Migration48.ru

Вопросы Миграции
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Взаимодействие государства и бизнеса

Взаимодействие государства и бизнеса

“Ъ” ознакомился с протоколом заседания правления бюро РСПП с участием Владимира Путина 21 октября, на котором были приняты «Основные направления взаимодействия государства и бизнеса». Документ предполагает участие союза в работе над деталями проинвестиционной госполитики и фиксирует намерения РСПП добиваться возврата с 2023 года налоговой нагрузки на уровень 2020 года и ее стабилизации за счет создания формального механизма обсуждения налоговых изменений с бизнесом. Также интересны РСПП либерализация ряда строительных норм и участие государства в обучении и повышении квалификации персонала.

Протокол №12 бюро правления РСПП, подписанный главой союза Александром Шохиным по итогам встречи с Владимиром Путиным 21 октября, предполагает «совместную работу» с Белым домом над регулированием инвестиционной сферы — включая формирование Фонда фондов (венчурный фонд, финансируемый государством и бизнесом на паритетных условиях, должен заработать уже в этом году). По словам первого вице-премьера Андрея Белоусова, со стороны государства в 2020–2021 годах бюджет вложит в него 14 млрд руб, «а потом будет вкладываться частный бизнес».

Также среди приоритетов инвестполитики — развитие финансовых инструментов для финансирования инвестпроектов с использованием основного инструмента стимулирования инвестиций — соглашений о защите и поощрении капвложений (СЗПК).

В вопросах тарифов РСПП намерен добиваться от правительства реального перехода на долгосрочные тарифные решения, в том числе — реализации уже существующих механизмов, например «заключения в 2020 году согласованных ранее контрактов в рамках постановления №1282 от 29 октября 2018 года» (оно отменяет госрегулирование цен на газ Газпрома для производств метанола, предполагается, что долгосрочные контракты поддержат экспорт метилового спирта и помогут выполнить планы Белого дома по наращиванию несырьевого неэнергетического экспорта).

В налоговой сфере союз намерен разработать «предложения по возможности стабилизации уровня фискальной нагрузки начиная с 2023 года на уровне 2020 года» и формализовать «механизм обсуждения с предпринимательским сообществом проектов федеральных законов в налоговой сфере». При этом в РСПП намерены добиваться включения в этот периметр как законопроектов, вводящих новые или меняющие ставки действующих налогов, сборов и страховых взносов, так и «иных решений, приводящих к росту фискальной нагрузки».

Впрочем, эти предложения изложены в «Основных направлениях…» довольно расплывчато.

Как отмечает Михаил Орлов, партнер и руководитель департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ, «не до конца понятно, что именно предполагается формулой «стабилизация фискальной нагрузки на уровне 2020 года»»: «Например, в этом году перестанет действовать режим ЕНВД и пониженный НДС для внутренних авиаперевозок, и очевидно, что они после 2023-го не вернутся». При этом важно, что стабилизация фискальной нагрузки обсуждается шире — «это не только отсутствие новых налогов и неповышение ставок, но и отказ от изменений, влияющих на налоговое бремя, как отмена налоговых льгот и т. п. Однако помимо налоговых платежей есть и неналоговые, и корректно было бы, чтобы все обязательные платежи и рост административной нагрузки входили бы в вопрос стабилизации налогового бремени: у бизнеса увеличивается отчетность, это тоже надо учитывать»,— говорит эксперт.

Читайте так же:
Доверенность на представление интересов физического лица в суде

Отдельный блок затрагивает кадровые вопросы: так, РСПП предлагает совместно подготовить предложения по временным мерам стимулирования занятости, востребованным из-за введения в РФ противоэпидемических мер.

Среди них, по мнению РСПП, наиболее актуальным был бы механизм софинансирования за счет бюджетных средств корпоративных программ по повышению квалификации и переобучению новых работников — включая обучение, выплату стипендии, компенсацию затрат на аренду жилья для иногородних работников, затрат за обучение во внешних учебных заведениях и на оплату работы наставников.

Кроме того, РСПП намерен добиваться возможности «отмены НДФЛ на выплаты для учеников на период обучения по ученическому договору», сокращения страховых взносов за вновь нанимаемых работников без актуальной профессии и профессионального образования и сокращения списка необходимых для компенсации расходов документов. Отметим, впрочем, что хотя работодатели регулярно выступают с подобными предложениями, до сих пор им не удалось убедить правительство в необходимости такого механизма. Возможно, это связано с небольшим охватом работников такими программами — в целом на рынке труда РФ корпоративное образование охватывает не более 10% трудоспособного населения.

Также союз указывает на необходимость завершить работу над нормативной базой для перехода на электронный документооборот. Электронная трудовая книжка, напомним, постепенно вводится в обращение с начала этого года, электронный кадровый документооборот, напротив, пока существует только в виде эксперимента Минтруда и ряда крупных компаний. Так же РСПП просит при завершении работы над проектами федеральных законов, регулирующих дистанционный и комбинированный формат занятости избежать роста административной нагрузки на работодателей. Сейчас эти инициативы готовятся в Госдуме ко второму чтению.

Единственный международный вопрос, включенный союзом в план работы с правительством,— это тема введения ЕС трансграничного углеродного налога.

При этом созданный в начале октября профильный комитет РСПП (его возглавил бенефициар СУЭК Андрей Мельниченко; угольная отрасль, напомним — одна из наиболее уязвимых для нового регулирования) добивался включения в «Основные направления» планов по вовлечению правительства РФ фактически в торговую войну с ЕС с введением «ответных» ограничений на европейские инвестиции и импорт.

В итоговом документе эти формулировки были значительно смягчены — пока РСПП готов внести только предложения для формирования переговорной позиции РФ по вопросам углеродного регулирования, хотя ссылка на необходимость «анализа позиций импорта из ЕС, по которым могут быть приняты ответные меры», и «условий инвестиций компаний ЕС на территории РФ» в документ вошла. Однако, как рассказал собеседник “Ъ”, знакомый с обсуждением вопроса, в кулуарах участники отмечали критическую зависимость ряда рынков РФ от импорта из ЕС, бесперспективность противостояния последовательной позиции Еврокомиссии по введению углеродного регулирования и необходимость плавного вхождения России в «зеленую тему».

Взаимодействие государства и бизнеса: как ГЧП решает проблемы Подмосковья

Московская область занимает второе место по уровню развития государственно-частного партнерства (ГЧП) в Центральном федеральном округе. Власти Подмосковья ставят государственно-частное партнерство наравне с бюджетным финансированием и активно его используют в целях развития экономики. О том, что такое ГЧП, как партнерство между государством и бизнесом реализуется в Московской области, читайте в материале портала mosreg.ru.

Что такое ГЧП

Читайте так же:
Имеет ли право на наследство внучка умершего сына

Государственно-частное партнерство (ГЧП) – это форма взаимодействия государства и бизнеса на взаимовыгодных условиях. Важно, что государственно-частное партнерство в первую очередь направлено на решение общественно значимых задач. Взаимодействие сторон, в данном случае государства и бизнеса, документально закрепляется, все затраты и ожидаемые результаты обговариваются заранее. В России подобные отношения регулирует Федеральный закон № 224 «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также Федеральный закон № 115 «О концессионных соглашениях».

ГЧП позволяет привлекать инвесторов к решению различных вопросов. Суть подхода в том, что государство, в Московской области в этой роли выступают органы местной исполнительной власти, а также муниципальные образования, является нанимателем частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов за счет собственных средств.

ГЧП в Подмосковье

Подписание документов

Эксперты отмечают, что Московская область имеет огромные перспективы в развитии государственно-частного партнерства на своей территории.

Так, глава комитета по оценке регулирующего воздействия Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Алексей Головченко подчеркивает, что Московская область одна из немногих, где присутствуют все необходимые компоненты для ГЧП: платежеспособность населения, спрос и желание чиновников улучшать окружающую среду.

«Перспективы огромные: необходимы и дороги, и парковки, и отдельные системы передвижения (аэроэкспресс, например). Практика показывает, что такие инфраструктурные проекты выгодны всем: горожане получают необходимое, а коммерсанты экономически выгодные проекты», – говорит Головченко.

В Подмосковье реализуются проекты ГЧП как регионального уровня, так и муниципального, в различных сферах – социальной, транспортной, дорожной, ЖКХ и ИТ.

«На сегодняшний момент Московская область реализует и рассматривает проекты ГЧП во всех отраслях, в которых можно реализовать эту форму партнерства», – отмечает председатель правления Центра развития ГЧП Павел Селезнев.

По словам заместителя председателя правительства Московской области – министра инвестиций и инноваций региона Дениса Буцаева, область рассчитывает на значительное увеличение числа реализованных проектов ГЧП, для этого проводятся мероприятия по сокращению сроков подготовки концессионных соглашений.

В области созданы проектные офисы, центры сопровождения проектов, что позволяет сокращать сроки подготовки и согласования проектов. С 2016 года в Подмосковье применяют методику Scrum – когда за проект отвечают две команды. Первая команда готовит проект до заключения соглашений, вторая команда контролирует его реализацию.

«Мы считаем, что совершенно достижимым сроком для Московской области является показатель около девяти месяцев с момента предложения идеи и до заключения концессионного соглашения, плюс около трех–четырех месяцев на финансовое закрытие сделки», – подчеркивает Буцаев.

Подмосковные проекты

В Московской области проекты ГЧП реализуются в нескольких сферах: социальной, транспортной, дорожной, ЖКТ, ИТ.

Проект «Школьный портал» уже активно используют все муниципальные и государственные школы Московской области. Этот проект стал крупной социальной образовательной сетью – школьники пользуются мобильным приложением, родители всегда могут посмотреть оценки ребенка, а у учителей уменьшилось количество бумажной работы, ведь журнал они заполняют в электронном виде.

Читайте так же:
Образец договора дарения земельного участка между родственниками

Активно развиваются в Подмосковье в рамках ГЧП транспортные и дорожные проекты.

В муниципалитетах реализуются практики по модернизации систем теплоснабжения и очистных сооружений.

Достижения

Московская область достигла значимых результатов в развитии государственного частного партнерства, о чем свидетельствуют многочисленные премии и рейтинги.

Подмосковье имеет показатель «А» по ГЧП в рейтинге АСИ. Такой рейтинг имеют только три региона Российской Федерации.

В Московской области заключено самое крупное в Российской Федерации концессионное соглашение «О создании и эксплуатации системы контроля безопасности дорожного движения в Московской области» – система фото-, видеофиксации.

За создание этой системы Подмосковье получило премию «Росинфра» за лучший проект ГЧП в IT-сфере.

Планы

Темпы развития государственно-частного партнерства в Московской области замедлять не собираются. По предварительным прогнозам, большая часть проектов ГЧП будет реализовываться в сфере ЖКХ, здравоохранения и транспортной инфраструктуры.

«Везде, где можно привлечь внебюджетные источники, будем это делать в формате ГЧП», – говорит Буцаев.

Взаимодействие государства и бизнеса на благо экономики РФ обсудили в рамках КЭФ

Успех и конкурентоспособность России во многом зависят от результатов и достижений российских компаний. Только совместными усилиями государства и бизнеса, при взаимном доверии возможно добиться ускорения экономической динамики, заявил гендиректор Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК) Владимир Рашевский, выступая на Красноярском экономическом форуме (КЭФ).

Он отметил, что выручка 500 крупнейших российских компаний сопоставима с 77% российского ВВП, по росту которого страна всё еще отстает от среднемировых темпов. И это несмотря на безусловный прогресс в достижении качества и сложности российской экономики. Для изменения ситуации, по мнению Рашевского, необходима непосредственная государственная поддержка и стимулирование компаний, повышение конкурентоспособности которых напрямую отражается на экономике и наоборот.

«Колоссальным фактором повышения конкурентоспособности для российских компаний стало обеспечение государством в последние годы макроэкономической стабильности. Самое главное для нас — это низкая инфляция и умеренно слабый валютный курс рубля, который поддерживает как импортозамещение, так и экспорт», — сказал глава СУЭК.

Устойчивое развитие бизнеса, будь то крупное, среднее или малое предприятие, и условия, в которых это происходит, являются одними из факторов, влияющих на конкурентоспособность бизнеса. И здесь Рашевский обратил внимание на нацпроекты властей, которые в том числе направлены на усиление присутствия на международных рынках, раскрытие потенциала внутреннего рынка, формирование качественной социальной среды, развитие инфраструктуры, поощрение инноваций и не только.

Особо востребованным является инструментарий государственных мер поддержки инвестиционной активности компаний и развития инфраструктуры. При этом процедуры использования мер стимулирования инвестиций не должны быть сложными, считает глава СУЭК. Комментируя планы правительства РФ по стимулированию инвестиций и упрощению регулирования, о которых говорил на КЭФ вице-премьер Дмитрий Козак, Владимир Рашевский оценил их высокую важность и позитивный эффект для будущей экономической динамики. При этом он отметил важность максимально оперативного запуска таких мер и инструментов.

Читайте так же:
Статистика разводов: причины, по которым распадаются браки

Вместе с тем для эффективной работы и качественных результатов необходимы квалифицированные кадры, нехватка которых сейчас наблюдается. Топ-менеджер обратил внимание на то, что сейчас эта одна из трех главных проблем бизнеса. Причем наиболее острый дефицит кадров складывается в очевидных точках роста, где реализуются крупные инвестпроекты. Однако и с этой проблемой государство и бизнес могут справиться совместными усилиями, добавил Рашевский.

15 января премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил о необходимости пересмотреть регуляторные требования к бизнесу, поскольку их количество в РФ необоснованно завышено, а многие нормативные акты, принимавшиеся еще в советское время, устарели и нуждаются в пересмотре. Глава кабмина поручил пересмотреть имеющиеся к бизнесу требования с точки зрения современных реалий к 1 февраля 2020 года и подготовить «дорожную карту» по изменению ситуации.

Взаимодействие государства и бизнеса

2 июня 2017 года на Петербургском международном экономическом форуме представили результаты Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах России, в котором Республика Татарстан, как и последние три года, является лидером по инвестиционному климату в Российской Федерации. Национальный рейтинг является результатом оценки условий организации бизнеса для нерезидентов регионов экспертами делового сообщества.

Составной частью данного рейтинга является рейтинг регионов по уровню развития ГЧП, ежегодно презентуемый чуть ранее. И в данном случае по итогам 2016 года согласно данному рейтингу, Татарстан уже не является лидером и не входит в топ-пятерку лучших регионов, а занимает лишь 8 место. При этом необходимо отметить о том, что в этом году Татарстану удалось подняться с 10 места (в прошлом году) и при этом даже опередить Ленинградскую область, которая, как известно, является одним из первых российских регионов, где реализуются проекты ГЧП. Значение данного показателя «Уровень развития сферы ГЧП в субъекте РФ» определяется в соответствии с методикой, утвержденной Минэкономразвития России, на основе оценки значений составляющих его факторов: нормативно-правовое обеспечение сферы ГЧП, опыт реализации проектов, а также развитость институциональной среды, в частности, наличие профессиональных проектных команд и специализированных органов управления.

Успешные проекты ГЧП

Специализированным органом управления в части ГЧП в регионе является Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан.

На сегодняшний день в Татарстане наиболее успешными инвестиционными проектами, реализованными по принципу ГЧП, являются проекты в социальной сфере. Концессия по-прежнему является основной формой реализации проектов ГЧП в России в целом. Отрасль здравоохранения традиционно является привлекательной для частной стороны, учитывая готовность софинансировать создание объектов здравоохранения объектов здравоохранения ввиду их социальной значимости.

В настоящее время Агентство ведет активную работу по содействию компании Accuray (США) на территории нашего региона. Компания Accuray, являющаяся одним из мировых лидеров в области радиохирургии, разрабатывает систему CyberKnife — роботизированную радиохирургическую систему, предназначенную для лечения опухолей в любом месте организма с субмиллиметровой точностью. 24 марта 2017 года заключено концессионное соглашение. В ближайшее время запланирован запуск центра Accuray по осуществлению томотерапии на базе Республиканского клинического онкологического диспансера.

Сегодня происходит переломный момент, когда ГЧП из стадии обсуждения переходит в практическую плоскость. На принципах государственно-частного партнерства стартует реализация крупнейших инфраструктурных проектов — строительство платных федеральных трасс, объектов энергетического комплекса, социальной инфраструктуры и др. Необходимо объединить знания экспертов, поделиться опытом запуска реальных проектов ГЧП. Участникам рынка ГЧП необходима возможность коллегиальной выработки наиболее эффективных механизмов реализации проектов ГЧП, основанных на лучшем опыте. С этой целью Агентство уже не первый год подряд проводит образовательный семинар на тему актуальных вопросов реализации проектов по принципу ГЧП с привлечением гостей из других регионов с целью обмена опытом лучшими практиками реализации подобных проектов.

Читайте так же:
Оспаривание дарственной как притворной сделки

Очевидным является тот факт, что на разработку возможных моделей финансово-экономического обоснования приоритетных проектов финансовые средства из регионального бюджета не предусмотрены. В этой связи в целях софинансирования капитальных вложений и осуществления других мероприятий, связанных с выявлением необходимых финансовых механизмов в рамках разработки инвестиционных проектов, в том числе по принципу ГЧП, Агентством инициировано создание акционерного общества «Проекты Татарстана».

«Неоспоримые преимущества и оспоримые недостатки реализации проектов ГЧП»

Так, 6 июня в Агентстве инвестиционного развития Республики Татарстан прошел ежегодный Образовательный семинар по вопросам развития государственно-частного партнерства «Неоспоримые преимущества и оспоримые недостатки реализации проектов ГЧП».

В семинаре принимали участие представители органов исполнительной власти, муниципальных районов и представители различных министерств Республики Татарстан.

С приветственным словом выступила Руководитель Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан Талия Минуллина.

«Надеюсь, что семинар станет для его участников площадкой плодотворной работы, обеспечившей овладение новыми знаниями и умениями, повышение компетенций в сфере ГЧП, а дальнейшая интеграция усилий органов государственной и муниципальной власти и частных инвесторов позволит сделать механизмы ГЧП эффективным средством для улучшения инвестиционного климата Республики Татарстан и России в целом!», — отметила Талия Минуллина.

Об опыте создания в Удмуртии Республиканского центра детского и молодежного инновационного творчества поделилась директор Регионального центра информатизации и оценки качества образования Наталья Медведева.

Удмуртская Республика имеет большой опыт в реализации подобных проектов, одним из которых является проект создания центра детского и молодежного инновационного творчества. Для Татарстана важен обмен информацией в этой сфере и обсуждение актуальных вопросов реализации проектов по принципу ГЧП, особенно с привлечением коллег из других регионов с целью рассмотрения и формирования лучших практик.

Кроме того, гость из Москвы, представитель компании RE Legal Евгений Дружинин провел две лекции на темы «Основы структуры концессионного соглашения» и «Проблемы правового регулирования в ЖКХ при структурировании проектов ГЧП».

Государственно-частное партнёрство(ГЧП) — совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. В широком смысле к основным формам ГЧП в сфере экономики и государственного управления можно отнести: любые взаимовыгодные формы взаимодействия государства и бизнеса; государственные контракты; арендные отношения; финансовую аренду (лизинг); государственно-частные предприятия; соглашения о разделе продукции (СРП); концессионные соглашения.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector