Migration48.ru

Вопросы Миграции
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Федеральный закон от N 40-ФЗ (ред. от ); Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств; (с изм. и доп, вступ. в силу с )

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021)

В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование), а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — международные системы страхования).

Судебная практика и законодательство — ФЗ об ОСАГО

«При возмещении в соответствии с пунктами 4.17.1 и 4.17.2 настоящих Правил причиненного потерпевшему вреда в натуре в случае нарушения срока проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере 0,5 процента от определенной в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» суммы страхового возмещения, но не более суммы такого возмещения.

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО) предусматривает два способа предъявления потерпевшим (выгодоприобретателем) требования о возмещении вреда, причиненного его имуществу:

Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО) N 40-ФЗ от 25.04.2002 (в случае ДТП);

Выплата страховых компенсаций в рамках Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и Гражданского кодекса Российской Федерации (в случае иного страхования);

4. Принятый в целях дополнительной защиты права потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, Федеральный закон от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» обязывает владельцев транспортных средств на условиях и в порядке, установленных данным Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств (пункт 1 статьи 4), и одновременно закрепляет в качестве одного из основных принципов недопустимость использования на территории России транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную данным Федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности (абзац четвертый статьи 3). Обязанность владельцев транспортных средств осуществлять обязательное страхование своей гражданской ответственности вытекает также из пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

учетная группа 4 «Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2003, N 26, ст. 2566; 2005, N 1, ст. 25; N 30, ст. 3114; 2006, N 48, ст. 4942; 2007, N 1, ст. 29; N 49, ст. 6067; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 9, ст. 1045; N 52, ст. 6420, ст. 6438; 2010, N 6, ст. 565; N 17, ст. 1988; 2011, N 1, ст. 4; N 7, ст. 901; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; N 49, ст. 7040; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4319, ст. 4320; 2013, N 19, ст. 2331; N 30, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4224; N 45, ст. 6154; 2015, N 48, ст. 6715; 2016, N 22, ст. 3094; N 26, ст. 3883; N 27, ст. 4293) (далее — Федеральный закон от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ);

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; N 52, ст. 5132; 2003, N 26, ст. 2566; 2005, N 1, ст. 25; N 23, ст. 2311; N 30, ст. 3114; N 48, ст. 4942; 2007, N 1, ст. 29; N 49, ст. 6067; 2008, N 20, ст. 2258; N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 9, ст. 1045; N 52, ст. 6420, 6438; 2010, N 6. ст. 565; N 17, ст. 1988; 2011, N 1, ст. 4; N 7, ст. 901; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4319, 4320; N 53, ст. 7592; 2013, N 19, ст. 2331; N 30, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4224; N 45, ст. 6154; 2015, N 48, ст. 6715; 2016, N 22, ст. 3094; N 26, ст. 3883.

Субвенции на выплату инвалидам компенсаций страховых премий по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Читайте так же:
Банковская гарантия на обеспечение исполнения контракта

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;

Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденные постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263

«Страховой полис обязательного страхования выдается страховщиком страхователю, обратившемуся с заявлением о заключении договора обязательного страхования и, если это предусмотрено Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» или настоящими Правилами, представившему иные документы, а также исполнившему обязанность по оплате страховой премии, незамедлительно после осуществления указанных действий. При заключении договора обязательного страхования со страхователем, являющимся юридическим лицом, страховой полис обязательного страхования может быть выдан в ином порядке, определенном соглашением между таким страхователем и страховщиком.».

средства, которые получены профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2013, N 22, ст. 3093) (далее — Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»), и предназначены для финансирования предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств компенсационных выплат в целях формирования фондов в соответствии с требованиями международных систем обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, к которым присоединилась Российская Федерация

Страховщики прощаются с техосмотром

Диагностическая карта не нужна будет для оформления ОСАГО с 22 августа

С 22 августа автовладельцам больше не нужен будет документ о прохождении техосмотра при оформлении полиса ОСАГО. Соответствующий законопроект будет принят Госдумой в третьем чтении уже 15 июня. Поправки, серьезно меняющие порядок покупки «автогражданки», появились в базе документов парламента во вторник, публично не анонсировались и стали неожиданностью даже для ряда участников рынка ТО. Авторы инициативы объясняют: на рынке наблюдается дефицит станций ТО, автовладельцам просто негде пройти проверку. Российский союз автостраховщиков идею поддержал, напомнив, что в марте следующего года за отсутствие ТО начнет действовать штраф в 2 тыс. руб.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ / купить фото

Госдума в среду приняла во втором чтении (15 июня примет в третьем) поправки к законам «О безопасности дорожного движения» и «Об ОСАГО». Автомобилистов ждет революционное изменение: из списка документов, необходимых для заключения договора «автогражданки», исключается диагностическая карта (ДК), которая выдается по итогам технического осмотра автомобиля. Законопроект вступает в силу 22 августа 2021 года.

Идея об «отвязке» ОСАГО от ТО была впервые высказана Российским союзом автостраховщиков (РСА) в начале 2021 года — накануне старта с 1 марта большой реформы техосмотра, о которой “Ъ” неоднократно рассказывал. С вступлением ее в силу на пунктах ТО введено обязательное фотографирование машин, ДК подлежит заверению усиленной электронной подписью, ужесточены требования к производственно-технической базе операторов. Проверки РСА показали, что не все действующие участники рынка этим требованиям соответствуют и готовы по ним работать, поэтому страховщики предложили временно выдавать полисы ОСАГО без проверки документа о техосмотре — чтобы исключить для граждан риски оказаться без полиса. В марте такой сценарий допускал зампред ЦБ Владимир Чистюхин.

Проект, который придает законодательную силу инициативе РСА, появился в базе Госдумы 8 июня. Документ публично не анонсировался. Депутаты Анатолий Аксаков, Алексей Изотов, Игорь Дивинский («Единая Россия») предлагают закрепить положение, когда для заключения договора ОСАГО не требуется диагностическая карта, поправками к законопроекту (.doc) на совершенно иную тему — об исполнении обязательств РФ перед ВТО по допуску иностранных страховщиков на российский рынок (“Ъ” рассказывал про этот документ, когда он проходил первое чтение в апреле). В среду, во время принятия во втором чтении таблица поправок, в том числе касающаяся ОСАГО и ТО, не обсуждалась.

Календарь автомобилиста

Какие нововведения ожидают водителей в 2021 году

Впрочем, Алексей Изотов позже заверил “Ъ”, что «кулуарного» принятия поправок не было: они обсуждались ранее на профильном комитете, согласованы с Минтрансом, Минфином, ЦБ, МВД и поддержаны правительством РФ. Парламентарий напомнил, что по решению правительства все выданные до 1 февраля ДК автоматически продлены до 1 октября 2021 года. Однако, по его словам, есть риск, что и после этой даты техосмотр гражданам пройти будет затруднительно: год назад в РФ было около 5 тыс. станций техосмотра, а во время пандемии их число уменьшилось примерно до 2 тыс. Дефицит операторов ТО может иметь «серьезные последствия», считает господин Изотов, поскольку после ДТП трудно будет компенсировать ущерб.

Ситуация может привести и к росту тарифов на «автогражданку», прогнозирует парламентарий, и к увеличению числа водителей без ОСАГО на дорогах.

Читайте так же:
Положен ли беременной отпуск в удобное время?

Отметим, это не первый случай, когда Госдума принимает важные изменения в законодательство, присоединяя их на этапе второго чтению к законопроекту по другой теме без широкого обсуждения. К примеру, в марте 2020 года, как рассказывал “Ъ”, правительство внесло в Госдуму законопроект для уточнения полномочий правительства РФ по введению режимов повышенной готовности и ЧС во время пандемии. На этапе второго чтения к документу по инициативе Минэкономики неожиданно были присоединены поправки к закону о ТО о переносе «большой реформы» с июня 2020 на март 2021 года, при этом была изменена периодичность проверок.

Как изменились требования к пунктам техосмотра

В РСА, комментируя законопроект, заявили “Ъ”, что поправки нужны для обеспечения «доступности ОСАГО»: «Это заложено в самом законе, где полис определен как «публичный договор», то есть страховщики обязаны вне зависимости ни от каких факторов осуществить продажу полиса». Существующая «увязка» полиса и ДК, заметили в РСА, не соответствует мировой практике. В союзе при этом напомнили, что с 1 марта 2022 года вступает в силу новая редакция КоАП, согласно которой за отсутствие техосмотра на автомобиль будет применяться штраф в 2 тыс. руб., при этом фиксация нарушений будет происходить с помощью автоматических камер. Это, считают в РСА, станет «серьезным стимулом» для автовладельцев пройти проверку.

«Данная норма обсуждалась и не стала для нас сюрпризом,— сообщил глава Союза операторов техосмотра Максим Бурдюгов.— Радикальных последствий для рынка не вижу.

Неизменной остается ст. 14 закона «Об ОСАГО», согласно которой у страховщиков сохраняется право регрессного иска к водителю, который попал в ДТП и в этот момент на машину не было оформлено диагностической карты или истек срок ее действия (норма применяется только при авариях с автобусами, грузовиками и такси — “Ъ”). Стимул проходить ТО сохраняется, но в другой форме». Сама по себе отвязка ОСАГО от ДК, считает господин Бурдюгов, просто расширит возможности проходить проверку в удобное для автовладельца время. Он напомнил, что техосмотр сегодня уже обязателен для грузовых авто более 3,5 т и автобусов: штраф по ст. 12.1 КоАП составляет 800 руб.

Реформу процедуры ТО поставили под сомнение кибермошенники

Глава гильдии операторов ТО при Московской ТПП Игорь Волчек полагает, что нововведение позволит убрать с рынка часть «посредников», нелегально торгующих диагностическим картами. «Удивляет только, что законопроект втихую принимался и ни с кем не обсуждался,— отметил он.— Все эти конвульсии и постоянные дерганья — внезапное продление действия карт, перенос сроков реформы, отвязка ОСАГО от ТО — участников рынка весьма нервируют. Поэтому предсказать, какой будет эффект, сложно».

Координатор движения «Синие ведерки», глава рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов назвал поправки «прекрасной новостью», добавив, что техосмотр нужно сделать вообще добровольным для владельцев легковых авто, не связанных с коммерческими перевозками.

Глава ГИБДД выступил против снижения скорости в городах до 30 км/ч

Глава ГИБДД РФ Михаил Черников в среду заявил, что МВД выступает «категорически против снижения порога максимальной скорости с 60 до 30 км/ч». Его слова приводит «РИА Новости». Инициаторам идеи господин Черников предложил «сесть за руль и передвигаться по городу, особенно в вечернее время, со скоростью 30 км/ч для понимания абсурдности ограничений». Глава ГИБДД призвал прекратить «втягивать МВД в необоснованные решения по ограничению прав автомобилистов».

Таким образом, МВД опровергло ранее опубликованное сообщение ТАСС со ссылкой на начальника Научного центра безопасности дорожного движения МВД (входит в структуру в Госавтоинспекции) Дмитрия Митрошина о том, что тот якобы поддержал идею снижения скоростного режима до 30 км/ч на городских улицах. Сообщение в среду стало одной из самых обсуждаемых новостей. В конце мая с идеей снижения скорости до 30 км/ч выступила ООН для всех городов мира, инициативу поддержал столичный департамент транспорта. Сам господин Митрошин, комментируя в среду сообщение ТАСС, также его опроверг.

Михаил Черников также заявил, что МВД выступает против снижения «администрируемого порога наказания с 20 до 10 км/ч». Речь идет о норме КоАП, согласно которой штраф за превышение менее чем на 20 км/ч не выносится. Дискуссии о снижении лимита ведутся с 2014 года на разных уровнях, о чем неоднократно рассказывал “Ъ”. К 1 августа МВД и Минтранс должны представить согласованную позицию по данному вопросу, соответствующее поручение ранее дал ведомствам вице-премьер Марат Хуснуллин.

Закон Об ОСАГО

Федеральный закон Об ОСАГО регулирует всю деятельность страховых компаний. Именно он защищает интересы водителей и страховщиков. В нем строго определены:

  • общие положения – основные понятия и принципы страхования, приоритетность законов;
  • порядок и условия страхования;
  • порядок получения и размер выплат;
  • особенности профессионального объединения страховщиков.
Читайте так же:
Документы на квартиру после вступления в наследство

Большинство важных моментов для водителей отражены во второй части основного законодательного акта об обязательном страховании. В их число входит информация о правилах страхования, суммах выплат, проведении независимых технических экспертиз и другом.

Третья глава раскрывает, когда и при каких условиях можно получить компенсацию от страховщика за понесенный ущерб.

В четвертой и пятой главах уже отражено регламентирование деятельности страховых компаний и особенностей их профессионального объединения.

Особенности текущей редакции ФЗ № 40

Изменения в законодательные акты по обязательному страхованию вносятся регулярно. Государственная дума улучшает закон, делая его более удобным для водителей и обеспечивая максимальную защиту их интересов.

В новой редакции были введены следующие моменты:

  • до 4 июля 2016 года страховые компании могли существенно затягивать процесс осмотра повреждений автомобиля. Ранее у них было 5 дней, начиная с момента предоставления машины владельцем. Теперь оценка ущерба должна быть выполнена в течение 5 дней, начиная с момента подачи заявления в страховую компанию;
  • запрет на независимую экспертизу. Теперь результаты самостоятельно организованной оценки, вне зависимости от того, какая сторона ее инициировала, не имеют юридической силы;
  • продления срока претензий. Новая редакция расширяет срок подачи претензии с 5 до 10 дней;
  • определение срока действия полиса. Начиная с 1 сентября 2016 года срок страхования не может быть менее одного календарного года;
  • появление электронных полисов. Появились изменения закона, которые позволяют оформлять страховку через интернет. Воспользоваться этой функцией водители могли уже с 1 января, если ранее получали хотя бы один полис.

Важно, что изменения в законодательстве, касающиеся страхового полиса, устанавливают ответственность водителей за предоставление ложных данных. Делая это с целью завышения страховых выплат, владелец транспортного средства должен будет не только оплатить ремонт своей машины, при попадании в ДТП, но и возместить страховой компании незаконную разницу в размере платежей.

Для получения полиса теперь потребуется диагностическая карта. Такой документ не имеет каких-либо степеней защиты, так как информация о нем заносится сразу в базу данных «Российского объединения автостраховщиков».

Контроль за обязательностью страхования

Положения законодательного акта определяют, что сотрудники дорожной полиции обязаны проверять наличие полисов у водителей. Если они отсутствуют, то владельцу транспортного средства придется заплатить штраф. На данный момент действуют следующие суммы:

  • за отсутствие полиса – 500 рублей;
  • за отсутствие водителя в полисе – 500 рублей;
  • за просроченный полис – 1 000 рублей.

Следует отметить, что законодательные органы планируют в ближайшее время существенно увеличить размер финансовой ответственности для водителей, внеся соответствующие изменения в Законе об ОСАГО.

Оценка изменений в Законе об ОСАГО

В законодательной среде наблюдаются продолжительные дебаты о содержании. Вносимые изменения, с точки зрения водителей и государственных представителей:

  • устанавливают недостаточный уровень ответственности страховщиков за выполнения взятых обязательств. Поправки должны в большей степени учитывать этот момент, обеспечивая защиту прав водителей;
  • отличаются двойственностью толкования. Некоторые положения закона не дают точного определения ситуаций и понятий;
  • необходимость доплачивать за ремонт автомобиля во многих случаях. Действующая редакция не обеспечивает полную и эффективную работу системы страхования.

Как отмечается, многие страховые компании стремятся занизить или вовсе аннулировать свою ответственность, избежав выплат. Версия законодательного акта об обязательном страховании автомобиля в последней редакции позволяет несколько повысить защищенность прав водителей.

Ст. 14 ФЗ № 40 «Об ОСАГО». Возмещение вреда виновником ДТП

Данная статья подробно описывает случаи, когда страховщик может требовать возмещения от виновника ДТП.

Если вред причинен лицом, находящимся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), к страховщику, осуществившему страховую выплату, переходит требование потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленной потерпевшему выплаты (подпункт «б» пункта 1 статьи 14 ФЗ № 40). Презюмируется, что вред причинен лицом, находящимся в состоянии опьянения, если такое лицо отказалось от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

9 января 2019 года вышли изменения к Закону об ОСАГО подробнее.

Закон об ОСАГО

Плотников Виталий Николаевич — автор статьи

Закон состоит из шести глав, включающих в себя 34 статьи. Рассмотрим наиболее значимые из них.

Согласно ст. 4 Закона все владельцы, то есть собственники, транспортных средств обязаны оформить полис ОСАГО на принадлежащие им транспортные средства, которые принимают участие в дорожном движении. Указывается, что после приобретения права собственности на транспортное средство гражданин должен застраховать свою ответственность в течение 10 дней с момента покупки транспортного средства. При этом в соответствии с указанной статьей полис ОСАГО не надо получать в отношении следующих категорий транспортных средств:

1. транспортные средства, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час;

2. транспортные средства, на которых по причине их технических характеристик не распространяется действие законодательства России о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении;

Читайте так же:
Приказ на выговор и лишение премии (образец) 2022

3. транспортные средства Вооруженных сил РФ и других подобных формирований;

4. транспортные средства, которые зарегистрированы в зарубежном государстве;

5. прицепы к легковым автомобилям;

6. транспортные средства, которые не имеют колес в качестве двигательного устройства (например, бульдозеры).

Если водитель не оформил полис ОСАГО, то в случае ДТП он обязан за свой счет возместить причиненный ущерб. При этом отдельно сказано, что в случае причинения вреда жизни и здоровью потерпевшего размер взыскиваемой с виновника ДТП суммы может быть не меньше установленной Законом максимальной суммы страховой выплаты.

Помимо закона к отношениям, связанным с ОСАГО, применяются Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ст. 5 Закона).

В соответствии со ст. 6 Закона полисом ОСАГО не покрываются следующие страховые случаи:

— причинение вреда при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в договоре ОСАГО;

— причинение морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды;

— причинение вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах;

— загрязнение окружающей среды;

— причинение вреда воздействием перевозимого груза;

— причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей;

— убытки работодателя, вызванные причинением вреда работнику;

— причинение вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому ими грузу, установленному на них оборудованию и иному имуществу;

— причинение вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке;

— повреждение или уничтожение антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного характера, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности.

Максимальные страховые суммы по ОСАГО предусмотрены в ст. 7 Закона. Так, за вред жизни или здоровью потерпевшего максимум может быть выплачено 500 000 рублей; за имущественный вред – 400 000 рублей.

Договор ОСАГО заключается на один год. Он может быть заключен на 20 дней при отсутствии диагностической карты, если собственнику после покупки автомобиля требуется перегнать его к месту регистрации, а также при необходимости следования к месту проведения технического осмотра автомобиля. Если договор ОСАГО был досрочно расторгнут, то страховая компания обязана вернуть часть уплаченной страховой премии (ст. 10 Закона).

Очень важной является ст. 11 Закона, в которой установлен порядок действий виновника ДТП и потерпевших при возникновении страхового случая. Виновник ДТП по требованию других участников происшествия обязан сообщить им о данных своего полиса ОСАГО. Далее стороны ДТП обязаны сообщить о наступлении ДТП в свою страховую компанию. Срок и порядок такого уведомления определяются договором ОСАГО. Если потерпевший намерен воспользоваться своим правом на страховое возмещение, он обязан при первой возможности уведомить страховую компанию виновника ДТП о наступлении страхового случая и в сроки, установленные правилами обязательного страхования, направить страховщику заявление о страховом возмещении и документы, предусмотренные правилами обязательного страхования. Водителями должны быть заполнены бланки извещений о ДТП.

Обычно для оформления обстоятельств ДТП вызываются сотрудники полиции. Но это не требуется при наличии условий, предусмотренных ст. 11.1 Закона: в результате ДТП вред причинен только автомобилям; у обоих участников ДТП есть полиса ОСАГО; обстоятельства ДТП, полученные повреждения автомобилей признаны обеими сторонами ДТП. При наличии всех указанных условий каждый водитель должен составить извещение о ДТП и в течение пяти дней с момента ДТП направить его в свою страховую компанию. Потерпевший направляет в свою страховую компанию извещение о ДТП, которое совместно заполнено с виновником ДТП, вместе с заявлением о прямом возмещении убытков. Страховые компании в этих случаях вправе потребовать предоставления транспортных средств для осмотра и проведения независимой экспертизы, причем собственники автомобилей не имеют права в течение 15 дней после ДТП ремонтировать или утилизировать поврежденные автомобили. Максимальная сумма, подлежащая выплате, при оформлении ДТП самими водителями составляет 50 000 рублей.

В остальных случаях действует порядок, предусмотренный ст. 12 Закона. Потерпевший в ДТП направляет заявление и необходимые документы для получения страховой выплаты в страховую компанию виновника ДТП. Если потерпевший представил не все документы, то страховая компания в этот же день должна указать ему на это. Если потерпевшему причине вред здоровью, то он имеет право на возмещение расходов на лечение и утраченного заработка. Точный размер выплаты в этом случае определяется в соответствии со специальной методикой, утвержденной Правительством РФ, но не более 500 000 рублей.

Согласно ст. 12 Закона потерпевший в течение пяти дней после представления страховой компании виновника ДТП всех документов для получения страховой выплаты должен предоставить поврежденное транспортное средство для осмотра или проведения независимой технической экспертизы. Результаты такого осмотра и экспертизы доводятся до сведения потерпевшего. Результаты самостоятельно организованной потерпевшим независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества или его остатков не принимаются для определения размера страхового возмещения в случае, если потерпевший не представил поврежденное имущество или его остатки для осмотра и (или) независимой технической экспертизы.

Читайте так же:
Глава 4. Содержание договора потребительского кредита

Экспертиза не проводится, если по результатам осмотра страховой компанией потерпевший не возражает против определенной суммы страховой выплаты. Если же потерпевший не согласен с озвученной суммой выплаты, то страховая компания обязана провести независимую экспертизу. В этом случае потерпевший обязан предоставить для экспертизы поврежденный автомобиль.

В соответствии со ст. 12 Закона страховое возмещение потерпевшему, чей автомобиль зарегистрирован на территории России, может быть осуществлено только путем организации и оплаты восстановительного ремонта автомобиля. В виде денежных средств осуществляется возмещение в следующих случаях:

1. полная гибель транспортного средства;

2. смерть потерпевшего;

3. причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего;

4. если потерпевший является инвалидом;

5. если стоимость восстановительного ремонта превышает сумму максимального страхового возмещения;

6. по соглашению со страховой компанией.

После осмотра автомобиля страховая компания выдает потерпевшему направление на ремонт. При этом место ремонта по такому направлению не должно находиться на расстоянии более 50 километров от места ДТП или места жительства потерпевшего. Если страховая компания согласна, потерпевший может провести ремонт в выбранном им автосервисе. В ст. 12 Закона указано, что если в ходе проведения восстановительного ремонта будет установлено превышение стоимости ремонта суммы в 400 000 рублей, потерпевший должен будет доплатить из собственных средств недостающую сумму.

Страховая компания обязана произвести страховую выплату или выдать направление на ремонт в течение 20 календарных дней с момента получения заявления потерпевшего и всего комплекта документов (ст. 12 Закона). Если страховая компания нарушает сроки выплаты, то потерпевший вправе требовать с нее уплаты пени за каждый день просрочки.

Если виновник ДТП за счет своих средств осуществил компенсацию причиненного потерпевшему ущерба, у которого есть полис ОСАГО, то виновник ДТП вправе взыскать уплаченную им сумму со страховой компании потерпевшего (ст. 12 Закона).

В ст. 14 Закона перечислены случаи, когда страховая компания виновника ДТП имеет право предъявить к нему регрессное требование в сумме выплаченных потерпевшему денежных средств:

1. вред жизни или здоровью потерпевшего был причинен вследствие умысла виновника ДТП;

2. вред был причинен при управлении транспортным средством в состоянии опьянения;

3. виновник ДТП не имела права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред;

4. виновник ДТП скрылся с места ДТП;

5. виновник ДТП не был включен в договор ОСАГО;

6. страховой случай наступил при использовании транспортного средства в период, не предусмотренный договором обязательного страхования;

7. виновник ДТП в случае оформления документов без участия сотрудников полиции не направил в его страховую компанию извещение о ДТП в установленные сроки;

8. если виновник ДТП в течение 15 дней с момента ДТП приступило к ремонту или утилизации поврежденного транспортного средства или не предоставило страховой компании автомобиль для осмотра или экспертизы;

9. на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты на автомобиль;

10. при оформлении электронного полиса ОСАГО было предоставлены недостоверные сведения.

Для заключения договора ОСАГО в соответствии со ст. 15 Закона водитель должен представить следующий пакет документов:

2. паспорт гражданина РФ;

3. свидетельство о регистрации автомобиля;

4. водительское удостоверение;

5. диагностическая карта.

Согласно ст. 16.1. Закона потерпевший перед обращением в суд с иском о взыскании страховой выплаты или для решения иных споров со страховой компанией в связи с ОСАГО должен предварительно направить в страховую компанию претензию.

Закон предусматривает возможность выплаты потерпевшему компенсационной выплаты в связи с причинением ему вреда жизни или здоровью, имущественного вреда. Такие выплаты в соответствии со ст. 18 Закона полагаются в следующих случаях:

1. страховая компания виновника ДТП признана банкротом или у нее отозвана лицензия (в этом случае выплачивается компенсационная выплата в связи с причиненным имущественным ущербом);

2. неизвестно лицо, которое причинило вред;

3. отсутствие полиса ОСАГО у виновника ДТП.

Компенсационные выплаты осуществляются профессиональным объединением страховщиков. Максимальные суммы компенсационных выплат составляют 500 000 рублей (за вред жизни или здоровью) или 400 000 рублей (за имущественный ущерб). Заявление потерпевшего и приложенные к нему документы должны быть рассмотрены в течение 20 календарных дней.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector