Migration48.ru

Вопросы Миграции
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Электронная библиотека

3.2 Признание и правопреемство в международном публичном праве

Основной признак государства как субъекта международного права и его основное качество – государственный суверенитет. Государство становится субъектом международного права с момента его появления на международной арене. Международная правосубъектность государства не зависит от его признания другими государствами, однако признание является фактом большого юридического и политического значения. Оно позволяет новому государству эффективно реализовать свою международную правосубъектность.

В международном праве выделяются традиционный (признание государства) и предварительный (признание НБН, восставшей и воюющей стороны, организаций сопротивления, правительства в изгнании) виды признания. Различают две формы признания государств:

официальное, юридическое де-юре и де-факто. Признание де-юре представляет собой признание в полном объеме, сопровождающееся установлением дипломатических отношений. Признание де-факто – особая форма юридического признания. Это

1) неполное признание, имеющее временный и переходный к де-юре характер, сопровождающееся установлением консульских отношений. До уровня дипломатических установленные отношения не доводятся;

2) неофициальное, фактическое. Такое признание предполагает установление контактов на различных уровнях. Официальные отношения не устанавливаются

Международно-правовое преемство, или правопреемство государств, – это переход международных прав и обязанностей от одного государства к другому. Кодификация института правопреемства в международном праве произведена в Венских конвенциях о правопреемстве государств в отношении договоров (1978 г.) и о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов (1983 г.). Объектами правопреемства государств являются государственные границы (территория), государственная собственность, государственные архивы, государственные долги, участие в международных договорах, членство в международных организациях. Основу правопреемства составляет юридический факт возникновения нового государства как субъекта международного права.

В случае правопреемства при возникновении нового государства в результате социальной революции к государству-преемнику полностью переходит территория государства-предшественника, а также государственная собственность и государственные архивы. Венская конвенция 1983 г. устанавливает, что правопреемство не должно затрагивать интересы кредиторов государства. По общему правилу в случае социальной революции государство-преемник наследует долги государства-предшественника. Венская конвенция 1978 г. устанавливает общее правило, согласно которому новое государство не обязано участвовать в международных договорах своего предшественника. Участие в международных соглашениях полностью зависит от суверенной воли государства-преемника. Аналогично решается вопрос о членстве в международных организациях.

В случае возникновения нового государства в результате деколонизации в соответствии с Венской конвенцией 1978 г. действует принцип, по которому новое независимое государство не связано ничем, что от его имени совершено правительством бывшей метрополии.

Государственная собственность полностью переходит в распоряжение нового государства.

Государственные архивы – это часть государственной собственности, правила их правопреемства аналогичны правилам правопреемства государственной собственности. Архивы, касающиеся бывшей колонии, могут принадлежать бывшей метрополии. Разделение архивов должно быть основано на принципе справедливости с учетом равного права всех на информацию. Бывшая метрополия обязана передать новому независимому государству достоверные архивные сведения.

Государственный долг не переходит на бывшую колонию, так как считается, что это обязательство бывшей метрополии. Поскольку колония по определению не является членом международных организаций и участником международных договоров, то эти проблемы в данной ситуации не возникают.

Читайте так же:
Что предусматривает трудовой кодекс для беременных работниц

Правопреемство при объединении государств возникает тогда, когда два или несколько государств объединяются и образуют одно новое. Государственные границы новые, в соответствии с территорией объединившихся государств. Государственная собственность и государственные архивы переходят новому государству. Венская конвенция 1983 г. устанавливает, что долги всех государств-предшественников переходят к государству-преемнику. Вопросы участия в международных договорах и членства в международных организациях решаются односторонним волеизъявлением нового государства.

В случае правопреемства при частичных изменениях государственной территории на переданной территории начинают действовать международные договоры того государства, к которому она перешла (то же самое относится к членству в международных организациях). Государственные долги, как правило, за каждым государством остаются собственные. Если долг касается передаваемой территории, то этот вопрос решается на основе взаимной договоренности государств. По общему правилу судьба государственной собственности и государственных архивов передаваемой территории решается по взаимной договоренности между двумя государствами.

Для случая правопреемства при разделении государства и образовании на его территории двух и более независимых государств Венская конвенция 1978 г. содержит общее правило: когда часть территории отделяется и возникает новое независимое государство, то международные договоры сохраняют свою силу и для нового государства, и для того, из состава которого оно выделилось. Что касается членства в международных организациях, то этот вопрос в конвенциях не урегулирован. Международная практика показывает, что старое («материнское») государство продолжает свое членство в организациях, а отделившееся государство вступает в них как новый субъект международного права.

Государственная собственность – и движимое, и недвижимое имущество, находящееся на территории отделившейся части, – поступает в распоряжение нового государства. Государственные архивы, относящиеся к отделившейся части, должны быть переданы новому государству в соответствии с принципами справедливости и равного права всех на информацию. Государственный долг должен быть поделен между «материнским» государством и отделившейся частью в соответствующих пропорциях. Государственные границы устанавливаются новые, в соответствии со спецификой разделения государств.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

V. Признание и правопреемство в международном праве

4. Правопреемство государства в отношении международных договоров.

5. Правопреемство государства в отношении государственной собственности, государственных архивов, государственных долгов.

6. Правопреемство в связи с прекращением существования СССР.

1. Признание в международном праве

Международно-правовое признание — это акт государства, которым констатируется возникновение нового субъекта международного права и с которым этот субъект считает целесообразным установить дипломатические и иные, основанные на международном праве, отношения.

В принципе, заявления об установлении дипломатических отношений является классической формой признания государства, даже если в предложении об установлении таких отношений не содержится заявления об официальном признании.

В науке международного права для объявления роли и значения признания государств сформулированы следующие две теории признания.

Конститутивная теория признания. Ее сторонниками являются Л.Оппенгейм, Г.Лаутерпахт, Д.Анцилотги и др. Эта теория исходит из того, что если нет признания, то нет и субъекта международного права. Это теория откровенно ставит права и обязанности вновь возникшего государства в зависимость от воли «старых» членов сообщества государств.

Читайте так же:
Как оспорить дисциплинарное взыскание на работе?

Декларативная теория признания. Этой теории придерживаются подавляющее большинство юристов-международников. Ее сущность заключается в том, что признание лишь констатирует возникновение нового субъекта международного права.

Новое государствоможет появиться в результате: а)социальной революции, приведшей к замене одного общественного строя другим; б)образования государств в ходе национально-освободительной борьбы, когда народы бывших колониальных и зависимых стран создали независимое государство; в)слияния двух или более государств или разъединения одного государства на два или более.

2. Формы и виды признания

Признание не создает нового субъекта международного права. Оно может быть полным, окончательным я официозным. Такой вид признания называется признанием de jure. Неокончательное признание именуется de fakto.

Признание ad hoc- это временное или разовое признание, признание для данного случая, данной цели.

Признание правительства происходит, как правило, одновременно с признанием нового государства. Однако возможно признание правительства без признания государства, например, в случае прихода правительства к власти в уже признанном государстве неконституционным путем ( военные перевороты, гражданская война).

Правопреемство государств означает смену одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.

При правопреемстве различают: государство-предшественник (государство, которое было сменено другим при правопреемстве) и государство-правопреемник.

Основаниями для возникновения вопроса о правопреемстве могут быть социальные революции, деколонизация, объединение или разъединение государств, передача части территории другому государству.

Объектами правопреемства могут быть территория, международные договора, государственная собственность, государственные архивы, государственные долги, членство в международных организациях.

Признавали ли большевики правопреемство в отношении Российской империи

Признавали ли большевики правопреемство в отношении Российской империи

На протяжении своего существования СССР отказывался рассматривать себя в качестве преемника Российской империи, считают одни эксперты. Большевики отрицали свою идеологическую и историческую преемственность с царской Россией, но вполне признавали преемственность юридическую, возражают другие.

29 августа 1918 года председатель Совета Народных Комиссаров Владимир Ульянов (Ленин), заместитель Народного Комиссара по иностранным делам Лев Карахан и управляющий делами СНК Владимир Бонч-Бруевич подписали декрет "Об отказе от договоров правительства бывшей Российской империи с правительствами: Германской и Австро-Венгерской империй, королевств Пруссии и Баварии, герцогств Гессена, Ольденбурга и Саксен-Мейнингена и города Любека".

В связи с противоречиями договоров "внутреннему строю России, созданному революцией"

В ст. 1 и 2 декрета перечислены заключенные правительством Российской империи в период с 1822 по 1913 год конвенции, декларации и соглашения с Германской империей и государствами, входящими в ее состав, все действия и исполнения по которым подлежали прекращению.

С Германией:

1). Конвенция о наследствах (31.10.1874); 2) Конвенция о защите литературной собственности (15.02.1913); 3) Консульская конвенция (26.11.1874); 4) Конвенция о выдаче преступников (01.01.1885); 5) Конвенция о порядке водворения (29.01.1894); 6–7) Декларация о взаимном признании мерительных свидетельств (14.12.1881) и Соглашение по тому же вопросу (16.02.1902); 8) Соглашение о взаимном признании акционерных обществ и др. товариществ (18.07.1885); 9–10) Декларация об ограждении фабричных клейм (11.07.1873 года), а также Декларация по тому же вопросу ограждения фабричных клейм сторонами в Китае (19.01.1907); 11) Соглашение о Персидских и Багдадских жел. дор. (Потсдамский договор, 19.08.1911); 12) Соглашение о взаимном освобождении подданных от обязанностей взноса обеспечивающих пошлин и залогов при возбуждении судебных исков (cautia judicatum solvi) (27.08.1897); 13) Соглашение об установлении санитарного надзора на случай появления холеры (04.08.1907).

Читайте так же:
Как заключить договор гражданско правового характера (ГПХ)

С Пруссией:

14) Конвенция о высылке нищих, бродяг и беспаспортных (19.08.1872); 15) Конвенция о подсудимости дел, касающихся недвижимостей, пересекаемых границею (19.12.1835); 16) Конвенция о взимании податей с недвижимостей, пересекаемых границею (08.07.1867).

С Баварией:

17) Конвенции о выдаче преступников (14.02.1869 г. и 19.09.1885); 18) Соглашение о невзимании выездных пошлин (28.02.1827).

С Гессеном:

19) Договор о выдаче преступников (03.11.1869); 20) Конвенция о невзимании выездных пошлин (28.02.1827).

С Ольденбургом:

21) Соглашение о невзимании выездных пошлин (28.01.1828).

С Саксен-Мейнингеном:

22) Соглашение о невзимании выездных пошлин (28.06.1834).

С городом Любеком:

23) Соглашение о невзимании выездных пошлин (20.12.1860); 24) Соглашение об обоюдном невзимании эмиграционных пошлин (07.09.1864).

С Австро-Венгерской империей:

25) Декларация о взаимном признании мерительных свидетельств (11.05.1882); 26) Декларация о взаимном признании акционерных обществ и других товариществ (16.01.1867); 27) Декларация касательно ограждения фабричных клейм (24.011874); 28) Конвенция о выдаче преступников (03.10.1874); 29) Конвенция о выдаче беглых (26.05.1810); 30) Конвенция о выдаче дезертиров (14.07.1822); 31) и Дополнительное соглашение к Конвенции о выдаче дезертиров (14.07.1822); 32) Конвенция о выдаче политических преступников (07.09.1833); 33) Конвенция о взаимном оказании содействия в борьбе о революционным движением (03.10.1833); 34) Конвенция об установлении взаимности касательно наказания преступлений, совершаемых во владениях одной из сторон против безопасности другой (03.10.1860); 35) Конвенция о высылке нищих, бродяг и беспаспортных (01.12.1896); 36) Конвенция об искоренении контрабанды (21.09.1851); 37) Соглашение об искоренении контрабанды (27.03.1901); 38) Соглашение о применении мер в случае возникновения эпидемии (13.01.1896); 39) Соглашение о санитарном и таможенном вопросах (02.01.1906).

Причины прекращения всех действий и исполнения по указанным международным договорам, как правительственными учреждениями, так и частными лицами, указывалось в декрете, являются "противоречия их внутреннему строю России, созданному революцией и переходом власти в руки пролетариата".

Кроме того, в ст. 3 декрета "Об отказе от договоров правительства бывшей Российской империи с правительствами: Германской и Австро-Венгерской империй, королевств Пруссии и Баварии, герцогств Гессена, Ольденбурга и Саксен-Мейнингена и города Любека" особо оговаривалось, что все договоры и акты, заключенные правительством бывшей Российской империи с правительствами королевства Прусского и Австро-Венгерской империй, касающиеся разделов Польши, "ввиду их противоречия принципу самоопределения наций и революционному правосознанию русского народа, признавшего за польским народом неотъемлемое право на самостоятельность и единство", отменяются бесповоротно. Также бесповоротно отменялись (ст. 4) со ссылкой на принципы, провозглашенные декретом СНК от 28 октября 1917 г. "О мире", все тайные договоры, соглашения и обязательства, заключенные, но не опубликованные в установленном для таких актов порядке, бывшим правительством России с правительствами Австро-Венгрии, Германии и государств, входящих в их состав.

Читайте так же:
Как подать на развод в одностороннем порядке

"Большевики всегда категорически отвергали континуитет"

Позиции первого советского правительства по вопросу правопреемственности в отношении Российской империи не получили однозначной оценки экспертов.

Так, доктор исторических наук Андрей Зубов (до 30.06.2014 – профессор МГИМО) считает, что "большевики всегда категорически отвергали преемственность, континуитет с исторической Россией, объявляя, что СССР является новым государством, которое возникло "на руинах старого мира"". Более вариативна в своих высказываниях бывший замруководителя Правового управления аппарата СФ Зульфия Нигматуллина. "Если факт правопреемства России в отношении прав и обязательств СССР является, в принципе, установленным, так как имеет под собой должную международно-правовую и политическую основу, то наличие отношений правопреемства между современной Россией и Российской империей не выглядит столь очевидным, – считает она. – На наш взгляд, не существует серьезных аргументов в пользу того, что Российская Федерация является de-jure правопреемником Российской империи, только на том основании, что последняя формально являлась, в свою очередь, предшественником СССР. На протяжении всего своего существования СССР отказывался рассматривать себя в качестве преемника Российской империи. Как известно, он согласился продолжить участие лишь в некоторых международных договорах, заключенных в свое время Российской империей. Например, им были признаны обязательства из Гаагских конвенций о законах и обычаях войны 1899 и 1907 годов <…> Многие же обязательства из других международных договоров, заключенных Российской империей, СССР отказался признать".

"Большевики вполне признавали преемственность юридическую"

С выводами Зубова, Нигматуллиной и других сторонников точки зрения о том, что "на протяжении всего своего существования СССР отказывался рассматривать себя в качестве преемника Российской Империи", не согласен доктор юридических наук, заведующий кафедрой истории государства и права юридического факультета МГУ профессор Владимир Томсинов. "Данный вопрос является одновременно историко-правовым и международно-правовым вопросом, – писал он. – Я тридцать лет занимаюсь юридической историей России и СССР и в том числе проблемами истории внешней политики Российской империи и СССР, правопреемства <…> Большевики действительно отрицали свою идеологическую и историческую преемственность с Российской империи (хотя такая преемственность в определенной степени существовала), но вполне признавали преемственность юридическую".

Декрет от 29 августа 1918 года, по мнению Томсинова, совсем не свидетельствует об отказе Советского государства исполнять обязательства Российской империи, а продиктован существенным изменением условий, а значит, вполне обоснован. Советское правительство, пишет он, отказалось от некоторых договоров, "заключенных ранее правительством бывшей Российской империи с Германской империей и государствами, в ее состав входящими", а также с Австро-Венгрией, то есть с державами, с которыми Россия вместе с Францией находилась в состоянии войны.

В качестве одного из примеров, подтверждающих, что СССР, принимая на себя имущественные права Российской империи, не отказывался от ее обязательств, Томсинов приводит подписанный 18 августа 1924 г. Общий договор между СССР и Великобританией. В нем было названо 17 договоров, заключенных с Объединенным королевством Российской империей, которые признавались обеими сторонами, не имеющими юридической силы (ст. 2), а в ст. 3 и 4 указывались двухсторонние и многосторонние договоры, заключенные Российской империей и Великобританией, которые признавались сохранившими действие. Договор с Великобританией, подчеркнул ученый-правовед, был принят в качестве образца при ведении переговоров СССР с Францией о долгах Российской империи, о чем свидетельствует протокол № 47 заседания Политбюро, которое состоялось 5 февраля 1925 года (Документы внешней политики СССР. Том 7. М., 1963. С. 611–612).

Читайте так же:
Вопросы совместной опеки над детьми при разводе

Оглавление:

Глава 1. Территория и международное право . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
§ 1. Виды территории по международному праву . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
§ 2. Состав и юридическая природа государственной территории . . . . . . . . . 9
§ 3. Государственные границы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
§ 4. Международные реки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
§ 5. Международно-правовой режим Антарктики . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
Глава 2. Население и международное право . . . . . . . . . . . . . . . . . . .61
§ 1. Международно-правовая регламентация положения населения . . . . . . . . .61
§ 2. Международно-правовые вопросы гражданства . . . . . . . . . . . . . . . .69
§ 3. Гражданство СССР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
§ 4. Режим иностранцев и международное право . . . . . . . . . . . . . . . . .92
Глава 3. Признание в международном праве . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
§ 1. Понятие признания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
§ 2. Проблемы кодификации института признания . . . . . . . . . . . . . . . .105
§ 3. Признание новых государств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .107
§ 4. Признание новых правительств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .109
§ 5. Признание органов сопротивления, признание национально-освободительного
движения в лице его органов, признание статуса воюющей стороны . . . . . . . 115
Глава 4. Правопреемство в международном праве . . . . . . . . . . . . . . . .119
§ 1. Понятие правопреемства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .119
§ 2. Правопреемство при социальной революции . . . . . . . . . . . . . . . . 123
§ 3. Правопреемство в отношении международных договоров . . . . . . . . . . .126
§ 4. Правопреемство в отношении государственной собственности . . . . . . . .130
§ 5. Правопреемство в отношении государственных архивов . . . . . . . . . . .136
§ 6. Правопреемство а отношении государственных долгов . . . . . . . . . . . 140
Глава 5. Мирные средства разрешения международных споров . . . . . . . . . . 145
§ 1. Общая характеристика мирных средств и способов разрешения международных
споров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
§ 2. Непосредственные переговоры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
§ 3. Консультации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .156
§ 4. Добрые услуги и посредничество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .160
§ 5. Международные следственные и согласительные комиссии . . . . . . . . . .164
§ 6. Международная судебная процедура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .167
§ 7. Механизм международных организаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . .187
Глава 6. Ответственность в международном праве . . . . . . . . . . . . . . . 189
§ 1. Общая характеристика международно-правовой ответственности . . . . . . .189
§ 2. Цели и функции международно-правовой ответственности . . . . . . . . . .197
§ 3. Понятие и содержание международно-правовой ответственности . . . . . . .201
§ 4. Основания международно-правовой ответственности государств . . . . . . .204
§ 5. Классификация международно-противоправных деяний . . . . . . . . . . . .219
§ 6. Обстоятельства, исключающие ответственность государств . . . . . . . . .223
§ 7. Виды и формы международной ответственности государств . . . . . . . . . 234
§ 8. Критерии и порядок определения объема ответственности . . . . . . . . . 247
§ 9. Ответственность государств, возникающая в связи в деятельностью,
не запрещенной международным правом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .249
Предметный указатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector