и действие административно-правовых норм в различных сферах: во времени, пространстве и по кругу лиц.
Соотношение административно-правовых норм в законодательстве и правовых актах исполнительной власти. Повышение роли закона в регулировании организации и деятельности органов исполнительной власти.
Понятие и особенности административно-правовых отношений. Предпосылки возникновения, виды и структура административно-правовых отношений. Характеристика особенностей юридических фактов, являющихся основанием возникновения, изменения или прекращения действий административно-правовых отношений.
Общая характеристика административно-правового статуса субъектов административно-правовых отношений.
Источники административного права. Нормы международного права. Конституция Российской Федерации – основной источник административного права. Законодательство Российской Федерации. Систематизация и классификация норм административного права. Административное и административно-процессуальное законодательство.
Рекомендуемые источники и литература:
1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // РГ. 1993. № 237; СЗ РФ. 2014. № 15. Ст. 1691.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушенияхот 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
3. Ордина О.Н. Источники административного права и их система // Административное право и процесс. 2014. № 1. С. 36-38.
4. Ордина О.Н. К вопросу о правовой доктрине как источнике административного права // Административное право и процесс. 2014. № 10. С. 42-44.
5. Ордина О.Н. Международные акты, содержащие общепризнанные принципы и нормы международного права, как источники административного права // Административное право и процесс. 2015. № 3. С. 63-65.
6. Ордина О.Н. Нормативные правовые акты муниципальных образований как источники административного права // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 1. С. 49-52.
7. Ордина О.Н. Об основных направлениях систематизации источников административного права // Административное право и процесс. 2014. № 8. С. 20-24.
Контрольные вопросы по теме:
1. Каково понятие административно-правовой нормы?
2. Назовите признаки административно-правовых норм.
3. В чем разница между административным нормотворчеством и правотворчеством?
4. Понятие и виды административных правоотношений.
5. Какие имеются юридические факты в административном праве?
Задачи по теме:
1. Проанализируйте, по каким основаниям необходимо осуществлять классификацию следующих административно-правовых норм:
уполномочивающие; управомочивающие; запрещающие; обязывающие; поощрительные; стимулирующие; отсылочные; бланкетные; рекомендательные; императивные; диспозитивные; федеральные; региональные; чрезвычайные; срочные; временные; бессрочные; материальные; процессуальные.
Приведите примеры каждой из указанных норм в нормативных правовых актах.
2. Найдите в нормативно-правовых актах примеры административно-правовых норм, регулирующих:
— организацию и деятельность федеральных органов исполнительной власти;
— организацию и деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ;
3. Проанализируйте содержание административно-правовой нормы с позиций ее структуры. Найдите нормы, содержащие только диспозицию; гипотезу и диспозицию; все три элемента структуры нормы.
Анализ можно провести на базе КоАП РФ.
4. Проанализируйте приведенные ситуации:
— гражданин Н. обратился в органы социальной защиты с заявлением о назначении ему пенсии;
— прокурор города проверил работу с письмами и жалобами граждан и издал по результатам проверки приказ (в одном случае – в районных прокуратурах; в другом – в аппарате городской администрации);
— мэр города Ш. своим распоряжением передал здание, являющееся объектом муниципальной собственности, из ведения одной муниципальной организации в ведение другой;
— гражданин Б. обратился с жалобой на неправильно назначенное ему административное наказание в суд;
— гражданин С. обратился к прокурору на предмет привлечения к ответственности гражданина Ц., нанесшего ему побои.
Определите и обоснуйте, какие из названных правоотношений можно отнести к числу административно-правовых?
5. Какого рода правовые отношения возникают между:
— главой республики, входящей в состав РФ, и предприятиями, находящимися в федеральной собственности;
— администрацией области и областным фондом имущества;
— республиканским министерством и администрацией района, города;
— федеральным министерством и федеральным агентством;
— ректором вуза и студентами;
— общественным объединением и гражданами, являющимися его членами, а также не являющимися таковыми?
Кейс-стади (казусы) к практическому занятию:
Кейс 1. Начальником ОВД Ивановым на гражданина Семенова наложен административный штраф в размере 5 000 руб. за нарушение правил охоты, которые были установлены ранее лесничим Сидоровым. В протоколе было указано, что Семенов охотился без специального чехла для оружия. В виде дополнительного наказания у него было конфисковано охотничье ружье. Семенов обратился в суд с жалобой на неправомерную конфискацию оружия, сославшись на то, что он охотник-профессионал, и для него охота – единственный источник средств к существованию.
Вопросы и задания к кейсу:
Перечислите нормативные правовые акты, которые необходимы для разрешения данной ситуации.
Укажите всех участников административных отношений в данной ситуации.
Правомерно ли поступил начальник ОВД Иванов, исходя из условий задачи?
Есть ли у гражданина Семенова юридические основания для обжалования решения начальника ОВД?
Дополнительное задание. Составьте проект жалобы Семенова на действия Иванова.
Административно-правовые нормы и административно-правовые отношения
2.2 Основные черты административно-правовых отношений.
2.3 Структура административно-правовых отношений.
2.4 Юридические факты в административном праве.
2.5 Виды административно-правовых отношений:
а) основные и неосновные административные правоотношения;
б) субординационные и координационные административно-правовые отношения;
в) вертикальные и горизонтальные правоотношения в административном праве;
г) внутриаппаратные и внеаппаратные правоотношения.
ВВЕДЕНИЕ
Любая отрасль права состоит из определенных правовых норм. Административно-правовые нормы — это нормы права, которые регулируют отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, которые возникают в процессе осуществления государственной деятельности.
Нормы административного права определяют границы должного, допустимого или рекомендуемого поведения участников управленческих отношений. Устанавливают правовое положение и компетенцию органов исполнительной власти, а также регулируют ее деятельность. Регламентируют формы и методы осуществления исполнительной власти и определяют порядок взаимоотношений между субъектами управления.
Административно- правовые нормы имеют ряд особенностей:
они определяют должное поведение всех лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления;
определяя границы должного поведения в сфере государственного управления, административно-правовые нормы устанавливают и обеспечивают режим законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности;
административная ответственность является юридическим средством защиты от посягательств на административно-правовые нормы;
с помощью административно-правовых норм обеспечивается регулирование таких общественных отношений, как финансовые, земельные, трудовые и др.;
административно-правовые нормы часто устанавливаются в процессе реализации исполнительной власти.
Что касается структуры административно-правовых норм, то она традиционна и состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза , как часть административно-правовой системы содержит указание на фактические условия реализации норм, т.е.на те общественные отношения, на которые она призвана воздействовать и которые в свою очередь порождают конкретные правовые отношения. Следовательно, обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы, являются юридическими фактами, порождающими административно-правовые отношения.
Диспозиция – правило поведения, предписываемое нормой. Диспозиция в административно- правовых нормах излагается преимущественно как права, правомочия, дозволения или в виде предписания, обязанностей, а также запрета или ограничений.
Санкция, как элемент административно-правовой нормы, содержит указание на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю
I. Административно-правовые нормы
1.1. Виды административно-правовых норм
Огромное множество административно-правовых норм можно поделить на виды по самым разным критериям. Наиболее важными для понимания этих норм являются критерии их сущности, содержания и формы.
По целевому назначению административно-правовые нормы делятся на регулятивные , содержащие правила созидательной, нормальной деятельности, и охранительные , призванные обеспечить защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений. И, соответственно, административное право можно рассматривать как комплекс, состоящий из норм, регламентирующих созидательную деятельность исполнительной власти («активная администрация») и ее охранительную деятельность («пассивная администрация»).
По предмету регулирования: материальные и процессуальные.
Материальные административно-правовые нормы характеризуются тем, что они юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными. Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жалобу гражданина; нормы, определяющие основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти и т.п. Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов исполнительной власти и различного рода.
Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют динамику государственного управления и связанных с ним управленческих отношений. Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан; порядок производства по делам об административных правонарушениях и т.п. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.
По предмету воздействия на субъектов административного права нормы подразделяются на обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, дозволительные, стимулирующие, рекомендательные
а) обязывающие – нормы, предписывающие совершать определенные действия. Содержащиеся в такого рода нормах веления могут быть выражены как обязательное предписание.
б) запрещающие , т.е. предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой. Запреты могут носить общий либо специальный характер. Например, общим является запрещение действий (бездействий), подпадающих под признаки административного правонарушения. Милиции запрещено применение специальных средств и огнестрельного оружия в отношении женщин (с явными признаками беременности), лиц с явными признаками инвалидности и малолетних (несовершеннолетних) и т.п. Это — специальный запрет;
в) уполномочивающие (управомочивающие) или дозволительные (диспозитивные) нормы. Объединяет эти разнообразные по наименованию нормы то, что в них выражается предусматриваемая административно-правовой нормой возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Главное состоит в том, что отсутствуют прямые предписания, равно как и запреты. Но норма создает определенный правовой режим, в рамках которого участники регулируемых управленческих отношений действуют не произвольно, а подчиняясь указанному режиму. Отсутствие предписаний и запретов свидетельствует о наличии иного «рычага» юридического воздействия, а именно — разрешения. Фактически дозволение суть разрешение данной нормой в данных условиях совершать либо не совершать данные действия; дозволительные нормы, соответственно, могут характеризоваться как разрешительные.
Административно-правовые нормы дозволительного характера получают все более широкое распространение в практике реализации задач и функций исполнительной власти. В связи с этим нужно учитывать довольно частые ссылки на действие якобы всеобъемлющего принципа: можно делать все, что не запрещено. Однако нельзя подобный принцип истолковывать буквально, ибо иначе будут действовать одни лишь запреты.
в) стимулирующие (поощрительные) нормы обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений (например, установление налоговых льгот, льготное кредитование и так далее);
г) рекомендательные нормы – нормы которые носят рекомендательный характер. Природа их отличается своеобразием, ибо рекомендации, как правило, не имеют юридически-обязательного характера. Поэтому они чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований.
Административно-правовые нормы классифицируются и по иным критериям. Так, по адресату могут быть выделены нормы, регла ментирующие:
а) организацию и деятельность механизма исполнительной власти, т.е. различных звеньев аппарата государственною управления;
б) административно-правовой статус государственных служащих — работников управленческого аппарата;
в) ключевые вопросы организации и деятельности и государственных предприятий и учреждений;
г) административно-правовой статус общественных объединений;
д) отдельные стороны функционирования различного рода коммерческих структур, включая частные;
е) административно-правовой статус граждан,
С учетом федеративного устройства России административно правовые нормы по своему масштабу подразделяются на общефедеральные, а также устанавливаемые субъектами федерации (республиканские, территориальные или региональные и т.п.). По объему регулирования административно-правовые нормы могут быть общими, межотраслевыми, отраслевыми и местными. По действию во времени административно-правовые нормы бывают: срочные , для которых определен срок действия, и бессрочные — нормы без указания срока действия, т.е. до официальной отмены компетентным органом;
Наконец, административно-правовые нормы могут иметь либо внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти), либо общеобязательный характер. В последнем случае их действие охватывает все виды участников регулируемых управленческих отношений.
1.2 Формы реализации административно-правовых норм
Реализация административно-правовых норм означает практическое использование содержащихся в них правил поведения в целях регулирования управленческих отношений, т.е. проведение в жизнь содержащихся в них различным образом выраженных волеизъявлений, Естественно, что в указанном процессе участвуют все стороны управленческих отношений, но по-разному, т.е. в соответствии с их административно-правовым статусом.
Известны два основных варианта реализации административно-правовых норм: исполнение и применение . Иногда к ним добавляются соблюдение и использование.
Исполнение – это совершение субъектами действий, предписанных административно-правовой нормой. Иначе говоря, исполнение административно-правовых норм — есть точное следование участников регулируемых управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся.
Тема 2. Административно-правовые нормы и отношения — 4 часа
3. Административное правотворчество и нормотворчество.
4. Действие и реализация административно-правовых норм. Значение
административно-правовых норм в процессе административно-правового обеспечения национальной безопасности.
5. Источники административного права — 2 часа.
6. Административно-правовые отношения: понятие и особенности.
7. Виды административно-правовых отношений. Горизонтальные и вертикальные отношения. Административные правоотношения, имеющие значение в административно-правовом обеспечении национальной безопасности.
8. Юридические факты в административном праве — 2 часа.
Задание для подготовки к практическим занятиям:
1. Ознакомление с рекомендуемой юридической литературой и нормативными правовыми актами по вопросам практического занятия, подготовка вопросов преподавателю учебной дисциплины по проблемам, недостаточно понятным студенту по итогам ознакомления с рекомендованными источниками учебной дисциплины (вопросы готовятся в письменной форме для возможности оценки проработки материала);
2. Решение практических задач по указанию преподавателя учебной дисциплины.
3. Подготовка к интерактивной части занятий:
— по 2-му вопросу темы — разработка презентации вопроса о видах административно-правовых норм;
— по 4-му вопросу темы — сбор информации к ситуационной игре по действию и реализации административно-правовых норм;
— по 8-му вопросу темы — подбор материала к диспуту о юридических фактах в административном праве.
4. Подготовка к тестированию или иной форме контроля по тематике модуля.
Тема 3. Административно-правовой статус гражданина — 4 часа
1. Основы административно-правового статуса гражданина РФ (характеристика его элементов).
2. Реализация прав, свобод и обязанностей граждан в сфере государственного управления.
3. Регистрационный учёт граждан — 2 часа.
4. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан, их виды.
5. Обращения граждан.
6. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
7. Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев.
8. Статус лица, получившего политическое убежище.
9. Роль личности в обеспечении национальной безопасности — 2 часа.
Задание для подготовки к практическим занятиям:
1. Ознакомление с рекомендуемой юридической литературой и нормативными правовыми актами по вопросам практического занятия, подготовка вопросов преподавателю учебной дисциплины по проблемам, недостаточно понятным студенту по итогам ознакомления с рекомендованными источниками учебной дисциплины (вопросы готовятся в письменной форме для возможности оценки проработки материала).
2. Решение практических задач по указанию преподавателя учебной дисциплины.
3. Подготовка к интерактивной части занятий:
— по 4-му вопросу темы — разработка презентации вопроса о видах административно-правовых гарантий реализации прав и свобод граждан;
— по 3-му вопросу темы — сбор информации к диспуту о необходимости института регистрации учёта и его возможных формах;
— по 7–8-му вопросам темы — подбор материала к диспуту о возможности внесения изменений в действующее законодательство, определяющее статус беженцев, вынужденных переселенцев и лиц, получивших политическое убежище.
При подготовке к занятию студентам следует ознакомиться с соответствующими разделами учебника, источников.
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Административное право»
Самостоятельная работа студентов делится на аудиторную и внеаудиторную. Аудиторная работа выполняется в ходе проведения практических и лекционных занятий под непосредственным руководством преподавателя. Внеаудиторная – в свободное от занятий время без участия преподавателя, но по его заданию, а также по собственной инициативе обучающегося.
К видам самостоятельной работы относятся:
— предварительное ознакомление с программой курса и тематикой лекционных занятий;
— чтение текстов документов, учебников и учебных пособий, а также дополнительной литературы по изучаемому разделу (теме);
— ознакомление с текстами первоисточников при подготовке к занятию;
— работа со словарями и справочниками;
— работа с ресурсами сети интернет;
— составление плана и тезисов ответа на вопросы практического занятия;
— выполнение тестовых заданий;
— решение казусов, предложенных преподавателем, при подготовке к практическому занятию;
— подбор документальных источников по теме практического занятия;
— написание рефератов и эссе по изучаемой тематике;
— подготовка докладов на студенческих научных кружках и тематических конференций.
— подготовка к сдаче экзамена/зачета;
— иные виды самостоятельной работы студента.
Указанный минимум может быть расширен за счет использования заданий, дополнительно разработанных в установленном порядке.
Образовательные технологии
Виды занятий
Используемые интерактивные образовательные технологии
Количество часов
Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 183 ; Мы поможем в написании вашей работы!