Migration48.ru

Вопросы Миграции
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Могут ли отказать в выплатах по ОСАГО без техосмотра

Могут ли отказать в выплатах по ОСАГО без техосмотра?

Госдума планирует в окончательном чтении принять закон, «отвязывающий» получение страхового полиса от диагностической карты

Могут ли отказать в выплатах по ОСАГО без техосмотра?

Подготовленные к третьему чтению в Госдуме поправки в законы о безопасности дорожного движения и об ОСАГО предусматривают, что с 22 августа этого года при оформлении полиса обязательной гражданской ответственности автовладельцам не понадобится предъявлять документ о прохождении техосмотра. Может ли отсутствие диагностической карты повлиять на размер страховых выплат или обернуться регрессивным иском к виновнику ДТП, разбиралась «Парламентская газета».

Право на регресс

Слухи о том, что отсутствие техосмотра может стать для страховщиков поводом для отказа в возмещении ущерба, стали циркулировать в Сети в период пандемии, когда было принято решение временно оформлять полисы ОСАГО без предъявления диагностической карты. Купившим такой полис было предложено до 1 ноября 2020 года всё же пройти техосмотр и проинформировать об этом страховую компанию. Сделали это далеко не все автомобилисты — отсюда и появились пугалки о возможных отказах в выплатах по ОСАГО.

Однако, как рассказал «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, отказать в выплате страховщики из-за отсутствия документа о прохождении ТО не могут. «На данный момент диагностическая карта нужна не как гарантия страховых выплат, а как обязательное условие для заключения договора ОСАГО. И если предлагаемые нами поправки будут приняты и мы разделим прохождение техосмотра и получение страхового полиса, то наличие договора ОСАГО будет достаточным условием для страховых выплат», — пояснил он.

Согласно статье 14 закона об ОСАГО, не столько даже отсутствие документа о техосмотре, а истёкший срок его действия при наличии полиса даёт страховщику право предъявить регрессивные требования к виновнику ДТП. Иными словами, взыскать с него сумму причинённого ущерба. Однако это право распространяется исключительно на легковое такси, автобус, грузовой автомобиль, переоборудованный для перевозки пассажиров, и некоторые другие специальные транспортные средства. Предъявлять регрессивный иск водителю обычного авто при просроченной или отсутствующей диагностической карте страховщики не могут. А каких-либо отказов возместить ущерб по ОСАГО закон и вовсе не предусматривает, кроме отдельных случаев, оговоренных договором страхования.

Как рассказал «Парламентской газете» автоюрист Алексей Алёхин, также правом на регрессную выплату страховые компании могут воспользоваться, если ДТП произошло из-за технической неисправности автомобиля. Но опять же это не касается владельцев «рядовых» автомобилей, а только такси, грузовиков, автобусов и спецтехники по перевозке опасных грузов.

«Подавляющее большинство аварий происходит всё же в результате нарушения Правил дорожного движения. Поэтому страховщики, желая снизить выплаты или отказаться от них, ссылаются, как правило, на данные трассологической экспертизы, которая определяет механизм ДТП и соответствие полученных в нём повреждений автомобиля», — пояснил специалист.

Как будут бороться с необоснованными штрафами

Необходимость отделить прохождение ТО от получения полиса ОСАГО авторы законопроекта объясняют тем, что большое количество станций техобслуживания оказались не готовы нормально работать — частично из-за последствий пандемии, частично из-за ужесточения требований к проведению ТО. Значит ли это, что если закон будет принят, владельцев авто и вовсе освободят от техосмотра?

Читайте также:

Как пояснил «Парламентской газете» один из разработчиков поправок — депутат Госдумы Игорь Дивинский, предлагаемая норма касается лишь получения полиса ОСАГО, а техосмотр никто не отменял. Более того, в марте следующего года вступают в силу изменения в Административный кодекс, согласно которым штраф за отсутствие диагностической карты составит 2000 рублей.

При этом он подчеркнул: если правоприменительная практика выявит неготовность станций техобслуживания к работе, то депутаты готовы скорректировать законодательство. «Можно обязать в каждом регионе обеспечить функционирование определённого, оптимального для данной территории, числа станций техобслуживания, которые готовы к работе в нормальном режиме. Пока это требование не будет соблюдено, необходимых условий для получения водителями документов о прохождении ТО нет. Значит, и штрафовать людей за отсутствие диагностической карты пока не стоит», — считает Дивинский.

Читайте так же:
Как узнать, застрахован ли автомобиль по ОСАГО

10 уже работающих изменений по ОСАГО 2021 (и 1 грядущее)

С 20 сентября 2021 года вступило в силу Положение Банка России №755-П , которое предусматривает новый способ подсчета убытков водителя, чей автомобиль пострадал в ДТП.

Согласно новым правилам, размер выплаты будет разный для каждого субъекта РФ. Во внимание берут стоимость запчастей в интернет-магазинах и розничных точках. Причем считают по месту ДТП, а не по месту регистрации автомобиля. Так что если житель столичного региона попадет в ДТП в глубинке, то и чинить машину выгоднее там же.

Каждые три месяца вместо шести будут пересматривать справочники средней стоимости страховых выплат. Ранее эту задачу выполняли профессиональные объединения страховщиков. Теперь в обсуждении средней стоимости запчастей, материалов и работ смогут принять участие в том числе и обычные водители. Возможно, их мнение будет учитываться. Присоединиться к общественному обсуждению можно на сайте РСА .

Если автомобиль попал в ДТП и на основании экспертизы ремонт составляет 60–85% от рыночной стоимости машины, то в этом случае подсчитывают стоимость уцелевших деталей, агрегатов и узлов. При этом остатки не должны иметь повреждений и следов предыдущего ремонта. Владелец имеет право оставить страховщику годные остатки. В этом случае можно рассчитывать на получение компенсации в полном размере. Если владелец забирает детали себе, то их стоимость вычитается из страхового возмещения. Решение принимает собственник автомобиля.

2. Возмещение по ОСАГО онлайн

С 2021 года водитель может подать заявку на получение выплаты по страховке через приложение «Помощник ОСАГО» (Google Play, App Store). Лимиты согласовываются в следующем размере:

  • 400 000 рублей: показания водителей сходятся, имеются фотографии с места ДТП;
  • 100 000 рублей: есть разногласия в показаниях водителей, нет фотографий или они недостаточно информативны.

Размер выплаты устанавливается после того, как будет проведена независимая экспертиза в течение пяти дней после ДТП, либо после осмотра на СТО.

3. Увеличение сроков на осмотр автомобиля после ДТП

При подаче неполного пакета документов, например, у автовладельца не оформлена диагностическая карта, на осмотр автомобиля отводится 15 рабочих дней вместо 5, как было ранее.

4. Отвязка диагностической карты от ОСАГО

С 22 августа 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 02.07.2021 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „Об организации страхового дела в Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации». С этого момента при оформлении ОСАГО сокращается пакет требуемых документов. Водитель не обязан предъявлять диагностическую карту.

Закон об ОСАГО не предусматривает каких-либо преференций для автовладельцев, которые регулярно проходят техосмотр, как и повышающих коэффициентов для тех, кто его не проходит. Для страховой компании прохождение техосмотра не является фактором, заметно влияющим на убыточность. По данным Российского союза автостраховщиков, доля аварий в результате технической неисправности автомобиля — менее 0,1%. Тем не менее, при расчете цены полиса мы можем поощрять клиентов, которые при покупке ОСАГО для подтверждения своей обязательности и ответственности хотят предоставить страховой компании диагностическую карту.

5. Водителю предъявят регрессное требование

Ранее страховщики выдвигали регресс (требование возместить уплаченную сумму пострадавшему в ДТП автовладельцу в размере, выплаченной страховой компанией.Прим. ред.) только тем автовладельцам, которые осуществляли перевозку пассажиров и опасных грузов. Теперь под закон попадают и обычные автомобилисты.

С 1 марта 2021 года в статью 14 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» внесены изменения. Если водитель был признан виновником аварии, а его автомобиль имеет технические нарушения, которые привели к ДТП, то в этом случае страховая компания имеет право потребовать сумму, ранее выплаченную пострадавшему в качестве компенсации.

Читайте так же:
Как правильно взять землю в аренду у государства?

Согласно новому закону, регресс будет возможен при одновременном выполнении 3-х условий:

  • автовладелец является виновником ДТП;
  • автомобиль имеет неисправности;
  • не оформлена диагностическая карта.

6. Полис ОСАГО подорожал для нарушителей

На стоимость полиса влияет стаж и возраст автовладельца, количество нарушений ПДД, дорожно-транспортных происшествий, если автовладелец был виновником. Коэффициент расчета полиса зависит только от повторных нарушений.

С 2021 года действуют такие коэффициенты:

  • 4 нарушения и менее — 1,0;
  • 5–9 — 1,86;
  • 10 и более — 3,0.

Нарушения учитываются за истекший год. Для водителей, повторно нарушающих правила, полис подорожает в 2–3 раза. Ранее базовая ставка составляла 2746–4942 руб. В 2021 году цифры изменились: 2471–5436 руб.

7. Дистанционное расторжение договора ОСАГО

Указанием Банка России от 15 июля 2021 года определено, что водители могут в дистанционном формате прекратить отношения со страховой компанией. Речь идет об электронных и бумажных полисах. В этом случае страховая компания возвращает оставшуюся часть страховой премии по безналичному расчету.

Расторгнуть договор раньше срока водитель может в двух случаях:

  • автовладелец продал машину;
  • страховая компания лишена лицензии.

При подаче заявления онлайн на оформление ОСАГО водитель сам выбирает дату, с которой документ начнет действовать, но не ранее, чем через 72 часа. Страховщики получили право устанавливать границы для этого периода.

8. Отмена ОСАГО для следования к пункту техосмотра

В случае окончания действия полиса и диагностической карты одномоментно, водитель должен был оформить временное ОСАГО на 20 дней, чтобы доехать к пункту техосмотра. Согласно изменению в пункте 3 статьи 10 закона «Об обязательном страховании транспортных средств», автовладелец может сразу оформить постоянную страховку на год и на ее основании доехать к подразделению ГИБДД для регистрации автомобиля.

9. Перегнать купленную машину в другой регион без ОСАГО: можно или нет?

Ни в кодексе об административных правонарушениях ни в Правилах дорожного движения не упоминается отсрочка по страхованию после покупки автомобиля. У водителей возникает резонный вопрос: так можно или нельзя перегонять только что купленный автомобиль без ОСАГО?

Но в Разделе 2 ПДД «Общие обязанности водителей» сказано:

Так что в течение 10 дней после заключения сделки купли-продажи можно пользоваться автомобилем без ОСАГО , но если станете виновником ДТП, придется компенсировать ущерб самостоятельно. По истечении 10 дней согласно статье 12.37 КоАП РФ, водителя могут оштрафовать на 800 рублей, если он управляет автомобилем без ОСАГО.

Если новый владелец перегоняет автомобиль из одного региона в другой и не успевает обратиться в страховую компанию в течение установленного срока, то он может оформить временный полис ОСАГО на 20 дней.

10. Новый список документов для ОСАГО после отмены техосмотра

Для покупки полиса водитель предъявляет следующий пакет документов:

  • паспорт;
  • водительское удостоверение;
  • документы на транспортное средство;
  • заявление на оформление полиса;
  • договор купли-продажи, в случае покупки автомобиля в течение последних 10 дней.

Изменения по ОСАГО, которые заработают в ближайшее время

1. Штраф за отсутствие полиса ОСАГО

В 2019 году уже проводился эксперимент в Москве и Казани по фиксированию автомобилей, чьи владельцы проигнорировали оформление полиса. По состоянию на ноябрь 2021 года, позиция МВД сводится к тому, что штрафы с камер за отсутствие ОСАГО не приходят. Ожидается готовность информационных систем.

Известно, что штрафы будут выписывать только камеры Автодории, но в качестве эксперимента.

Выплата страховки если нет техосмотра

Статья 14. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ)

Читайте так же:
Договор подряда с физическим лицом

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 14

Споры в суде общей юрисдикции:

1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:

(в ред. Федерального закона от 28.03.2017 N 49-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) вследствие умысла указанного лица был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего;

б) вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного) либо указанное лицо не выполнило требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения или оно не выполнило требование Правил дорожного движения Российской Федерации о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен;

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 88-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) указанное лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред;

г) указанное лицо скрылось с места дорожно-транспортного происшествия;

д) указанное лицо не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства только указанными в договоре обязательного страхования водителями). Действие данного требования может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

е) страховой случай наступил при использовании указанным лицом транспортного средства в период, не предусмотренный договором обязательного страхования (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства в период, предусмотренный договором обязательного страхования);

ж) утратил силу. — Федеральный закон от 01.05.2019 N 88-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

з) до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы;

и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов, либо на момент наступления страхового случая, произошедшего вследствие неисправности транспортного средства, истек срок действия диагностической карты;

(в ред. Федерального закона от 06.06.2019 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

к) владелец транспортного средства при заключении договора обязательного страхования предоставил страховщику недостоверные сведения, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии;

(пп. «к» введен Федеральным законом от 23.06.2016 N 214-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 88-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

л) вред был причинен указанным лицом при использовании транспортного средства с прицепом при условии, что в договоре обязательного страхования отсутствует информация о возможности управления транспортным средством с прицепом, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям.

(пп. «л» введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 88-ФЗ)

2. Страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере осуществленного страхового возмещения к оператору технического осмотра, оформившему диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, если страховой случай наступил вследствие неисправности транспортного средства и такая неисправность выявлена или могла быть выявлена в момент проведения технического осмотра этим оператором технического осмотра, но сведения о ней не были внесены в диагностическую карту.

Читайте так же:
Когда заключение брака запрещено

(в ред. Федеральных законов от 28.03.2017 N 49-ФЗ, от 06.06.2019 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Страховщик вправе требовать от лиц, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, возмещения расходов, понесенных при рассмотрении страхового случая.

4. Положения настоящей статьи распространяются на случаи возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия, страховщиком, застраховавшим его гражданскую ответственность, с учетом особенностей, установленных статьей 14.1 настоящего Федерального закона.

5. Регрессное требование о возмещении вреда, причиненного транспортному средству, не может быть предъявлено к пешеходу в случае причинения вреда его здоровью либо к его родственникам или наследникам в случае его смерти в результате дорожно-транспортного происшествия с участием этого транспортного средства.

(п. 5 введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 88-ФЗ)

6. К профессиональному объединению страховщиков, осуществившему компенсационную выплату лицам, указанным в пункте 2.1 статьи 18 настоящего Федерального закона, переходит право требования потерпевшего к лицам, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в размере осуществленной компенсационной выплаты.

ОСАГО без техосмотра: эксперты — о новых правилах автострахования

С 22 августа в силу вступил закон, согласно которому российские автомобилисты смогут приобрести страховой полис ОСАГО, не предъявляя диагностическую карту, то есть не подтверждая исправность транспортного средства. Вырастет ли стоимость страхового полиса из-за новых правил и к чему может привести оформление ОСАГО без ТО, обозреватель РИАМО узнал у экспертов.

Причины отделения ОСАГО от ТО

Закон о внесении поправок в документы, регулирующие работу сферы страхования, президент России Владимир Путин подписал еще 2 июля. Однако изменения в нормативные акты Центрального банка, связанные с законом, вступят в силу только 29 августа — с этого момента российские автомобилисты смогут покупать ОСАГО без предъявления диагностической карты.

При этом владельцам коммерческого транспорта — будь то легковой автомобиль, автобус или грузовое авто — для получения полиса ОСАГО все еще нужен техосмотр, а значит, послабления в законодательстве на них не распространяются.

К отделению ОСАГО от техосмотра в России привели сразу несколько факторов, отметил в беседе с РИАМО замдекана юридического факультета, доцент Департамента международного и публичного права Финансового университета при Правительстве РФ Венера Шайдуллина.

По словам эксперта, многие сервисы закрылись на фоне пандемии Covid-19, а к тем, что продолжили работу, существенно ужесточили законодательные требования в плане проведения техосмотров. Это стало одной из причин разделения ТО и ОСАГО.

«Хотелось бы также отметить статистику по ДТП: большинство аварий на дорогах происходят из-за нарушения ПДД, а не из-за технической неисправности в автомобиле. Поэтому наличие или отсутствие ТО особой роли для страхования не играет», — уверена Венера Шайдуллина.

В свою очередь руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов считает, что ТО к ОСАГО изначально привязали с целью заставить 85% автовладельцев, считающих техосмотр бессмысленной и бесполезной тратой времени и денег, проходить данную процедуру.

«Благодаря столь недальновидному решению и «систематическому закручиванию гаек» под угрозой оказалось функционирование рынка автострахования, ведь требования к прохождению ТО с течением времени настолько ужесточились, что 95% автомобилей у нас в стране никогда бы проверку не прошли из-за трещинок и сколов, которые на деле никак не влияют на безопасность дорожного движения», — объяснил Шкуматов.

Технический осмотр не отменили полностью

Читайте так же:
Трудовой договор: понятие, условия, заключение

Несмотря на все нововведения, прохождение техосмотра в целом остается процедурой, обязательной для российских автомобилистов. Как объясняют в пресс-службе автомобильной группы «Авилон», диагностическая карта по-прежнему является документом, подтверждающим техническую исправность автомобиля и дающим водителю право эксплуатировать машину на дорогах общего пользования.

«Если при аварии или каком-либо автомобильном происшествии выяснится, что у автомобиля нет диагностической карты, страховая компания, детально разбирая тот или иной случай, вправе отказать в выплате ущерба по причине нарушения автовладельцем требований эксплуатации транспортного средства», — пояснили в «Авилоне».

Руководитель юридической службы онлайн-сервиса по подбору страховых продуктов «Страховка.ру» Антон Алферов посоветовал водителям должным образом проходить технический осмотр, особенно если автомобиль старше четырех лет или его диагностическая карта не попадает под продление, — дело в том, что все диагностические карты, срок действия которых истекает в период с февраля по октябрь, ранее автоматически продлили как минимум на полгода.

Директор по коммуникациям группы компаний «Автодом» Анна Уткина напомнила, что в 2021 году личные автомобили младше четырех лет уже освободили от технического осмотра. Ранее от ТО освобождали машины, с момента выпуска которых прошло менее трех лет. Теперь же предусмотренная законом обязанность получить первую диагностическую карту сдвигается на год.

Стоимость ОСАГО может вырасти

Как объясняет Анна Уткина, у ситуации с получением полиса ОСАГО без техосмотра есть свои подводные камни. Многие водители уже сегодня рассматривают частичную отмену ТО как возможность сэкономить при оформлении ОСАГО. Но экономия, вероятнее всего, будет мнимой.

«Во-первых, страховые компании вполне могут связать диагностическую карту с коэффициентом, понижающим конечную стоимость ОСАГО. Соответственно, выгода от игнорирования технического осмотра устремится к нулю», — объясняет Анна Уткина.

Во-вторых, по словам эксперта, зачастую в полисах ОСАГО и КАСКО уже указано, что будет в случае, если у автомобиля нет актуальной диагностической карты: обычно хозяин такого авто при наступлении страхового случая не получает никаких выплат. Поэтому необходимо внимательно читать договор и не игнорировать новые правила прохождения ТО.

Как говорит автоэксперт Игорь Моржаретто, теперь страховщикам стоило бы продумать введение неких поощрений, которые будут мягко склонять водителей к необходимости проходить ТО в срок. Например, водителям со свежим техосмотром можно предложить скидки при покупке полисов.

К чему может привести оформление ОСАГО без ТО

Как говорит руководитель направления ТО и ОСАГО международной сети автосервисов Fit Service и автоюрист Алексей Поляков, после появления в России возможности оформлять ОСАГО без ТО в судах может вырасти количество исков к автовладельцам из-за отсутствия у их транспортных средств действующей диагностической карты или из-за того, что причиной ДТП стала техническая неисправность машины.

«Практически у каждого автомобиля есть та или иная неисправность, а доказать, горела или нет разбитая в ДТП фара, в какую сторону она светила, вообще невозможно. Так что страховщиков ждет экономия на выплатах, а автовладельцев — трудные времена», — считает собеседник РИАМО.

Автоматический контроль ТО

Как говорит руководитель подразделений кредитования и страхования сети автосалонов Fresh Auto Дарья Тимченко, с марта 2022 года дорожные камеры видеонаблюдения будут сверять номера авто с содержащимися в Единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, чтобы выяснить, есть ли у транспортного средства диагностическая карта. Также система будет автоматически выставлять автовладельцам штрафы в размере 2000 рублей.

Помимо этого, есть вероятность, что сотрудники ГИБДД смогут проверять автомобилистов на предмет наличия у их машин техосмотра с помощью мобильного приложения. Оно уже сейчас есть в распоряжении ведомства и отслеживает незарегистрированные авто или их владельцев, лишенных водительских прав.

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите «Ctrl+Enter»

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector